Сохранение материальной культуры — долг современного поколения.
Ювелирное искусство — одно из древнейших видов деятельности человека, отличающееся преемственностью этнических традиций. Наличие столь древнего и сложного вида искусства не только определяет уровень развития культуры в целом, но и характеризует богатую и непростую этническую историю ее носителей.
Наша школа сотрудничает с кафедрой археологии академии наук РС (Я). В прошлом году совместно была проведена научная экспедиция в п. Кюерелях. Раиса Иннокентьевна Бравина — доктор исторических наук, профессор, руководитель кафедры археологии академии наук РС (Я), Владислав Владимирович Сыроватский — аспирант ИГИ ежегодно проводят лекции детям о культуре народа саха.
Меня заинтересовал погребальный обряд саха. В частности, найденные в погребениях мужские серьги. Изучив материалы по этому вопросу, решила написать доклад.
Цель исследования: изучение мужских украшений саха.
Задачи: 1. Изучить научную, научно-популярную литературу, материалы музеев по теме; 2. Провести беседу с научными руководителями экспедиции; 3. Провести опрос среди учащихся; 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза: Если изучить традиционные украшения, то можно узнать многое об истории, культуре якутов.
Новизна: Мужские украшения саха до настоящего времени не были изучены в полном объеме.
Объект исследования: украшения саха.
Предмет исследования: мужские украшения саха.
Методы исследования: сравнение, анализ, анкетирование, беседа.
В докладе рассматриваются археологические, фольклорные и этнографические материалы. Приводятся историко-сравнительные данные.
В результате исследования мы сделали следующие выводы:
– Мы провели опрос, после которого выяснилось, что все учащиеся не знают о том, что наши предки-мужчины носили когда-то украшения.
– Бусинная серьга — самый распространенный древнейший вид личных украшений. Она представляет собой благодатный материал для прочтения символики культуры. В Древнем мире у мужчин серьги были признаком рабства. В средние века в Западной Европе они — привилегия мужчин высшего сословия. Традиция ношения серег мужчинами саха уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири.
– Традиция ношения якутскими мужчинами серег, по данным раскопок средневековых погребений, зафиксирована в трех случаях. Во всех погребениях в мочке левого уха мужчин находилась маленькая кольцеобразная металлическая серьга, у некоторых имелось серьга с бусинками. В погребении Джюсюлэн (Чурапчинский район), исследованном саха-французской экспедицией, возраст погребения Джюсюлэн, согласно радиоуглеродному методу датирования, 1440–1660 гг. Традиция ношения серег мужчинами уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири. Ношение серьги мужчинами отмечено вплоть до этнографической современности у многих сибирских народов.
– Одним из древнейшим видом украшения саха является гривна — кылдьыы. Гривны в XVIII были принадлежностью женского наряда, но ранее была обнаружена гривна в мужском погребении, в могиле Суор-Бугдука в Усть-Алданском улусе, датируемой XVII веком. Это массивная шейная гривна с петлеобразными изгибами. Ф Карецкий писал: «…Гривна как древний знак отличия присутствует в иранском, скифском сарматском мужском костюме вождей, а также у воинов римлян и славян». В прошлом такие украшения бытовали в Средней Азии, на Алтае, в Прибайкалье, и якутские гривны явно связаны с ними. Гривны встречаются в богатых погребениях якутов.
– Кольцо — универсальный символ соединения. Якуты называют кольца и перстни биһилэх. Это название первоначально было связано с кольцами типа обручальных, местное название их көлөөскө биһилэх (колесо, кольцо). Формы перстней одинаковы. Из низкопробного серебра, массивные, щитки, перстней в форме лировидного орнамента, украшены чеканкой, чаще геометрические и растительные мотивы, а также вариации лировидного. На найденных в старинных погребениях мужских перстнях выгравированы инициалы. Такие перстни были изготовлены, скорее, по русским образцам и служили вместо печати.
– Наборные пояса кур были привилегией состоятельных мужчин и женщин, их надевали во время многолюдных торждеств. Наиболее ценными считались сирэй көмүс кур — пояс со сплошным серебряным набором, и туорум көмүс кур — с четырехугольными пластинками туорум. Каждые три такие пластинки чередовались с кругами күн (солнце). Поверхность из гравировалась геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых случаях применялась чернь; на крайних пластинках вместо орнамента встречались инициалы, год изготовления и зооморфные фигурки, чаще всего лошади.
Как все тюрко-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям. Украшения мужчин являлись своебразными носителями информации: они были не просто украшениями, по ним можно было установить социальное положение их владельца, историю семьи, а в ряде случаев, когда носили наследники, такие украшения были оберегами, защищавшими от злых духов.
Литература:
- Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV—XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.
- Гоголев А. И. Якуты, Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Якут. ун-т, 1993. — 200 с.
- Гурвич И. С. Культура северных якутов — оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. — 247 с.
- Никифорова С. В., Покатилова И. В. Мир саха: народное искусство. Якутск: Бичик, 2014. — 18–21 с.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3 т. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1–3.
- Савинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов: Х1Х — начало ХХ века: (Историко-этнографическое исследование). Новосибирск: Наука, 2001. — 171 с.