Создание мультфильма по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Тамань» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2021

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Мехоношина, Е. П. Создание мультфильма по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Тамань» / Е. П. Мехоношина, З. Г. Дуринова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2256/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор говорит о незаинтересованности школьников к прочтению произведений школьной программы и приводит способ, как заинтересовать детей. Автор создала мультфильм и подробно описала этапы создания.

Ключевые слова: «Герой нашего времени», «Тамань», мультфильм, мультипликация, заинтересовать.

Не является секретом тот факт, что интерес к чтению произведений школьной программы у школьников практически отсутствует. Я понимаю, что дети зачастую не читают или читают краткое содержание произведения в связи своей загруженности по другим школьным предметам или в связи с посещением дополнительных занятий. Но все-таки требуется указать на истинную причину нежелания читать — это отсутствие интереса к произведению.

Не читающие дети, возможно, считают классические произведения литературы пережитками прошлого, которые не достойны их внимания. Я не могу с этим согласиться. Во-первых, чтение классики улучшает грамотность. Речь становится ярче, потому что обогащается литературными приёмами и средствами выразительности. Во-вторых, читая классическую литературу, мы получаем эмоциональный культурный опыт. Мы переживаем за героев, вместе с ними проживаем все события. Это развивает чувство эмпатии, то есть способность к сопереживанию. В-третьих, классические произведения расширяют наш кругозор. С помощью чтения мы можем познакомиться с давними традициями и узнать, как жили люди столетия назад. Также классические книги развивают мышление.

Чтобы внести свою небольшую лепту в дело развития интереса школьников к чтению классических произведений, я решила создать мультфильм по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Почему мультипликация? Потому что большинством людей визуальная информация воспринимается легче, и детям будет интереснее увидеть небольшой мультфильм по отрывку из произведения, после чего, возможно, появится желание прочесть уникальное произведение писателя.

Для того чтобы точно понимать суть произведения и его замысел, нам желательно знать биографию писателя, ведь она — часть истории и культуры того времени. Биография помогает нам понять, что подтолкнуло автора к написанию произведения «Герой нашего времени», его исторический контекст и, возможно, источники вдохновения писателя и прообразы персонажей. [1]

«Герой нашего времени» — единственный завершённый роман Лермонтова, стоящий у истоков русской психологической прозы. В нём отображены исторические события того времени, жизнь дворянства и образ героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Сложного, опасного и невероятно притягательного главного героя автор назвал воплощением пороков своего поколения, но читатели замечают в Печорине прежде всего уникальную личность. [2]

Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни. Основная мысль произведения — это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности. Одна из повестей — это «Тамань».

«Тамань» — первая глава дневника Печорина. В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечения: «И снова скука, равнодушие, разочарование»..., «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» — с горькой иронией думает Печорин.

«Тамань» отличает лаконизм и точность языка. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века. [3] Вот причина моего обращения к этой повести.

После тщательного анализа произведения я приступила к созданию мультфильма.

Что же такое мультипликация (анимация)? Это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой. [4]

Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности — и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.

Программное обеспечение.

Существует большой выбор программ, где я могла начать рисовать кадры мультфильма. Я выбрала Krita — это программа для рисования с бóльшим набором функций, чем в программе Paint Tool SAI, в которой я рисовала до этого.

Krita — профессиональный бесплатный растровый графический редактор на русском языке для художников и иллюстраторов, использующих графические планшеты в процессе создания цифровой живописи. [5]

Для монтажа ролика и склеивания кадров воедино, я выбрала программу Vegas Pro 18.

Этапы создания мультфильма.

1. Написание сценария мультфильма.

На этом этапе я разработала общую концепцию, идею мультфильма.

2. Разработка персонажей.

К разработке персонажей мне не трудно было приступить, т. к. при чтении я уже разработала образ каждого из героев мультфильма, воспользовавшись до прорисовки персонажей разработкой описания характера каждого из персонажей — такой портрет каждого из героев в текстовой форме.

3. Раскадровка.

Раскадровка — это последовательность рисунков, приготовленных мною. Она служит вспомогательным средством при создании мультфильма. Суть раскадровки проста — это отрисовать основные сцены мультфильма в статике, что я и проделала. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, продолжительность (если раскадровка с таймкодом), расположение основных предметов на фоне и также расположение персонажей относительно фона.

4. Аниматик.

Аниматик — это схематический скелет повествования с основными моментами движения и взаимодействия героев. Проще говоря, это анимированная раскадровка. Это уже не статичные картинки, но еще и не мультфильм — нечто среднее между ними. Аниматик, обычно, создается четко по раскадровке и по времени мультфильма (если мультфильм на 30 секунд, то и аниматик делается ровно на 30 секунд, чтобы можно было понять продолжительность каждой сцены, прежде чем ее сменит следующая). [6] Поскольку у меня были ограниченные временные ресурсы и создать полноценный мультфильм с анимированным каждым кадром в одиночку практически невозможно, я решила остановиться на аниматике.

5. Создание мультфильма.

На этом этапе я приступила к монтажу своего мультфильма. Я добавила титры и эффекты переходов некоторых кадров. Следующий и заключительный этап работы над мультфильмом — рендеринг. После этого процесса получается готовый мультфильм.

Подробно этапы создания мультфильма описаны в таблице 1.

Таблица 1

Технологическая карта

Название этапа.

Фото, скриншоты.

1.

Перечитывание произведения и выявление основных моментов.

2.

Раскадровка.

3.

Фотографирование кадров раскадровки. И перенос их в программу.

4.

Выбор и покупка аудиокниги. Я выбрала аудиокнигу-спектакль, который читали Владислав Ветров, Иван Литвинов, Наталия Литвинова, Лев Дуров и другие. [7]

5.

Рисование набросков кадров по раскадровке.

6.

Нарезка аудиокниги по выбранным кадрам.

7.

Создание линейного рисунка для каждого кадра.

8.

Закладывание тона фонам и элементам анимации.

9.

Сохранение всех кадров и их элементов по отдельности.

10.

Изучение функций программы Vegas Pro 18.

11.

Склеивание кадров воедино и добавление аудиодорожки. Добавление титров и эффектов.

12.

Рендеринг (англ. r endering — « визуализация») — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.

После того, как мультфильм был готов, я провела показ в 8 классе, чтобы заинтересовать детей к прочтению классических произведений.

Для ещё большего интереса к произведению я решила разделить свой мультфильм на 3 части, а детям показать только две из трёх. Так ребятам будет больше мотивации прочитать произведение, ведь интересно же узнать, чем закончилась история.

Во время показа мультфильма дети смотрели внимательно, не отвлекаясь. Они были заинтересованы происходящим на экране, а после показа хотели узнать, какой финал у повести.

После показа мультфильма я провела опрос среди 17 школьников, которые присутствовали на показе. В опросе я спрашивала у детей заинтересовались ли они романом «Герой нашего времени» и хотят ли его прочитать. Опросные данные показали, что большинство детей отметили пункт «да, буду читать», следовательно я могу сделать вывод, что мой мультипликационный ролик понравился восьмиклассникам и заинтересовал большинство к прочтению произведения.

Значит, что созданный мною мультфильм помог восьмиклассникам заинтересоваться произведением М. Ю. Лермонтова «Тамань», который им предстоит изучать в 9 классе. Цель создания мультфильма достигнута.

Мультфильм можно посмотреть по запросу: “М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» повесть «Тамань». Мультипликационный ролик. Часть 1\2\3.” И также по ссылкам:

1) https://youtu.be/c4HBIua7seM — первая часть.

2) https://youtu.be/_Z0ef8vmBBQ — вторая часть.

3) https://youtu.be/c4HBIua7seM — третья часть.

Литература:

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткая биография [Электронный ресурс] — https://obrazovaka.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mikhail-yuryevich.
  2. “Герой нашего времени”. Анализ произведения. [Электронный ресурс] — https://polka.academy/articles/523.
  3. “Герой нашего времени”. Анализ произведения. Повесть Тамань. [Электронный ресурс] — http://www.litra.ru/composition/download/coid/00318011233915494778/.
  4. Анимация — это… [Электронный ресурс] — https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %90 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F
  5. Этапы создания анимации. [Электронный ресурс] -http://toondra.ru/sozdanie-animacii.htm.
  6. Krita. [Электронный ресурс] — https://krita-rus.ru/
  7. Аудиокнига “Герой нашего времени” (спектакль). Длительность: 6 ч. 38 мин. 18 сек. Чтецы: Владислав Ветров, Иван Литвинов, Наталия Литвинова, Лев Дуров, Елена Харитонова, Ирина Киреева, Марк Гейхман, Сергей Бурунов, Сергей Габриэлян, Сергей Сазонтьев. Правообладатель: VOX. [Электронный ресурс] — https://www.litres.ru/mihail-lermontov/geroy-nashego-vremeni-spektakl-4895772/


Ключевые слова

мультипликация, мультфильм, «Герой нашего времени», «Тамань», заинтересовать

Похожие статьи

Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки»

В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Тема женской любви в книгах А. М. Ремизова

В статье рассматривается тема женской любви в художественном опыте А. М. Ремизова. На примере повестей «Часы» и «Плачужная канава», романов «Пруд» и «В розовом блеске» делается вывод, что героини Ремизова монотипны, схожи между собой. Их любовь прояв...

Скульптура, посвященная героям мультфильма «Ёжик в тумане»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — вандализму против памятников архитектуры и скульптур.

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Изучение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на основе проблемного метода

В 8-м классе общеобразовательных школ Узбекистана предусмотрено учебное время для изучения произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это уникальное изображение проблемы вечности и смертности, жизни, любви. Образ маленького принца. Друг...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Роман «Три мушкетера» как книга для юношества

Роман «Три мушкетера» А.Дюма рассматривается в статье как книга для юношества. Приводятся мотивации избранного подхода к оценке произведения на основе изученных источников, документов, научной и критической литературы как одного из вариантов прочтени...

Похожие статьи

Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки»

В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Тема женской любви в книгах А. М. Ремизова

В статье рассматривается тема женской любви в художественном опыте А. М. Ремизова. На примере повестей «Часы» и «Плачужная канава», романов «Пруд» и «В розовом блеске» делается вывод, что героини Ремизова монотипны, схожи между собой. Их любовь прояв...

Скульптура, посвященная героям мультфильма «Ёжик в тумане»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — вандализму против памятников архитектуры и скульптур.

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Изучение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на основе проблемного метода

В 8-м классе общеобразовательных школ Узбекистана предусмотрено учебное время для изучения произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это уникальное изображение проблемы вечности и смертности, жизни, любви. Образ маленького принца. Друг...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Роман «Три мушкетера» как книга для юношества

Роман «Три мушкетера» А.Дюма рассматривается в статье как книга для юношества. Приводятся мотивации избранного подхода к оценке произведения на основе изученных источников, документов, научной и критической литературы как одного из вариантов прочтени...

Задать вопрос