Личностные особенности одаренных старшеклассников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.10.2019

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Булыга, Е. А. Личностные особенности одаренных старшеклассников / Е. А. Булыга, С. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1752/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

На основе рабочей концепции одаренности и теории черт Р. Кеттелла проведено исследование типов развития обучающихся старших классов с признаками одаренности. Выявлены два типа одаренных обучающихся: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В статье приводится описание одаренных обучающихся с разными типами развития.

Ключевые слова: личностные особенности, одаренность, дисгармоничный и гармоничный типы развития личности, опросник Р. Кеттелла, лидерская одаренность.

 

Известно, что целенаправленное развитие личности с раннего возраста позволяет строить благоприятные прогнозы будущего как для самого индивида, так и для общества в целом. Тем не менее, не всем удается достичь высоких результатов в будущей деятельности, независимо от того, какие усилия были приложены.

По мнению А. В. Кулемзиной, образовательные программы для одаренных детей не развивают их способности, а только эксплуатируют. С одной стороны такие дети необходимы социуму, но с другой — одаренность в социуме не всегда реализуется [2].

Под термином «одаренность» в психологической науке понимаются такие качества психики, которые дают возможность индивиду достигать более высоких результатов в отличие от других людей того же возраста.

Одаренность часто проявляется стихийно, имеет успешный результат в определенной деятельности. Однако следует учитывать также и возрастные особенности каждого ребенка. Так, у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются предрасположенности к усвоению иностранных языков, любознательность и яркая фантазия. Для подросткового возраста характерны повышенные поэтические и литературные способности.

К признакам одаренности относят специфические стратегии деятельности. Они характеризуются способностью ребенка вырабатывать своеобразные способы решения в заданных ситуациях, а также применять их к новым задачам. Ребенок с признаками одаренности выдвигает новые цели деятельности, благодаря глубокому владению предметом, что часто приводит к неожиданным идеям и решениям по конкретному вопросу [5].

Особенности развития личности рассматриваются по двум типам: гармоничному и дисгармоничному. Четкой грани между ними в реальной жизни не существует.

Дети с гармоничным типом развития одаренности имеют собственные идеи, отстаивают их. Часто наблюдается специфическая направленность одаренных детей. Этот тип развития характеризуется синхронностью всех сторон личности: когнитивной, эмоциональной, социальной и физической. Дисгармоничный тип развития определяется неравномерностью психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность. Для таких детей, по мнению Бексяк М. В., характерно значительное опережение в умственном и художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы при этом не успевают развиваться [4].

В проведенном нами исследовании использовался тест Р. Б. Кеттелла. Его главной задачей является выявление относительно независимых 16 факторов личности. Это позволяет получить многогранную информацию об индивидуальности человека. Опросник получил широкое распространение в научных исследованиях самых различных направлений, в том числе диагностике профессионально важных качеств [1].

По итогам теста респонденты были разделены на две группы: с гармоничным типом развития и дисгармоничным. Наиболее выраженные факторы для каждой из них необходимо рассматривать отдельно. Это обусловлено особенностями их развития.

Результаты показали, что представители одаренных детей с гармоничным типом развития оказались готовыми к риску, принятию неординарных решений и проявлению лидерских качеств. Об этом также пишет Н. С. Лейтес [3].

Кроме вышеназванных качеств, испытуемые обладают высокой социальной контактностью, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи, что, по мнению Кеттелла, обеспечивает успешность индивида во многих видах деятельности.

Респонденты чувствительны к различным нюансам жизни. Они склонны размышлять и анализировать проблему до начала действий в отношении ее решения.

В соответствии с работами Н. С. Лейтеса и результатами тестирования по опроснику Р. Б. Кеттелла, для учащихся с гармоничным типом развития одаренности характерны гибкость, приспосабливаемость, терпимость и терпение в работе с людьми, энтузиазм, умение принимать решения, высокий интеллект [3], а также точность и надежность. Таким образом, у учащихся с гармоничным типом развития все позитивные качества личности, обеспечивающие успешность академической деятельности выражены одинаково ярко.

У старшеклассников с дисгармоничным типом имеются несоответствия в степени выраженности различных черт личности. Так, например, у них диагностированы высокие стэны по качествам благоразумие, осторожность, беспокойство о будущем, сдержанность в проявлении эмоций.

Испытуемые получили высокие показатели по фактору, описывающему оперативность мышления и общий уровень вербальной культуры и эрудиции. Они быстро воспринимают и усваивают новый учебный материал. Об этом также указывала Д. Б. Богоявленская. Однако, по ее мнению, мотивацией для изучения нового может быть не подлинная одаренность, а одобрение окружающих с детства [5].

Старшеклассникам с дисгармоничным типом развития также характерны дипломатичность, выдержанность, умение находить выход из сложных ситуаций. Они имеют интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.

Результатами, которые мы считаем показателем дисгармоничного развития этих детей, мы считаем склонность к сухости, замороженность межличностных контактов. Дети с дисгармоничным типом развития отличаются слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Такие дети испытывают большие сложности в транслировании своих знаний, результатов и высказывании просьб.

Проблемы в социальной сфере подтверждаются и другими факторами. Одарённые дети с дисгармоничным типом развития при неожиданном появлении дополнительных трудностей ощущают тревогу и беспомощность, что требует вмешательства педагогов и психологов.

Выводы. В нашем исследовании принимали участие дети с признаками явной одаренности. Скрытая одаренность имеет свои особенности, следовательно, необходим особый подход, методики. Кроме этого, одаренность не всегда бывает общей. Как правило, у детей с дисгармоничным типом развития специальная одаренность, что и выражается в выявленной дисгармонизации. Большинство старшеклассников испытывают познавательный интерес только к той сфере знания, в которой проявляется их одаренность. Вследствие этого могут возникать конфликты между педагогами по другим предметам и представителями данной категории одаренных детей. Необходима коррекция системы преподавания и индивидуальная траектория обучения подобных учащихся.

Одаренные старшеклассники с гармоничным типом развития в нашей выборке оказались наиболее успешными в лидерстве, чему способствуют те личностные качества, которые неразвиты у одаренных с дисгармоничным типом развития.

Таким образом, обучение и воспитание одаренных учащихся следует осуществлять с учетом типа развития и особенностей личности и возраста обучающихся.

 

Литература:

 

  1.         Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. — Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.
  2.         Кулемзина А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27–32
  3.         Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  4.         ПСОШ № 2, Бексяк М. В. 2016г. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.
  5.         Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская (отв. ред.), В. Д. Шадриков (науч. ред.). — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисгармоничный тип развития, ребенок, гармоничный тип развития, признак одаренности, тип развития, дисгармоничный тип, гармоничный тип развития одаренности, качество, одаренность.


Ключевые слова

личностные особенности, одаренность, дисгармоничный и гармоничный типы развития личности, опросник Р. Кеттелла, лидерская одаренность

Похожие статьи

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Сущность и модели социального сопровождения одаренных детей

Одаренные дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким

Развитие одаренных детей в рамках психо-социального становления индивида может проходить по

Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития выступает как один из факторов...

Готовность одаренных детей к профессиональному...

Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Одаренность: современные тенденции определения понятия

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством... Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса...

ребенок , одаренный ребенок , работа, развитие , форма...

Смысловой, понятийный тип обучения доминирует у одаренного ребёнка, поэтому постижение смыслов через

Для развития способностей дошкольников необходима система выполнения индивидуальных

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка...

Наследственные и средовые основы формирования одаренности

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике... Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

Ключевые слова: одаренность, выявление одаренности у детей, признаки одаренности, опережающее развитие в образовательной среде. Одаренность является предметом исследований многих авторов, но этот сложный феномен изучен далеко не во всех деталях.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в...

Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития...

Следовательно, для развития одаренности и креативности нужна внутренняя свобода и высокий уровень самоконтроля. Так как лекции в наших условиях проводятся в потоке, студенты-отличники могут успешно приспосабливаться к требованиям своего социального окружения...

Похожие статьи

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Сущность и модели социального сопровождения одаренных детей

Одаренные дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким

Развитие одаренных детей в рамках психо-социального становления индивида может проходить по

Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития выступает как один из факторов...

Готовность одаренных детей к профессиональному...

Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Одаренность: современные тенденции определения понятия

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством... Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса...

ребенок , одаренный ребенок , работа, развитие , форма...

Смысловой, понятийный тип обучения доминирует у одаренного ребёнка, поэтому постижение смыслов через

Для развития способностей дошкольников необходима система выполнения индивидуальных

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка...

Наследственные и средовые основы формирования одаренности

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное образование, одаренность, признак одаренности

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике... Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

Ключевые слова: одаренность, выявление одаренности у детей, признаки одаренности, опережающее развитие в образовательной среде. Одаренность является предметом исследований многих авторов, но этот сложный феномен изучен далеко не во всех деталях.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в...

Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития...

Следовательно, для развития одаренности и креативности нужна внутренняя свобода и высокий уровень самоконтроля. Так как лекции в наших условиях проводятся в потоке, студенты-отличники могут успешно приспосабливаться к требованиям своего социального окружения...

Задать вопрос