Взаимосвязь влюбленности и эмоционального напряжения в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Коновалова, А. К. Взаимосвязь влюбленности и эмоционального напряжения в подростковом возрасте / А. К. Коновалова, В. В. Володин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2251/ (дата обращения: 28.02.2021).



В период полового созревания у подростка происходят, как физиологические, так и эмоционально-психологические изменения в организме. Такие перемены обуславливают активизацию интереса подростка к противоположному полу, что можно интерпретировать как влюбленность. Установлено [1], что в этот возрастной период состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми.

Коммуникативные трудности, зачастую, значительно нарушают внутреннее равновесие субъектов общения, препятствуют решению коммуникативных задач, осложняют межличностное взаимодействие. Исследования О. А. Бычковой, А. Г. Самохваловой [1] и др. дают основание полагать, что коммуникативные трудности обусловлены изменениями психологического и психического состояния подростков в период влюбленности. Они могут быть застенчивы, испытывать робость и неуверенность в себе; проявлять враждебность, агрессивность, замкнутость, острое переживание одиночества, низкий самоконтроль и самоуважение, эмоциональную напряженность. В связи с этим, нам видится актуальным эмпирическое изучение психических особенностей у подростков в период влюбленности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать в психолого-педагогической практике при разработке коррекционных тренингов для подростков.

Цель представленного в статье исследования: изучить взаимосвязь влюбленности и эмоционального напряжения в подростковом возрасте.

В ходе теоретического исследования нами было выявлено, что влюблённость — это неустойчивое, интимное, интенсивное эмоциональное состояние, сопряженное с сексуальным влечением, которое сопровождается сильной эмоциональной вовлеченностью субъект [1; 2; 3].

Также было установлено, что в период влюбленности подросток испытывает ряд коммуникативных трудностей, которые обусловлены завышенными требованиями к себе и искаженной оценкой, отсутствуем критики к партнеру, более яркой выраженностью мечтательности. Подростки могут быть застенчивы, испытывать робость и неуверенность в себе; проявлять враждебность, агрессивность, замкнутость, острое переживание одиночества, низкий самоконтроль и самоуважение, эмоциональную напряженность [1; 4; 5; 6].

Эмпирическое исследование проходило на базе МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» (Амурская область). В исследовании участвовали 26 подростков в возрасте 14–15 лет.

С целью разделения респондентов на две выборки (влюбленных и не влюбленных подростков) нами была разработана анкета. Анкета представляла собой 7 вопросов:

  1. Что такое влюбленность по Вашему мнению?
  1. Вы влюблены на данный момент?
  2. Есть ли у Вас парень/девушка?
  3. Испытываете ли Вы к своему партнёру ревность? Как часто?
  4. Мечтаете ли вы о совместном будущем со своим партнером?
  5. Как часто Вы критикуете своего партнёра?
  6. Как много времени Вы готовы тратить на общение со своим партнёром?

Вопросы анкеты составлены на основе результатов проведенного нами теоретического анализа, которые показали специфику влюбленности в подростковом возрасте.

Анкетирование позволило разделить исследуемых нами подростков на две выборки: 13 влюблённых подростков и 13 не влюблённых подростков.

С целью определения уровня развития эмоциональной напряженности нами была отобрана методика изучения эмоциональной напряжённости, авторов Н. М. Пейсаховой и Г. Ш. Габлреевой. Кроме этого, нами был использован метод наблюдения за деятельность подростков, который позволял сделать результаты исследования более достоверными.

Результаты были отображены графически и представлены на рисунке 1.

Уровни развития эмоциональной напряженности подростков (%) Уровни развития эмоциональной напряженности подростков (%)

Рис. 1. Уровни развития эмоциональной напряженности подростков (%)

Из диаграммы видим, что у влюбленных подростков в равной степени преобладает высокий и средний уровни эмоциональной напряжённости (50 %). У не влюбленных подростков преобладает средний уровень эмоциональной напряженности (62 %), а 25 % имеют низкий уровень развития эмоциональной напряженности. Отметим, что 13 % показали высокий уровень эмоциональной напряженности. Высокий уровень эмоциональной напряженности проявляется в рассеянности внимания, потеря желания действовать при неудачах (или без них) и повышенном смущении. Средний уровень эмоциональной напряженности проявляется в неполной или отсутствием рассеянности внимания, присутствие желания выполнять какие-либо действия. Низкий уровень эмоциональной напряженности выражен в устойчивости морального духа, отсутствием рассеянности внимания. Подростки с низким уровнем эмоционального напряжения характеризуются высокой степенью самообладания, бесконфликтным поведением, преобладанием положительных эмоций.

Полученные результаты были подтверждены методом наблюдения за деятельностью подростков. Было отмечено, что подростки с высоким уровнем эмоционального напряжения были более конфликтными, чаще вступали в спор. Если речь заходила об объекте влюбленности, то подросток проявлял, как вербальную, так и физическую агрессию. В тоже время, подростки с низким уровнем эмоционального напряжения были более спокойны, более коммуникабельны, а также адекватно реагировали на критику.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод: у большинства влюбленных подростков преобладает высокий и средний уровни эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Для влюбленных подростков, таким образом, характерно неадекватное преобладание негативных эмоций, высокая степень конфликтности с окружающими людьми, иногда снижение познавательных способностей, повышение или понижение аппетита, а также трудности с засыпанием.

Полученные результаты подтверждают актуальность выбранной темы исследования. Перспективу дальнейшего исследования видим в разработке психолого-педагогического практикума, направленного на коррекцию эмоциональной напряженности у подростков, пребывающих в состоянии влюбленности.

Литература:

  1. Бычкова О. А., Самохвалова А. Г. Влюбленность как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2015. — № 4. — С. 54–60.
  2. Ильин Е. П. Психология любви. — СПб.: Питер, 2012. — 550 с.
  3. Хаернасова Э. Ф. Особенности понимания феномена юношеской влюбленности // Наука и современность. — 2013. — №. 26–1. — С. 183–188.
  4. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. — 358 с.
  5. Шелковникова И. А., Белогай К. Н. Нервно-психическое напряжение как фактор суицидального риска в подростковом возрасте: гендерные различия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2019. — № 1. — 2019. — С.12–18.
  6. Юматов Е. А. Диалектика эмоционального стресса // Вестник Международной академии наук. Русская секция. — 2020. — № 1. — С. 31–35.


Задать вопрос