Пешка-солдат, или Душа шахматной партии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Стафеев, К. В. Пешка-солдат, или Душа шахматной партии / К. В. Стафеев, Е. Б. Стычинская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2423/ (дата обращения: 10.12.2024).



Название «шахматы» знакомо каждому. Я начал играть с 6 лет. Игрой в шахматы меня «заразил» дед. Я редко выигрывал и очень расстраивался. Поэтому попросил маму записать меня в шахматный клуб «Белый слон», где занимаюсь уже 3 года. Постепенно я понял, что сам процесс игры увлекает намного больше, чем возможность выиграть. Личный интерес и моё хобби обуславливают выбор темы.

Сейчас выпущено много книг, с помощью которых можно научиться играть в шахматы. Но практически все они доступны и понятны школьникам среднего звена, а вот пособий для младших школьников пока мало.

Цель написания моей работы — обобщение основных правил игры в шахматы для начинающих игроков и создание газеты, которая поможет усвоить основы игры и заинтересовать моих сверстников. Первый выпуск этой газеты хочу посвятить знакомству с шахматной фигурой пешкой, которая, на мой взгляд, является самой простой, но одновременно загадочной и интересной.

Актуальность разработки состоит в том, что она позволит облегчить юным шахматистам освоение данной темы, побуждая сверстников и малышей играть не в компьютерные игры, а в шахматы, предлагая к изучению мою газету.

Я предполагаю, что пешка — это не просто «солдат» в игре, а «душа» шахматной партии.

Я начал свою работу с того, что изучил литературу по теме. Изучил историю появления шахмат. Появилась игра более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индии. Прародительницей современной игры была древняя военная чатуранга. На Руси игра в шахматы получила свое распространение с IX века и год от года становилась всё популярнее.

Потом я расписал в работе всё о шахматной фигуре пешке, особо уделив внимание её ценности. Изучая литературу, я встретил, что знаменитый мастер игры Ф. Филидор говорил, что «Пешка — «душа шахматной партии». Меня заинтересовало это мнение, ведь до этого я считал пешку самой слабой шахматной фигурой, просто солдатом. В ходе работы над проектом мне предстояло выяснить, так ли это на самом деле, соглашусь ли я с этим мнением. Поэтому дальше наступил следующий этап моей работы. Продолжил изучать всё про пешку. Обозначил в работе, как ходит шахматная пешка, как она бьёт. Я стал всё время наблюдать за ходом игры ребят в клубе, и теперь уже основываясь на своих навыках в игре, обнаружил такие особенности. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей начальной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». Превращение пешки имеет глубокое значение. Пешка может казаться незначительной, но она далеко не бессильна! Она не может превратиться только в короля, а может остаться пешкой. Теперь, зная возможность превращения пешек, я смог ответить вопрос, поставленный в начале работы: «Пешка — это душа шахматной партии!» Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур. Только они создают атаку и защиту, их расположение решает участь партии. Моя гипотеза подтвердилась.

Потом я приступил к практической части своей работы. Мне очень хотелось поделиться со сверстниками тем, что интересного знаю я про игру в шахматы, и, конечно, про пешку. Я сформулировал и собрал материал, который хотел бы опубликовать в газете. Газету я решил назвать «Шахматы с нуля», поскольку информация в ней ориентирована для изучения начинающими играть в шахматы. В ходе работы столкнулся с проблемой. Создание газеты в электронном виде оказалось очень трудным делом для третьеклассника. Для практического воплощения моей задумки мне на помощь пришёл мой наставник — учитель Стычинская Е. Б. Конечно, чтобы разрабатывать советы, нужны практика и опыт. Считаю, что хоть опыт у меня небольшой, в практической части своей работы я также сформулировал свои советы начинающим игрокам, которые представлены на слайде. Дополнительно я обозначил 7 шахматных правил, которые пригодятся и в игре, и в жизни.

Итак, в ходе написания работы все свои идеи и поставленные цели я воплотил. У нас вместе с наставником получилось создать газету «Шахматы с нуля», которая поможет проявить интерес у детей к игре в шахматы, дети научатся лучше понимать игру. Я обобщил знания о шахматной фигуре пешке. Главное, я сделал вывод, что пешки являются душой шахмат. Именно благодаря пешке, необычным правилам её движений и взятий, её способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой.

Газета будет иметь практическое значение. Материалы работы могут найти применение на уроках внеурочной деятельности по шахматам в начальной школе, на классных часах, а также на занятиях в учреждениях дополнительного образования, таких как шахматный центр, в котором я занимаюсь. Проект будет интересен учащимся, учителям, родителям. Экземпляры газеты я подарил в читальный зал школьной библиотеки, библиотеку п.Строителей, в шахматный клуб, где я занимаюсь. Мне удалось достичь цели проекта, потому что эта тема была мне интересна. Закончив проект, я могу сказать: «Всё, что я задумал, получилось». Я поделился со сверстниками моим хобби, своими знаниями и успехами.

Работа над этим проектом предполагает продолжение изучения. Я продолжу изучение возможностей игры и конкретных шахматных фигур. Второй номер своей газеты «Шахматы с нуля» я хочу посвятить шахматной фигуре «конь».

В продолжение своей темы я буду разбираться в том, что осталось для меня загадкой, основательно изучу все возможные победные шаги в шахматной игре, что поможет мне стать известным шахматистом.

Приложение

Создание газеты для начинающих игроков «Шахматы с нуля»

D:\Documents\ШКОЛА\ПРОЕКТ_ШАХМАТЫ_КИРИЛЛ_3 класс\Газета стр.1.jpg D:\Documents\ШКОЛА\ПРОЕКТ_ШАХМАТЫ_КИРИЛЛ_3 класс\Газета стр.2-3.jpg

Литература:

  1. Весела И., Шахматный букварь. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Википедия: https://ru.wikipedia.org
  3. Зак В., Я играю в шахматы. — Л. Детская литература, 1985.Карпов А. Е. «Учитесь шахматам», — М: Эгмонт Россия, 2005.
  4. Карпов А. Е. Серия «Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова. Первая ступень», — М: Русский шахматный дом, 2017.
  5. Костров В. В. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» — СПб., 2015.
  6. Пешка // Шахматы: Энциклопедический словарь / Глав. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — с. 301.
  7. Сейраван Яссер «Шахматный учебник беспроигрышной игры». https://pikabu.ru
  8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. — М.: Педагогика, 1991.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя — Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  10. Шахматный учебник для детей / Н. М. Петрушина.-Изд.17-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 221стр.
  11. Я познаю мир. Шахматы: детская энциклопедия / авт. текста И. М. Линдер. — М.: Астрель: АСТ, 2002.


Задать вопрос