Современные дети и гаджеты | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 09.04.2021

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Вершинина, С. М. Современные дети и гаджеты / С. М. Вершинина, И. С. Чекрыгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3.1 (44.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2448/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир и общение ребенка.

Ключевые слова: интернет, общение, гаджеты, взросление, детство, здоровье, компьютерные и мобильные игры, цифровые сервисы и платформы.

Мир меняется. Это заметно не нам, детям, родившимся в начале 2000-х годов, а нашим родителям. Мы родились при википедии, социальных сетях, голосовых помощниках, умных домах с умными роботами-пылесосами, и уже сейчас можем звонить и оплачивать покупки через наши часы.

Наши родители, учителя и ученые настороженно смотрят, как различные гаджеты и цифровые платформы влияют на развитие и здоровье нашего поколения. Мы, как дети, с любопытством погружаемся в новые возможности цифрового мира: смотрим «Ютьюб», пишем в чаты, играем с друзьями в онлайн, занимаемся по «Zoom» с репетиторами и учителями во время самоизоляции и пандемии. Хотя последнее для нас идет в нагрузку от родителей и школы.

В своем докладе я хочу показать различные возможности и риски влияния гаджетов на психологическое и физическое здоровье детей. Ведь этот новый мир не только пугает наших родителей и взрослых, но и расширяет наши возможности в общении. Хотя для реализации всех возможностей необходимо еще изучать иностранные языки, учиться использовать новые программы и применять функции гаджетов.

Окей, Алиса, давай расскажем, что происходит с нашим детством!

Цифровизация нашего детства

Я родилась в 2011 году, когда только появился iPhone 4s и iPad 2, мессенджеру «Ватсапу» было только 2 года социальной сети «Фейсбук» было уже 7 лет, а «Вконтакте» — 5 лет. Мои родители достаточно строго относятся ко времени, которое я провожу с мобильным и в Интернете. А я только в последний год каждый день сижу в Интернете или на «Ютьюбе», но у меня тоже была «цифровая няня» в виде телевизора и спутниковых каналов, которые я смотрела с детства.

Часть родителей находят удобным, что, предлагая гаджет своему ребенку, они получают пару часов свободного времени. Потом они сталкиваются с проблемами нашего развития и воспитания, но мы об этом поговорим позже. Важно запомнить, что телевизор, планшет, смартфон и компьютер стали гаджетами, с которыми растут современные дети.

Если раньше воспитание было прямым: взрослый-ребенок, то сейчас изменилось оно на взрослый-интернет-ребенок. Привычные места воспитания, игр и общения: дом и улица дополнились так называемым цифровым домом — смесью гаджетов, программ и Интернета, которыми пользуется современный ребенок. Интернет и гаджеты, как «цифровые няни», становятся влиятельными посредниками между окружающим миром и детьми, к тому же они частично задают зону ближайшего развития ребенка.

Для своей работы я не буду использовать данные за 2020 год, так как с мировой самоизоляцией во время пандемии он сильно отличается от других годов. В 2019 году Институт исследования Интернета опубликовал доклад «Детский рунет 2019», в котором были отмечены очень важные данные для нашей работы:

- дети в Интернете играют в онлайн-игры — 59 % детей, смотрят видео — 53 %, изучают образовательный контент — 42 %. Стоит отметить, что дети до 7 лет чаще смотрят видео, а дети постарше больше тратят время на игры. Я играю каждый день по 1,5–3 часа;

- «Youtube» — наиболее популярный сайт у детей для просмотра видео. Наиболее популярны у них видеоблоги (влоги), анимация и контент, связанный с прохождением популярных онлайн-играми. Например, я почти каждый день смотрю вышедшие ролики про «Minecraft» от моих любимых 4-х блогеров;

- почти 80 % родителей говорят, что следят за тем, что делают их дети в Интернете, а 20 % не делают этого;

- дети, как я, которым сейчас 8–11 лет, чаще начинали пользоваться Интернетом в 6–7 лет. Малыши, которым сейчас 5–7 лет, чаще становились интернет-пользователями в 4–5 лет. Кстати, в Европе средний возраст попадания детей в Интернет через гаджеты также варьируется в 4–5 годами.

Основная проблема использования гаджетов с раннего возраста заключается в том, что мы не можем сами регулировать время его использования и проводим в нем все больше и больше времени в ущерб традиционным занятиям. Ну и важно понимать, что дети часто сами плывут по Интернету, где много информации с которой нам рано сталкиваться или которая опасна для детей. Да, можно защитить с помощью специальных программ и настроек домашней сети, но большинство взрослых в этом плохо разбираются.

Исследование Фонда развития Интернета — отечественной организации, которая является лидером научных исследований цифровизации детства, — показало, что только за 3 года — с 2013 по 2016 год доля детей, находящихся в Интернете или играющих в смартфон около 8 часов в сутки (это почти 3,5 месяца в году) выросла с 14 % до 32 %. Я сама нахожусь в средней группе риска и провожу с гаджетами минимум 3 часа в день.

Все это приводит к тому, что дети практически всегда сталкиваются с зависимостью от Интернета и гаджетов. Доходит до того, что многие не могут с ними расставаться даже во время нахождения в классе во время уроков. Мы теряем контроль над временем нахождения с гаджетами, а еще нам плохо, и мы волнуемся, становимся агрессивными или подавленными, проводя больше времени с ними в ущерб другим формам поведения. Психологи называют это синдромом отмены и заменой реальности.

Другие отечественные исследователи отмечают, что «цифровые няни» и взросление детей наедине с Интернетом и гаджетами уже приводит к заметным изменениям: многие дети начинают копировать дикцию и тон (интонирование), которое напоминает интонирование в «развивающих» приложениях. Меняется и мышление ребенка, которое упрощается из-за голосовых помощников в гаджетах и телеприставках, которые приучают наиболее просто формировать запросы. Для взрослых это не страшно, так как они могут и более сложно сформулировать фразы, а для детей это становится проблемой, так как у них изначально начинает формироваться упрощенное мышление и им сложно формировать речь с разными подтекстами.

Конечно, есть и более позитивные проявления. Мы лучше пользуемся разными гаджетами и сервисами, быстрее находим информацию и лучше понимаем эмодзи и мемы. Да и в играх, где важна реакция, мы быстро обыгрываем взрослых игроков. Многие считают, что это из-за нашей многозадачности, но мнения о том, хорошо это или плохо, разделились.

Окей, гугл, что такое многозадачность?!

Многозадачность, память и внимание

Наиболее сильное влияние зависание в гаджетах и в Интернете оказывает на детскую память и внимание. Российские педиатры и детские психологи уже давно бьют тревогу по поводу того, что нам сложнее удерживать внимание длительное время, что мы относимся к Интернету, как внешнему банку памяти и запоминаем, как искать информацию, но не сами факты. Наша память не тренируется, а мы думаем, что она отлично работает, так как мы быстро находим подсказки в Интернете. Это как решать математические задачки с калькулятором. Потом его можно использовать, но в начале изучения математики мы должны тренировать свой мозг и память.

Нам стало сложно концентрировать внимание и уже уроки по 45 минут кажутся сложными. А многие передачи на ТВ, чаще образовательные, кажутся скучными, и мы их смотрим фоном, совмещая это с другими делами. Ученые называют это многозадачностью и говорят о том, что у нас формируется «непрерывное рассеянное внимание», когда человек следит за всем сразу, но ни на чем не сосредотачивается. А игры учат нас добывать алмазы или какие-то другие вознаграждения, но при этом оказывают влияние на нашу мотивацию.

Нам сложно фокусироваться на получении отложенной выгоды, и мы хотим ее получать «здесь и сейчас», а не долго работать на результат. Для игр это нормально, ведь им нужно зарабатывать на продаже «игровых алмазов» или удержании детей в играх, чтобы они смотрели рекламу. Для детей, которые плохо контролируют свои эмоции и время нахождения в играх, это становится проблемой, и они меняют свой детский стиль мотивации и вознаграждения своих действий за «правильное поведение» в игре.

Еще многозадачность не работает так, как нам кажется. Наш мозг обрабатывает информацию, планирует долговременные цели (закончить год на 5-ки в четверти), запоминает незаконченные задачи (сделать домашние задачи и подготовить выступление на уроке), разделяет большие задания на мелкие части и доводит их до завершения (дописать этот доклад).

Информацию, связанную с одним делом, мозг успевает обработать, с двумя — уже сложнее, скорость обработки значительно уменьшается. В то же время эта скорость может существенно возрастать благодаря практике и тренировкам, и нам, детям, это делать легче и удобнее, но мы сильнее устаем, хуже мыслим и запоминаем информацию.

Те же ученые бьют тревогу, так как они считают, что нам будет сложно воспринимать какую-либо ситуацию в целом, видеть общее за частностями, рассуждать абстрактно и планировать заранее, откладывать поощрение на будущее.

Прогрессирующая интеллектуальная деградация уже получила новое медицинское название — «цифровая деменция». Деменция обычно бывает у старых людей, но теперь стала и болезнью нашего поколения.

О чем же я еще хотела вам рассказать? Забыла. Алиса, напомни мне?!

Зрение и осанка

Точно! Помимо педиатров и психологов тревогу бьют окулисты и ортопеды. Постоянное использование гаджетов резко ухудшает работу нашего скелета, мышц и глаз. Дети плохо видят, у них болят кисти рук, шея и спина.

Близорукость в России выросла в 1,5 раза и на ее появление сильно влияет длительная нагрузка на глаза с близкого расстояния. К чтению обычных книг и выполнению домашних заданий в тетрадях добавилось многочасовое зависание в гаджетах. Офтальмологи отмечают, что речь идет не только о гаджетах, а об общей загрузке детей уроками, хобби с секциями и зависанием за гаджетами. А прогулки и подвижные игры во дворе, которые очень полезны для зрения, стали большой редкостью. Взрослым некогда, они работают, а у нас или нет детских площадок, или нас боятся выпускать во двор. Причин много, но альтернатива тут — планшет, ТВ и смартфон с чатами и «Ютьюбом».

Ну и конечно осанка тоже страдает. Врачи отмечают, что общее ухудшение зрения у детей и подростков напрямую связано с проблемами позвоночника, нарушением осанки и недостатком дневного света. Это влияет на кровоснабжение мозга и соответственно и на нормальную работу глаз, а естественный дневной свет влияет на правильный рост глазного яблока, предотвращая его быстрые скачки.

В 2020 году из-за пандемии мы много гуляли в старой части Самары, где мало прохожих. Были дни, когда мы проходили по 10–15 км, я уставала так много ходить, но думаю, это хорошо влияло на мое зрение.

Есть специальные очки, которые позволяют снизить влияние излучения экрана на глаза человека. Такие очки пригодятся не только взрослым, когда они работают за компьютером, но и детям, когда они смотрят телевизор. Еще нужно выставлять яркость экранов гаджетов не на полную мощность и следить за общим освещением в комнате.

Многие могут задаться вопросом, а почему осанка так важна?! Есть исследования о влиянии гаджетов на осанку взрослых. Вес головы взрослого человека в среднем составляет 4–5 кг, и наклоняя голову, мы увеличиваем нагрузку на шею и грудь. Вот что рассказывают в статье «Влияние гаджетов на осанку»:

- при наклоне головы на 15 градусов нагрузка на спину возрастает до 12 кг;

- наклон в 30 градусов увеличивает нагрузку до 18 кг;

- 45 градусов прибавляет позвоночному столбу еще 22 кг;

- наклон в 60 градусов увеличит нагрузку до 27 кг.

У нас голова полегче, но сидим мы за гаджетами дольше. Хотя мой папа, кажется, больше всех в семье сидит за гаджетами, надо с ним поговорить про это!

Siri, что можно с этим сделать?

Заключение: как сделать использование гаджетов удобнее

Большинство взрослых считают, что надо запрещать гаджеты и строго контролировать время нахождения в Интернете. Петербургский семейный и возрастной психолог Катерина Мурашова провела серию экспериментов в 2017 году:

Она замерила еженедельное время за гаджетами и в Интернете у детей с тремя типами контроля родителей:

  1. Четкое нормирование Интернета и игр по времени. Например, 1,5 часа в день. Участвовало 19 семей.
  2. Спорадический контроль и запреты. Правила и ограничения озвучены, но за ними особо не следят. Ситуативно наказывают. Участвовало 23 семьи.
  3. Не контролируют и не ограничивают. Участвовало 6 семей.

Основная гипотеза заключается в том, что семьи первого типа приводят к минимальному «зависанию» в гаджетах, а также к совпадению времени, согласованного с родителями, и реального времени нахождения в сети. Взрослые считают, что, когда правила известны, разумны и понятны, их обычно соблюдают.

Результаты исследования удивили всех:

1 группа: 7 часов заявлено и 21,7 часа на практике;

2 группа: 11,5/24,3 часов соответственно;

3 группа: 25/23,7 часов соответственно.

Как видите, контроль с правилами не совсем правильное решение. Вот что мне кажется может подойти для взрослых и их детей:

- детям с 7 до 11 лет, у которых если есть гаджеты, установить бесплатную программу, которая ограничивала бы сидение за гаджетами без перерывов и по общему времени;

- следить за освещением в квартире;

- больше находить время на совместные прогулки и помощь в нахождении новых друзей во дворе, с кем можно гулять. Для нашего поколения это проблема;

- купить специальные очки и помогать их использовать;

- самим носить очки и тоже следить за своим зависанием в гаджетах и играх.

Я считаю, что игры полезны, как и, например, уборка под музыку, но еще нужна альтернатива. Книги, которые интересно читать, друзья, с которыми можно гулять, родители, у которых есть свободное время на своих детей. Хоть немножко. Это поможет нам, вашим детям, быть более здоровыми и веселыми!

Siri, сохранить заметку и отправить на почту kaf.no@sgspu.ru!

Литература:

  1. «Дети и гаджеты. Можно ли отучить и нужно ли отучать новое поколение от непрерывного смотрения в экран» // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4323118
  2. «Катерина Мурашова: контролировать или пустить на самотек? О результатах одного эксперимента» // URL: https://snob.ru/selected/entry/121270/
  3. «Офтальмолог оценил влияние смартфонов на зрение детей» // Статья в онлайн журнале. URL: https://www.mk.ru/social/health/2020/01/08/oftalmolog-ocenil-vliyanie-smartfonov-na-zrenie-detey.html
  4. URL: https://valsport.ru/blog/vliyanie-gadzhetov-na-osanku/
  5. Зверева, Нина. Звезда соцсетей. Как стать крутым блогером / Н. Зверева, С. Иконникова. — Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2021. — 152 с.: ил. — (Навыки будущего).
  6. Зверева, Нина. Сторителлинг. Как стать популярным и легко заводить друзей / Н. Зверева, С. Иконникова. — Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2020. — 152 с.: ил. — (Навыки будущего).
  7. Институт исследования Интернета, «Детский рунет 2019». URL: https://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/childrunet-2019–26032020.pdf
  8. Коммерсантъ, «Дети и гаджеты. Можно ли отучить и нужно ли отучать новое поколение от непрерывного смотрения в экран». URL: https://www.kommersant.ru/doc/4323118
  9. Нигордс Карин, Кристианссон Йоханна. Как устроен Интернет. От байта до YouTube — СПб.: Питер, 2019. — 56 с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
  10. Солдатова Г. В. Пойманные одной сетью: представления детей и взрослых об Интернете: исследование. // Фонд Развития Интернет. М., 2011.
  11. Фаликман М. Многозадачность и ловушки мышления. URL: https://postnauka.ru/longreads/82274
  12. Шейн Бирли. Как стать видеоблогером. // ООО «Манн, Иванов и Фербер» — М.,2020.


Ключевые слова

Интернет, общение, здоровье, детство, гаджеты, взросление, компьютерные и мобильные игры, цифровые сервисы и платформы
Задать вопрос