Как вырастить фасоль на подоконнике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 13.01.2021

Статья просмотрена: 507 раз

Библиографическое описание:

Петрунина, С. Т. Как вырастить фасоль на подоконнике / С. Т. Петрунина, И. К. Куцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2264/ (дата обращения: 17.12.2024).



Растение фасо́ль (лат. Phaséolus) относится к типовому роду семейства Бобовые, в который входит около 97 видов, растущих в теплых районах обоих полушарий. С греческого phaséolus переводится как «лодка». Родиной этого растения является Латинская Америка. В Россию фасоль была завезена из Франции и Турции в XVI веке и выращивалась сначала как декоративное растение. И сегодня в садовом цветоводчестве востребована фасоль многоцветковая, или огненно-красная ( Phaseolus coccineus ), с привлекательными огненными цветками, которую чаще всего называют турецкими бобами. В XVIII столетии фасоль стали выращивать как огородную культуру.

Из культивируемых сегодня видов фасоли наиболее распространена фасоль обыкновенная ( Phaseolus vulgaris ) со всем разнообразием ее сортов и разновидностей, которые выращивают ради плодов и семян.

Фасоль обыкновенная — однолетнее травянистое растение высотой от 0.5 м (карликовые сорта) до 3 м (вьющиеся сорта).

Стебель у части сортов вьющийся, у другой — прямой; сильноветвистый, покрыт редкими волосками.

Листья тройчатосложные парноперистые, на длинных черешках.

Цветки по 2–6 на длинных цветоножках, 1–1,5 см длины, от белых до тёмно-пурпурных и фиолетовых, мотыльковые, собраны в пазушные кисти.

Плоды — бобы, висячие, длиной от 5 до 20 см, шириной 1–1,5см, прямые или изогнутые, сплющенные или почти цилиндрические, от бледно-жёлтых и зелёных до тёмно-фиолетовых, с двумя — восемью семенами.

Семена 5–15 мм длины, эллиптические, от белых до темно-лиловых и черных, однотонные или мозаичные, крапчатые, пятнистые.

Фасоль по пищевой ценности входит в первую десятку самых полезных овощей. Белковый состав фасоли близок к белкам мяса и рыбы, поэтому она обязательно должна быть в рационе вегетарианцев. Белки бобов фасоли усваиваются человеком на 75 %.

Высокое содержание белков в плодах бобовых растений объясняется тем, что в их корнях поселяются азотфиксирующие клубеньковые бактерии. Они способны поглощать азот из воздуха, а затем выделять азотные соединения, которые используются растением для образования белков.

Цель: вырастить фасоль в условиях закрытого грунта (на подоконнике в квартире).

Этим летом я выращивала фасоль из семени. Я замочила семена и наблюдала за их прорастанием. Сначала я замочила семена на влажных дисках, стараясь не допускать высыхания влаги. Семена увеличились в размере (фаза набухания). Затем из семян появились корешки (фаза наклевывания).

Когда проклюнулись корешки, я подождала пока корешки подрастут и через пару дней пересадила семена в горшочек с почвой.

Вскоре над землей показались первые два семядольных листочка. Они были маленькие и светло-зеленые, овальные. Семядольные листья фотосинтезируют до появления настоящих листьев и отличаются по форме от настоящих.

Проростки росли довольно быстро: каждые два дня вырастали примерно на 1 см. Появились настоящие листья, а семядольные стали немного желтеть.

Появление двух настоящих листьев

Рис. 1. Появление двух настоящих листьев

Для дальнейшего роста необходимы почва, влага, солнечный свет и тепло. Я ухаживала за молодым растением, поливая его каждые два дня. Появилась вторая пара листьев.

Я заметила, что стебель у фасоли вьющийся, покрытый редкими волосками. Внутри мало клеток механической ткани, и растение нуждается в опоре. Пришлось вставить в землю палочки в качестве опоры.

Палочкам для опоры стало не хватать длины, так как фасоль выросла выше них. Я натянула нить от гардин до фасоли. С каждым днем растения становились выше, а листья крупнее. Листья у фасоли тройчатые длинночерешковые, интенсивно зеленого цвета, с сетчатым жилкованием. На стебле листья располагаются поочередно.

Еще через несколько дней растения фасоли стали довольно большими и дотянулись до гардины.

Подвязка растений фасоли

Рис. 2. Подвязка растений фасоли

Один раз утром я заметила, что на растениях, в пазухах листьев появились белые бутончики цветков, они постепенно распускались и за пару дней полностью раскрылись. Цветочки были маленькие, необычные, на длинных цветоножках. У цветка по 5 лепестков: один больше других, два одинаковы, а еще два — срослись. Цветочки были белого цвета, мотыльковые, собраны в пазушные кисти. Растение с цветками выглядит очень декоративно.

Цветки фасоли

Рис. 3. Цветки фасоли

Примерно через две недели цветки отцвели, а на их месте завязались плоды. Плод у фасоли называется боб, что с греческого означает «лодка». На месте цветков появлялись бобы, внутри которых были семена.

Плоды фасоли (бобы)

Рис. 4. Плоды фасоли (бобы)

Фасоль — самоопыляемая культура, это означает, что ей не нужны насекомые-опылители.

Фасоль относится к растениям короткого дня (длина светового дня не больше 12 часов). Именно в таких условиях она быстрее образует плоды.

Примерно через месяц растения фасоли и плоды подсохли, и их можно было срезать. Фасоль одна из немногих культур, которые не используют в пищу в сыром виде, но при приготовлении сохраняет до 70 % витаминов и 80 % минеральных веществ.

Хотя плодов было немного, и они были небольшими, мне было очень интересно наблюдать за прорастанием семян фасоли и приятно видеть итог своей работы.

Выводы:

  1. Растение фасоли хорошо развивается в условиях городской квартиры; цветет и образует плоды.
  2. Вегетационный период (от появления проростков до образования плодов) длится у фасоли в условиях квартиры 50 дней.
  3. Одно растение фасоли образует от 1 до 3 плодов. В каждом плоде по 3–4 семени.

Литература:

  1. Алексашин В. А. Овощеводство открытого грунта. — М.: Колос, 1984
  2. Лебедева А. Т. Ваш огород. — М.: Колос, 1999
  3. Куцева И. К. Методические рекомендации к выполнению учебно-исследовательских работ по ботанике для учащихся 5–6 классов университета Наяновой. –Ульяновск, Издательство Вектор-С, 2007


Задать вопрос