Моральные нормы и ценности в эвенкийских сказках | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 1703 раза

Библиографическое описание:

Бескоровайная, В. А. Моральные нормы и ценности в эвенкийских сказках / В. А. Бескоровайная, А. О. Ионова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1690/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

«Сегодня для воспитания подрастающего поколения необходимы новые средства формирования моральных и нравственных ценностей», — считают многие ученые и педагоги. Но все новое — это хорошо забытое старое. Именно сказка — самый простой и интересный путь воспитания духовности и нравственности. К сожалению, в наше время сказки не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания. А ведь она формирует убеждения, она может стать для нас надежным проводником в стране добра и зла.

Такие нравственные категории как «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя» легче всего объяснить с помощью народных сказок. Хотя сказки и не дают прямых наставлений, но в них всегда заложен урок, который постепенно воспринимается как норма, изначально содержащаяся в сюжете сказки.

Сказки — древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа свои сказки, они по-своему интересны, мудры и поучительны. В них отражена история и быт народа, они содержат в себе те духовные ценности, которыми всегда дорожил тот или иной народ.

Эвенки — это коренной малочисленный народ Сибири, создавший и бережно хранящий свою уникальную и самобытную культуру. Северные территории Красноярского края издавна были обжиты этим удивительным народом. Интересно, а о чем их сказки, чему они учат?

Эвенков называют хранителями сибирской тайги и вечными кочевниками на оленях. Вся их система хозяйственной и духовной культуры была приспособлена к кочевой жизни. А сказки стали ярким отражением этой жизни, мерилом моральных норм и ценностей.

Эвенки — народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность, справедливость и трудолюбие. Они долго не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их ограничивалась устной передачей преданий, сказок, загадок. Фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой.

Сказка происходит от слова «сказывать». То есть сказку можно воспринимать как незаписанную, ненапечатанную, рассказанную правду, именно это, в первую очередь, отличает эвенкийские народные сказки. Они, большей частью, были записаны собирателями фольклора только в XX в.

Непременным и значимым атрибутом этики у эвенков всегда было слово. В системе их нравственных ценностей слово по своему значению, силе и действенности было равносильно поступку. Пустые разговоры для эвенков — дело недостойное. Они от природы немногословны, излагают мысль спокойно, взвешенно, сосредоточенно, как бы оберегая каждое слово, так как каждое сказанное слово имеет воспитательное значение.

Эвенки придумывали сказки, стараясь сохранить свои устои и традиции, передать их своим детям в виде поучений. И чаще всего в них говорилось о гармонии и равновесии в мире. А если гармония нарушалась, начиналась борьба добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ.

Эвенкийские народные сказки сочетают в себе воспитательный и познавательный моменты. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках объекты неживой природы: солнце, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту природы, что придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие.

Народная фантазия эвенков приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность. Создавая сказки, эвенкийский народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности и передать их подрастающему поколению. Трудолюбие, и взаимопомощь, скромность и щедрость, правдивость и человеколюбие воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Существовали даже особые требования к рассказыванию сказок. Например, нельзя было рассказывать сказки в момент, когда над стойбищем пролетали гуси. Они могли на крыльях унести слова из сказки, и тогда у сородичей сказителя начнутся несчастья. Если же в момент рассказывания внезапно появлялись и пролетали гуси, то все слушатели должны были выскочить из чума, а сам рассказчик падал лицом вниз. Делалось это для того, чтобы гусь-шаман не мог распознать рассказчика. В каждом роду были свои знаменитые сказочники. Они пользовались особым уважением и почетом. Иногда за сказителями приезжали из другого рода. [7]

Простота, искренность, непосредственность и незамысловатость эвенкийской сказки соответствует аналогичным свойствам психики ребенка и позволяет доступно объяснить и показать разницу между понятиями «добро» и «зло».

В сказках эвенкийского народа отразилась не только их самобытная культура, особенности уклада, но и система нравственных взглядов и ценностей, сложившаяся много столетий назад, свод неписанных, существующих в сознании и исторической памяти народа, моральных норм, имеющих огромное воспитательное значение. Испокон веков люди, жившие в суровом северном краю, утверждали в своих сказках идеи труда, взаимопомощи, любви, способной преодолевать на своем пути все преграды, побеждать зависть, злобу, становясь сильнее недоброй воли людей и злых духов. Эти сказки можно назвать энциклопедией народной мудрости, они на протяжении столетий помогали обрести представление о морально-нравственных и социальных ценностях. При этом важнейшие нравственные уроки проходили без излишних нравоучений и назиданий. [2]

Важнейшими идеями эвенкийских сказок являются утверждения справедливости и трудолюбия, милосердия и гуманизма, как ключевых личностных качеств. Герои эвенкийских сказок отличаются мужеством, смелостью, готовностью прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Сказка «Сила материнского молока» сюжетом напоминает сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Все те же три девицы мечтают о будущем, одна из них обещает юноше: «Трех сыновей рожу. Кормить только своим молоком буду. Сильными богатырями вырастут». Но завистливые сестры обманули ее, двух сыновей чужим людям отдали, а вместо них щенков подбросили. О третьем ребенке сказали, что нездоровым родился. Судьба матери и третьего сына похожи на судьбу царицы и ее сына Гвидона. Только в эвенкийской сказке чудо («растет не по дням, а по часам») объясняется очень просто: «Мать кормит сына своим молоком, и парень по часам растет. Растет и растет, и пока к другому берегу доплыли, парень совсем вырос». Нашел он своих братьев, освободил их, вернулся к матери. «Увидела мать сыновей живыми, обрадовалась и сразу стала кормить их своим молоком. Парни начали очень быстро вырастать, были здоровыми и сильными». Удивительна сила материнской любви и заботы о своих детях! [3]

Финал сказки не вполне закономерен: «… отец, поверивший сестрам жены, остался жить один», хотя: «Парням никакого вреда он не делал. И они ему вреда не делали. Мать им рассказала, как сестры его обманули». Очевидно, что сказка несет еще одну значимую идею, ведь в ней говорится о способности человека прощать, забывать прошлое и радоваться долгожданному счастью, а заканчивается сказка такими словами: «Старые эвенки говорят: «Только от материнского молока дети сильными и здоровыми вырастают». [3]

Заботится о своем сыне и воспитывает его отец в сказке «Медведь и один парень». Герою сказки отец объясняет, как нужно относиться к зверю: «На земле есть очень сильный и умный зверь. Его больше других остерегайся, без всякой нужды не трогай». Но сын ослушался отца и был ранен зверем. Отец снова поучает сына: «Ты встретил Медведя. Это Амака (дедушка) — наш эвенкийский предок... Я тебе говорил, что этого зверя надо уважать. Он все знает и все понимает. Первым он никогда человека не трогает. Эвенки и теперь уважают Медведя и называют его Амака». [1]

Духовная жизнь северных народов была проникнута мистическим отношением к природе. Небо, земля, животные, рыбы и птицы, вся природа, наделялись разумом и способностью определенным образом влиять на судьбу человека. Поэтому значительную часть эвенкийских сказок составляют сказки о животных, больше всего, конечно, о медведях, герои которых наделены человеческими качествами. Им оказываются присущи людские достоинства и недостатки. В таких произведениях рассказ о животных становится поводом для разговора о добрых и злых поступках человека, поводом для воспитательного общения родителей и детей.

Так в сказке «Дятел» или «Росомаха и лисица» речь идет о старике и старухе росомахах, у которых не было детей и жили они совсем одни. Лиса обманула стариков и с помощью хитрости и обмана завладела их имуществом. Дятел, который пролетал мимо, решил помочь старикам. Он смог перехитрить лису и вернуть старикам их добро. Старики, в свою очередь, отблагодарили дятла.

Пожалуй, самая маленькая эвенкийская сказка «Девочка-чуткость». Рассказывает она о том, как полюбили девочку и заботились о ней звери в лесу, а когда она пропала, то переругались между собой, да так, что: «…начали сердиться друг на друга, обвиняя в том, что не сохранили девочку. С тех пор они стали врагами друг другу». За любовь и заботу девочка отблагодарила зверей: «…следила за зверями и предупреждала того, кому грозит опасность. До сего времени девочка дает чуткость каждому зверю, и он убегает от опасности. Поэтому трудно охотиться за зверями». [6]

Жизнь в суровых природных условиях, постоянная борьба за существование заставляла эвенков воспитывать в детях отвагу, решительность, самостоятельность, потому что от этих качеств зависела не только жизнь одного человека, но и выживание целого рода. Целый ряд сказок повествует именно об этом, они помогают растить детей сильными, смелыми и находчивыми. Это сказки: «Медведь и сын охотника», «Находчивый Чарчикан», «Как один парень стойбище защитил», «Добрый парень», «Медведь и Чалбача» и другие. [5]

В поступках героев этих сказок скрыт глубокий смысл, значимый для эвенков. Основная идея, важная для морально-нравственного становления личности, заключается в том, что настоящий мужчина и достойный человек должен быть не только сильным, смелым и находчивым, но и благоразумным, милосердным, щедрым душой.

Героиня сказки «Девушка-мастерица» «…была сильная и смелая охотница, и мастерица была искусная, умела шить унты и парки с красивыми узорами», но жила одна, не имела она, ни родных, ни близких. Отправилась она искать свою судьбу… Преодолела многие преграды, не стала нарушать традиции и добилась своего: «…поженились они, жили дружно и сытно, детей и внуков имели». [3]

Ценят эвенки семью и семейный уклад, стараются сохранить и передать уважение к семейным ценностям через сказки. Много эвенкийских сказок начинается с того, что герой живет один, он сирота и у него нет близких, либо это пожилые люди, у которых нет детей и внуков. Эвенки считают нормой иметь крепкую семью, налаженный быт и много оленей.

Герой сказки «Как старый Тока эвенков помирил», славиться своей мудростью, к нему идут за советом и помощью. Совет старого Токи оказывается простым и справедливым: «…зачем же оленей пасти врозь, пусть у них будет одна тамга, один хозяин». Ценность коллективизма значима для эвенков, ведь в суровых северных условиях выжить можно только сообща. «С того времени помирились эвенки, оленей пасут сообща, тамгу ставят одну», — такими словами завершается сказка. [5]

Примечательно, что в сказке «Танчами» представлен воспитательный идеал эвенков, показано, как шаман Танчами не стал мстить завистливым эвенками, желавшим его убить: «Пришел в стойбище, а там все люди друг с другом дерутся, никак решить не могут: одни хотят убить Танчами, а другие не хотят убивать. Танчами пошаманил, чтобы они не убивали друг друга, и все перестали драться». А объяснил им простые истины: «Ваша земля старая и добрая. Я не делал на ней плохого, и она всегда меня спасала. Зачем хотели убить друг друга? Если ваша земля рассердится, то на ней никто живым не останется… Я желаю вам только добра. Живите не ссорясь, любите друг друга и любите землю. И вы будете жить богато и счастливо». [4]

В финале сказки говорится, что «…с тех пор люди стойбища не стали ссориться между собой и чужих людей обижать, а свою землю они начали беречь и любить, поэтому стали жить богато, много детей и внуков имели».

Эвенкийская сказка открывает удивительный мир, где нет почти чудес и волшебства, добро всегда побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где у хорошего человека сбываются все мечты. Она проста и незамысловата, небольшая по размерам и емкая по содержанию, часто ее герои сироты или живут одиноко, как правило, оканчиваются фразами: «С тех пор…» или «Так говорят старые эвенки…». В ней содержатся главные ценности — любовь к своей земле, к своему народу, уважение к труду и к традициям, справедливость, благоразумие, гуманизм и милосердие.

Эвенкийский народ всегда высоко ценили достоинство человека, и всякое покушение на его честь рассматривалось как проступок, достойный всеобщего осуждения. Тяжким преступлением считали они убийство, обман, воровство и другие действия, совершенные из корыстных побуждений. В человеке они ценили ум, справедливость, удаль, честность, преданность своему народу, любовь к родной земле, уважение к обычаям предков и трудолюбие. В эвенкийских сказках именно эти нормы и ценности представлены наиболее ярко.

Фольклорное наследие эвенков, художественно воплощенное в сказочные сюжеты, и сегодня остается действенным источником воспитания подрастающего поколения. Эвенкийские сказки — это не только плод народного досуга, это достоинство и ум народа. Они формировали и укрепляли его нравственный облик, являются его исторической памятью, наполняя и сегодня глубоким содержанием размеренную жизнь эвенков, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, животными, особенно медведями и оленями и почитанием предков. [8]

Мы встретились с представителями эвенкийского этноса, проживающими на территории Северо-Енисейского района Красноярского края. Было интересно узнать, какие сказки или легенды сохранились в их семьях. Мы записали и литературно обработали одну из услышанных историй, проиллюстрировали ее и выпустили небольшим тиражом сказку «Орон-кормилец» (орон — олень).

 

ОРОН-КОРМИЛЕЦ (по мотивам эвенкийских сказок)

Давно это было. В конце лета в семье одного охотника случилось чудо: на свет родились два сына — Берелту (лучник) и Синкивул (покровитель охоты и диких зверей).

Недолго радовались родители детям, а дети родителям. Случилась беда: пропали отец и мать на промысле. Остались братья сиротами. Люди в стойбище, чем могли, помогали им. Старые эвенки научили братьев охотиться и особенно наказывали: «Если на охоте ничего не добудете — не ругайте те места и ту землю, где охотились. Дух охоты услышит и обидится, надолго убежит от вас».

Выросли братья хорошими охотниками. Берелту всегда был удачлив в охоте, никакой зверь или птица не могли спастись от его стрел. Синкивул тоже ходил с братом на охоту, но всегда жалел убитого зверя или его детенышей. Если случалось ему встретить раненого зверя или птицу, он выхаживал их, детенышей в чум приносил, заботился, а когда подрастали, выпускал на волю и всегда жалел, что попадутся они в силки охотнику или будут убиты меткой стрелой.

Однажды пошли братья на охоту. Долго ходили они в поисках добычи, но никого не смогли подстрелить, силки тоже оказались пустыми. Пришлось возвращаться домой ни с чем. Стал Берелту ругать те места и ту землю, где всегда охотился. Забыл наказы старых эвенков. Прошло много дней, в чуме припасы закончились, а удачи на охоте все не было. Обиделся на него дух охоты Хингкэн.

Снова собрались братья на охоту. Идут по лесу, снег под ногами хрустит, вот к берегу реки вышли. Вдруг слышат, зовет кто-то, о помощи просит.

Видят братья: у шаман-камня оленя молодого деревом придавило. Берелту и говорит:

— Вот это удача! Какой большой олень! Давай подстрелим его, мясо будет.

Прицелился Берелту в оленя, готов был уже пустить стрелу, но Синкивул остановил его.

— Нельзя убивать этого оленя! Он о помощи нас попросил.

— Не убьем его, сами с голоду помрем, отвечал Берелту брату и снова прицелился. Тогда закрыл Синкивул собой оленя.

Махнул рукой Берелту и пошел обратно в стойбище без добычи. Вскоре вернулся и Синкивул. Не разговаривают братья друг с другом, молча у огня голодные сидят. Вдруг слышат стук у входа в чум. Удивились братья, кто так поздно, может случилось что?

Вышли из чума и видят, олень стоит, тот самый, которого деревом придавило, копытом в землю бьет. Как ударит, так в том месте олень станет. Смотрят братья, а рядом с чумом пота (мягкая вьючная сумка) стоит, а в ней еда разная. Понял тогда Берелту, что сам дух охоты Хингкэн явился. Попросил он у него прощения за свои злые слова и брата поблагодарил за то, что не дал убить оленя.

Стали братья в достатке жить, с оленями по тайге кочевать, охотились, как и прежде, и всегда помогали тем, кто в беду попал или о помощи просил.

С тех пор олень для эвенков означает — жизнь. Орон (олень) для эвенка — кормилец. Тех оленей, что с людьми стали жить, оронами называют, а себя эвенки часто «орочонами» зовут, что означает «человек, владеющий оленем».

Старые эвенки говорят: «Доставляй другим добро, и оно вернется к тебе. Ведь мир держится на добре».

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\олень.jpeg

 

Литература:

 

  1.     Ермаков В. Человек сильнее всех. Сборник эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений. Красноярское книжное издательство, 1986. — 144с. /URL: http://osiktakan.ru/lit_oegir_z.html
  2.     Матвеева Е. Педагогический потенциал сказок народов Севера: художественное воплощение воспитательной идеи /URL: http://www.detlit.ta-vkm.ru/articles/
  3.     Сказки народов Севера и Сибири. Эвенкийские народные сказки /URL: http://sokrnarmira.ru/index/0–3822
  4.     Танчами. Сказки народов Севера /URL: http://librebook.me/tanchami__skazki_narodov_severa/vol12/1?mtr
  5.     Эвенкийские сказки /URL: https://profilib.net/chtenie/155164/evenkiyskie-skazki-11.php
  6.     Эвенкийская сказка /URL: http://www.planetaskazok.ru/evenkyskz/devochkachutkostevenkyskz
  7.     Эвенкийский фольклор /URL: https://sites.google.com/site/folklornoesravnenieskazok/home/evenkijskij-folklor
  8.     Гимн оленю /URL: http://www.evenkya.ru/infoeg/life/gimn_olenyu.html
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, эвенк, олень, брат, ребенок, эвенкийская сказка, эвенкийский народ, друг друга, подрастающее поколение, зверь.


Похожие статьи

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Рассматривается некоторые аспекты народного воспитания детей эвенов — коренных жителей Севера. Ключевые слова: семья, воспитание, дети, культура, успех. Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков | Статья...

Эвенкийский героический эпос нимнгакама нимнгакан — эпос архаический (догосударственной формации), эпос родоплеменного сообщества. Как отмечает Г. И. Варламова, знатоки эвенкийского фольклора...

Сравнительный анализ русских, английских, немецких...

Гипотеза— существуют ли в английском, немецком, русском и эвенкийском языках пословицы имеющие эквиваленты в четырех языках и пословицы

Соотношение английских, немецких, русских и эвенкийских пословиц. Приведем ниже результаты сравнения пословиц на русском...

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

Род Бута является одним из древних родов эвенков, расселен по большой территории Амурской области, юга Якутии, севера Хабаровского края и о. Сахалин. Впервые данный род упоминается в письменных источниках XVII в. на средней части реки Алдана.

История становления физического воспитания коренных народов...

Эвенки - народ в Российской Федерации. Занимают обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Живут также на северо-востоке Китая и в Монголии.

Традиционный календарь эвенов: отражение хозяйственных занятий

Действительно, народный календарь является энциклопедией быта и повседневной жизни народа, его жизненного уклада, инструментом его миропорядка.

Календарь играл в жизни эвенского народа большую роль, так как он не только регламентировал время, но и...

Семантика и родо-видовые отношения названий диких животных...

В качестве родового наименования носителями языка используются: слово адгуус [ан], общерусское животное «1. Всякое живое существо, исключая растения». 2. Разг. О человеке грубом...

Влияние якутского языка на говор тянских эвенков | Юный ученый

Старшее поколение, хотя не утратило разговорный эвенкийский язык, общается в основном на якутском, так как у последующего поколения язык

По итогам исследования можно утверждать, что влияние якутского языка на говор тянских эвенков прослеживается в разных областях...

Ознакомление детей старшего возраста с национальными...

Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к данной

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и...

Похожие статьи

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Рассматривается некоторые аспекты народного воспитания детей эвенов — коренных жителей Севера. Ключевые слова: семья, воспитание, дети, культура, успех. Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков | Статья...

Эвенкийский героический эпос нимнгакама нимнгакан — эпос архаический (догосударственной формации), эпос родоплеменного сообщества. Как отмечает Г. И. Варламова, знатоки эвенкийского фольклора...

Сравнительный анализ русских, английских, немецких...

Гипотеза— существуют ли в английском, немецком, русском и эвенкийском языках пословицы имеющие эквиваленты в четырех языках и пословицы

Соотношение английских, немецких, русских и эвенкийских пословиц. Приведем ниже результаты сравнения пословиц на русском...

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

Род Бута является одним из древних родов эвенков, расселен по большой территории Амурской области, юга Якутии, севера Хабаровского края и о. Сахалин. Впервые данный род упоминается в письменных источниках XVII в. на средней части реки Алдана.

История становления физического воспитания коренных народов...

Эвенки - народ в Российской Федерации. Занимают обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Живут также на северо-востоке Китая и в Монголии.

Традиционный календарь эвенов: отражение хозяйственных занятий

Действительно, народный календарь является энциклопедией быта и повседневной жизни народа, его жизненного уклада, инструментом его миропорядка.

Календарь играл в жизни эвенского народа большую роль, так как он не только регламентировал время, но и...

Семантика и родо-видовые отношения названий диких животных...

В качестве родового наименования носителями языка используются: слово адгуус [ан], общерусское животное «1. Всякое живое существо, исключая растения». 2. Разг. О человеке грубом...

Влияние якутского языка на говор тянских эвенков | Юный ученый

Старшее поколение, хотя не утратило разговорный эвенкийский язык, общается в основном на якутском, так как у последующего поколения язык

По итогам исследования можно утверждать, что влияние якутского языка на говор тянских эвенков прослеживается в разных областях...

Ознакомление детей старшего возраста с национальными...

Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к данной

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и...

Задать вопрос