Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (32) февраль 2020 г.

Дата публикации: 04.02.2020

Статья просмотрена: 5857 раз

Библиографическое описание:

Костионова, А. И. Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» / А. И. Костионова, Ф. В. Цкаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1885/ (дата обращения: 27.12.2024).



В статье рассматривается вопрос использования «говорящих имен» в художественных произведениях А. П. Чехова как средство характеристики героев. Эта работа представит возможность составить собственное мнение о герое, понять толкование «говорящих» фамилий.

Литераторы с давних времён используют говорящие имена в своих произведениях. Имена собственные издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей. Имена собственные выполняют характерологическую функцию в художественных текстах. Они несут особую смысловую нагрузку, то есть способны охарактеризовать персонажа рассказа с той или иной стороны [1 — www] Возникновение, история, различные преобразования имен и фамилий вызывают интерес многих линвистов, в том числе — ономастов. Художественное произведение — результат длительных раздумий автора, воплощение его авторского замысла, следовательно, и наименование фамилий персонажей не является случайным. По определению В. А. Никонова, «имя персонажа — одно из средств, создающих художественный образ, оно может характеризовать социальную принадлежность персонажа, передавать национальный и местный колорит, а если действие происходит в прошлом, то воссоздавать историческую правду (или разрушать ее, если имя выбрано вопреки правде)» [2, с. 234].

И. С. Алексеева предлагает понимать под «говорящими» именами собственными–имена с живой внутренней формой. Исходно живая семантика присуща любому имени собственному, но по отношению к «говорящим» именам собственным, она менее выражена. Вымышленные имена обладают внутренней формой, которая создается автором для реализации коммуникативного задания [3, с. 189].

В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» фигурируют 41 «говорящая» фамилия


Способ образования

Фамилии

Толковые словари

Словарь ассоциаций

Существующие «лошадиные» фамилии в наши дни

Образованы от сущ. Жеребец Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*b по классификации А. А. Зализняка); при склонении в основе происходит чередование гласной с «нулём».

Корень: -жереб- ; суффикс: -ец [ 4, 1996 ] .

Жеребцов

Жеребятников

Жеребчиков

Жеребкин

Жеребковский

Жеребенко

Жеребкович

Жеребовский

Жеребеев

Самец лошади

жеребец

Жеребцов

Жеребятников

Жеребчиков

Жеребкин

__________

Жеребенко

___________

___________

Жеребеев

Образованы от сущ. Кобыла

ко - бы́ - ла

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -кобыл- ; окончание: [ 4, 1996 ] .

Образован от сущ. Кобель

ко - бе́ль

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -кобель- [ 4, 1996 ] .

Кобылин

Кобылицын

Кобылятников

Кобылкин

Кобылянский

Кобылеев

Кобелев

Самка лошади

Самец собаки; пёс

кобыла

Отсутствует ассоциация

Кобылин

______________

Кобылкин

Кобылянский

_______________

Кобелев

Образован от сущ лошадь

ло́ - шадь

Существительное, одушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8e^ по классификации А. А. Зализняка). В качестве формы твор. п. мн. ч. используется также вариант лошадьми .

Корень: -лошадь- [ 4, 1996 ] .

Лошадинин

Лошаков

Лошадкин

Лошадинский

Лошадевич

Лошадников

Лошадицкий

Лошадский

Крупное непарнокопытное млекопитающее (лат. «Equus caballus»), одомашненное и широко использующееся человеком для передвижения верхом, перевозки тяжестей и т. п.

лошадь

_________

Лошаков

Лошадкин

Лошадинский

______________

______________

_______________

_______________

Образованы от сущ. коренной (средняя лошадь в тройке)

Коренной

Коренников

Тройкин

коренник , а́, м. Лошадь, впрягаемая в оглобли; средняя лошадь в тройке.

Отсутствует ассоциация

Тройка

_____________

Коренников

Тройкин

Образованы от сущ. Конь

конь

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2f по классификации А. А. Зализняка); существует также архаичная форма тв. мн. « коньми́ ».

Корень: -конь- [ 4, 1996 ] .

Конявский

Коненко

Конченко

Лошадь, обычно самец

конь

Конявский

Коненко

Конченко

Образованы от сущ. Пристяжка

при - стя́ж - ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: при-; корень: -стяж- ; суффикс: -к; окончание: [ 4, 1996 ] ,

уздечка уз - де́ч - ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -узд- ; суффикс: -ечк; окончание: [ 4, 1996 ] , чересседельник

че - рес - се - де́ль - ник

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: черес-; корень: -седель- ; суффикс: -ник [ 4, 1996 ] .

Пристяжкин

Уздечкин

Чересседельников

запряжка лошади сбоку от оглобель для помощи коренной

то же, что узда; удила с поводьями, надеваемые на голову лошади или других упряжных животных для управления ими

ремень, протягиваемый от одной оглобли к другой через седёлку, как часть конской упряжи

Отсутствует ассоциация

уздечка

Отсутствует ассоциация

______________

Уздечкин

______________

Образованы от прил. Гнедой

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка

Корень: -гнед- ; окончание: -ой [ 4, 1996 ] ,

Буланный

була́ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Корень: -булан- ; окончание: -ый .

Гнедов

Буланов

красновато-рыжей масти (о лошадях); тёмно-рыжей масти с черным хвостом и черной гривой ; светло-рыжий с чёрным хвостом и гривой

Гнедая

Отсутствует ассоциация

Гнедов

Буланов

Образованы от сущ. Табун

та - бу́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -табун- [ 4, 1996 ] .

Табунов

стадо лошадей, а также оленей и некоторых других копытных животных, пасущихся вместе

табун

Табунов

Образованы от сущ. Копыто

ко - пы́ - то

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -копыт- ; окончание: [ 4, 1996 ] .

Копытин

роговое образование вокруг пальцевых фаланг на конечностях у некоторых млекопитающих

копыто

Копытин

Образованы от сущ. Рысь

рысь

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рысь- .

Рысистый

аллюр в два темпа, в котором лошадь или другое бегущее животное поднимает ноги накрест: левую переднюю, и тотчас за ней правую заднюю

рысь

_______________

Образованы от сущ. Мерин

ме́ - рин

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мерин- .

Меринов

кастрированный жеребец

мерин

Меринов

Образованы от глаг.

Засупонивать

засупо́нивать

Глагол, несовершенный вид.

Приставка: за-; корень: -супон- ; суффикс: -ива; глагольное окончание: -ть [ 4, 1996 ] .

Засупонин

стягивать супонь у хомута, запрягая лошадь

Отсутствует ассоциация

______________

Образованы от сущ. Овес

о - вёс

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1*b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -овёс- [ 4, 1996 ] .

Овсов

однолетнее или многолетнее травянистое растение из семейства злаков

овес

Овсов


Итак, как видим, фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, раскрывают характеры персонажей и внутреннюю сущность создаваемых образов. Осмысление замысла автора при выборе им фамилий для наименования своих героев поможет более глубокому и вдумчивому прочтению художественного произведения.

Литература:

  1. Л. Г. Безрукова — электронный ресурс [http://net.knigi-x.ru/24hudoj/424263–1-udk-811112-bezrukova-govoryaschie-imena-sobstvennie-nemeckom-hudozhestvennom-tekste-peredacha-russkiy-yazik-state-is.php]
  2. Никонов В. А. Имя и общество / В. А. Никонов. — М., 1974. — 278 с.
  3. Алексеева И. С. Введение в переводоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
  4. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.: Рус. яз., 2-е изд. 1996
  5. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. — М., 1977.
  6. Словарь ассоциаций — https://wordassociation.ru/лошадь
Основные термины (генерируются автоматически): тип склонения, мужской род, женский род, классификация, корень, существительное, имя, лошадь, художественное произведение, черный хвост.


Похожие статьи

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Антитеза и языковые средства ее реализации в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

В статье анализируется языковая репрезентация антитезы в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий». Дается определение термина «антитеза», подробная информация об истории создания рассказа. Особое внимание уделяется языковой реализации противопоставит...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку

В статье рассматриваются формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку, которые помогут учащимся лучше понять языковую природу терминов, номенклатурных единиц, профессионализмов, установить их различия.

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и героической повести «Тарас Бульба»

Похожие статьи

Морфологический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует морфологический способ выражения сравнения в рассказах о природе.

«Бесы» — роман-пророчество

В данной статье роман Ф. М. Достоевского «Бесы» рассматривается как роман-предсказание, роман-предупреждение. В исследовании раскрывается пророческий потенциал данной книги.

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Антитеза и языковые средства ее реализации в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

В статье анализируется языковая репрезентация антитезы в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий». Дается определение термина «антитеза», подробная информация об истории создания рассказа. Особое внимание уделяется языковой реализации противопоставит...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку

В статье рассматриваются формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку, которые помогут учащимся лучше понять языковую природу терминов, номенклатурных единиц, профессионализмов, установить их различия.

Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница»

Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анал...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и героической повести «Тарас Бульба»

Задать вопрос