Разработка комплекса реабилитации пациентов, перенесших инсульт, с использованием технологии виртуальной реальности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Победители конкурса УМНИК в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Опубликовано в Юный учёный №7 (37) июль 2020 г.

Дата публикации: 27.06.2020

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Огурешнов, Р. О. Разработка комплекса реабилитации пациентов, перенесших инсульт, с использованием технологии виртуальной реальности / Р. О. Огурешнов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 7 (37). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/37/2127/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современной России среди причин смертности на втором месте после инфаркта миокарда стоит инсульт головного мозга. Ежегодно 450 тыс. человек переносят инсульт, при этом, смертность составляет ~30 %. 70 % пациентов, выживших после инсульта, становятся инвалидами, 20 % из них требуют постоянного ухода. У нас в стране действует примерно 600 центров (стационаров) постинсультной реабилитации. Проблемы стационарного лечения: высокая стоимость, невысокая доступность вне крупных городов, низкая эффективность применяемых комплексов / программ, методов реабилитации (семидесятипроцентная инвалидность).

Следовательно, остро стоит вопрос о необходимости внедрения новых подходов и методов послеинсультной реабилитации, обеспечивающие качественно более высокую эффективность как по результатам прохождения лечения, так и по трудозатратам (стоимость рабочего времени медперсонала). Эффективность использования Продукта проекта состоит в том, что врачреабилитолог сможет обслуживать большее количество пациентов за единицу времени за счёт отсутствия необходимости личного присутствия при проведении процедур (достаточно будет присутствие среднего медперсонала). Врач также сможет одновременно наблюдать за несколькими пациентами с помощью ПК из своего кабинета, после чего проводить анализ результатов, используя уже обработанные данные упражнений и тестов личных кабинетов пациентов.

Повышение эффективности реабилитационного процесса также происходит за счёт:

— системы контроля реабилитации, позволяющей своевременно реагировать на изменения состояний пациента,

— комфортных условий для прохождения курса реабилитации, для пациентов, с помощью объединения упражнений в одном приложении,

— сокращение количества времени на перемещения пациентов между кабинетами в центрах реабилитации.

Таким образом сокращаются затраты времени врача на 1 пациента и повышается эффективность (количество пациентов за на одного медицинского сотрудника за единицу времени). На первом этапе создаваемое программное обеспечение будет использоваться в медицинских учреждениях (клиниках, центрах реабилитации, профильных институтах). На последующих этапах возможна будет продажа продукта проекта пациентам на дом.

Основные мировые тренды развития технологий на сегодняшний день предлагают перспективные методы использования интерактивных возможностей виртуальной/дополненной реальности в комплексе с анализом статистики прохождения тестов/игр в рамках предлагаемых методик.

Проект имеет макроэкономический эффект за счёт снижения нагрузки на бюджет РФ по статьям пенсионного обеспечения, инвалидности, медицинского обслуживания лиц, перенёсших инсульт. Проект может оказать положительное влияние на частно-государственного партнёрства, поскольку сегодня многие коммерческие клиники в России используют государственное финансирование (бюджетные места). Экономия средств на закупке оборудования частными клиниками за счёт эффективного использования Продукта проекта поможет выделить больше бюджетных мест, которые получат государственное финансирование.

Проект имеет экспортный потенциал, поскольку проблема доступной и эффективной реабилитации после инсульта носит глобальный характер.

Мировой рынок медицинских изделий и оборудования составляет более 350 $ млрд и вырастет до 530 $ млрд (2019–22 гг. CAGR 14,8 %). Рынок VR-оборудования и программного обеспечения для медицины ожидает значительный рост. В ближайшие пять лет рынок медицинских VR-технологий будет расти на 36,6 % в год и к 2023 году достигнет почти $5 млрд. Уже сегодня в мире медицина является второй после игровой индустрии по объёму применения технологий виртуальной реальности. Прогноз роста рынка медицинской реабилитации в нашей стране на период 2019–2023 гг. составляет ~3 %.

Продукт проекта обеспечивает принципиально новые подходы к методике и технологии восстановления постинсультных больных за счёт использования ВР/ДР. Новизна также заключается в цифровизации методов работы и обработки информации (личный кабинет, статистические методы обработки данных пациентов). Комплекс представляет собой устройство, которое формирует цифровую систему виртуальной реальности для реабилитации больных, перенёсших инсульт. Комплект нательных датчиков соединяется / подключается к персональным компьютерам (ПК) и периферийным системам посредством программного обеспечения (ПО) и вместе формируют разрабатываемое устройство (далее совместно именуются «Изделие»).

Разрабатывается технология, при которой требуется гораздо меньше трудозатрат медперсонала за счёт сокращения операционного времени на одного пациента. Один медицинский работник может обслуживать сразу несколько пациентов. Также сокращается время процедур за счёт уменьшения числа передвижений пациентов в пределах стационара. Трудозатраты на медперсонал будут минимизированы в случае адаптации Продукта проекта для использования в домашних условиях.

Проект был поддержан Фондом содействия инновациям. Уже разработаны некоторые упражнения. Представлены скриншоты данных разработок.

Скриншоты упражнений «Space Ninja» и «Поиск объекта»

Рис. 1. Скриншоты упражнений «Space Ninja» и «Поиск объекта»

Пример упражнения на моторику рук и реакцию (необходимо попадать по поднимающимся объектам)

Рис. 2. Пример упражнения на моторику рук и реакцию (необходимо попадать по поднимающимся объектам)

Упражнение по поиску объектов, объединенных общим признаком

Рис. 3. Упражнение по поиску объектов, объединенных общим признаком

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, виртуальная реальность, государственное финансирование, программное обеспечение, CAGR, единица времени, центр реабилитации, инсульт.


Похожие статьи

Разработка программного модуля для определения наличия у человека легочных заболеваний с использованием нейронной сети

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Развитие памяти студентов с нарушениями слуха с помощью интеллект-карт

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста

Разработка программно-аппаратного комплекса для диагностики социально значимых неврологических заболеваний при помощи анализа двигательной активности человека

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Похожие статьи

Разработка программного модуля для определения наличия у человека легочных заболеваний с использованием нейронной сети

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Развитие памяти студентов с нарушениями слуха с помощью интеллект-карт

Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста

Разработка программно-аппаратного комплекса для диагностики социально значимых неврологических заболеваний при помощи анализа двигательной активности человека

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Задать вопрос