Проблема нарушения акцентологических норм | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №1 (42) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Высочина, Е. С. Проблема нарушения акцентологических норм / Е. С. Высочина, А. В. Колягина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/42/2235/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье поднимается проблема понижения интереса современного школьника к классической литературе и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Ключевые слова: русский язык, старшее звено, устная речь, группа, договор, слово, младшее звено, русское ударение, норма орфоэпии, постановка ударения, ошибка, ударение.

Одной из главных задач современной филологии является борьба за чистоту русского языка. Человек, для того чтобы свободно владеть языком, должен знать нормы орфоэпии, нормы ударения не исключение. Владение орфоэпическими нормами даёт возможность говорить правильно, не допуская ошибок. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, возможно делая это интуитивно, показывают свою необразованность. А ведь язык — основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания, это необходимое условие существования и развития общества. Пренебрежительное отношение к нормам речи может привести к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.

Необходимо помнить, что орфоэпия усваивается, главным образом, под влиянием речи окружающих. Ребёнок усваивает то произношение, которое слышит вокруг себя, зачастую не всегда правильное. Следовательно, при овладении грамотным произношением его ожидают трудности. Термин орфоэпия происходит от греческих слов orthos — «прямой, правильный» и epos — «речь». Р. И. Аванесов определяет орфоэпию как совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке [1].

Особое внимание заслуживают правила постановки ударения, они многочисленны и нелегки для усвоения. На данный момент — это одна из самых главных проблем русского языка. Часто проще и быстрее запоминается ошибочное ударение, что впоследствии очень сложно поддается коррекции. Освоение норм ударения и применения данных правил на практике — задача грамотного человека. Ударение — это выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. При помощи ударения делается акцент на части звуковой цепи, слово объединяется в единое целое. Изучением всего спектра вопросов, связанных с акцентом, занимается отдельная наука, которая носит название акцентология. Этот термин происходит от латинского accentus — «ударение», «акцент» и греческого logos — «слово», «учение». Под акцентологией понимают: 1) систему акцентных (просодических) средств, т. е. ударение и связанные с ним явления языка; 2) раздел языкознания, изучающий акцентные средства языка [4]. Изучение этого раздела языкознания является очень важным и даже определяющим для формирования высокого уровня языковой компетенции говорящих. Эта область русского языка, вызывает много споров, колебаний, подвергается изменениям. В 1927 г. автор «Толкового словаря русского языка» Д. Н. Ушаков говорил, что установленных правил ударения нет [4].

В настоящее время есть серьёзные исследования в области исторической и современной акцентологии. Исследованием занимались: Р. И. Аванесова, В. В. Колесова, В. Л. Воронцовой, В. А. Редькина и мн. др. Русское ударение вариативно. Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью — способностью ударения падать на любой слог слова и подвижностью.

Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении формы одного и того же слова [4]. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

В современной школе не так много уроков посвящено изучению правильной постановки ударения. Актуальность исследования заключается в том, что при общении я все чаще стала замечать ряд речевых ошибок, из-за которых возникает непонимание друг друга или которые «режут слух». В рамках нашей темы было проведено исследование, целю которого являлось — выявление нарушений орфоэпических норм, связанных с постановкой ударения. Исследование проводилось в МБОУ «Туимская средняя школа № «3» Республика Хакасия. Для получения объемной и широкой картины было предложено поучаствовать в исследовании людям из разных возрастных групп. Каждая группа состояла примерно из 20 человек:

1 группа (младшее звено МБОУ Туимская СШ № 3) — 21 человек

2 группа (среднее звено МБОУ Туимская СШ № 3) — 21 человек;

3 группа (старшее звено МБОУ Туимская СШ № 3) — 18 человек;

4 группа (взрослые жители с. Туим) — 19 человек.

Всем участникам опроса были представлены 28 слов, в которых они должны были правильно (по их мнению) расставить ударение. Проведя проверку всех заполненных карточек, выявили ряд ошибок. Опрашиваемые 1 группы (дети младшего звена) допустили максимальное количество ошибок в словах: договор, договоры, договоров — 17 человек; звонит, звонишь, звоните — 19 человек; начался, начата — 19; граффити — 17, закупорить, откупорить — 17.

Учащиеся среднего звена справились с задачей лучше, но результаты показали, что у детей возникли трудности с многими словами. Анализ ошибок выявил следующие показатели: договор, договоры, договоров — 13 человек; звонит, звонишь, звоните — 13 человек; торты, тортов — 15 человек; жалюзи — 12 человек; закупорить, откупорить — 12 человек.

Ученики, готовящиеся к ГИА, не смогли правильно поставить ударение в следующих словах: начался, начата — 11 человек; мастерски — 9 человек; граффити — 9 человек; закупорить, откупорить — 11 человек; искра — 10 человек.

Слова, вызвавшие трудности среди взрослого населения: договор, договоры, договоров — 10 человек; начался, начата — 11 человек; феномен — 9 человек; закупорить, откупорить — 13 человек; искра — 10 человек.

Минимальное количество ошибок среди всех опрашиваемых было допущено в слове свекла.

Подводя итоги, можем сделать вывод, что наибольшее количество ошибок было выявлено в 1 и 2 группах, лучше всех с поставленной задачей справилась учащиеся старшего звена и взрослые. Возможно, что в младшем и среднем звене тема «Орфоэпия» еще изучена недостаточно глубоко, поэтому это обуславливает такое количество сделанных ошибок. Старшее звено и взрослые показали низкий результат по следующим возможным причинам: недостаточно серьезно отнеслись к предложенному заданию, низкий уровень общей подготовки в данной области, халатное отношение к данному разделу языкознания.

Исследование показало, что данная тема весьма актуальна для любой возрастной группы и требует внимания и нахождения путей решения. Причины такого положения, на наш взгляд, могут заключаться в следующем:

– школьное обучение направлено преимущественно на повышение грамотности письменной речи, а не устной;

– количество уроков русского языка и литературы является недостаточным для разрешения данной проблемы;

– уровень речевой культуры школьника не так высок, т. к. окружение школьника также нарушает нормы орфоэпии в своей устной речи. Учащиеся редко слышат образцовый литературный текст в устном варианте.

Думаем, что проведенное исследование покажет, что нужно серьезнее относится к своей речи, следить за постановкой ударения, чаще обращаться к словарям, если возникает затруднительная ситуация, а также проявлять тягу к знаниям. Надо продолжать работу с подобного рода словами. Общаясь с людьми, если они допустили ошибку в произношении, необходимо корректно поправлять, но для достижения результата начать нужно с себя.

Литература:

  1. Малышева, Е. Г. / Е. Г. Малышева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 21.09.2020).
  2. Агеенко, Ф. Л. / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Русский язык, 1984. — 808 c. — Текст: непосредственный.
  3. Введенская, Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. / Л. А. Введенская. — 3-е изд. — Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  4. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. / Л. А. Вербицкая, Н. В. Богданова, Г. Н. Скляревская. — 6-е изд. — Москва: Академия, 2008. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  5. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Т. Ф. Иванова. — 2-е изд. — Москва: Русский язык-Медиа, 2005. — 893 c. — Текст: непосредственный.
  6. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. — под ред. Н. А. Еськовой. — Москва: АСТ, 2015. — 1007 c. — Текст: непосредственный.


Ключевые слова

русский язык, группа, договор, устная речь, ошибка, ударение, слово, русское ударение, старшее звено, младшее звено, норма орфоэпии, постановка ударения
Задать вопрос