Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 04.07.2015

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Николаюк А. Е., Радецкая И. В., Прядицкая Ю. В. Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 73-77. — URL https://moluch.ru/young/archive/3/152/ (дата обращения: 13.11.2019).

 

Одним из самых страшных периодов Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, его героическая оборона является самым потрясающим массовым подвигом народа и армии во всей истории войн на земле.

По данным Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края в городе Чите осталось 9 блокадников. Для сравнения: в Выборгском районе Санкт-Петербурга проживает 20420 ветеранов Великой Отечественной войны, из них 1056 тружеников блокадного Ленинграда, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и 12678 жителей блокадного Ленинграда. И, к сожалению, с каждым днем эти цифры уменьшаются [2].

Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

Целью написания данной статьи являетсяжелание привлечь внимание к проблеме исследования героического опыта людей переживших блокаду Ленинграда и его значимости для поколения.

Память поколений это способность сохранять и воспроизводить прежние впечатления и опыт разными возрастными группами людей. Изучение исторических событий должно базироваться на источниках личного происхождения (воспоминания, письма, дневники участников блокады), что позволяет не утратить связи поколений. Историческая память старшего поколения и их опыт должны передаваться всем последующим поколениям.

Нам было важно определить какова информированность школьников о блокаде Ленинграда и понимание им значимости данного исторического события.

Для выявления информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда нами был разработан тест «Что вы знаете о блокаде Ленинграда?», который содержал девять вопросов с четырьмя вариантами ответов. Выделены три уровня информированности (таблица 1): высокий, средний и низкий. Каждый правильный ответ теста оценивался в один балл. В исследовании приняло участие 196 респондентов — учащихся с пятого по десятый класс МБОУ «СОШ № 3». Результаты изучения информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда приведены в таблице 2.

Таблица 1

Уровни информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда

Уровни

Интервальная шкала оценки

I — высокий

от 7 до 9 баллов

II — средний

от 4 до 6 баллов

III — низкий

от 0 до 3 баллов

 

Таблица 2

Результаты изучение информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда

Класс

Кол-во учащихся

Уровень информированности школьников

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

5

76

34

44,7

42

55,3

7

43

1

2,3

35

81,4

7

16,3

9

64

4

6,3

48

75,0

12

18,7

10

13

2

15,4

9

69,2

2

15,4

Итого

196

7

3,6

126

64,3

63

32,1

 

Анализ ответов на вопросы теста позволил определить уровень информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда (рисунок 1).

У учащихся пятых и седьмых классов преобладает средний уровень информированности о событиях связанных с блокадой Ленинграда, это 44,7 % и 81,4 % соответственно. Высокий уровень информированности отмечается у учащихся 9 и 10 классов — 6,3 % и 15,4 % соответственно.

Возможно, это связано с тем, что Великая отечественная война и события с ней связанные изучаются в девятом классе, при этом, отдельно часов на изучение событий связанных с блокадой Ленинграда в рамках образовательной программы не выделяется. Считаем необходимым отметить, что блокада Ленинграда является знаковым событием в истории нашей страны, память о котором должна передаваться от поколения к поколению, вероятно, имеет место потеря связи поколений, утраты памяти поколений, «уходят» те, кто пережил блокаду, и с их уходом теряется связь поколений. То есть историческая память старшего поколения и их опыт теряются для всех последующих поколений.

Рис. 1. Уровни информированности школьников о событиях связанных с блокадой Ленинграда

 

Обобщая результаты тестирования, отметим, что у 64,3 % учащихся отмечается средний уровень информированности о событиях, связанных с блокадой Ленинграда, 32,1 % имеют низкий уровень информированности, и лишь 3,6 % опрошенных характеризуются высоким уровнем информированности.

С целью выявления понимания значимостисобытий, связанных с блокадой Ленинграда нами был проведен опрос учащихся с пятого по десятый класс МБОУ «СОШ № 3» г. Читы (196 респондентов). На вопрос «В чем, по вашему мнению, выражается подвиг народа блокадного Ленинграда?» большинство респондентов 92 % полагают, что в удержании обороны, в том, что ленинградцы выстояли и не сдались, 2 % в борьбе за будущее поколений и 6 % считает, что в преодолении голода.

Панков Алексей 8 Б класс. «Они были очень стойкие, и очень любили свою страну, поэтому немцы не смогли нас захватить, это подвиг…».

Николаюк Анастасия 8 Б класс. «Конечно же, это и длительность обороны города, преодоление голода, холода, сплоченность людская и вера явились примером высокого патриотизма советского народа».

На вопрос «Как вы считаете, почему не смотря на адские трудности, выпавшие на долю блокадников, их воспоминания носят позитивный характер?» большинство респондентов 43 % ответили «они победили фашистов, а радость Победы более значима» и

26 % считают, что человеку свойственно забывать все плохое. Так же были даны следующие ответы 16 % «они пережили войну и сделали то, что должны, а теперь жизнь продолжается» и 15 % учащихся считает, что даже в то тяжелое время были счастливые моменты.

Щербакова Светлана 7 А класс. «… Просто не хотят вспоминать, и гордятся, что сейчас живут их дети, внуки, расцветают цветы, в мирном небе летают самолеты, они все сделали для этого…»

Гладких Анна 10 Б класс. «Возможно, потому что война научила ценить жизнь, которая может оборваться в любой момент, ценить мелочи, доставляющие даже мимолетную радость».

Назарчук Никита 9 Б класс. «Война это всегда смерть и потери, кому же захочется об этом вспоминать, ведь жизнь продолжается…».

На вопрос «Что, по вашему мнению, помогло людям пережить блокаду?» подавляющее большинство опрошенных, а это 80 % ответили — вера (в Победу, в себя, в спасение), 17 % считает что любовь к Родине — патриотизм, 2 % предполагает что пережить блокаду людям помогла общая цель и взаимопомощь и 1 % желание жить.

Павлова Ксения 5 А класс. «Люди дорожили своим городом, они не хотели, чтобы его улицы топтали «поганые» ботинки фашистов, люди дорожили своей Родиной».

Булгаков Алексей 9 А класс. «Вера в Победу, вера в себя, сплоченность. Русский дух очень силен».

Летина Екатерина 9Б класс. «Величайшая любовь к Родине жителей блокадного Ленинграда и высочайшее чувство патриотизма».

На вопрос «С чем ассоциируется у вас блокадный Ленинград?» были получены следующие ответы респондентов: с горем, страхом, смертью, гордостью, голодом, духовным единством народа, симфонией Шостаковича, Дорогой жизни, подвигом, маленьким кусочком хлеба, с войной,

В ходе проведенного опроса нами выявлено следующее:

–                     учащиеся с большим интересом и увлеченностью обсуждают данную тему;

–                     большинство учащихся понимают значимость событий, связанных с блокадой Ленинграда.

Правильному пониманию событий, связанных с блокадой Ленинграда способствовала встреча учащихся с непосредственными участниками блокады, их рассказ о том времени.

Баженова Тамара Тихоновна, моя прабабушка, учитель русского языка и литературы родилась в 1933 году в Ленинградеи является одной из немногих, ныне живущих в Чите, участников тех событий, которые навсегда вошли в историю человечества и о которых поколение нынешнее узнаёт уже, как правило, в основном на уроках истории. Так сложилось, что ей довелось пройти, наверно, через одно из самых трагических испытаний, доставшихся нашим людям в годы Великой Отечественной войны, — через ужасы ленинградской блокады.

… ещё до начала войны, отец приучил нас бережно относиться к хлебу. Мы прикладывали и сушили каждый кусочек хлеба, так к началу блокады, совершенно случайно, у нас скопился целый мешок сухарей, который очень выручил всю семью. Отец работал на Ленинградском военном заводе. Когда началась эвакуация, в первую очередь сохраняли военные заводы, оборудование и рабочих. Отец вместе с заводом был эвакуирован в Челябинск, семью с собой он не мог забрать, это было категорически запрещено, поэтому я, сестра Галина и мама остались в Ленинграде. Жили мы тогда у дяди.

… свет мы никогда не включали, мать строго настрого запрещала, говоря, что фашистские самолёты смогут легко заметить нас с воздуха. На крышах домов стояли зенитки. Первое время паника и страх гнали нас в бомбоубежище, но потом помню, как во время очередного сигнала сирены мама не повела нас прятаться, сказала «будь, что будет». Во время одной из бомбежек подорвало лошадь, запряженную повозку. Люди бежали, обгоняя друг друга со всех сторон, каждый отрезал от погибшей лошади, сколько мог. Сосед принес и нам кусочек.

… помню, как после очередной бомбежки, когда мы вышли из бомбоубежища вокруг валялись человеческие останки, куски человеческой плоти были даже на проводах.

… однажды, когда мы пришли в магазин отоваривать хлебные карточки, я увидела страшную картину, когда очередь дошла до одной женщины, оказалось, что у неё украдены карточки. Она страшно кричала и на коленях умоляла продавца дать ей хлеб…

… Мать никогда не оставляла нас одних и куда бы не пошла всегда брала нас с собой, объясняя это словами: «если помирать так вместе». Если мы ходили где-то, то я всегда держалась за подол материной юбки, боясь, что меня украдут или съедят. Не знаю, откуда у нас была эта боязнь, наверно взрослые разговаривали, а мы, дети домыслили.

… Помню постоянное чувство голода, даже во время школьных занятий это чувство гнало меня домой, мама знала об этом, и когда я на перемене подбегала к дому она спускала мне с балкона в спичечной коробочке, привязанной на веревочку что-нибудь съестное. В этот момент я была такая счастливая. Когда садились кушать сестра, которая была младше меня, не могла удержаться и клала всю картофелину в рот, а я, отщипывая по маленькому кусочку, пыталась утолить голод. Сестра сползала со своего стульчика, подходила ко мне, клала голову на мои коленки и просила кусочек, я начинала плакать, тогда мама уносила Галю в другую комнату, давая возможность мне покушать.

Я ненавижу войну, которая лишила меня детства, забрала отца, и наградила страхом недоедания. В моем доме всегда есть мешочек с сухарями, наверное, это эхо блокадного Ленинграда.

Свирский Михаил Алексеевич, горный инженер-геолог, кандидат геолого-минералогических наук, член корреспондент академии наук, заслуженный геолог РСФСР. Житель блокадного Ленинграда.Война…война…блокада Ленинграда… И рад бы вычеркнуть эти страшные годы, но невозможно.

Когда в 1937 году репрессировали моих родителей, нас со сводной сестрой взяла на воспитание тетка.

В 1941 году, после окончания седьмого класса, мы выехали на дачу под Ленинградом. И уже через пятнадцать дней я увидел первых беженцев из Прибалтики. Тогда мы увидели первый немецкий самолет, который бомбил железную дорогу, а мы, мальчишки, бегали потом и собирали осколки от бомб. Но тогда мы ещё не поняли насколько это страшно.

Я оказался свидетелем того, как в воздухе разгорелся бой. Самолеты порой опускались так низко, что я даже увидел лицо немецкого летчика, его зверское перекошенное лицо. Один самолет задымился и упал. Мы с мальчишками кинулись к тому месту. Я видел, как из кабины вынули советского летчика. Картина была, прямо скажем, не для слабонервных…

По приезду в Ленинград, нас, мальчишек записали в противопожарное звено. Мы готовили ящики с песком, воду и дежурили в сутки по два человека. Особенно было страшно ночью. Боялись каждого шороха, а когда начиналась бомбежка, все вокруг гудело и грохотало.

Мне лично удалось обезвредить одну зажигалку. И мы, мальчишки, друг перед другом хвастались этим.

7 сентября собрали нас, пацанов, и отправили в Петергоф копать картошку. Фронт проходил от нас в пяти-шести километрах. Часты были немецкие обстрелы с самолета. В один из таких обстрелов я чуть не погиб. Целая дорожка из пуль прошила землю рядом со мной.

8 сентября был очень сильный налет на Ленинград, город горел сразу в ста местах. Тогда были сожжены Бадаевские склады. Люди ходили и собирали потом «бадаевский творог», смесь снега, земли и ягодного сиропа. Эту смесь разводили в воде и пили.

Воздушные тревоги поднимали людей по большей части с вечера и до двух часов ночи.

В октябре возобновились занятия в школе. Без света, воды и тепла. В школе еще как-то «буржуйку» топили, а занятия заканчивались, и домой идти не хотелось. Дома было холодно ужасно.

Хлеб давали по карточкам. Я был свидетелем, как у женщины, которая только что отоварила карточки, голодный подросток вырвал этот несчастный кусок и стал тут же его есть…

Перед Новым Годом занятия в школе прекратились, и я получил приглашение на ёлку в Александровский дворец.

Как сейчас помню, ставили спектакль «Овод». В зале было очень холодно. И все ждали только одного… После спектакля был праздничный обед. Мне пришлось отстоять несколько часов, пока до меня дошла очередь. Это был настоящий праздник!

–                     Суп из черных макарон.

–                     Маленькая котлета с кашей.

–                     Кисель.

–                     Тоненький кусочек хлеба.

Хотя и время было тяжелое, у нас были и счастливые моменты. Мы ждали Нового Года и по-своему готовились к нему. Вдвоём с сестрой решили приготовить праздничный ужин, но у нас, как оказалось, было пусто в буфете. Нашелся лишь крахмал и кофе, из этих продуктов мы испекли на печи лепешки. Не дождавшись двенадцати часом, мы умяли все лепешки и довольные улеглись спать.

Постоянное недоедание, нехватка витаминов сказались на моем здоровье. Я заболел цингой. Отлежал в больнице. Там меня немного подлечили и подкормили. И я пошел работать. Тетя меня устроила «кухонным мужиком» на молочную кухню. Я таскал дрова, топил печь, носил воду, и многое другое входило в мои обязанности. Затем я пошел на «повышение», меня перевели на мойку посуды из-под молочной смеси. Эта работа спасла меня от голода.

Помню один арт. обстрел, он продолжался 10–15 минут. Разбитый грузовик и женщина без ноги… Она ужасно кричала… Помню, на моих глазах перевернулась хлебная повозка и булки разлетелись по мостовой. Все люди замерли, затем окружили ее, и как под гипнозом смотрели, как военные собирали и грузили хлеб обратно в повозку…

За зиму город превратился в одну большую помойку; грязь, мусор, нечистоты — все это находилось на улице. И вот прозвучал призыв «Очистить город…» и все люди пошли. Некоторые шли еле-еле, но шли и работали. Жизнь продолжалась. Несмотря на холод, голод, обстрелы и бомбежки народ не роптал, и не у кого не было сомнений в нашей победе.

Все больше чувствовался приход весны. На Марсовом поле распустились липы. Люди шли туда не столько полюбоваться, а сколько подкрепиться. Они обдирали кору, листья и ели. «Весенние грачи» — так называли этих людей.

К 1 мая пустили 2–3 маршрута трамвая, открылись театры.

Оживала природа, и оживал город.

В июле 1842 года меня вместе с другими подростками эвакуировали на катере через Ладогу.

Сейчас, по прошествии многих лет, я убежден, что людей породнила и объединила беда, общая беда — война. Их породнило общее горе — потери близких и многочисленные лишения. Желание жить, вера в Победу, любовь к Родине помогли пережить блокаду и победить фашизм. Вот так и прошел мой определенный период жизни в блокадном Ленинграде.

Закончить статью нам бы хотелось словами непосредственного участника блокады, академика Военной академии, ректора Московского гуманитарного университета Игоря Михайловича Ильинского «Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? … Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада ‒ это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители ‒ взрослые и дети ‒ не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись» [1].

 

Литература:

 

1.                   Ильинский Игорь Михайлович. Официальный сайт. http://ilinskiy.ru/biography/bloklen.php (Дата обращении 29.06.2015).

2.                   Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://gov.spb.ru/ (Дата обращении 25.10.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): блокада Ленинграда, блокадный Ленинград, Ленинград, Великая Отечественная война, уровень информированности, уровень информированности школьников, класс, событие, война, Ленинградская блокада.


Похожие статьи

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

Рассматривать блокаду Ленинграда исключительно с точки зрения военной операции равнозначно тому, что закрывать глаза на трагедию

Затрагивая роль нацисткой элиты в блокаде Ленинграда, любопытным покажется один случай, который произошёл в конце войны.

Общешкольное мероприятие для 5 классов «Блокада Ленинграда.

Ведущий: Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Войска советской армии не были готовы к жестокому и безжалостному напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой родные города и села.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны...

Создание адаптивного развивающего образовательного...

Например, тема «Блокада». Первый урок предлагается учителем. В данном случае это «Урок мужества», он посвящен дню полного снятия блокады. Не секрет, что для детей Великая Отечественная война уже стала историей, как и Куликовская битва. Многие уже не имеют...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы...

– Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.

Началась война. К осени фашистские захватчики дошли до Ленинграда и взяли город в кольцо.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и внесла серьезный...

Ленинград, Красная Армия, блокада Ленинграда, Москва, город...

Из блокадного Ленинграда в Ишим прибыло 9 тысяч жителей. Ишимцы с пониманием и теплом относились к приезжающим: их принимали и отдавали

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов... Из блокадного Ленинграда в Ишим прибыло 9 тысяч жителей.

Вклад работников Госбанка СССР в приближение Великой победы

В годы Великой Отечественной войны работники Госбанка, как неотъемлемая часть

Ключевые слова:Великая Отечественная война, работники Госбанка СССР, участие в

Чем дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, тем больше в мире...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси... В отечественном кино лес воплощает в себе изначальную, древнюю, языческую Русь, он...

Строчки, пропахшие войной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Великая Отечественная война ушла в прошлое. В наше время очень сложно понять весь ужас того времени.

События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда были в фокусе общественного...

Похожие статьи

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

Рассматривать блокаду Ленинграда исключительно с точки зрения военной операции равнозначно тому, что закрывать глаза на трагедию

Затрагивая роль нацисткой элиты в блокаде Ленинграда, любопытным покажется один случай, который произошёл в конце войны.

Общешкольное мероприятие для 5 классов «Блокада Ленинграда.

Ведущий: Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Войска советской армии не были готовы к жестокому и безжалостному напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой родные города и села.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны...

Создание адаптивного развивающего образовательного...

Например, тема «Блокада». Первый урок предлагается учителем. В данном случае это «Урок мужества», он посвящен дню полного снятия блокады. Не секрет, что для детей Великая Отечественная война уже стала историей, как и Куликовская битва. Многие уже не имеют...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы...

– Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.

Началась война. К осени фашистские захватчики дошли до Ленинграда и взяли город в кольцо.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и внесла серьезный...

Ленинград, Красная Армия, блокада Ленинграда, Москва, город...

Из блокадного Ленинграда в Ишим прибыло 9 тысяч жителей. Ишимцы с пониманием и теплом относились к приезжающим: их принимали и отдавали

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов... Из блокадного Ленинграда в Ишим прибыло 9 тысяч жителей.

Вклад работников Госбанка СССР в приближение Великой победы

В годы Великой Отечественной войны работники Госбанка, как неотъемлемая часть

Ключевые слова:Великая Отечественная война, работники Госбанка СССР, участие в

Чем дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, тем больше в мире...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение, отряд, спортсмен. Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси... В отечественном кино лес воплощает в себе изначальную, древнюю, языческую Русь, он...

Строчки, пропахшие войной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Великая Отечественная война ушла в прошлое. В наше время очень сложно понять весь ужас того времени.

События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда были в фокусе общественного...

Задать вопрос