Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Булат Окуджава
В последнее время возрос интерес общества к процессу межличностной коммуникации, к способам достижения наибольшей ее эффективности. На просторах Интернета можно найти массу статей о том, как правильно вести беседу. Например, советуют учиться вести беседу, задавая вопросы собеседнику, внимательно слушать его, стараться делать комплименты. Именно возросший интерес к понятию комплимент заслуживает, по нашему мнению, особого внимания и определяет актуальность темы нашего исследования.
Значительные расхождения в отношении к комплиментам изначально возникают из-за расплывчатости самого термина. К сожалению, авторы, пишущие о комплиментах, не уделяют этому обстоятельству должного внимания и используют определения, под которые подходит и то, и другое, и третье. Вот почему большинство приводимых ими примеров «комплиментов» на самом деле представляют собой похвалу, а иногда и лесть, действенность которых значительно уступает комплиментам. Именно поэтому необходимо разобраться в этом понятии и провести анализ художественных произведений для поиска комплиментов.
Объектом нашего исследования явились следующие литературные произведения: А. Грин «Алые паруса», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», И. А. Крылов басни «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица», А. П. Чехов «Толстый и Тонкий», Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Ревизор».
Предмет исследования: комплимент и его виды.
Цель исследования : установить основные мотивы использования комплиментов героями художественных произведений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
– дать словарное определение слова «комплимент»;
– описать основные виды комплиментов и привести примеры из художественных произведений;
– определить круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
– составить таблицу типов комплиментов и выявить наиболее частый тип комплиментов, используемый героями художественных произведений.
Гипотеза : мы предположим, что мотив использования комплиментов героями художественных произведений заключается в получении личной выгоды от собеседника в результате общения.
Методы исследования :
– классификация
– описание
– анализ
Исследование состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы.
Основная часть состоит из двух частей. В первой раскрывается понятие комплимента, его виды. Вторая часть включает анализ художественных произведений на предмет использования комплиментов.
Теоретические аспекты понятия «комплимент»
Словарные определения термина «комплимент»
Словарь Брокгауза и Эфрона дает следующее определение слову комплимент: «комплимент — лестное выражение, любезность». В словаре Ожегова: «комплимент — любезные, приятные слова». В «Википедии» находим: «Комплимент (фр. compliment) — это умело подчеркнутое некое существующее достоинство собеседника, особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова». Все эти определения комплимента (в широком смысле), помимо собственно комплимента (в узком смысле), включают такие понятия, как лесть и похвала.
Важной частью комплимента в значении «приятные слова, лестный отзыв» являются средства художественной выразительности. Именно благодаря им комплимент обретает особенную красоту. Его своеобразие и меткость во многом зависят от умения использовать в речи или на письме изобразительно-выразительные средства языка (главным образом, эпитеты, метафоры и сравнения).
Удачное применение комплимента — выбранная ситуация, обладание необходимой информацией об адресате, хорошее владение языком и чувство такта — наделяет комплимент той силой, которая оказывает психологический эффект на адресата, вызывая благорасположение к автору комплимента. Отметим, что в разные исторические периоды существовали свои особенности выражения комплиментов. Например, в России начала XVIII века часто использовались комплименты-кальки из других языков, комплиментарные штампы, так как в то время само понятие комплимента только появилось в русском языке и своего опыта комплиментарной речи у населения не было.
Во второй половине XVIII века комплименты постепенно «обрастали» своими, живыми, ассоциациями, изобиловали образными сравнениями, нередко становясь излишне пышными, а в XIX веке вместе с развитием русского литературного языка стали уже более тонкими и изящными. Примеры разнообразных комплиментов можно увидеть не только во всевозможных письмовниках, но и в литературных произведениях, где поэты и писатели демонстрировали свои умения в искусстве владения комплиментарной речью. При выражении комплимента традиционной коммуникативной парой являются мужчина адресант — женщина адресат.
Комплимент как риторический жанр имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию. Однако в большинстве случаев композиция комплимента оказывается двух — или однокомпонентной. В устной речи текст комплимента представляет собой, как правило, единичное высказывание. Это связано со спонтанностью и неподготовленностью, характерными для разговорной речи. Этим же объясняется и отсутствие разнообразия в использовании риторических фигур.
Комплименты в художественных произведениях
Языковые средства выражения комплиментов
Значение комплимента велико. Оно зависит от многих факторов. Не секрет, что если комплимент исходит от сердца, то он способен моментально поднять настроение тому, кому он адресован. Также при помощи комплимента можно легко и искусно подчеркнуть то, что отличает человека от других, делает его особенным. А умело сказанный комплимент помогает достичь поставленной цели и поддерживать хорошие отношения.
Средства выражения комплимента в тексте весьма разнообразны:
- Комплимент выражен эпитетом:
— Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай! (М. Лермонтов)
- Комплимент представлен в виде связки местоимения и полного прилагательного:
Певец мой дорогой, поэт мой знаменитый,
Позволь, обняв, тебя по-прежнему любить… (А. Фет)
- Языковой маркер комплимента — краткое прилагательное во множественном числе:
Их было две. Нам должно их назвать:
Пожалуй, мы хоть старшую Варварой
Меньшую Александрой станем звать.
Они прекрасны были. Чудной парой… (А. Фет)
- Местоимение сочетается с кратким прилагательным в единственном числе:
Друзья! Как он хорош за чашею вина!
Как молодой души неопытность видна! (А. Фет)
- Языковым средством выражения является сочетание существительного и полного прилагательного:
И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой… (А. Пушкин)
- Языковое средство выражения комплимента — существительное :
Мороз и солнце! день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин)
- Сочетание полного прилагательного и дополнения :
О, Береника! Сердцем чую
Заочный блеск и власть красы,
И помню россыпь золотую
Твоей божественной косы. (А. Фет)
- Комплимент выражен сочетанием местоимения, существительного и полного прилагательного:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил… (А. Пушкин)
- Простая форма сравнительной степени качественных прилагательных:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет,
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее». (А. Пушкин)
- Комплимент выражен в форме вопросительного предложения:
— Не правда ли, мсье Печорин, что серая шинель гораздо более идет мсье Грушницкому?
— Я с вами не согласен, — отвечал я, — в мундире он ещё моложавее. (М. Лермонтов)
Комплименты выполняют различные функции:
– приветствие,
– прощание,
– выражение чувств по поводу чего-либо.
Комплименты можно классифицировать по разным критериям. Тематическая классификациякомплиментов включает следующие параметры:
- внешность;
- предмет одежды;
- внутренние качества;
- ум, способности и талант;
- возраст;
- действия, результат действий;
- комплимент, направленный собеседнику, вещи, члену семьи собеседника
Речевая структура комплиментов позволяет нам выделить следующие типы:
- Прямой комплимент
- Косвенный комплимент
- Комплимент — антитеза
- Комплимент — ответ
Прямой комплимент . Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он, в основном, имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т. е. детальную характеристику объекта:
Косвенный комплимент . Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого.
Комплимент-антитеза. Комплимент строится на антитезе.
Комплимент-ответ. Строится по следующей структурной схеме: «То же самое могу сказать и о Вас».
Также, мы можем разделить комплименты по выражению оценки:
- «Незатейливый» комплимент (всегда прямой): отмечаются внешние, нравственные, интеллектуальные, физические данные адресата:
— Это брат ты мой, — воскликнул он со свойственной ему порывистой певучестью в голосе, — эта девушка — изумительное, гениальное существо, артистка в настоящем смысле слова, и притом предобрая. (И. Тургенев)
- «Дедуктивный» комплимент: через положительную оценку социума, к которому принадлежит адресат, говорящий выражает свое отношение к нему:
Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз. (М. Лермонтов)
- «От вещи — к личности»: через оценку «вещи», имеющей отношение к собеседнику, положительно оценивается и он сам:
Как идет вам чепчик новый,
Как идет большая шаль!
Поздравляю вас с обновой… (А. Фет)
- Комплимент-сравнение. Возможности положительной оценки через сравнение весьма разнообразны: это может быть сравнение с авторитетной, престижной личностью. Сравнение выражается как эксплицитно, так и имплицитно:
Гляжу в твое лицо, в сияющие очи,
О добрый гений мой!
Лицо твое — как день, ты вся при свете ночи –
Как призрак неземной! (А. Фет)
- Комплимент через ощущения говорящего:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда! (Ф. Тютчев)
- Антикомплимент:
— Но у вас сегодня вялый вид, — повторила она. — Это вас старит. (А. Чехов)
- Комплимент «чужими устами»: в этом случае применяется прием «сдвига», когда авторство комплимента приписывается третьему лицу; используется для создания иллюзии объективной оценки, а также в случаях, когда говорящий не расположен к открытой демонстрации своих чувств:
— Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. (А. Пушкин)
Мотивы использования комплиментов героями художественных произведений
Рассмотрим приведенные выше типы комплиментов на примерах художественных произведений.
К прямым комплиментам относятся комплименты, объектами которых могут стать одежда, прическа, внешность собеседника, его положительные качества, положительная оценка действий, поведения собеседника. Пример из произведения А. Н. Островского:
«Егор Дмитриев Глумов! Каково пишет! Чисто, ровно, красиво! По почерку сейчас можно узнать характер! Ровно значит аккуратен…кругло, без росчерков, ну, значит, не вольнодумец». [с.6].
«Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан». (А. Грин «Алые Паруса» [с.1]
Есть и косвенные комплименты, когда похвала относится к адресату опосредованно: адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого, отмечая положительное воздействие, которое оказывает на него адресат, хвалит какие-либо достижения адресанта
« Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». («Бедная Лиза» Н. М. Карамзин) [с.2].
«…видеть тебя есть великое благополучие для всякого» [с.2].
По стилю разговора комплименты могут носить вынужденный характер:
«Правда ли, говорят, будто бы я на барышню похожа?» — «Какой вздор! она перед тобой урод уродом». (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка») [с.7].
«Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?» «Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»
«Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый».
В этом произведении есть и множество прямых комплиментов, описывающих внешность: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». [с.7].
Одно из самых важных требований к комплименту — умеренность в его выражении и частоте употребления, так как излишнее усердие может превратить вежливого и учтивого человека в льстеца, как это происходит в баснях И. А. Крылова «Кукушка и Петух» и «Ворона и Лисица».
Кукушка и Петух всячески расхваливают певческие таланты друг друга. Кукушка на все лады восхищается музыкальными дарованиями Петуха, а тот, в свою очередь, умиляется голосом Кукушки:
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобно которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает Петух самого Бога в свидетели, что говорит правду. Сравнивая кукованье с соловьиным пеньем, он превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, Петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Но всё это герои делают только ради того, чтобы услышать приятное о себе.
Героиня второй басни захотела угоститься сыром, вот и пустила в ход своё оружие — лесть. Сначала Лиса всем своим видом показала, как она восхищена Вороной («с Вороны глаз не сводит»), а потом плутовка прибегла к своему главному козырю — льстивой речи.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
А сладкие речи способны творить чудеса! Лисица похвалила внешний вид Вороны, а потом попросила её спеть. Поддалась Ворона лести, и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!» Лиса выставлена здесь льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие, не скупясь на комплименты, и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить желаемое. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастливые, такие как Ворона.
Таким образом, главное отличие комплимента от лести — это цель. Если преследуются личные, корыстные цели — то это лесть. Если хочется поддержать отношения и сделать приятное собеседнику — это комплимент.
В рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий» один из главных героев (Тонкий), радуясь встрече с товарищем, произносит комплименты в его адрес: «Такой же красавец, как был! Такой же душонок и щёголь!»- и мы понимаем, какое чувство испытывает вначале Тонкий. И оно было искренним. Но узнав, что Толстый намного выше его по званию, Тонкий начинает льстить собеседнику, который из друга-товарища превращается в Ваше превосходительство. Перед нами уже совершенно другой человек, вызывающий отвращение. Так комплимент помогает писателю раскрыть характер героя.
В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» особого внимания заслуживает сцена, когда Оксана, оставшись одна, любуется собой и произносит комплименты в свой адрес: «Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет на свете? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!..- Нет, хороша! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя». Кузнец Вакула, любящий её, тоже произносит комплимент в её адрес: «Чудная девка!». На данном примере мы тоже убедились в том, что комплименты помогают передать чувства героев и раскрыть их характер.
В повести «Тарас Бульба» комплименты чаще всего мы слышим из уст главного героя — Тараса Бульбы. При встрече с сыновьями он говорит об Остапе: «Добрый будет казак!» Когда Тарас с сыновьями приехал на Сечь, первый, кто им попался, был запорожец, спавший на середине дороги. «Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него.
—Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура!»
Тарас восхищается своими сыновьями и произносит в их адрес комплименты: «О! да этот будет со временем добрый полковник! -ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!» (об Остапе). «И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! Не Остап, да добрый, добрый также вояка» (об Андрии).
Таким образом, мы видим, что в данной повести Гоголь использует комплименты, характеризующие внешний и внутренний мир героев. С их помощью автор передаёт чувство восхищения отца сыновьями и встретившимся запорожцем.
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь также уделяет особое внимание речевой характеристике действующих лиц. Ряд индивидуальных особенностей имеет речь Ивана Александровича Хлестакова, в которой встречаются многочисленные комплименты в адрес Анны Андреевны и Марьи Антоновны. Хлестаков восхищается платочком, покрывающим лилейную шейку Марьи Антоновны: «Какой у вас прекрасный платочек!», хвалит её губки: «А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода», глаза: «А ваши глаза лучше, нежели важные дела». Комплимент Хлестаков адресует и Анне Андреевне: «А она тоже аппетитна, очень недурна», — правда, она это не слышит. Именно поэтому Хлестакову удается привлечь их внимание. Данная речевая характеристика доказывает слова самого Хлестакова: «Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен». Речи Анны Андреевны тоже свойственны комплименты в адрес Хлестакова («Какой приятный», «такой прекрасный, воспитанный человек, самых благороднейших правил» и др.) и его слуги («любезный»). Комплименты, сделанные героями комедии друг другу, говорят об их внутренней пустоте и легкомыслии.
Благодаря комплименту вносится большая эмоциональная нагрузка. Функцией комплимента становится установление контакта, способность провоцирования положительных эмоций. Как мы можем заметить, чем более непринужденной является обстановка общения, тем больше шансов на положительный результат у автора комплимента. Поэтому чаще всего функционирование комплимента происходит в неформальной обстановке.
В данной работе, проанализировав художественные произведения на выявление мотива комплимента, мы могли провести анализ частотности комплиментов в зависимости от объекта. В своем исследовании мы проанализировали десять литературных произведений русских писателей.
За 100 % были приняты 28 реплик из художественных произведений, включающих в себя различные типы комплиментов. Далее был произведен подсчет общего количества комплиментов. Распределив комплименты на подгруппы, нам удалось составить таблицу частотности типов комплиментов:
Тип комплимента |
% от общего числа реплик |
количество реплик по типам |
Комплимент, направленный собеседнику, вещи, члену семьи собеседника |
9 % |
3 |
Комплименты внешнему виду человека |
27 % |
8 |
Комплименты, оценивающие определенные способности; ум, талант |
19 % |
5 |
Комплименты, характеризующие действия, результат действий |
16 % |
4 |
Комплименты внутренним, моральным качествам |
10 % |
3 |
Комплименты возрасту |
9 % |
2 |
Комплимент одежде собеседника |
10 % |
3 |
100 % |
28 |
Таким образом, в рамках исследования выявлено, что в русских художественных произведениях преобладают комплименты внешнему виду человека. Основным фактором, обусловливающим такое положение, может служить функция комплимента, направленная на установление положительного контакта непосредственно с личностью человека.
Заключение
В данной работе мы провели анализ художественных произведений русских писателей с целью определить основные мотивы использования комплемента героями художественных произведений известных русских писателей.
Для достижения поставленной цели, нами были выполнены следующие задачи:
– дали словарное определение слова «комплимент»;
– описали основные виды комплиментов и привели примеры из произведений художественной литературы;
– определили круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
– составили таблицу типов комплиментов и выявили наиболее частый тип комплиментов, используемый героями художественных произведений.
Таким образом, мы можем утверждать, что цель нашей исследовательской работы была достигнута.
Мы определили, что в русских художественных произведениях преобладают комплименты внешнему виду человека, а также оценивающие ум и талант личности собеседника. Значит, основным мотивом использования героями художественных произведений комплемента является установление положительного контакта в личных интересах, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Литература:
- Грин А. С. Алые паруса. Москва, 2020. 480с.
- Ишмуратова С. Р. Функционирование этикетных речевых жанров в художественном тексте (на материале произведений В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1210.
- Карамзин Н. М. Бедная Лиза. Москва, 2020. -224 с.
- Колегаева А. В. Особенности интерпретации коммуникативного акта «комплимент» (на материале художественных произведений и кинофильмов) // Инновации в образовании. 2006. № 2. С. 135–139.
- Пушкин А. С. Барышня-крестьянка // Повести Белкина. Москва, 2020 224 с.
- Семенова Е. А. Место и роль комплимента в русском языке: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Семенова Екатерина Анатольевна. — М., 2010. — 202 с.
- И. П. Крылов басни, Москва, Издательство Детская литература, 2020. -222 с.
- А. П. Чехов Толстый и Тонкий, Москва, Издательство Азбука-Аттикус, 2018.- 128 с.
- Н. В. Гоголь Ночь перед Рождеством, Москва, Издательство Профпресс, 2018.- 96с.
- Н. В. Гоголь Тарас Бульба, Москва, Издательство АСТ, 2016.-320с.
- Н. В. Гоголь Ревизор, Москва, Издательство, АСТ, 2017. — 224 с.