Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №9 (39) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.09.2020

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Аникеенко, В. А. Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы») / В. А. Аникеенко, А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 9 (39). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/39/2165/ (дата обращения: 23.10.2021).



В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тургенева являются прототипом женских образов Э. М. Ремарка, поскольку все их личные качества и черты характера являются схожими.

Ключевые слова: Э. М. Ремарк, И. С. Тургенев, тургеневская девушка, литература ХХ века.

Знакомясь с книгами современной литературы, читатель зачастую встречает там уже известные художественные портреты, которые заслужили звание символов эпохи, обрели всеобщую значимость вне временных рамок, стали эталонами новых ролей. Иными словами, типы героев, воплощающиеся в словесности разных стран и эпох в виде своеобразных «знаков» культуры, то есть те самые, что всегда запоминаются читателям, а иногда даже являются наставниками, примерами того, каким должен быть человек и, наоборот, каким не должен. Нет сомнения в том, что Дон Кихот Мигеля де Сервантеса или Гамлет Уильяма Шекспира являются вечными образами. Стоит отметить, что И. С. Тургенев (1818–1883) не просто поделил людей на Гамлетов и Дон Кихотов и сделал их имена в какой-то степени нарицательными: «Едва ли не каждый из главных героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета или Дон Кихота — классических литературных персонажей, характеры которых послужили основой для оригинальной тургеневской характерологии» [1], но и самостоятельно создал тип такого героя (героини), чей облик, несомненно, играет важную роль в русской литературе: образ «тургеневской девушки». На данный момент нет никаких сомнений, что этот женский тип можно назвать вечным. Нарисованный Иваном Сергеевичем художественный портрет следует охарактеризовать такими словами, как «взрывная экспрессивность, решимость „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью» [1].

Созданный И. С. Тургеневым образ не отличается красотой: героиня часто воспринимается как дурнушка, но в совокупности с этим обладает глубокой внутренней жизнью, сильным волевым характером и целеустремленностью. Она явный интроверт, ей трудно сходиться с людьми, поэтому про такой типаж женщины можно сказать «не от мира сего»: рассудочность и упрямство сочетаются с порывами истинного чувства и нежностью. Часто такая барышня за скромностью и робостью скрывает огромную нравственную силу. Стоит отметить, что тип «тургеневской девушки» является достаточно важным и для культуры в целом, потому что такой типаж может встречаться не только в русской литературе, но и в других знаменитых зарубежных произведениях. Можно с уверенностью сказать, что черты данного образа присутствуют в творчестве немецкого писателя ХХ века Э. М. Ремарка (Erich Maria Remarque, 1898–1970), поскольку описание портрета героинь романов И. С. Тургенева подходит так же к героиням таких его романов, как «Три товарища» и «Жизнь взаймы».

Доказательством могут послужить такие качества «тургеневской девушки», как скромность и немногословность , поскольку на первых же страницах романа «Три товарища» можно увидеть подтверждение этому: «Девушка не пошла с ними. Стройная и молчаливая, она стояла в сумерках рядом со мной и Ленцем» [3, с. 15]. Героиня, конечно же, не будет молчать весь роман, однако данный тип женщин, как правило, производит впечатление интроверта, и ее часто видят замкнутой в себе, но тем не менее робость придаёт ее образу загадочность . Патрицию Хольман можно назвать «тургеневской девушкой» не только по этим качествам, но и по описанию внешнего вида . Всем известна нежная наружность этой фигуры: женщина данного типа в большинстве случаев стройна, тонка телом и душой, при этом обладает необразцовой внешностью. Именно так и описывает Э. М. Ремарк Патрицию: «В свете лампы ее волосы отливали янтарем. Плечи очень прямые, но чуть выпирающие вперёд, руки тонкие, длинные, скорее костлявые, чем мягкие. Лицо узкое и бледное, однако большие глаза придавали ему выражение силы и страстности» [3, с. 18]. Описание героини романа «Три товарища» достаточно сухое, создаётся впечатление, что ее внешность непримечательна и далека от идеала, однако она, как и тургеневская девушка, производит впечатление, неслучайно главный герой изрекает следующее: «На мой вкус, она была очень хороша собой, однако дальше этого мысли мои не шли» [3, с. 18]. В романе «Жизнь взаймы» автор прибегает к схожему принципу сдержанного описания внешности главной героини Лилиан Дюнкерк: «У нее было загорелое лицо и очень светлые, прозрачные глаза» [2, с. 8]. Немногословно и без какой-либо эмоциональной окраски, но и в этом произведении герой в ходе действий не остаётся равнодушен: «Красивая женщина. Почему она так волнуется из-за пустяков?» [2, с. 15]. Все так, как и предполагает образ «тургеневской девушки»: такие, как она, имеют чаще всего непримечательную и далеко не идеальную внешность , и это является подтверждением того, что избранники этих девушек любят их за неповторимые личностные качества . Как отмечает С. В. Тихомиров, героини И. С. Тургенева — это «независимые, уверенные в себе, пренебрегающие консервативной общественной моралью» [1]. Упрямые, жертвенные, экспрессивные, мечтательные — все это про нее. Несмотря на свою внешнюю скромность и, возможно, нерешительность, внутри них скрыта страсть и огромная нравственная сила . И у Э. М. Ремарка это тоже встречается. Вот так, например, Лилиан проявила свою дерзость, находясь в баре: «– Мне глинтвейну или бордо – Клерфэ посмотрел на Лилиан: – А вам что? – Мне водки, – ответила она» [2, с. 22]. Также эта героиня в силу своей жажды жизни решилась на внушительные риски, и, несмотря на неизлечимую болезнь, требующую постоянного наблюдения, контроля и покоя, Лилиан решила насладиться жизнью, пока не поздно, что является признаком ее экспрессивности . «Я уезжаю одна, — сказала она. — Но еду с ним потому, что иначе у меня не хватит мужества. Одна я не в силах бороться против всего этого» [2, с. 48]. И даже при всех сомнениях такие девушки принимают решение и идут на риск. Необходимо подчеркнуть ее готовность сделать первый шаг по отношению к мужчинам . Ведь Лилиан абсолютно серьезно решила согласиться на несерьезное предложение Клерфэ: уехать из больницы, что его очень удивило.

«Тургеневская девушка», как нам известно, — символ глубины и чувственности, очень многое скрыто у них внутри и не выносится наружу. Они готовы переживать трудные моменты самостоятельно, не строя из себя жертву и не стараясь найти сожаления. Обе героини Ремарка не являются исключением и по этому параметру: если для начала рассмотреть Патрицию Хольман, то сразу можно сказать, что она крайне редко говорит о своей болезни и о том, что ей тяжело и плохо. Напротив, чаще всего она утверждает, что ее положение ещё не самое худшее. Тут стоит обратить внимание на то, что она это делает ради своего возлюбленного, чтобы избавить его от беспокойств. «— Ты была больна? — спросил я. — Немного. Всё уже прошло» [3, с. 429]. У Лилиан несколько другое отношение к своему положению. Автор показывает, что девушка понимает, что подсчитать оставшиеся годы жизни невозможно, ее судьба непредсказуема, поэтому она начинает жить, ни в чем себе не отказывая, чтобы успеть насладиться всеми прелестями жизни: «Она же гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь — это белый олень или сказочный единорог. Она так отдается погоне, что ее азарт заражает других» [2, с. 111]. И это, в частности, придаёт героине, изображенной Э. М. Ремарком, черты «тургеневской барышни», ведь неслучайно С. В. Тихомиров даёт такую характеристику: «„Сдержанная страстность“ — так можно было бы определить основную характерологическую особенность этого женского типа» [1]. Именно термин « страстность » подходит для характеристики этой героини. Ничуть не похожая на других, она имеет внутри себя свои принципы, правила, свой собственный мир, который никому не навязывает, но в то же время ни от кого не скрывает: «Ее ничто не пугает, — думал Клерфэ. — Кабак кажется ей символом самой жизни, а любая банальная фраза звучит для нее так же чарующе и умно, как она, наверное, звучала, когда ее произнесли впервые. Это просто невыносимо. Она знает, что должна умереть, и свыклась с этой мыслью, как люди свыкаются с морфием…» [2, с. 112].

Анализируя все вышесказанное, можно смело заявить, что воспроизведение образа «тургеневской девушки» занимает неотъемлемое место в литературе ХХ-ХХI вв., встречается в романах Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы» на примере Патриции и Лилиан. В первую очередь, эти героини:

  1. Стойкие
  2. Чувственные и глубокие
  3. Интеллигентные
  4. Готовы пойти первыми навстречу мужчине
  5. Умеют прощать

Литература:

  1. История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840–1860 годы. — М.: 2005; Ч.: 2. — 528 с. [https://studlib.com/content/view/2118/30/]
  2. Ремарк Э. М. Жизнь взаймы. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — 254 с.
  3. Ремарк Э. М. Три товарища. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 480 с.


Ключевые слова

Э. М. Ремарк, И. С. Тургенев, тургеневская девушка, литература ХХ века
Задать вопрос