Образ природы в русском народном костюме Симбирской губернии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличные иллюстрации Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (44) март 2021 г.

Дата публикации: 09.02.2021

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Сосновикова, В. А. Образ природы в русском народном костюме Симбирской губернии / В. А. Сосновикова, С. В. Вихирева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2343/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность исследования. Каждый человек должен знать историю своей Родины, историю своего народа. А любой национальный костюм служит отражением этой истории.

В каждой местности были свои исторически сложившиеся художественные образы.

Цель. Выяснить, как образ природы отразился в предметах материальной культуры этноса — в национальном костюме.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

  1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
  2. На основе созданного модельного ряда проанализировать отличительные особенности, символизирующие природный аспект, девичьего и женского, мужского костюмов.
  3. Изучить и сравнить методики изготовления натуральных нитей/тканей из различного природного сырья.
  4. Изготовить опытный образец натуральной нити.
  5. Познакомиться с элементами предпринимательства: оценить трудоемкость, энергозатраты экспериментального процесса, качество продукта.

Объект: Русский национальный костюм Симбирской губернии 19 века.

Предмет: Отражение образа природы в русском национальном костюме.

Гипотеза. Русский народный костюм как произведение искусства передает образное восприятие людьми жизни, природного окружения.

Новизна исследования заключается в экспериментальном воссоздании опытных образцов натуральной ткани.

Практическая значимость. Сохранение этнокультурной среды в современном обществе посредством воспроизводства предметов материальной культуры.

Как стало известно из литературных источников, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. [1]

Поскольку территория Поволжья заселялась выходцами из северных и южных губерний, здесь в прошлом бытовало два типа русского костюма.

Один тип — севернорусский — состоял из рубахи и сарафана. Другой тип русского костюма представлял собой комплект из рубахи и юбки-поневы.

В Симбирской губернии отдавалось предпочтение преимущественно северному типу русского костюма, т. е. сарафану. Историки предполагают, что выбор в большей степени определялся соседством с чувашами, мордвой. [3]

В мужском костюме регионального компонента выявлено не было.

На протяжении трех лет я работала над созданием коллекции русского национального костюма Симбирской губернии, изучала исторические источники, работала в музеях, консультировалась со специалистами.

Воссоздание коллекции русского костюма Симбирской губернии

Рис. 1. Воссоздание коллекции русского костюма Симбирской губернии

На сегодняшний день воссозданы три костюма [2]:

− девичий праздничный костюм 1910–1920 гг. Симбирской губернии, Сызранского уезда, с. Жемковка;

− русский народный костюм середины 19 века Симбирской губернии, с. Палатово;

− русский народный костюм замужней женщины середины 19 века Симбирской губернии.

Анализируя литературные источники, я пришла к выводу, что девичий костюм шился из более ярких, цветастых тканей, на поясе крепились большие разноцветные помпоны, часто пояс был украшен вышитым цветами карманом-лакомником. Всё это делалось для того, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола. А у замужних женщин костюм шился из тканей более тёмных оттенков, на поясе были скромные кисточки, так как постороннее внимание было не только не нужно, но и не желательно.

Я узнала интересный факт: у женщин, в отличие от незамужних девушек, шилась рубаха до середины икр, потому что, когда женщина выходила работать в поле, а в поле, в основном, работали женщины, то они снимали сарафан, ведь он шился из более плотного, тяжёлого и дорогостоящего материала, а рубаху подпоясывали поясом. Рубаха могла служить как ночная сорочка, в ней так же можно было купаться в речке. [1]

Мужской костюм, в отличие от женского, чаще шился из более дешевых, прочных натуральных тканей. Украшением рубахи, как правило, служил орнамент. Такая тенденция сохранилась, даже когда в широкое употребление вошли фабричные ткани.

Многие исследователи считают, что неокрашенные и неотбеленные материалы естественных цветов кажутся однообразными по своей цветовой гамме, однако богатство их оттенков пробуждает яркие ассоциации с природой. Русские люди жили в гармонии с родной природой.

Результаты исследований и их обсуждение

1. Для проведения ботанических исследований я изготовила гербарий самых распространенных в нашей местности растений, применяемых для получения природного волокна — конопли сорной сорная (лат. Cánnabis ruderális), подвид конопли обыкновенной (Cannabis sativa) и крапивы двудомной (Urtica dioica).

Гербаризация

Рис. 2. Гербаризация

2. Я захотела «окунуться в историю» и попробовать воссоздать процесс изготовления ткани из природного материала. Оценить, насколько трудоёмким был процесс получения натуральной ткани.

Как я уже упоминала, жители северных районов Среднего Поволжья нательную одежду изготовляли, главным образом, из льна и меньше конопли, а в южных, наоборот, большее распространение имели конопляные ткани.

В 19 веке в Симбирской губернии ткань ткали из волокон конопли. Воссоздать весь процесс добывание волокна из конопли несложно, но сам сбор конопли и переработка этого растения чревато серьёзными последствиями.

Также я выяснила, что довольно популярна в то время была ткань из крапивного волокна. Сравнив методики изготовления конопляного и крапивного волокон, я решила остановиться на последнем.

Для того, чтобы получить волокно из крапивы, а затем спрясть нить, я немного оптимизировала методику.

Если крапиву собрать уже поздней осенью, то процесс мочки-сушки можно не делать, т. к. этот процесс уже прошёл на корню. Как в нашем случае. В старину начинали собирать так рано, для того, чтобы за сезон собрать несколько раз достаточное количество. Мне же нужно было показать, что весь процесс получения нити из крапивы очень трудоёмкий, но реальный.

Отделение волокон от стебля

Рис.3. Отделение волокон от стебля

Скручивание волокон

Рис. 4. Скручивание волокон

Естественный цвет нитей серо-бежевый. Также можно окрасить пряжу в различные цвета. Чтобы получить коричневую пряжу, нужно окрасить её в луковой шелухе. Чтобы получить жёлтую пряжу, её нужно окрасить в куркуме и т. д.

Пряжа из крапивы получается очень воздушная и нежная, и каждый раз после стирки изделия из этой пряжи становится всё мягче и мягче.

Люди изготавливали себе одежду из крапивы на протяжении нескольких столетий и в некоторых местах это ещё сохранилось. Ведь этот процесс бесплатный, а самое главное — экологичный!

Полученные мною результаты являются весьма значимыми для сохранение этнокультурной среды в современном обществе посредством воспроизводства предметов материальной культуры.

Процесс прядения

Рис. 5. Процесс прядения

Эстетическое в русском народном костюме — это его природные, художественные и социальные особенности.

Литература:

  1. Адоньева С. Б. О ритуальной функции женщины в Русской традиции // Живая старина. — 1998. — № 1.
  2. Туркина О. А. Народный костюм Симбирской губернии. Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А. Гончарова// Традиция в истории культуры. Сборник докладов и тезисов докладов 2 региональной конференции. — Ульяновск: УлГУ, 2000. — 365 с.
  3. Туркина О. А. Русские сарафаны //Духовная культура русского населения Среднего Поволжья. Сборник фольклорно-этнографической экспедиции УлГПУ. — Ульяновск, 2001. С.91–96.


Задать вопрос