Статистические методы в географии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.01.2021

Статья просмотрена: 1372 раза

Библиографическое описание:

Чернов, К. Н. Статистические методы в географии / К. Н. Чернов, Н. Л. Драгунова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2324/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящается исследованию роли статистических методов в географии.

Ключевые слова: география, статистический метод, показатели.

География представляет собой комплекс наук, исследующих территориальное распространение как природных, так и природно-общественных объектов и явлений.

В структуре географии как науки выделяют естественные и общественные дисциплины, которые описываются значительным количеством показателей. И в первую очередь эти показатели базируются на использовании методов статистики. Безусловно, все общественные дисциплины оперируют статистическими методами А используются ли статистические методы в естественных разделах географии? Ответу на этот вопрос и посвящена наша статья.

Как научный метод описания и изучения массовых явлений статистика оперирует количественными показателями. Статистика изначально представляла собой инструмент сбора информации об отдельных сторонах жизни государства, а затем превратилась в общенаучный подход к исследованию, включая практически все науки.

И в естественных науках (физика, химия, биология и др.) широко используют методы статистики для выявления общих закономерностей развития явлений, включая экспериментальное их установление.

Рассмотрим какие же статистические методы используют для описания естественных процессов географии:

1. Статистическое наблюдение, представляющее процесс систематического сбора информации, является одним из базовых методов фиксации явлений и процессов в географии.

В первую очередь речь идёт о наблюдениях путешественников и регистрации различных фактов. Причём наблюдения путешественников в соответствии со статистическим подходом включают не только специально организованные процессы, но и опросы населения.

Так, информация о снежных горах и озёрах в Восточной Африке первоначально была получена не в результате непосредственных наблюдений, а из рассказов местных жителей. [1]

2. Анализ и построение временных рядов. Этот способ подразумевает фиксирование динамики изучения какого-либо процесса и построение на её основе модели этого процесса в будущем. Одним из примеров использования данного метода является прогноз движения материков.

Так, Р. Дитц и Г. Хесс в 1962–1963 годах выдвинули гипотезу спрединга. Спрединг (от английского spread — растягивать, расширять) — процесс формирования новообразований в литосфере срединно-океанических хребтов и расхождения данных образований. Согласно этой гипотезе, эти процессы обуславливаются теплообменом в мантии Земли, который измеряется скоростью 1 см/год.

В настоящее время эта теория принимается всеми учёными мира, так как была проверена прямыми измерениями скорости движения плит методом интерферометрии излучения от далёких квазаров и измерениями с помощью спутниковых навигационных систем GPS, построением динамических рядов, которые подтвердили её верность и дали возможность определить прогнозные элементы различных параметров изменения литосферы [3].

Так, ниже представлены некоторые прогнозы субдукции (процесса, при котором происходит погружение одних блоков земной коры под другие) литосферных плит, основанные на этой теории и исследовании динамических рядов.

Прогноз субдукции литосферных плит [4]

Рис. 1. Прогноз субдукции литосферных плит [4]

Так, мы видим, что в области Курил, Хонсю и Камчатки Тихоокеанская плита заходит под Евразийскую со скоростью 75 мм/год, а на Алеутских островах Тихо океанская плита заходит под Северно-Американскую со скоростью 35 мм/год.

3. Выборочный метод основан на исследовании определённого количества объектов или процессов и распространении выводов об этих продуктах на всю совокупность.

Необходимость выборки определена двумя факторами: 1. Объект исследования очень обширный. 2. Есть необходимость в более глубоком изучении проблемы или явления.

Также выборка должна быть репрезентативной для обоснования каких-либо выводов. Суть репрезентативности заключается в обеспечении соответствия объектов, явлений или параметров процессов, выбранных для глубокого исследования объекта, явления или параметра процессов генеральной совокупности в целом. Исследование почв, климатических зон и их влияния на животный и растительный мир осуществляется чаще всего на основе выборки типичных случаев.

4. Графический метод применяется для описания погодных явлений процессов (средние температуры, количество осадков, влажности и др.) [6] (Рисунок 2)

На основе этого графика видно, что существует тенденция к увлечению колебаний температур связи с глобальным потеплением.

График глобального потепления [5]

Рис. 2. График глобального потепления [5]

5. Сводка и группировка результатов.

Суть сводки заключается в последовательной реализации этапов выбора признака группировки, определения порядка формирования групп, определения системы показателей и формирования таблиц.

Группировка, в свою очередь, представляет собой разделение собранных результатов на группы по признакам.

Так, в географии наиболее часто используются группировки стран по регионам. Этот процесс получил название районирование. Примеры группировки стран Евразии по признакам принадлежности к региону, субрегиону представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Группировки стран Евразии по признакам принадлежности к региону, субрегиону [2]

Уровни региональной группировки

Негосударственные

Государственные

Регионы

Субрегионы

Число стран

Государства

Западная Европа (24 страны)

Центрально-Западная Европа

9

Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия

Северная Европа

5

Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия

Южная Европа

5

Португалия, Испания, Италия, Греция, Мальта

Микро-государства

5

Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Ватикан

Центрально-Восточная Европа (15 стран)

Средняя Европа

4

Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

Балканы

8

Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория (Югославия), Македония, Албания, Румыния, Болгария

Балтия

3

Эстония, Латвия, Литва

Содружество Независимых Государств (12 стран)

Восточная Европа

3

Белоруссия, Украина, Молдавия

Южный Кавказ

3

Грузия, Армения, Азербайджан

Центральная Азия

5

Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан

Россия

1

Россия

Таким образом, представленные статистические методы: статистического наблюдения, анализа и построения временных рядов, выборка, графический метод, сводка и группирование результатов являются основами методологии географии, позволяя выявлять закономерности в развитии объектов и процессов, описывая территориальное распределение ресурсов

Литература:

  1. География. Ее история сущность и методы / А. Геттнер; переводчик Е. А. Торнеус. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Антология мысли).
  2. Чепалыга А.Л Региональная группировка стран мира// журнал «География» 2003 г.
  3. Википедия. Тектоника плит. //Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0_ %D0 %BF %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %82
  4. Викулин А. В., Тверитинова Т. Ю. О скоростях движения тектонических плит// Режим доступа: http://www.kscnet.ru/ivs/publication/whirlwinds/viktver.htm
  5. Глобальный климат: вчера, сегодня, завтра//Режим доступа: https://m.polit.ru/article/2005/11/02/climate/
  6. 7 методов статистического анализа, которые может применять каждый//Режим доступа: https://4brain.ru/blog/ %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %8B- %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE- %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0/


Похожие статьи

Понятие дифференциальных уравнений и их развитие

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития дифференциального уравнения и его значение в обучении. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Обзор научных методов сбора и обработки информации

В статье рассмотрены основные классификации методов сбора и обработки информации, методологические особенности сбора и обработки информации.

Методические подходы в преподавании биологии

Использование статистических вычислений в биологии

В статье авторы определяют связи статистики и биологии.

Принципы выбора ключевых показателей для эффективного экономического анализа

В статье автор исследует принципы выбора ключевых показателей для эффективного экономического анализа.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Теоретические аспекты прогнозирования

Рассмотрение понятия, сущности и формы прогнозирования посредством метода экстраполяции и тенденции.

Общие методические условия обучения географии материков и океанов

В статье автор пытается определить общие методические условия обучения географии материков и океанов.

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Похожие статьи

Понятие дифференциальных уравнений и их развитие

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития дифференциального уравнения и его значение в обучении. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Обзор научных методов сбора и обработки информации

В статье рассмотрены основные классификации методов сбора и обработки информации, методологические особенности сбора и обработки информации.

Методические подходы в преподавании биологии

Использование статистических вычислений в биологии

В статье авторы определяют связи статистики и биологии.

Принципы выбора ключевых показателей для эффективного экономического анализа

В статье автор исследует принципы выбора ключевых показателей для эффективного экономического анализа.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Теоретические аспекты прогнозирования

Рассмотрение понятия, сущности и формы прогнозирования посредством метода экстраполяции и тенденции.

Общие методические условия обучения географии материков и океанов

В статье автор пытается определить общие методические условия обучения географии материков и океанов.

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Задать вопрос