Поэтика тайны в сказах «Тайна озера Зюраткуль» и «Тайна озера Инышко» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (36) июнь 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Пекарь, С. А. Поэтика тайны в сказах «Тайна озера Зюраткуль» и «Тайна озера Инышко» / С. А. Пекарь, О. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2100/ (дата обращения: 25.04.2024).



Озера Урала необычайно красивы и живописны. В обрамлении гор и лесов они превращаются в зеркала, отражающие небо. Неслучайно незабываемые впечатления остаются у путешественников, побывавших на Урале, а поэты посвящают свои стихотворения уральской природе. Возможно, происходит это и потому, что уральская земля хранит тайны, которые всегда хочется разгадать. В народе складываются легенды и предания, посвящённые происхождению гор и озёр. Уральские фольклористы и писатели их записывают, изучают, включают в свои произведения. Так, в 2009г. была издана книга «Легенды Южного Урала». В книгу вошли произведения Павла Бажова, Серафимы Власовой, записи Александра Лазарева, миасской собирательницы фольклора Валентины Усольцевой и многих других.

Наше внимание привлекли два произведения, заглавия которых похожи: «Тайна озера Зюраткуль», «Тайна озера Инышко». Возникли вопросы, ответы на которые мы бы хотели получить. Кто является автором этих текстов? Что скрывают эти озера? Почему в названии произведений появилось слово «тайна»?

Ответ на первый вопрос оказался более простым: произведения написаны на основе фольклорных текстов. Автором «Тайны озера Зюраткуль» является Серафима Власова, собирательница и автор сказов о Южном Урале. Н. А. Капитонова отмечает, что Власову «называют продолжательницей дела П. П. Бажова», появление её произведений «было событием в литературной жизни»: …на основе народных преданий и легенд она создавала интересные поэтические рассказы» [2].

Текст «Тайна озера Инышко» записан миасской собирательницей фольклора Валентиной Усольцевой, которая, еще будучи студенткой, увлеклась историей и культурой уральских городов, а затем стала организатором фольклорно-этнографических экспедиций для школьников [4].

Другие вопросы, которые нас заинтересовали, стали началом исследовательских изысканий.

Заметим, что поэтика (от греч. поэтике — поэтическое искусство) — это «совокупность компонентов художественной формы произведений (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метрика и рифма)» [6]. В нашем исследовании мы сосредоточим внимание на системе образов, сюжете, мотивах, композиции , позволяющих понять, как создается атмосфера тайны.

Инышко — это озеро, дно которого привлекает многих любознательных и отважных путешественников, поскольку бытует легенда о кладе, спрятанном на дне озера, о двойном дне и т. д. Моя мама, Виктория Валерьевна Пекарь, рассказала мне, что легенду об озере Инышко она услышала ещё в 1983 году и вместе с друзьями ныряла за бочкой с золотом, но ничего не нашла...

Название озера имеет несколько толкований, особенно популярно –связанное с именем некоего Иныша, являющегося сподвижником Емельяна Пугачева, орудовавшего в здешних местах. История о них записана многими фольклористами, в том числе С. Власовой, В. Усольцевой.

Обратимся к текстам.

У С. Власовой в сказе «Пугачевский клад» описываются события, произошедшие на озере. Иныш — друг и соратник атамана Грязнова, который указал место, то есть озеро, где можно было спрятать сокровища, отобранные Емельяном Пугачевым у богатеев, чтобы они не достались тогдашней царице, Екатерине Великой. Пугачева казнили, про башкира Иныша больше никто не слышал, а друг его, Бокай, перед смертью поведал своему внуку о спрятанном кладе на дне озера, да болтлив и жаден оказался внук. За эти века много было желающих добраться до бочки с золотом, но до сих пор эта тайна не разгадана, сокровища лежат на дне озера Инышко.

Итак, сказ Власовой предлагает разгадку названия озера : оно носит имя храброго башкира, выступившего против самой великой царицы. Кроме того, подчеркивается, что клад так и остался на дне озера, потому что он не может быть найден корыстными, жадными людьми.

Сказ, записанный В. Усольцевой, имеет сходство с произведением Власовой. Как и в первом сказе, в «Тайне озера Инышко» все события происходили во времена восстания Емельяна Пугачева, в период царствования Екатерины Второй. В обоих произведениях фигурируют Е. Пугачев и его дружинники, а также те, кто хотел бы овладеть кладом Е. Пугачева. Наиболее отчетливо родство произведений проявляется при сопоставлении мотивов, которые использованы в них. Заметим, что мотив — «это мельчайший элемент сюжета (например, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.)» [6], то есть «мотив и сюжет соотносимы как часть и целое».

Общими в сказах «Пугачевский клад» и «Тайна озера Инышко» являются следующие мотивы: 1) противостояние Пугачева и заводчиков; 2) овладение богатством; 3) отказ от него.

Однако сказ, записанный Усольцевой, связан не с названием озера, (об Иныше не упоминается), а с необычным уровнем воды в этом водоеме. В тексте так говорится об этом факте: «странное дело, уровень воды в Инышке выше, чем в остальных. Хоть бы лежало оно на горе, а то плещется рядом со своими соседями, и вода в нем выше, чем в других озерах».

Итак, загадка, которую изучают ученые, не могла не заинтересовать народ. Так, вероятно, и появились удивительные истории о кладе, который был столь велик, что вытеснил часть воды. Более подробно проанализируем этот сказ.

Симпатии народа в произведении на стороне Е. Пугачева. Его войско состояло из разных людей: русских и башкир, крестьян и работников, то есть тех, кто изголодался по счастью и воле. Коменданты крепостей заставляли пушкарей палить в войско из пушек. Но Пугачев брал эти крепости, и население встречало его хлебом-солью. Пугачев «нарисован» как справедливый человек, который заботится о судьбе народа.

Анализ текста позволяет утверждать, что одним из мотивов в этом произведении является мотив «испытания богатством ». Уральские заводчики решили откупиться от Пугачева. Собрали золота две бочки и послали к нему со своим человеком. Но Пугачев не взял золото, приказал сбросить его в озеро, т. к. нажито богатство непосильным трудом бедного люда и счастья оно не принесет. «Испытание богатством» Емельян Пугачев прошел.

Обратим внимание на то, что весь сказ превратился в ответ на вопрос о том, почему в озере уровень воды выше, чем в остальных: растворился клад в воде, «потому что золото то из слез народных собрано было. Вот почему всех выше поднялось озеро Инышко».

Атмосфера тайны создается и с помощью мотива «превращения», который чаще всего используется в сказках: так подчеркивается необычность этого уральского озера.

Итак, сказы об озере Инышко связаны, во-первых, с тайной заглавия, во-вторых, с загадкой природы. Произведение содержат поэтическую разгадку этих тайн. Построение текста таково, что читатель сначала знакомится с тайной, а потом — с её разгадкой. Волшебство — мотив, который переходит в сказ из сказки и делает произведение занимательным.

А. И. Лазарев отмечал, что «главное в преданиях — прошлое, но не вообще прошлое, а очень далёкое прошлое, то, что стало таинственным и вызывает воображение» . Конечно, необычные заглавия, смысл которых с течением времени забывался, стали основой народных текстов.

Название озера — Зюраткуль — получило немало истолкований, как научных, так и поэтических. Известно, что первоначально озеро называлось Юрак-куль. «Куль» — это озеро. А Юрак (йөрәк) — это по-башкирски сердце. По легенде Озеро получило название от горы, носившей тогда название «Юрак-тау»» (в настоящий момент это название носит другая гора — один из шиханов около Стерлитамака), то есть гора-сердце. Как писал П. Паллас, «В углу меж ими находится посредственная гора Сатка-Тау, которая кажется есть отделенная часть большой и пространной вверх по Большой Сатке к югу лежащей горы Юрак-Тау… Юрак-Тау значит сердце-гора, и, кажется, она получила своё название по причине возвысившейся тупой верхушки, которая совсем гола и камениста. На сей горе лежит достопамятное озеро Юрак-Куль, в которое многие впадают ручьи и из которого проистекает Большая Сатка».

В народе считается, что Зюраткуль — озеро потерянного сердца. Это значение поясняется в произведении С. Власовой «Тайна озера Зюраткуль». Сказ переносит читателя в давние времена: «Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит». Зачин похож на сказочный («Жили-Были; в некотором царстве, в некотором государстве), и события, о которых повествуется, удивительные и поучительные.

Обратим внимание на сюжет произведения: история двух молодых людей стала его основой. Как и в других фольклорных произведениях, положительные герои противостоят отрицательным.

Открывается сказ историей красавицы Амины. Девочка росла в племени охотников и рыбаков, выросла красавицей, но об этом не догадывалась, не сознавала своей необычной красоты и всем сердцем полюбила юношу Акбулата. Но однажды, увидев себя в отражении озера, вдруг поняла, что красивей ее нет в стране повелителя Гор. Амина изменилась, стала забывать о своей любви, ее обуяла гордыня, захотела она стать женой правителя гор, Таганая, стоять у него на плечах и доставать руками луну. Не нужен ей стал красивый, но бедный охотник. Каждую ночь она стала приходить к озеру и любоваться собой. В своих мечтах она уже была женой правителя горной страны. Но сердце девушки все же любило только Акбулата, не смогло оно отказаться от юноши.

Далее в тексте очень интересно обыгрывается мотив бессердечия. Создатели сказа как будто задают вопрос: зачем сердцу слава и почет? Сердцу нужна любовь. Сердце выскользнуло из груди девушки и упало в озеро. Амина окаменела от горя, не смогла жить без сердца, а значит без любви.

Итак, не выдержала девушка «испытание своей красотой», охладела она к красивому юноше.

Согласно народным представлениям, не может торжествовать тот, кто нанёс обиду другому человеку, а потому и Амина наказана. «Сердце девушки, возмущенное изменой, вдруг сильно забилось, больно затрепетало, выскользнуло из груди и растворилось в озере . Амина застыла в немом изваянии, а потом превратилась в каменного истукана. Только вода в нем с тех пор стала всегда холодной и кристально чистой, как вечный укор лучезарной Амине за то, что она охладела к юному Акбулату. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, т. е. озеро потерянного сердца или просто сердце-озеро.

Наблюдения показывают, что и этот сказ — попытка разгадать 2 тайны. Первая тайна связана с заглавием, вторая — с особенностью озера — кристально чистой и холодной водой. Фантастика и вымысел и в этом произведении помогают поддержать таинственность. Превращения происходят с людьми — из молодых и красивых они превращаются в камни.

Превращения происходят с озером. И здесь мы видим мотив, уже знакомый по сказу об озере Инышко — «растворение» чего-либо в озере и изменения, происходящие при этом: холодное сердце Амины растворилось сделало и озеро таким.

Таинственные, необъяснимые явления всегда привлекали человека. Когда-то для того, чтобы получить разгадку, он обращался к науке, а когда-то — к воображению. Фантазия, приходившая на помощь людям, позволила создать необычные произведения. Некоторые из этих произведений в заглавии сохранили слово «тайна». Именно такими стали два сказа — «Тайна озера Инышко» и «Тайна озера Зюраткуль».

Изучение «таинственных» произведений, конечно, может быть продолжено, так как Урал богат на загадки и на талантливых людей, рассказывающих об этих загадках.

Литература:

  1. Власова С. К. Клады Хрусталь-горы. [Текст]. Челябинск.1970–43 с.
  2. Капитонова Н. А., Власова Серафима Константиновна [Электронный ресурс] http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/vlasova-serafima-konstantinovna/
  3. Лазарев А. И. Предание рабочих Урала как художественное явление. Челябинск:Южно-Уральское кн. изд. 1970. — С. 67.
  4. Тайна озера Инышко [Текст] // Легенды Южного Урала: сост. И. А. Кириллова.-Челябинск: Аркаим.2009 — С.30–32.
  5. Тайна озера Зюраткуль [Текст] // Легенды Южного Урала: сост. И. А. Кириллова.-Челябинск: Аркаим.2009 — С.36–38.
  6. Школьный словарь литературоведческих терминов: мир художественного произведения. Стилистика. Стиховедение. Литературный процесс. [Текст] /Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба. — М.: Просвещение, 2013- С.108–109.
Основные термины (генерируются автоматически): Пугачев, озеро, произведение, Тайна, сказ, день озера, Южный Урал, миасская собирательница фольклора, Сатка, Урал.


Похожие статьи

Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за...»

Цель исследования— представить произведения жанра «сказ» как источник достоверной информации о родном крае, изучив сведения о

Параллельно с чтением сказов велась работа по анализу и синтезу информации географического характера, которая нашла своё отражение...

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных...

Урал-батыр — победитель Смерти, он становится культурным героем

Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле

Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр». И по сей день, многое...

Развитие речи на уроках русского языка средней...

Творчество уральского писателя П. П. Бажова представляет собой неиссякаемый кладезь русской народной мудрости; это множество фразеологических единиц, пословиц и поговорок, большое количество слов-диалектизмов, профессионализмов рабочих уральских заводов.

Озеро, открывшее мне сокровищницу природы Астраханского края

«…название «озеро» не соответствует действительности. Баскунчак — не озеро, а сплошной пласт соли, имеющий куполообразную форму и уходящий своим основанием в недра земли.

День был довольно безветренный. Как и обещал в своей книге «Озеро Баскунчак» Г. Моторин...

Колодцы как сакральный пространственный локус

В день зимнего солнцестояния русские, желая узнать ближайшее будущее, гадали на воде из колодца.

«В Южной Гоби, – продолжает она, – встречаются очень интересные старинные колодцы. Одному из них уже триста лет.

Предания Арзамасского края о «народных заступниках» в XVIII веке

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников – «благородных» разбойников XVIIIвека. Выделяются характерные черты фольклорных сюжетов об атаманах Кузьме (Василии) Рощина и Емельяне Пугачеве.

История башкирского народа в легендах и преданиях

Даже эпос «Урал батыр» — памятник башкирской словесности занимающий больше 90 % от всего башкирского фольклора передавался из поколения в поколение

По мотиву легенды, среди Уральских гор жил хан Масим, который правил союзом башкирских племен из 12 родов.

Значение сказов П. П. Бажова на уроках русского языка средней...

Павел Петрович Бажов — русский писатель, творчество которого известно не только в России, но и далеко за рубежом. Произведения П. П. Бажова были переведены на более чем 70 языков мира. П. П. Бажов является писателем, краеведом, фольклористом, историком.

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино...»

В раннем рассказе «Васюткино озеро» изображено идиллические отношения между природой и человеком, и природа идет на помощь человеку. Виктор Астафьев, когда был ребенком, заблудился в тайге и долго блуждал один. События тех дней творчески воссозданы в рассказе.

Похожие статьи

Опыт исследовательского проекта по теме: «По Уралу вслед за...»

Цель исследования— представить произведения жанра «сказ» как источник достоверной информации о родном крае, изучив сведения о

Параллельно с чтением сказов велась работа по анализу и синтезу информации географического характера, которая нашла своё отражение...

Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных...

Урал-батыр — победитель Смерти, он становится культурным героем

Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле

Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр». И по сей день, многое...

Развитие речи на уроках русского языка средней...

Творчество уральского писателя П. П. Бажова представляет собой неиссякаемый кладезь русской народной мудрости; это множество фразеологических единиц, пословиц и поговорок, большое количество слов-диалектизмов, профессионализмов рабочих уральских заводов.

Озеро, открывшее мне сокровищницу природы Астраханского края

«…название «озеро» не соответствует действительности. Баскунчак — не озеро, а сплошной пласт соли, имеющий куполообразную форму и уходящий своим основанием в недра земли.

День был довольно безветренный. Как и обещал в своей книге «Озеро Баскунчак» Г. Моторин...

Колодцы как сакральный пространственный локус

В день зимнего солнцестояния русские, желая узнать ближайшее будущее, гадали на воде из колодца.

«В Южной Гоби, – продолжает она, – встречаются очень интересные старинные колодцы. Одному из них уже триста лет.

Предания Арзамасского края о «народных заступниках» в XVIII веке

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников – «благородных» разбойников XVIIIвека. Выделяются характерные черты фольклорных сюжетов об атаманах Кузьме (Василии) Рощина и Емельяне Пугачеве.

История башкирского народа в легендах и преданиях

Даже эпос «Урал батыр» — памятник башкирской словесности занимающий больше 90 % от всего башкирского фольклора передавался из поколения в поколение

По мотиву легенды, среди Уральских гор жил хан Масим, который правил союзом башкирских племен из 12 родов.

Значение сказов П. П. Бажова на уроках русского языка средней...

Павел Петрович Бажов — русский писатель, творчество которого известно не только в России, но и далеко за рубежом. Произведения П. П. Бажова были переведены на более чем 70 языков мира. П. П. Бажов является писателем, краеведом, фольклористом, историком.

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино...»

В раннем рассказе «Васюткино озеро» изображено идиллические отношения между природой и человеком, и природа идет на помощь человеку. Виктор Астафьев, когда был ребенком, заблудился в тайге и долго блуждал один. События тех дней творчески воссозданы в рассказе.

Задать вопрос