К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «последний» Кощей Д. Дьяченко | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Самые юные ученые Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (31) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, М. Г. К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «последний» Кощей Д. Дьяченко / М. Г. Белоусова, Т. Н. Пожидаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 1 (31). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/31/1815/ (дата обращения: 20.04.2024).



Образы, дошедшие до нас с древних периодов русской культуры уникальны не потому, что так положено считать. Они действительно гораздо многомернее и сложнее в своей сути, чем нам видится — когда бы мы ни обращались к ним: в детстве ли, умудрённые ли взрослыми годами. Сейчас, на пороге второго десятилетия XXI века, мы удивляемся той исторической пластичности, которая, оказывается, свойственна тем самым древним образам: при внимательном рассмотрении Кощей Бессмертный не просто пылился в старых местами забытых типографских книжках. Он следом за временем шагнул на киноэкран и трансформировался вместе с нашим миром, вместе с нами — выигрывал национальные битвы, строил счастливое будущее, наблюдал моральное разложение человека и г о рился за него во истину Человеческим сердцем. Наши предки были действительно мудрыми — они смогли создать образ Зла, который способен жить в разные времена, они заложили в него качества историософских масштабов, эволюцию которых мы теперь можем наблюдать. На первый взгляд может показаться нелепым наше рассуждение о сказочном элементе в таком серьёзном ключе. Но мыслящие люди знают, что сказка — есть способ выражения философских воззрений нации в разных масштабах на разных стадиях её развития (устные народные творения, сказки в конце творческого пути А. С. Пушкина, «сказки» Татьяны Толстой, проект «Сказки XXI век» [9]…). А потому мы имеем полное основание говорить о сказочном образе Кощея Бессмертного как об одном из вместилищ национальных представлений о морально-нравственной системе, о системе соотношений Добра-Зла-Человека. Не это ли, пришедшее от наших национальных истоков и жившее рядом с нами, поможет взрослым и детям лучше понять, как устроен наш, современный мир, как устроены мы сами? Полагаем, что да. Именно этими обстоятельствами и обосновывается актуальность и практическое применение нашего исследования.

Тезис (гипотеза) нашей работы: образ Кощея Бессмертного в киносказках меняется под влиянием истории нашей страны и частично раскрывает суть каждого нового исторического этапа.

В нашей работе мы решили осуществить учебный историко-филологический анализ литературного Кощея Бессмертного — киногероя. Получился цикл из четырёх статей, и данная статья завершает цикл. В первой статье мы анализировали два образа Кощея в киносказках А. Роу. Первый был призван воодушевить русских людей на победу в Великой отечественной войне [1]. Второй Кощей Роу, снятый в мирное время, показывал зло побеждённым самым простым человеком, точно знающим, что главная ценность — это добро [1]. Во второй статье мы анализировали Кощея в киносказке режиссёра М. Юзовского «После дождичка, в четверг», где образ Кощея стал пророческим: зло предупреждало о том, что человек на пороге катастрофы — тотального смешения зла с добром — по воле человека [2, 5]. Третья статья показывала анализ образа Кощея из «Реальной сказки» 2011 года С. Безрукова, в которой автор набатом призывает людей опомниться и перестать принимать непротивлением чудовищные, небывалые, ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЕ процессы, в которых Зло до неузнаваемости трансформирует Добро — на глазах у бездействующего Человека [3, 7].

В данной, четвёртой статье мы рассмотрим образ Кощея Бессмертного в фильме «Последний богатырь» 2017 г. режиссёра Д. Дьяченко .

C:\Users\User7\Desktop\Кащей научная работа\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Фотоматериалы к НР Кащей\6. последний богатырь\425995.jpg

Киносказка «Последний богатырь» снималась в 2017 году совместно с компанией «Disney». Это типичная оптимизация старой темы к сегодняшнему дню — от духа настоящей русской сказки мало что осталось, она максимально американизирована (присутствие «Disney» чувствуется явно), но утверждает светлое, с претензией на настоящее. Традиционно для современного кинематографа основное внимание было уделено пластическому гриму для актёров, хотя, на наш субъективный взгляд, в этом не было никакой необходимости — актёры уверенно справились со своими ролями, и грим им только мешал в выражении и передаче необходимых эмоций.

В философском плане эту сказку не назовёшь очень глубокой. Но для внимательного зрителя в этом аспекте неожиданно интересным становится образ Кощея Бессмертного. Почему неожиданно — потому, что в предыдущей киносказке С. Безрукова, этапной в эволюции образа Кощея, сказано, кажется, всё, и поставлена убедительная точка. Однако режиссёр Д. Дьяченко увидел новую грань образа Кощея, новый, очень убедительный этап его существования.

В сказке «Последний богатырь» перед зрителем предстаёт Кощей Бессмертный принципиально иной. На первый взгляд режиссёр обращается к старым, древним элементам, составляющим образ Кощея. Так, в его внешнем облике авторы вспомнили интернациональные корни персонажа, и его стальная корона складывается из узоров, напоминающих кельтские, кольчуга также представлена замысловатым переплетением стальных веточек — на Руси такие не носили. То же касается пояса, сапог и т. п. Но почему он снова выглядит как древнее, нереальное существо из давно забытого прошлого? И что в этом нового?

Ответ на эти вопросы раскрывается в сути Кощея. Если рассматривать этот образ в контексте галереи образов Кощея Бессмертного, многое становится понятным. Зрителя удивляет непривычная мягкость Кощея. Первая встреча героя с Кощеем происходит в темнице, где Кощей разделён на части, заморожен и подвешен на цепях. Но даже в таком положении он говорит с героем Иваном спокойно, мягко и не демонстрирует озлобленности, которая в данном контексте была бы вполне обоснованной. Когда друзья его освобождают, ему очень не терпится, он поторапливает их, но рвётся не отомстить обидчикам, а почесать ногу, которая чесалась последние 300 лет. Какие бы события ни творились — Кощей говорит мягко, спокойно, рассудительно, не гневается на откровенные глупости Ивана и не хохочет злобно, никому не угрожает. В середине фильма есть сцена, когда Иван, Кощей, Яга и Василиса устроили привал и стали играть: дурачились и делали селфи. В этой игре Кощей спокойно позировал с венком из полевых цветов на голове, ставил «рожки» Ивану, позволил играть со своей короной Василисе и т. п., т. е. шалил — просто, как любой из нас в кругу добрых друзей. От привычного образа Кощея осталось, пожалуй, только бессмертие, но и его Кощей не использует во зло.

Даже образ средоточия жизни/смерти Кощея стал иным — нет никакой «матрёшки» Бытия (на острове дуб, на дубе сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть Кощеева) [4], есть волшебный камень вечной жизни, который напрямую не привязан к образу Кощея, а до него имел и других хозяев. К концу сказки выясняется, что бессмертие от этого камня могут получить сразу несколько человек, и к Кощею в ряды бессмертных присоединяется бывший герой Добрыня. Чтобы обрести бессмертие необходимо держать камень при себе в момент солнечного затмения, о чём в прежних сказках, даже канонических, не говорилось.

Эти черты показывают зрителю, что Кощей уже не прежний. И эта мысль подтверждается явно в ключевой сцене, когда идёт борьба за камень бессмертия. Что сделал бы Кощей, действуй он в предыдущих сказках? Договорился бы с Добрыней и постарался бы устранить соперника в обход договора. Кощей режиссёра Дьяченко не идёт ни на какой договор. Он поступает неожиданно для всех — разрубает камень бессмертия без колебаний, уверенно и спокойно, чем уничтожает злодея Добрыню и лишает жизни себя — ради светлого будущего Белогории. Такой самоотверженный поступок, совершённый вполне осознанно, — определённо выводит Кощея Дьяченко из галереи образов Кощея Бессмертного, которые мы видели в канонических русских сказках и в русском кинематографе. Кощей становится переходным персонажем, т. е. переходит из стана злодеев в стан героев. Что же хотел сказать этим образом режиссёр?

Мы уже не раз говорили о соотношении трёх сил, образующих наше бытие — Добро, Человек, Зло [8]. На этапе, описанном Безруковым в его «Реальной сказке», смешение Добра и Зла достигло своего максимального проявления. Исходом этого стала перемена мест основных сил, и Человек функционально стал Злом (Иван в начале истории был масштабным аферистом), Добро стало Злом (символы Добра на Руси — богатырь Добр ыня и его супруга Варвара неожиданно становятся самой коварной и подлой силой, идущей по головам к абсолютной власти), а Зло… стало Человеком. Да, Зло в лице Кощея теперь не просто антропоморфно, оно стало человеком. Если всмотреться в историю Кощея Дьяченко, рассказанную в начале киносказки, и посмотреть на то, как она заканчивается — нет в этой истории ничего волшебного, сказочного. Единственный значимый проступок — в юные годы Кощей пожелал властвовать и отнял камень вечной жизни у своего учителя. Так это свойственно многим переходным героям: однажды поддавшись соблазну, оставшийся путь он посвящает осознанию содеянного, искуплению вины и заслуживает именоваться героем. Именно поэтому, на наш взгляд, у Дьяченко Кащей выглядит мифическим, таинственным, странным, СКАЗОЧНЫМ — именно такими стали теперь обычные человеческие качества — честь, совесть, мудрое спокойствие, чувство долга! Они сегодня встречаются так же часто, как чудо, выглядят на фоне новых «норм» так же странно и несовременно, как и кольчуга с короной Дьяченковского Кощея.

Через этот образ — Зло, смирившее свою гордыню и ставшее Человеком, — режиссёр Дьяченко показывает не то, что есть в реальной жизни, а то, чего так хотелось бы всем сегодня — всему миру, уставшему от всё пропитавшего Зла. Ведь если Зло станет Человеком, следующим шагом Человек должен будет устыдиться того, что во Зле больше человеческого, чем в Человеке. И ЭТО должно привести всё на круги своя, когда каждое составляющее Бытия будет выполнять свои нормальные, естественные функции, и в мире наступит устойчивая гармония (пусть только на время). И Человек, наконец, получит утраченную уверенность в себе и в завтрашнем дне — то, без чего он не может быть Человеком. Будет ли так? Увидим.

Подводя итог нашему циклу статей, следует заметить, что тезис о непосредственной исторической зависимости философского наполнения кинообраза Кощея Бессмертного разных лет подтвердился.

Русские киносказки — это и добрая, светлая забава для детей, и жизненная школа в интересной форме для подростков, и жизненная мудрость для их родителей. Это не просто занятные истории, в них скрыто множество деталей-загадок, которые так интересно разгадывать внимательному зрителю! Получается, это забавная интеллектуальная игра, которая помогает ребёнку понять простые и сложные реалии жизни, помогает вовремя и правильно взрослеть.

Как мы выяснили, взрослеют не только дети, но и сами персонажи. Взрослеют — значит, проходят путь эволюции, меняются с нашим миром, отражая его опыт, показывая его нам лицом.

В нашем исследовании мы рассмотрели ряд ключевых киносказок, одним из главных героев в которых является Кощей Бессмертный. Историко-филологический анализ, элементы которого мы использовали, показал, что образ Кощея менялся поступательно с переменами в истории нашего общества, нашей страны. Образ Кощея Бессмертного прошёл путь от однозначного типичного олицетворения Зла через образ философа, предупреждающего о грозящей катастрофе в морально-нравственной сфере, до истинного чудовища, максимально смешавшего элементы Добра и Зла, показавшего апогей подмены Добра Злом в сознании Человека. Венец галереи образов — Кощей, ставший Человеком в лучшем смысле слова, принявший на себя функции сострадания, мудрости, благородства, способности на подвиг — функции, ныне утраченные Человеком. Последний образ, в отличие от остальных, не столько отражает действительность, сколько выражает чаяния людей, уставших от тотального всепоглощения Злом. Кощей-Человек должен подтолкнуть мир к следующему этапу — возвращению к адекватности, естественности норм Добра и Зла, что даст возможность и Человеку быть естественным, быть собой, быть уверенным в устойчивости мира.

Таким образом, мы можем сказать, что в русском кинематографе за последние 75 лет сложился очень интересный образ Кощея Бессмертного, взятого из русского фольклора. Главная ценность этого кинообраза заключается в его эволюции — в изменении сути сообразно социально-историческим переменам в нашей стране. Кинообраз Кощея Бессмертного является своеобразным морально-нравственным историческим зеркалом русского общества за почти вековой период, который очень ясно и доходно даёт возможность ПОНЯТЬ суть происходящего с нами и не совершать глобальные ошибки прошлого.

Может быть, это звучит слишком громко, но все мы с детства знаем, что «Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок».

Приложение

Эволюция Кощея Бессмертного в русских киносказках

C:\Users\User7\Desktop\Наука Маруси\1 класс 2018-19\Кащей научная работа 2 конкурса\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Защита работы о Кащее в лицее 2. 2019\Фотоматериалы к НР Кощей\1 КБ\4 - копия.jpg

Кощей А. Роу 1944 г.

C:\Users\User7\Desktop\Наука Маруси\1 класс 2018-19\Кащей научная работа 2 конкурса\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Защита работы о Кащее в лицее 2. 2019\Фотоматериалы к НР Кощей\2 Огонь, вода и медные трубы\e2c3258e1f34e5d49fc5321a5e4d5920 - копия.jpg

Кощей А. Роу 1968 г.

C:\Users\User7\Desktop\Кащей научная работа\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Фотоматериалы к НР Кащей\3. После дождичка в четверг\5.jpg

Кощей М. Юзовского. 1985 г.

C:\Users\User7\Desktop\ЛИЦЕЙ № 2\НАУКА МАРУСИ\1 класс 2018-19\Кащей научная работа 2 конкурса\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Защита работы о Кащее в лицее 2. 2019\Фотоматериалы к НР Кощей\5. реальная сказка\19 - копия.jpg

Кощей С. Безрукова. 2011 г.

C:\Users\User7\Desktop\ЛИЦЕЙ № 2\НАУКА МАРУСИ\1 класс 2018-19\Кащей научная работа 2 конкурса\НПК Хочу всё знать лицей 2. 2018-19\Защита работы о Кащее в лицее 2. 2019\Фотоматериалы к НР Кощей\6. последний богатырь\kinopoisk.ru-Posledniy-bogatir-2954275.jpg

Кощей Д. Дьяченко. 2017 г.

Литература:

  1. Белоусова, М. Г. Сравнительный анализ образов Кощея бессмертного в киносказках А. Роу // Юный учёный. — 2019. — № (8) 28. — С. 23–26.
  2. Белоусова, М. Г. К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «золотой» Кощей М. Юзовского // Юный учёный. — 2019. — № (9) 29. — С. 1–4.
  3. Белоусова, М. Г. К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «реальный» Кощей С. Безрукова // Юный учёный. — 2019. — № (10) 30.
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия [Текст]: В 2 т. / Гл.ред. С. А. Токарев. — М.: НИ «Большая советская энциклопедия», 1997. — Т. 1. А-К.
  5. После дождичка, в четверг х/ф / реж. М. Юзовский // Кинопоиск. URL: (дата обращения: 19.10.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/search/?clid=2186618&text= %D0 %9F %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %20 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %BA %D0 %B0 %2C %20 %D0 %B2 %20 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B3 %20 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BC %20 %D1 %81 %D0 %BC %D0 %BE %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8C %20 %D0 %B2 %20 %D1 %85 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D1 %88 %D0 %B5 %D0 %BC %20 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %B5&lr=38&redircnt=1571516974.1
  6. Последний Богатырь х/ф / реж. Д. Дьяченко // youtube (дата обращения: 28.11.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lordfilms.info/892-poslednij-bogatyr.html
  7. Реальная сказка х/ф / реж. С. Безруков // youtube (дата обращения: 25.11.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5RKQ9ICOpNo
  8. Юшкина, Е. А. Поэтика цвета и света в прозе М. А. Булгакова [Текст]: автореф. дисс. …канд.филол.наук / Юшкина Елена Андреевна. — Волгоград: Перемена, 2008. — 20 с.
  9. Серия книг «Сказки XXI века» — 6 книг https://www.livelib.ru/pubseries/719028-skazki-xxi-veka.
Основные термины (генерируются автоматически): Зло, образ, Сказка, вечная жизнь, внимательный зритель, главная ценность, русский кинематограф, Русь, камень бессмертия, Добро.


Похожие статьи

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских...

В этой сказке не особенно примечателен образ средоточия жизни/смерти Кощея.

Здесь внимательный зритель сразу увидит прямую параллель между образом Кощея.

Зло – это зло, и оно существует в природе, постоянно меняя свой облик, способы и методы устрашения.

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских...

Сам образ средоточия жизни/смерти Кощея в этой сказке удивительно метко показывает разнообразие хитростей и мошенничества

Народные сказки — это настоящая сокровищница народной мудрости, меткого народного слова. Сказка — один из самых любимых жанров...

Сравнительный анализ образов Кащея Бессмертного...

Здесь внимательный зритель сразу увидит прямую параллель между образом Кощея

В образе Кащея заложена тонкая грань между жизнью и смертью — сам он бессмертен, но другим

Эту загадку легко разгадать: Зло своими деяниями претендовало на мировой масштаб.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Ключевые слова: кино, история, сказка, фэнтези, кинообраз, хронотоп, Дренвняя Русь

В изображении Древней Руси доминирует образ русского леса. В кинофильме А. Роу «По

Русский лес — жилище русского медведя — стал одним из основных образов восприятия...

Антиномия добра и зла в произведении Л. Н. Толстого...

Тема добра и зла не только в произведениях, но и в жизни является вечной.

Совсем другие выводы можно сделать изучая противостояния добра и зла в душе Левина и Кити.

Как и Каренин Левин он любознателен. Если рассмотреть образ Левина в сопоставлении с Вронским...

Моральные нормы и ценности в эвенкийских сказках

Сказки — древнейший жанр устного народного творчества.

Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и

Духовная жизнь северных народов была проникнута мистическим отношением к природе.

Смысловое пространство «Добро/зло» в романе Владимира...

Давая определение добру, главный герой романа, Федор Иванович Дежкин, использует

Таким образом, в пространство «Добро/зло» включаются понятия Страх , Трусость , первое

Таким образом, проанализировав текст романа Владимира Дудинцева «Белые одежды» и, в...

Размышление о бессмертии человека | Статья в журнале...

Спиноза видит бессмертие человека в соединении с Божественным началом посредством

У русского философа Н. Ф. Фёдорова идея бессмертия раскрывается через понятие

Жизнь есть добро и рассуждая о таком положении сверхчеловека Фёдоров видит проблему с двух...

Добро и доброта в русской и английской пословичных картинах...

В статье рассматривается представление добра и доброты в русской и английской пословичных картинах мира, указывается, что представления об основных нравственных качествах тесно связаны с ценностями культуры.

Похожие статьи

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских...

В этой сказке не особенно примечателен образ средоточия жизни/смерти Кощея.

Здесь внимательный зритель сразу увидит прямую параллель между образом Кощея.

Зло – это зло, и оно существует в природе, постоянно меняя свой облик, способы и методы устрашения.

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских...

Сам образ средоточия жизни/смерти Кощея в этой сказке удивительно метко показывает разнообразие хитростей и мошенничества

Народные сказки — это настоящая сокровищница народной мудрости, меткого народного слова. Сказка — один из самых любимых жанров...

Сравнительный анализ образов Кащея Бессмертного...

Здесь внимательный зритель сразу увидит прямую параллель между образом Кощея

В образе Кащея заложена тонкая грань между жизнью и смертью — сам он бессмертен, но другим

Эту загадку легко разгадать: Зло своими деяниями претендовало на мировой масштаб.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Ключевые слова: кино, история, сказка, фэнтези, кинообраз, хронотоп, Дренвняя Русь

В изображении Древней Руси доминирует образ русского леса. В кинофильме А. Роу «По

Русский лес — жилище русского медведя — стал одним из основных образов восприятия...

Антиномия добра и зла в произведении Л. Н. Толстого...

Тема добра и зла не только в произведениях, но и в жизни является вечной.

Совсем другие выводы можно сделать изучая противостояния добра и зла в душе Левина и Кити.

Как и Каренин Левин он любознателен. Если рассмотреть образ Левина в сопоставлении с Вронским...

Моральные нормы и ценности в эвенкийских сказках

Сказки — древнейший жанр устного народного творчества.

Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и

Духовная жизнь северных народов была проникнута мистическим отношением к природе.

Смысловое пространство «Добро/зло» в романе Владимира...

Давая определение добру, главный герой романа, Федор Иванович Дежкин, использует

Таким образом, в пространство «Добро/зло» включаются понятия Страх , Трусость , первое

Таким образом, проанализировав текст романа Владимира Дудинцева «Белые одежды» и, в...

Размышление о бессмертии человека | Статья в журнале...

Спиноза видит бессмертие человека в соединении с Божественным началом посредством

У русского философа Н. Ф. Фёдорова идея бессмертия раскрывается через понятие

Жизнь есть добро и рассуждая о таком положении сверхчеловека Фёдоров видит проблему с двух...

Добро и доброта в русской и английской пословичных картинах...

В статье рассматривается представление добра и доброты в русской и английской пословичных картинах мира, указывается, что представления об основных нравственных качествах тесно связаны с ценностями культуры.

Задать вопрос