Антибактериальное воздействие очищающих средств для рук | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Осокин, Р. О. Антибактериальное воздействие очищающих средств для рук / Р. О. Осокин, А. И. Жукалина, И. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2322/ (дата обращения: 20.04.2024).



Мытье рук — процесс очень важный и необходимый, так как руками мы в течение дня прикасаемся к множеству различных предметов и в результате на внутренней поверхности кожных покровов рук за день собирается огромное количество разнообразных бактерий и вирусов. От качества очищения рук во многом зависит наше здоровье в целом. Таким образом, очистить кожу рук от вредных микроорганизмов — проблема очень актуальная.

Цель исследования: изучить эффективность антибактериального воздействия различных очищающих средств для рук.

Предмет исследования: влияние разных очищающих средств для рук на микроорганизмы кожных покровов.

Объект исследования: микроорганизмы с кожных покровов рук.

При проведении исследования использовались следующие методы: сбор, систематизация и обобщение информации о микроорганизмах и гигиене из литературных источников, подбор очищающих средств для рук, посевы микроорганизмов с ладоней методом отпечатков, осмотр, подсчет, измерение и описание колоний микроорганизмов, фотографирование, ведение дневника наблюдений, анализ полученных результатов.

Гипотеза. Я предположил, что различные очищающие средства для рук с разной степенью эффективности уничтожают микроорганизмы на ладонях наших рук, и мытье рук при помощи мыла более эффективно по сравнению с очищением их при помощи влажных салфеток.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве рекомендаций при выборе очищающих средств для рук в семье, дошкольных образовательных учреждениях и в школе.

Микроорганизмы — собирательное название живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом. Они обитают почти повсеместно, где есть вода. Отличаются хорошей приспособляемостью к действию факторов внешней среды. Различные микроорганизмы могут расти при температуре от −6° до +50 (и даже +75°).

Благодаря своим маленьким размерам микроорганизмы способны проникать куда угодно и приспособиться к любой среде обитания. В тело человека микробы попадают из окружающей среды. И только попав в благоприятные для них условия, они дают о себе знать, либо помогая нам, либо вызывая заболевания, начиная от легких кожных и заканчивая серьезными инфекционными.

Руки человека наиболее подвержены загрязнению микроорганизмами. Загрязнение происходит при контакте с почвой, растениями, животными, предметами, продуктами питания или другими людьми.

Для здоровья организма необходимо соблюдать гигиену. Гигиена рук — не просто рекомендация, которой можно пренебречь. Это необходимость. Мытьё рук — это процедура, задачей которой является очистка наших рук от излишнего количества микроорганизмов. Её обязательно необходимо проводить перед едой, после контакта с животными, после туалета, а также после посещений общественных мест. Суть данной процедуры заключается в том, чтобы предотвратить распространение микроорганизмов по квартире, поскольку они могут быть болезнетворными.

В настоящее время продается множество очищающих и антибактериальных средств для рук. Для проведения исследования мною были приобретены очищающие средства для рук — мыла (хозяйственное, твердое детское, жидкое), влажные антибактериальные салфетки и антисептический гель для рук. На следующем этапе подготовлены материалы для исследования: стерилизация посуды, приготовление питательной среды.

Подготовка для посевов (фото автора) Подготовка для посевов (фото автора) Подготовка для посевов (фото автора)

Рис. 1. Подготовка для посевов (фото автора)

После этого чашки пронумеровали и произвели посевы с внутренней поверхности рук: грязных, вымытых водопроводной водой, обработанных влажными антибактериальными салфетками, обработанных антисептическим гелем для рук, вымытых твердым детским мылом, вымытых жидким мылом, вымытых хозяйственным мылом. Для подтверждения стерильности питательной среды одну чашку оставили без посевов и маркировали «К», то есть контрольный образец. Затем все чашки Петри поместили в термостат, где они выдерживались при температуре 27,5 градусов в течение 4 дней.

По истечении 4 дней достали чашки из термостата и произвели анализ полученных результатов.

Чашки с посевами достали из термостата (фото автора).

Чашки с посевами достали из термостата (фото автора).

Рис. 2. Чашки с посевами достали из термостата (фото автора).

При осмотре в чашке «К» никаких колоний микроорганизмов не образовалось, во всех остальных чашках визуально определены колонии микроорганизмов, которые распределились неравномерно. Далее мы провели детальный анализ выросших колоний в каждой чашке с использованием специального прибора счетчика колоний микроорганизмов.

Подсчет колоний микроорганизмов (фото автора) Подсчет колоний микроорганизмов (фото автора) Подсчет колоний микроорганизмов (фото автора) Подсчет колоний микроорганизмов (фото автора)

Рис. 3. Подсчет колоний микроорганизмов (фото автора)

Мы провели подсчет колоний микроорганизмов в каждой чашке и составили таблицу.

Таблица 1

Описание колоний микроорганизмов

Номер чашки

Очищающее средство

Количество колоний

Цвет колоний

Размер колоний, мм

К

0

0

0

1

Грязные руки

112

молочный, бежевый, желтый, коричневый, черный

от 1 до 32

2

Вымыты водопроводной водой

51

молочный, бежевый, белый, флуорисцентный

от 1 до 18

3

Влажные антибактериальные салфетки

21

бежевый, белый, светло-желтый

от 2 до 34

4

Антисептический гель для рук

4

молочный, светло-желтый

от 1 до 37

5

Мыло твердое детское

47

молочный

от 1 до 3

6

Жидкое мыло

36

молочный, белый

от 1 до 15

7

Хозяйственное мыло

46

желтый, бежевый, белый

от 1 до 45

Для большей наглядности своего исследования мы построили диаграмму по результатам подсчетов колоний микроорганизмов.

Соотношение количества колоний микроорганизмов в зависимости от воздействия на них различными очищающими средствами

Рис. 4. Соотношение количества колоний микроорганизмов в зависимости от воздействия на них различными очищающими средствами

Выводы:

  1. Мытье грязных рук проточной водой снижает количество микроорганизмов на поверхности рук в 2 раза, сохраняя при этом значительное их количество. Значительно меньше микроорганизмов остается на поверхности рук после мытья их при помощи мыла: твердого детского, хозяйственного и жидкого. Существенно меньше микроорганизмов на поверхности рук, обработанных влажными антибактериальными салфетками (21 единица). И наименьшее количество микроорганизмов остается на поверхности рук, обработанных антисептическим гелем для рук (4 единицы).
  2. В процессе проведения исследования определена эффективность очищающих средств для рук в отношении микроорганизмов (в порядке убывания угнетающего воздействия по отношению к микроорганизмам): твердого детского мыла, хозяйственного мыла, жидкого мыла, влажных антибактериальных салфеток, антисептического геля для рук.
  3. Учитывая, что в составе антисептических гелей для рук и влажных салфеток агрессивные действующие вещества, которые при регулярном использовании высушивают кожу рук, снижают защитные функции эпидермиса и нарушают микрофлору поверхности кожи рук, можно рекомендовать их применение в ситуациях, когда нет возможности вымыть руки с водой и мылом. Если же такая возможность есть, то лучше тщательно вымыть руки с мылом, в результате чего смывается значительное количество микроорганизмов без существенного вреда коже рук.

Литература:

  1. Аникеев В. В. Лукомская К. А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. — М.:Просвещение, 1983. –128 с.
  2. Блинкин С. А. Вторжение в тайны невидимок. М: «Просвещение», 1971.- 255 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 2 Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Аванта+, 1996. — 704 с., с. 122–162


Задать вопрос