Вечный вызов. Дубровский и Троекуров. Анализ произведения А. С. Пушкина «Дубровский» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (37) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.07.2020

Статья просмотрена: 1924 раза

Библиографическое описание:

Козлова, А. Ю. Вечный вызов. Дубровский и Троекуров. Анализ произведения А. С. Пушкина «Дубровский» / А. Ю. Козлова, О. А. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 7 (37). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/37/2122/ (дата обращения: 23.12.2024).



Данная работа — это попытка проанализировать произведение классической литературы на предмет актуальности и поиска ответов на современные вызовы.

Ключевые слова: вызов, совесть, выбор

Сердец чудесные порывы — приют израненной души?..

Читая классическую литературу, невольно задаёшься вопросом, вопросом из сегодняшнего времени современного человека: «Почему до сих пор эти произведения так трогают наши души и остаются актуальными? Почему они живут и будут жить вечно?». Мир меняется и всё развивается вокруг нас, а строки классиков — это строки для нас сегодняшних. Не думаю, что я единственная, кто задумался об этом, но я хочу поделиться именно своими мыслями и открытиями, разобрав, как пример, известнейшее произведение А. С. Пушкина «Дубровский».

Взяв его в руки, и окунувшись с каждой строкой в выстроенный им мир, я поняла, что этот мир — реальность и эта реальность сегодняшнего дня. В этой статье я попробую на конкретных Пушкинских образах проанализировать не только само произведение и историю того времени, но прежде всего человека, и этот человек со своими страстями, страхами, достоинствами и недостатками, вступающий в противоречия с самим собой и окружающим миром — так похож на нас. И каждый из нас, несмотря на время, решает кем ему быть — «Троекуровым» или «Дубровским», и каждый из нас, рано или поздно, встречается с этим вызовом.

… «Дубровский», как не поверни, история вперед о нас,

Через неё ты загляни -

В глубины общества — вот сказ…»

В основе романа «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным 1832–1833г.г., лежит сюжет рассказа его приятеля П. В. Нащокина. И хотя считается, что именно эта история легла в основу сюжета, сам А. С. Пушкин не раз подчеркивал типичность происходящих событий той эпохи. Пушкин знал несколько схожих историй, и они были характерны для того времени. В свой роман Пушкин вплёл несколько нитей, обогатив сюжет и усилив его. Нить взаимоотношений отцов и детей, Троекурова и Дубровского старшего, барина и крестьян, нить трогательных отношений Маши и Дубровского младшего. Но главной и основополагающей — стала идея защиты человеческой личности, идея защиты чести и достоинства. [1]

Автор сразу нас вводит в историю описанием двух соседей, бывших сослуживцев: Троекурова и Дубровского. Описывая одного и другого, он вольно или невольно обращает наше внимание на исторические события того времени — раскол. В результате которого — один предаёт ради «банки варенья и ящика печенья» и остаётся успешным и богатым, а другой — Дубровский, оставшись верным себе и царю, которому присягал, не изменил своим убеждениям — стал обедневшим и ненужным. Дополнить картину образа одного и другого можно, если внимательно посмотреть на их жизненный уклад, на их взаимоотношения с домочадцами и крепостными крестьянами.

Образ Троекурова очень ярко прописан Пушкиным. Здесь мы видим жестокого и одновременно несчастного, и уставшего от самого себя человека. Он тут же унижает, издеваясь, и тут же вознаграждает, думая, что ему за его милость позволено всё. Он измучен бездельем и скукой, развлекается пьянством, проявляя себя домашним тираном и самодуром. Недаром из уст князя Верейского звучит: «А, Вы, карбонарий…». К своим крепостным он обращается никак иначе, как «предмет». «Какой предмет испортили…» — сказал он, когда погибает его купленный слуга. Этими фразами и словами Пушкин говорит нам об ужасном положении крепостных крестьян того времени, о безысходности и полной зависимости от барина — самодура.

Создать впечатление о Дубровском, мы можем сразу же с первых страниц романа — сцены приема гостей в селе Покровское. В отличии от Троекурова, Дубровский скромен, сдержан, воспитан, держит себя с достоинством, как и полагается офицеру и аристократу, что и раздражает всех, в том числе и Троекурова. «Гордец…», — говорит он, и оскорбление, которое было в дальнейшем позволено в адрес Дубровского, только следствие полного раздражения и непонимания его. Еще большие раздражение вызвал его протест, когда Дубровский отреагировал на унижение, потребовав извинений. И это послужило началом большого конфликта, который и привел к тем последующим событиям, которые мы видим далее. Это суд, смерть старика Дубровского, приезд его сына, который остаётся на улице, лишившись дома и имения.

Появление Владимира Дубровского, достойного сына своего отца, даёт надежду крестьянам. Однако, противостоять пороку, алчности, унижению, человеку с пониманием чести и достоинства — невозможно. Полная картина мрака и безысходности предстаёт перед нами. У Дубровского не было другого выхода, как поджечь свой собственный дом. Хотя зол и оскорблён, он не хочет кому–то причинить боль и смертей он не хочет. Он не разбойник, он офицер-дворянин. В дальнейшем его уход с крестьянами — это вызов обществу, сделав из него изгоя, это попытка изменить что-то и самому измениться. Владимир Дубровский одновременно предстает перед нами в трех образах: честолюбивый офицер-аристократ, скромный и мужественный учитель и грозный, но справедливый разбойник. Но эти образы мертвы, они не могут дать ему жизни. Даже месть, которая какое-то время питала его, не дала ему сил довести до конца задуманное. Именно здесь А. С. Пушкин вплетает ещё одну нить, дополняющую сюжет — нить взаимоотношений Владимира и Маши. И здесь мы видим обреченность и невозможность противостоять окружающему миру. Границы, определенные жизнью, сильнее самых горячих чувств. И вот перед нами вопрос, актуальный и сегодня. Быть честным, благородным с пониманием чести и достоинства, но при этом бедным, или идти путем Троекурова и жить в достатке. Но бедный человек не может быть независимым, бедность обязывает быть покладистым, как Шабашкин, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять своё право быть бедным и честным, быть независимым, оканчиваются катастрофой, потому что сам герой несовместим с общественными нормами и имущественным положением, которое уготовила ему жизнь. И это сделало его изгоем.

Трагические вопросы, которые встали в романе не были разрешены, и сам А. С. Пушкин не знал на них ответа. [2] Но каждый из нас в своей жизни, рано или поздно, сталкивается с дилеммой — кем быть? «Дубровским» или «Троекуровым»? Может ли жажда жизни и благополучия оправдать пороки и неприглядные поступки? Или нет ничего, что может толкнуть человека на подлость, превратив его в животное? Человек должен всегда оставаться человеком. Прочитав этот роман, каждый из нас делает свой вывод и свой выбор, в соответствии со своим воспитанием и восприятием, пониманием норм морали, черного и белого, добра и зла, подлости и порядочности. Это произведение заставляет думать, заставляет остановиться и посмотреть вокруг, делая человека лучше и чище. Слог Пушкина, выстроенный сюжет и глубина поднятых вопросов, делает этот роман актуальным, как никогда и интересным даже в наши дни. Раскрывая все грани души человеческой, показывая нам всем возможности исцеления её, это произведение будет жить всегда, потому что трогает наши души, щипая наше внутреннее «Я» — давая возможность сделать правильный выбор и противостоять вызовам.

Литература:

  1. Валерий Брюсов «Золотое руно» / Критические статьи. — М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2018–240с.
  2. Иннокентий Анненский «О писателях» / Критические статьи. — М.: Т8 RUGRAM, 2018–180с.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, понимание чести, окружающий мир, время, вызов, достоинство.


Ключевые слова

выбор, совесть, вызов

Похожие статьи

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Героями становятся или рождаются?

Статья посвящена исследованию понимания проблемы героизма в современном обществе и в произведении А. Грина «Алые паруса».

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Мотив дороги совести в повестях В. Распутина «Последний срок» и А. Неркаги «Белый ягель»

В статье авторы сравнивают произведения малых народностей Севера с произведениями русской литературы через анализ мотива дороги.

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...

Похожие статьи

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Героями становятся или рождаются?

Статья посвящена исследованию понимания проблемы героизма в современном обществе и в произведении А. Грина «Алые паруса».

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Мотив дороги совести в повестях В. Распутина «Последний срок» и А. Неркаги «Белый ягель»

В статье авторы сравнивают произведения малых народностей Севера с произведениями русской литературы через анализ мотива дороги.

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Сравнительный анализ образов Константина Левина и Алексея Вронского из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Статья посвящена сравнению Константина Левина и Алексея Вронского. Автор выявляет общее начало у обоих героев, которое скрыто за занавесом контраста. Это «общее» еще более раскрывает мысль семейную, которое является центральной идеей романа. Таким об...

Задать вопрос