Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 1433 раза

Библиографическое описание:

Положенко, Е. В. Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина / Е. В. Положенко, О. Е. Кондрацкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2341/ (дата обращения: 16.12.2024).



Когда говорят о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, то отмечают многогранность его произведений и широту тематики. Поэтому не удивительно, что тема воспитания и образования нашла своё отражение в творчестве писателя. Для исследования в рамках данной работы была выбрана первая половина XIX века, поскольку в этот период окончательно сформировались черты дворянской идеологии — понятия чести и долга, высокого патриотизма.

Изучая на уроках литературы произведения А. С. Пушкина «Барышня-Крестьянка» (1830), «Дубровский» (1833), невольно обращаешь внимание на то, как похожи семейные традиции воспитания и образования. Чтобы понять, являются ли эти традиции типичными для того времени, нужно изучить их глубже.

Воспитание и образование дворянских детей в провинции

В 1762 году Петр III (1728–1762) издал Манифест о вольностидворянству, освободив дворян от обязательной военной и гражданской службы. Это сословие получило возможность селиться в своих имениях, прежде заброшенных, превращая их в «дворянские гнезда».

«В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал», — читаем мы в повести «Барышня-крестьянка». Единственной обязанностью дворянства Манифест оставлял получение домашнего образования «чрез искусных и знающих учителей», а также в российских и иностранных учебных заведениях, «…чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом».

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере семей: Троекуровых и Дубровских, а в повести «Барышня-крестьянка» двух других семей: Муромских и Берестовых. Много общего в жизни этих семей:

  1. Главы семейств — вдовцы, имеющие детей.
  2. Во всех семьях мужчины служили в гвардии.
  3. Сыновья обучались в Петербурге вдали от отчего дома.
  4. Дочери получали домашнее образование с привлечением гувернеров-иностранцев.
  5. Родители определяли судьбу своих детей без их согласия.

Есть ли среди этих совпадений случайные? Что было характерно для семейного уклада дворян ХIХ века? Как они воспитывали своих детей?

К XIX веку сложился уклад семейного дворянского воспитания и образования, включающий воздействие на ребенка членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.

Первый домашний воспитатель, к которому попадал ребёнок сразу после рождения, была кормилица. Она занимались детьми до одного года и происходила из бедных слоёв населения, так как считалось, что до семи лет нужно уделять должное внимание лишьбиологическому развитию ребёнка.От нее дети получали больше ласки, тепла и заботы, чем от родных родителей.

Забрав ребёнка у кормилицы, его отдавали в руки няни — русской женщины, обычно крепостной . «Няня — женщина, которой поручен надзор за ребенком», — читаем мы в толковом словаре В. И. Даля.

Обязанности няни определяли сами родители, всё зависело от того, с какой целью семья приглашала ее в свой дом. Она могла лишь поддерживать здоровье ребёнка в нормальном состоянии, а могла быть его «духовной» кормилицей. Именно няни рассказывали сказки и пели колыбельные, передавая своим воспитанникам народные традиции. Всеми своими переживаниями, горестями и радостями дети делились непосредственно с няней, поэтому эмоциональная связь между ребёнком и няней была очень крепка. Няни сохраняли своё почётное звание навсегда.

Этот образ-сквозной в творчестве А. С. Пушкина, так как его няня, Яковлева Арина Родионовна , была для поэта именно духовной кормилицей. С маленьким Сашей няня не расставалась со дня его рождения до его поступления в лицей. Он очень любил ее, часто называя не только «няней», но и «мамушкой». Сохранилось несколько писем к Пушкину, написанных под диктовку Арины Родионовны, в которых проявляется глубочайшая любовь няни к своему Саше: «… вы у меня беспрестанно в сердце и на уме; и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Приезжай, мой Ангел, к нам, в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться…»

Когда опальный поэт был выслан из Петербурга в село Михайловское Псковской губернии, Арина Родионовна фактически разделила ссылку со своим любимым воспитанником. Так пишет из Михайловского Пушкин брату Льву: « Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . Он сумел заново открыть для себя детские сказки, беря их за основу ужесвоих произведений. Почти все пушкинские сказки рождаются после уединения в Михайловском. Арина Родионовна, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, дала свежие, жизненные мотивы для его творчества. Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя « наперсницей волшебнойстарины », « подругой юности моей», «доброй подружкой».

Пророческими в этом плане являются слова самого Александра Сергеевича: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». Оригиналом няни Владимира Дубровского была, по признанию поэта, его няня Арина Родионовна .

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! ……. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, ………. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева». Читая эти строки, мы видим, насколько теплыми были отношения между Владимиром Дубровским и его няней.

С 6–7 лет детиначинают заниматьсясгувернёрами или гувернантками, в зависимости от пола ребёнка . Гувернёр –воспитатель детей, приглашённый в семью, часто иностранец (В. И. Даль. Толковый словарь русского языка).

В истории гувернерства России можно выделить ряд этапов.

В петровское время в почете были немецкие учителя. Немецкие гувернантки отличались педантичностью и практичностью — они воспитывали хороших будущих матерей, способных разумно вести хозяйство. Но во время правления императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762) «королем языков» становится французский. На французский, как язык международного общения, были переведены все мировые классики, античная литература. Этот язык был сформирован, гибок, легок и изящен, его считают сильной прививкой русскому языку и словесности. В середине XVIII века в Россию приехали первые мадемуазель. Француженки славились легкостью характера, искренней любовью к детям, утонченными манерами.

Позже в Россию хлынул поток иностранцев. У большинства из них даже не было образования, поэтому ценили их за счет знания иностранного языка. Нередко малообразованные люди приезжали в Россию за наживой. Мы это видим в романе « Дубровский»: «Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее …», -говорит настоящий Дефорж, приехавший в Россию, чтобы стать гувернером в доме Троекурова.

Порядок в домашнее образование внесла Елизавета I (1709–1762). Указом от 1755 года она запретила заграничным воспитателям учить детей без предварительной сдачи специального экзамена в Академии наук в Санкт-Петербурге или в Московском университете. Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны, а их хозяевам — штраф в 100 рублей, большие по тем временам деньги.

Поскольку учебных заведений для подготовки преподавателей тогда не существовало, в аттестате почти никому не отказывали. Образованные гувернеры чаще всего попадали в семьи аристократии, в то время как малообразованные оседали в семьях среднего и мелкого дворянства, в том числе провинциального.

В начале XIX века в семьях появились английские гувернантки . Они были воплощением строгости и благопристойности. Приглашение такой гувернантки считалось быть признаком чудаковатости. У Пушкина в « Барышне-крестьянке» таким общепризнанным чудаком был англоман Григорий Иванович Муромский: « Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка».

Александр Пушкин создал собирательный образ английской гувернантки: « Резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам — мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России». Французское прочтение фамилии (которая по-английски звучала бы Джексон) указывает на то, что мода на французских гувернёров еще не ушла.

Нередко, родители помимо гувернёров нанимали учителей, которые занимались изучением отдельных дисциплин с детьми. Такой деятельностью могли заниматься лица, имеющие высшее образование, отставные военные гражданские чины и вышедшие в отставку учителя. На рубеже XVIII — XIX веков стало типичным доверять воспитание ребенка гувернантке, а обучение избранным предметам — учителю.

Важнейшим правилом, которым руководствовались гувернёры при воспитании детей, являлась честь как основной закон поведения дворянина. Девиз « Честь — прежде всего» основной в домашнем образовании детей до середины XIX века. Решающая установка в воспитании и образовании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало быть, потому что он — дворянин.

Поскольку социальные роли у мальчиков и девочек были разные, то воспитание и образование подразделялось на женское и мужское.

Особенности мужского воспитания

Обучение и воспитание мальчика ориентировалось на служение Отечеству.

Мальчики сначала получали домашнее воспитание и образование гувернёрами и учителями, затем покидали родительский дом и отправлялись получать образование в учебном заведении. С 7–8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге.

Некоторая часть училась в частных пансионах. Сыновья особо знатных семей имели возможность поступить в привилегированные закрытые заведения -- Пажеский корпус и Царскосельский лицей в Петербурге.

Одна из обязанностей мужчин — военная служба, защита своего государства. На военной службе были Троекуров и Дубровский-старший.

« Спустя несколько лет Троекуров , отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие…», «Сей Дубровский , отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом…», — читаем мы в повести «Дубровский».

Военная служба считалась наиболее почетной и естественной для дворянина. Отсутствие ее в биографии требовало особых объяснений (физические недостатки, болезнь или неимение средств для службы в гвардии). В связи с этим большинство дворянских семей стремилось определить сыновей в военные училища.

Военное образование получил и главный герой одноименного романа — Владимир Дубровский. Он «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию».

Алексей Берестов из повести «Барышня- крестьянка» закончил обучение в университете, вернулся в родовое гнездо, но собирался поступить на военную службу, так как «к статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно не способным».

Понятно, почему особенное внимание уделялось физическому воспитанию мальчиков их готовили к военной службе: обучали гимнастике, плаванию, фехтованию, верховой езде, приучали не бояться холода.

Особенности женского воспитания

Дворянская девушка строго должна была соблюдать нравственные нормы: верить в Бога, почитать отца и мать.

Девочка воспитывалась гувернанткой на протяжении всего периода взросления. Главной целью присутствия гувернанток в имении являлась подготовка юной барышни к светской жизни. Акцент в образовании делали на безукоризненном знании светских манер, иностранных языках и танцах — ведь на балах аристократы знакомились, общались и подыскивали себе подходящую партию.

Мария Гавриловна Троекурова, героиня повести «Дубровский», очень хорошо владела французским, поэтому служила своему отцу переводчиком в общении с мнимым учителем мсье Дефоржем.

О её воспитании автор пишет так: «Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме Совершенной Поварихи, не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом, совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими».

Каждая барышня должна была уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Музыкальные занятия сблизили Машу Троекурову и Владимира Дубровского.

Лиза — дочь помещика Муромского-- тоже получила соответствующее дворянке воспитание: свободно говорит на французском и английском языках, музицирует (в подаренных ей стихах она слышит мелодию и сочиняет, играет её), любит читать. На ее примере А. С. Пушкин показал, что, воспитываясь в любви и доброте, барышни отличаются высокими духовными качествами.

В целом образование молодой дворянки было, как правило, домашним и чаще поверхностным. В зависимости от финансовых возможностей семьи девочек направляли на обучение в институт благородных девицили пансионы.

Стили воспитания детей родителями

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. При проступках и неправильном поведении родители наказывают детей. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным. В этом случае между родителями и детьми не существует эмоциональной близости.

Кирилла Петрович хоть и « любил ее(Машу) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверительности».

Физические наказания как внутри семьи, так и в образовательных учреждениях считались нормой. Были наказания менее жёсткого характера, чем побои. Так, детей могли лишить сладкого или заставить стоять у стола во время обеда, ставили на колени лицом в угол на несколько часов, закрывали в тёмной комнате. В сцене с кольцом Троекуров только грозится отодрать непослушного «посла», а все наказание — отправил в комнату.

Либеральный (попустительский) стиль воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они не устанавливают никаких запретов, демонстрируя любовь к своим детям. Такой стиль воспитания мы наблюдаем у Григория Ивановича Муромского: « Она (Лиза) была единственное и… балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон »

К 16 годам заканчивалось обучениедворянских детей , за исключением зарубежного образования , там этот срок увеличивалсядо 18–20 лет. С этого возраста начиналась взрослая жизнь дворян: мальчики поступали, в большинстве своём на службу, девочки выходили замуж.

У наших барышень только один путь: выйти замуж и стать матерью. В обществе прочно укоренилась мысль о том, что не любовь ведет к браку, а, наоборот, брак ведет к любви. Причем ярко выраженным становится брак по расчету.

Берестов старший из повести «Барышня-крестьянка» на женитьбу сына смотрит как на выгодную сделку: «Григорий Иванович был близкий родственник графу Пронскому, человеку знатному и сильному; граф мог быть очень полезен Алексею»...

По ходу развития сюжета обоих произведений мы наблюдаем стремление родителей определять личную судьбу своих детей. Мнение сына или дочери, любовные привязанности считаются пустяками. «Вот тебежених», - сказал Кирилла Петрович дочери Маше. Берестов сыну Алексею: «...а покамест намерен я тебя женить». Упрямому Алексею, не желающему жениться на Лизе Муромской, отец грозит лишением наследства: «Ты женишься, или я тебя прокляну!».

Судьба Лизы и Алексея, решенная наперед их отцами, оказалась счастливой и для детей — редкое совпадение.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин поднимает проблему «неравного брака», обращаясь к судьбе двух молодых людей: Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Анализируя произведение, мы узнаем, что Троекуров отдает дочь замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Предлагает Маше свободу, но она отказывается, сказав, что не может нарушить клятву, данную перед Богом. Честь и долг для нее дороже любви. В этом достоинство главной героини «Дубровского» и ее жизненная драма.

Заключение

Можно вывести несколько основополагающих принципов, на которых основывалось воспитание дворянских детей.

  1. Воспитание по половому признаку.
  2. Семья являлась не противопоставлением обществу, а являлась его неотъемлемой частью.
  3. Отношение родителей к детям носило авторитарный характер.
  4. Главной задачей девушек было удачно выйти замуж, мужчин — должным образом подготовиться к военной службе.

Но главным положением того времени, которое живо и по сей день, является то, что каждая отдельная семья несёт ответственность за развитие всего общества в целом.

Знакомство с образом жизни и бытом русских дворян может помочь лучше понять традиции дворянского воспитания и использовать лучшие из них сегодня в процессе духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Пушкин А. С. Дубровский.-М.: Дрофа,2013
  2. Пушкин А. С. Барышня- крестьянка.-М.: Вита-Нова,2017
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Жалованная_грамота_дворянству
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Арина_Родионовна


Похожие статьи

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Описание костюмов персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его культурная значимость

Являясь одним из составляющих факторов внешнего образа персонажей в литературных произведениях, костюм может прямо или косвенно отражать характер, вкус, коннотацию и воспитание героя, и он играет важную роль в формировании образа героя и подчеркивани...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Заслуженно ли забыт писатель В. А. Слепцов?

Данная работа посвящена изучению жизни и творчества незаслуженно забытого самобытного, талантливого писателя XIX века В. А. Слепцова. В статье говорится об особенностях произведений писателя, которые наполнены богатством литературных приемов, точност...

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания подростков острова Сахалин (середина XIX — начало ХХ веков)

В представленной статье автор пытается обозначить роль и значение деятельности духовенства острова Сахалин в преодолении пагубного влияния атмосферы каторги на подростков в дореволюционный период. Середина XIX — начало ХХ веков это время активного ос...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия 1830-х годов

В статье затрагивается тема проблемы в 30-х гг. 19 века как чеченские народы, как и многие другие народы царской России, не имевшие своей развитии художественной литературы и профессионального театра, развивали драматургию. Основное содержание в данн...

Похожие статьи

Педагогическое значение автобиографических произведений С. Т. Аксакова (по литературно-критическим отзывам современников писателя)

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и о...

Описание костюмов персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его культурная значимость

Являясь одним из составляющих факторов внешнего образа персонажей в литературных произведениях, костюм может прямо или косвенно отражать характер, вкус, коннотацию и воспитание героя, и он играет важную роль в формировании образа героя и подчеркивани...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Заслуженно ли забыт писатель В. А. Слепцов?

Данная работа посвящена изучению жизни и творчества незаслуженно забытого самобытного, талантливого писателя XIX века В. А. Слепцова. В статье говорится об особенностях произведений писателя, которые наполнены богатством литературных приемов, точност...

Роль православных священнослужителей в процессе воспитания подростков острова Сахалин (середина XIX — начало ХХ веков)

В представленной статье автор пытается обозначить роль и значение деятельности духовенства острова Сахалин в преодолении пагубного влияния атмосферы каторги на подростков в дореволюционный период. Середина XIX — начало ХХ веков это время активного ос...

Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)

В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Становление и развитие театра и драматургии. Драматургия 1830-х годов

В статье затрагивается тема проблемы в 30-х гг. 19 века как чеченские народы, как и многие другие народы царской России, не имевшие своей развитии художественной литературы и профессионального театра, развивали драматургию. Основное содержание в данн...

Задать вопрос