«Радость красок» в стихотворениях И. А. Бунина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Комогорова, А. С. «Радость красок» в стихотворениях И. А. Бунина / А. С. Комогорова, С. В. Гулевская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2336/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: поэзия И. А. Бунина, цветовые символы, слова со значением цвета, изображение времён года, развёрнутые метафоры, философские мотивы, поэтический образ.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И. А. Бунин

Иван Алексеевич Бунин — великий поэт и писатель, яркий представитель литературы Серебряного века, первый из русских литераторов лауреат Нобелевской премии. В 1920 году он покинул Россию и более тридцати лет (до самой смерти) прожил за рубежом. В 1933 году, в ответном слове на церемонии вручения Нобелевской премии, Бунин сказал о том, что впервые такая высокая награда вручается изгнаннику. С волнением он записал в то время: «…всё новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, — отовсюду, кроме России» [2, с. 302]. В этих словах звучит тоска по Родине и надежда, что придёт время, когда и на любимой земле он будет известен и любим.

Сегодня проза И. А. Бунина изучена. Некоторые рассказы писателя включены в школьную программу. Поэзия же И. А. Бунина изучена меньше, чем проза. Поэтому объектом моего исследования стали тексты стихотворений И. А. Бунина .

Цель моей работы: определить роль цвета в стихотворениях И. А. Бунина (с какой целью поэт использует цвет и что каждый конкретный цвет символизирует).

Предмет исследования: слова разных частей речи со значением цвета и их роль в создании художественных образов.

Свою работу считаю нужной и актуальной, так лирика И. А. Бунина мало исследована.

Методы исследования: сбор и систематизация информации о поэте, сравнительный и сопоставительный методы, метод комплексного анализа стихотворного текста, анализ критических статей, копий рукописей и документов.

Стихотворения поэта о природе и временах года наполнены красками. Здесь цветовая палитра необычайно широка: все оттенки любимого поэтом синего цвета, зелёного, лилового и лазурного, красного и багряного, белого и жёлтого, серого и чёрного… Кажется, что нет такого цвета, который не использует в стихотворениях этой тематики И. А. Бунин. Рассмотрим, какую роль играет цвет в создании поэтического образа, как цвет раскрывает смысл стихотворения.

Больше всего И. А. Бунин пишет об осенней природе, описывая её, словно художник красками:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

(«Листопад» [2, с.324])

Сравнение «точно терем расписной» вводит читателя в область сказки. Разноцветье листьев с использованием поэтом золотого цвета создаёт ощущение праздника, слова как будто переливаются и сверкают, наполняя душу радостью от соприкосновения с осенним лесным пейзажем. Поляна «светлая» — возможно, этот свет не от солнечных лучей, а от игры раскрашенных осенью листьев деревьев. Бунин любуется этими красками; как живописец он выбирает сочетающиеся друг с другом цвета, которые в совокупности дают зрительный образ. Необычные метафоры и сравнения передают чувство радости:

О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий жёлтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

(«О радость красок!»: [2, с.381])

Интересно, что в описание поздней осени поэт использует тёмные цвета, более холодные, даже чёрный, а жёлтый цвет Бунин превращает в «лимонный»:

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет темная листва…

(«Не видно птиц. Покорно чахнет…» [1, с.312])

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в траве лимонной…

[2, с.312]

Лимонный цвет добавляет в пейзаж горьковатый привкус, чуть грустные, зимние нотки.

Огромное впечатление произвело на меня стихотворение И. А. Бунина «Настанет день — исчезну я». Оно начинается с описания «пустой комнаты», в которой, как кажется, ничего нет, кроме стола, скамьи и старинного образа. Первый стих наполнен грустью и безысходностью:

Настанет день — исчезну я…

(«Настанет день — исчезну я» [1, с.76])

Поэт выбирает именно слово «исчезну». Поразительно, что именно эти же слова читаем в стихотворении М. Цветаевой «Реквием»:

Настанет день, когда и я исчезну…

(«Реквием»)

Но Цветаева тут же добавляет важное продолжение — «с поверхности земли». У Бунина этого дополнения нет, лирический герой исчезнет, однако остаётся какая-то недосказанность. Исчезнет откуда? Из жизни? Из комнаты? Его не будет в комнате, где останется стол, так же будет стоять скамья, а его не будет. Над обычными предметами быта автор помещает старинный образ, ассоциирующийся с молитвой, верой и вечностью. А в вечности нельзя исчезнуть. Древняя икона наполняет стихотворные строки глубоким философским смыслом: смерти нет, есть вечность. Далее Бунин пишет, что в комнату будет прилетать бабочка, она символизирует жизнь, показана в движении:

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку…

Удивительно, что Бунин пишет «голубому потолку». Думаю, что в простом доме потолок обычно был белым, но поэт раскрашивает его оттенком своего любимого синего цвета. Голубой цвет потолка незаметно сливается к финалу стихотворения с цветом неба:

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно…

Читатель уже видит не потолок, а небесную ширь. Чтобы усилить впечатление от бесконечности неба, в последних строках появляется синева моря. Таким образом, оттенки синего цвета, постепенно сгущаясь, расширяют пространство до бесконечности, заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях.

Рисунки Комогоровой Анфисы к стихотворениям И. А. Бунина: «Листопад» и «Настанет день — исчезну я…»

На мой взгляд, стихотворения И. А. Бунина — одни из самых жизнеутверждающих произведений русской литературы.

В дальнейшем я планирую выпустить сборник стихотворений И. А. Бунина со своими иллюстрациями.

Литература:

  1. Бунин И. А. Полное собрание стихотворений, романов и повестей в одном томе. — М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2018.
  2. Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 т. Т.4: Окаянные дни: Дневник; Воспоминания: Автобиографические заметки; Стихотворения. — М.: Литература, Мир книги, 2004
  3. Замятин Е. Техника художественной прозы // Литературная учёба, 1988.- № 6.


Задать вопрос