Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Якутские мужские украшения

Научный руководитель
История
18.06.2019
949
Поделиться
Библиографическое описание
Осипова, С. В. Якутские мужские украшения / С. В. Осипова, М. Е. Шамаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1610/.


 

Сохранение материальной культуры — долг современного поколения.

Ювелирное искусство — одно из древнейших видов деятельности человека, отличающееся преемственностью этнических традиций. Наличие столь древнего и сложного вида искусства не только определяет уровень развития культуры в целом, но и характеризует богатую и непростую этническую историю ее носителей.

Наша школа сотрудничает с кафедрой археологии академии наук РС (Я). В прошлом году совместно была проведена научная экспедиция в п. Кюерелях. Раиса Иннокентьевна Бравина — доктор исторических наук, профессор, руководитель кафедры археологии академии наук РС (Я), Владислав Владимирович Сыроватский — аспирант ИГИ ежегодно проводят лекции детям о культуре народа саха.

Меня заинтересовал погребальный обряд саха. В частности, найденные в погребениях мужские серьги. Изучив материалы по этому вопросу, решила написать доклад.

Цель исследования: изучение мужских украшений саха.

Задачи: 1. Изучить научную, научно-популярную литературу, материалы музеев по теме; 2. Провести беседу с научными руководителями экспедиции; 3. Провести опрос среди учащихся; 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: Если изучить традиционные украшения, то можно узнать многое об истории, культуре якутов.

Новизна: Мужские украшения саха до настоящего времени не были изучены в полном объеме.

Объект исследования: украшения саха.

Предмет исследования: мужские украшения саха.

Методы исследования: сравнение, анализ, анкетирование, беседа.

В докладе рассматриваются археологические, фольклорные и этнографические материалы. Приводятся историко-сравнительные данные.

В результате исследования мы сделали следующие выводы:

–                    Мы провели опрос, после которого выяснилось, что все учащиеся не знают о том, что наши предки-мужчины носили когда-то украшения.

–                    Бусинная серьга — самый распространенный древнейший вид личных украшений. Она представляет собой благодатный материал для прочтения символики культуры. В Древнем мире у мужчин серьги были признаком рабства. В средние века в Западной Европе они — привилегия мужчин высшего сословия. Традиция ношения серег мужчинами саха уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири.

–                    Традиция ношения якутскими мужчинами серег, по данным раскопок средневековых погребений, зафиксирована в трех случаях. Во всех погребениях в мочке левого уха мужчин находилась маленькая кольцеобразная металлическая серьга, у некоторых имелось серьга с бусинками. В погребении Джюсюлэн (Чурапчинский район), исследованном саха-французской экспедицией, возраст погребения Джюсюлэн, согласно радиоуглеродному методу датирования, 1440–1660 гг. Традиция ношения серег мужчинами уходит своими корнями в мир древних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири. Ношение серьги мужчинами отмечено вплоть до этнографической современности у многих сибирских народов.

–                    Одним из древнейшим видом украшения саха является гривна — кылдьыы. Гривны в XVIII были принадлежностью женского наряда, но ранее была обнаружена гривна в мужском погребении, в могиле Суор-Бугдука в Усть-Алданском улусе, датируемой XVII веком. Это массивная шейная гривна с петлеобразными изгибами. Ф Карецкий писал: «…Гривна как древний знак отличия присутствует в иранском, скифском сарматском мужском костюме вождей, а также у воинов римлян и славян». В прошлом такие украшения бытовали в Средней Азии, на Алтае, в Прибайкалье, и якутские гривны явно связаны с ними. Гривны встречаются в богатых погребениях якутов.

–                    Кольцо — универсальный символ соединения. Якуты называют кольца и перстни биһилэх. Это название первоначально было связано с кольцами типа обручальных, местное название их көлөөскө биһилэх (колесо, кольцо). Формы перстней одинаковы. Из низкопробного серебра, массивные, щитки, перстней в форме лировидного орнамента, украшены чеканкой, чаще геометрические и растительные мотивы, а также вариации лировидного. На найденных в старинных погребениях мужских перстнях выгравированы инициалы. Такие перстни были изготовлены, скорее, по русским образцам и служили вместо печати.

–                    Наборные пояса кур были привилегией состоятельных мужчин и женщин, их надевали во время многолюдных торждеств. Наиболее ценными считались сирэй көмүс кур — пояс со сплошным серебряным набором, и туорум көмүс кур — с четырехугольными пластинками туорум. Каждые три такие пластинки чередовались с кругами күн (солнце). Поверхность из гравировалась геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых случаях применялась чернь; на крайних пластинках вместо орнамента встречались инициалы, год изготовления и зооморфные фигурки, чаще всего лошади.

Как все тюрко-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям. Украшения мужчин являлись своебразными носителями информации: они были не просто украшениями, по ним можно было установить социальное положение их владельца, историю семьи, а в ряде случаев, когда носили наследники, такие украшения были оберегами, защищавшими от злых духов.

 

Литература:

 

  1.               Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV—XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.
  2.               Гоголев А. И. Якуты, Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Якут. ун-т, 1993. — 200 с.
  3.               Гурвич И. С. Культура северных якутов — оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  4.               Никифорова С. В., Покатилова И. В. Мир саха: народное искусство. Якутск: Бичик, 2014. — 18–21 с.
  5.               Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В 3 т. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1–3.
  6.               Савинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов: Х1Х — начало ХХ века: (Историко-этнографическое исследование). Новосибирск: Наука, 2001. — 171 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный