Данная работа — это попытка проанализировать произведение классической литературы на предмет актуальности и поиска ответов на современные вызовы.
Ключевые слова: вызов, совесть, выбор
Сердец чудесные порывы — приют израненной души?..
Читая классическую литературу, невольно задаёшься вопросом, вопросом из сегодняшнего времени современного человека: «Почему до сих пор эти произведения так трогают наши души и остаются актуальными? Почему они живут и будут жить вечно?». Мир меняется и всё развивается вокруг нас, а строки классиков — это строки для нас сегодняшних. Не думаю, что я единственная, кто задумался об этом, но я хочу поделиться именно своими мыслями и открытиями, разобрав, как пример, известнейшее произведение А. С. Пушкина «Дубровский».
Взяв его в руки, и окунувшись с каждой строкой в выстроенный им мир, я поняла, что этот мир — реальность и эта реальность сегодняшнего дня. В этой статье я попробую на конкретных Пушкинских образах проанализировать не только само произведение и историю того времени, но прежде всего человека, и этот человек со своими страстями, страхами, достоинствами и недостатками, вступающий в противоречия с самим собой и окружающим миром — так похож на нас. И каждый из нас, несмотря на время, решает кем ему быть — «Троекуровым» или «Дубровским», и каждый из нас, рано или поздно, встречается с этим вызовом.
… «Дубровский», как не поверни, история вперед о нас,
Через неё ты загляни -
В глубины общества — вот сказ…»
В основе романа «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным 1832–1833г.г., лежит сюжет рассказа его приятеля П. В. Нащокина. И хотя считается, что именно эта история легла в основу сюжета, сам А. С. Пушкин не раз подчеркивал типичность происходящих событий той эпохи. Пушкин знал несколько схожих историй, и они были характерны для того времени. В свой роман Пушкин вплёл несколько нитей, обогатив сюжет и усилив его. Нить взаимоотношений отцов и детей, Троекурова и Дубровского старшего, барина и крестьян, нить трогательных отношений Маши и Дубровского младшего. Но главной и основополагающей — стала идея защиты человеческой личности, идея защиты чести и достоинства. [1]
Автор сразу нас вводит в историю описанием двух соседей, бывших сослуживцев: Троекурова и Дубровского. Описывая одного и другого, он вольно или невольно обращает наше внимание на исторические события того времени — раскол. В результате которого — один предаёт ради «банки варенья и ящика печенья» и остаётся успешным и богатым, а другой — Дубровский, оставшись верным себе и царю, которому присягал, не изменил своим убеждениям — стал обедневшим и ненужным. Дополнить картину образа одного и другого можно, если внимательно посмотреть на их жизненный уклад, на их взаимоотношения с домочадцами и крепостными крестьянами.
Образ Троекурова очень ярко прописан Пушкиным. Здесь мы видим жестокого и одновременно несчастного, и уставшего от самого себя человека. Он тут же унижает, издеваясь, и тут же вознаграждает, думая, что ему за его милость позволено всё. Он измучен бездельем и скукой, развлекается пьянством, проявляя себя домашним тираном и самодуром. Недаром из уст князя Верейского звучит: «А, Вы, карбонарий…». К своим крепостным он обращается никак иначе, как «предмет». «Какой предмет испортили…» — сказал он, когда погибает его купленный слуга. Этими фразами и словами Пушкин говорит нам об ужасном положении крепостных крестьян того времени, о безысходности и полной зависимости от барина — самодура.
Создать впечатление о Дубровском, мы можем сразу же с первых страниц романа — сцены приема гостей в селе Покровское. В отличии от Троекурова, Дубровский скромен, сдержан, воспитан, держит себя с достоинством, как и полагается офицеру и аристократу, что и раздражает всех, в том числе и Троекурова. «Гордец…», — говорит он, и оскорбление, которое было в дальнейшем позволено в адрес Дубровского, только следствие полного раздражения и непонимания его. Еще большие раздражение вызвал его протест, когда Дубровский отреагировал на унижение, потребовав извинений. И это послужило началом большого конфликта, который и привел к тем последующим событиям, которые мы видим далее. Это суд, смерть старика Дубровского, приезд его сына, который остаётся на улице, лишившись дома и имения.
Появление Владимира Дубровского, достойного сына своего отца, даёт надежду крестьянам. Однако, противостоять пороку, алчности, унижению, человеку с пониманием чести и достоинства — невозможно. Полная картина мрака и безысходности предстаёт перед нами. У Дубровского не было другого выхода, как поджечь свой собственный дом. Хотя зол и оскорблён, он не хочет кому–то причинить боль и смертей он не хочет. Он не разбойник, он офицер-дворянин. В дальнейшем его уход с крестьянами — это вызов обществу, сделав из него изгоя, это попытка изменить что-то и самому измениться. Владимир Дубровский одновременно предстает перед нами в трех образах: честолюбивый офицер-аристократ, скромный и мужественный учитель и грозный, но справедливый разбойник. Но эти образы мертвы, они не могут дать ему жизни. Даже месть, которая какое-то время питала его, не дала ему сил довести до конца задуманное. Именно здесь А. С. Пушкин вплетает ещё одну нить, дополняющую сюжет — нить взаимоотношений Владимира и Маши. И здесь мы видим обреченность и невозможность противостоять окружающему миру. Границы, определенные жизнью, сильнее самых горячих чувств. И вот перед нами вопрос, актуальный и сегодня. Быть честным, благородным с пониманием чести и достоинства, но при этом бедным, или идти путем Троекурова и жить в достатке. Но бедный человек не может быть независимым, бедность обязывает быть покладистым, как Шабашкин, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять своё право быть бедным и честным, быть независимым, оканчиваются катастрофой, потому что сам герой несовместим с общественными нормами и имущественным положением, которое уготовила ему жизнь. И это сделало его изгоем.
Трагические вопросы, которые встали в романе не были разрешены, и сам А. С. Пушкин не знал на них ответа. [2] Но каждый из нас в своей жизни, рано или поздно, сталкивается с дилеммой — кем быть? «Дубровским» или «Троекуровым»? Может ли жажда жизни и благополучия оправдать пороки и неприглядные поступки? Или нет ничего, что может толкнуть человека на подлость, превратив его в животное? Человек должен всегда оставаться человеком. Прочитав этот роман, каждый из нас делает свой вывод и свой выбор, в соответствии со своим воспитанием и восприятием, пониманием норм морали, черного и белого, добра и зла, подлости и порядочности. Это произведение заставляет думать, заставляет остановиться и посмотреть вокруг, делая человека лучше и чище. Слог Пушкина, выстроенный сюжет и глубина поднятых вопросов, делает этот роман актуальным, как никогда и интересным даже в наши дни. Раскрывая все грани души человеческой, показывая нам всем возможности исцеления её, это произведение будет жить всегда, потому что трогает наши души, щипая наше внутреннее «Я» — давая возможность сделать правильный выбор и противостоять вызовам.
Литература:
- Валерий Брюсов «Золотое руно» / Критические статьи. — М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2018–240с.
- Иннокентий Анненский «О писателях» / Критические статьи. — М.: Т8 RUGRAM, 2018–180с.