Судьба страны в судьбе моей прабабушки | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, П. С. Судьба страны в судьбе моей прабабушки / П. С. Тарасова, Е. П. Алексеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1590/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Для меня жизнь моей прабабушки Соколовой Тайги Константиновны — это воплощение терпения и мужества, трудолюбия и патриотизма. Она принадлежит к достойным людям Сергиевского района: учитель истории со стажем 40 лет, основатель Сергиевского филиала губернского колледжа. Награждена десятками Почетных грамот от разных организаций. Она прожила яркую жизнь, насыщенную интересными событиями.

Как судьба страны отразилась на судьбе моей прабабушки? Ответы на эти вопросы я и попробовала дать в своем исследовании.

Раннее детство. Соколова Тайга Константиновна родилась в 1931 г. в г. Свердловске в семье партийных работников. Девичья фамилия — Стоммер. Свою жизнь до семи лет помнит плохо. Но вспоминает, что жили с семьей в двухкомнатной квартире и был у неё сводный брат по матери — Феликс. Когда арестовали родителей, привезли её из Челябинска в Куйбышев в детский дом с корзиной вещей, которая была вместо чемодана. В ней были вещи и очень хорошие платья, может, даже мамины. Первое время Тайга оттуда что-то брала. Но потом всё стащили. Время было тяжелое.

Тайна ареста родителей. В детском доме и в школе никто из детей не знал, что она дочь репрессированных родителей. Они об этом никому не рассказывали. В те годы считалось, что репрессированные родители — это преступники, а их дети — «враги народа». Прабабушка думает, что там было много детей умерших родителей или погибших на войне. Но не помнит, чтобы кто-то хоть раз рассказывал о своих родителях и их смерти. Может быть, детдом № 1 был специальным домом для детей репрессированных.

Встречи с отцом. Папу осудили на 5 лет, он после освобождения приехал в Куйбышевскую область, потому что узнал, что дочь находится здесь в детском доме. Момент, когда отца увидела впервые в детском доме, Тайга помнит отчетливо. Ей сказали, что пришёл отец. Увидела его и засмущалась: он показался ей каким-то старым. Потом отец часто навещал дочь. Устроился работать на МТС разнорабочим в селе Узюково. Именно здесь, неподалёку от города, ему разрешили поселиться.

После того как отец перестал приезжать, Тайга поехала в Узюково узнать, что с ним случилось. Квартирная хозяйка рассказала, какой папа был хороший, тихий, спокойный и почти ни с кем не общался. За что его повторно арестовали, не знает. Выслали на поселение в Красноярский край. А потом сказали, что он умер.

Адреса детского дома и школы. Детский дом № 1 г. Куйбышева находился на улице Обороны (сейчас ул. Алексея Толстого), дом 6. Напротив было здание, на котором написано «Заготзерно». Во время войны в этом здании был госпиталь. А на первом этаже — какое-то военное учреждение. Как-то в одной из телепередач рассказывали про то, что на этой улице было открыто первое десантное училище нашей страны. Не в этом ли здании? Тайга Константиновна помнит, как однажды дети, прильнув к окну, смотрели на подъехавшую машину и вышедшего из неё наркома Климента Ворошилова.

Школа № 11, в которой училась бабушка, была на Хлебной площади. Мы выяснили, что с 1963 здесь помещалось педучилище. С 1993 года он называется Самарский педагогический колледж № 1.

Запомнившиеся события. Все дети вели активную общественную работу. В классе прабабушка была старостой. Вначале была пионером, затем вступила в комсомол. Помнит, как в день принятия в ряды ВЛКСМ, не предупредив учителей, пошли в райком комсомола. Им вручили билеты, прицепили значки, потом дети приходят в школу, а их наказывают за прогул.

Из событий, которые происходили в детском доме, помнит приезд жены Максима Горького, Екатерины Пешковой. Она рассказывала не о себе, а о деятельности Горького. Рассказывала очень интересно, детям понравилось.

Жизнь в детдоме в 1941–1945 годах. Особенно тяжелыми были военные годы. Как выжили, сама не знает. Может быть, потому, что не было в детях озлобленности? Они умели друг друга поддержать и пожалеть. В детском доме было голодно и холодно. Особенно хорошо помнит лютую зиму 1941 года (ей уже было десять лет). Топился детдом дровами, причём дрова пилили и кололи старшие дети. На ночь кровати сдвигали к друг другу, покрывались одеялами и ложились рядом, чтобы теплее было.

Запомнился ещё один момент. Поскольку рядом был пункт «Заготзерна», развелось много крыс. «Их было миллион», — вспоминает прабабушка. Туалет находился внизу, в полуподвальном помещении. Там же была баня, склады. И если ночью ребенок шёл со второго этажа в этот полуподвал, то вначале обязательно стучал по стене, гремел чем-нибудь, чтобы эти грызуны разбежались.

Ещё помнит, как в войну дети помогали фронту. Их вывозили на сельскохозяйственные работы на поля копать картошку, собирать зёрнышки или опавшие колоски после уборки урожая. Часто дети ходили с концертами в госпиталь, который находился рядом. Выступали, пели, плясали, чтобы поднять настроение бойцам. После выступления помогали раненым бойцам: то письма родным писали, то перевязку делали, то кормили.

День Победы. Очень хорошо помнит прабабушка День Победы 1945 года. 9 мая детей очень рано подняли и велели одеться в парадную одежду. А форма парадная была симпатичная: коротенькие юбочки, блузки тоже с рукавами короткими, а рукавчики были фонариком. И вот пошли они кушать, зашли в столовую, и вдруг видят, что им приготовили неслыханное по тем временам угощение: на столе стояли банки с вареньями, с соленьями, с какими-то маринадами. Откуда? То ли добрые люди принесли, то ли они были на складах на чёрный день. В военное время ничего этого дети не видели, и еда была очень простой: каша да картошка, хлеб и чай, правда, сладкий. Они никогда ни конфет не ели, ни печений. А тут такое роскошное пиршество.

Воспитатели сказали: «Ребята, сегодня День Победы! Мы вам разрешаем сегодня в школу не ходить. Идите на улицу, там сейчас все люди. Ребята, наш народ победил фашизм!..» Поев, дети вышли на улицу. Людей было видимо-невидимо. Все целовались, обнимались… Кто-то играл на гармони, люди пели песни. А увидев детей в одинаковых одеждах и поняв, что они из рядом расположенного детского дома, люди радовались за них, поздравляли, целовали, обнимали.

Учеба. Все годы учёбы Тайга училась на круглые «5». Во время войны в школах открывали госпитали. Бывало, идут они с утра в свою школу, а их не пускают: туда привезли раненых для распределения. Им говорят: «Идите в школу № 13». А здесь тоже кто-то разместился. Однажды пришли в какую-то из школ и увидели, что в одном актовом зале расположились по разным углам несколько разных классов: и на сцене несколько классов (причём они не отделённые были друг от друга), и в самом зале много классов. Так часто бывало: придут в такую-то школу, а там раненые бойцы, и детей опять посылают в другое здание.

Любимый учебный предмет. Какой учебный предмет больше всего ей нравился? Это были уроки истории. Преподавателя звали Кузьмин Константин Геннадьевич или Александрович, плохо помнит. Был он человеком увлеченным, знающим свой предмет и проводил очень интересные уроки. Его все дети любили и уважали.

Выбор профессии. Уже в школе, имея навык работы с детьми, активной общественной работы, прабабушка и определилась с выбором будущей профессии. Окончила Куйбышевский учительский институт (исторический факультет). На 1 курсе жила в том же детском доме. А на 2 курсе перешла в общежитие. Было, конечно, очень тяжело, но выжила благодаря милосердию сельчан. Сельские девушки из общежития съездят на выходные, привезут какие-то продукты сельскохозяйственные и угощают всех. Стипендию не давали. А надо было и тетради с ручками для лекций купить, и одеться. Где деньги находила, не помнит.

Дальнейшая судьба. После учёбы в институте её направили в Сергиевский район в село Сидоровка. Там она работала учителем в школе. Будущий муж преподавал там русский язык и литературу. В 1953 году вышла замуж за Соколова В. И. Потом оба работали в школах Сергиевского района.

У них родились две дочери. Её муж работал учителем и директором Сергиевской школы № 1, а Тайга Константиновна с 1968–1976 годы была директором Дома работников просвещения с. Сергиевск. Потом работала инспектором в отделе народного образования и отвечала за детей, которые остались без попечения родителей. Она их сама возила по больницам, на медкомиссии, в детские дома. И судьбу этих детей всегда сравнивала со своей судьбой, и очень их жалела. С 1986 года работала учителем истории в Сергиевской школе № 2, а с 1997 года была заведующей Сергиевским филиалом Губернского колледжа. Потом ушла на заслуженный отдых. У прабабушки много наград: медаль «Ветеран труда», медаль «За доблестный труд», значок «Отличник народного просвещения», десятки Грамот и Дипломов.

Только в девяностые годы она узнала о судьбе своих родителей. Информация о них, как о миллионах других незаконно осужденных советских гражданах, хранилась в архивах. В 1956 г. родители были реабилитированы. По документам выяснила, что отец умер в 1950 году, в Красноярском крае, а мама была расстреляна в октябре 1938 года. Ей было всего 33 года. Тайга Константиновна всю свою жизнь очень сожалела об их горькой судьбе.

Прабабушка считает, что все равно жизнь дала ей много хорошего. Она всегда жила и работала рядом с хорошими людьми, у неё две любимые дочери, есть внуки и правнуки. И очень много благодарных учеников.

Итак, изучив сведения о таких периодах в судьбе СССР, как репрессии и жизнь в тылу во время Великой Отечественной войны, я лучше представила судьбу моих предков. Соколова Т. К. является для меня примером интеллигентности, стойкости, и патриотизма. Светлая профессия педагога, любовь к семье и к стране позволяют причислить её к числу достойных людей нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, ребенок, школа, Сергиевский район, тайга, Губернский колледж, Красноярский край, Сергиевская школа, Сергиевский филиал, активная общественная работа.


Похожие статьи

Символика Сергиевска | Статья в журнале «Юный ученый»

Принять Положение «о символах Сергиевского района». Произвести регистрацию герба Сергиевского района в Геральдическом Совете при Президенте РФ. Из архивных материалов мы узнали историю герба Сергиевска. Всем известно, что Сергиевск основан по указу ПетраI в...

Научный журнал «Молодой ученый» №16 (120) август-2 2016 г.

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности. Краснова С. А.

Оказание паллиативной помощи спинальным больным на базе медицинского реабилитационного центра «Сергиевские минеральные воды».

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Сергиевский район. Древность и средневековье.

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол, дошкольный возраст...

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

ГБОУ СОШ № 1 пгт Суходол структурное подразделение...

Адрес: Россия, Самарская область, Сергиевский район, поселок городского типа Суходол, Школьная улица

Родительское собрание в подготовительной группе на тему «С конструктором на пороге школы».

Квест-игра с детьми подготовительной группы на тему «Спасите кубики!»

Совершенствование механизма обеспечения экономической...

Минусом этой работы является то, что внутренний анализ не подходит для посторонних участников хозяйственной деятельности, т. к. в том числе отражает информацию, не подлежащую выходу за пределы анализируемого предприятия.

Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом...

Общенаучным подходом, активно используемом разными науками, является системный подход.

Чтобы студент “технического склада ума” активно участвовал в иноязычном общении на занятиях

Как отмечают исследователи В. В. Шестаков и В. П. Сергиевский, «методология...

Научный журнал «Молодой ученый» №22 (126) ноябрь 2016 г.

Сергиевская И. Л., Мишин Д. А., Пайгин Р. Р.

Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике.

Активная автомобильная система, способствующая безаварийному вождению.

Сравнительный анализ способов энергообеспечения индивидуального жилого дома.

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В 1863 г. Школа топографов была преобразована в Училище топографов или Военно-топографическое училище. По положению 1866 г. для Военно-топографического училища был установлен двухлетний курс обучения и штат в тех же 40 человек.

Похожие статьи

Символика Сергиевска | Статья в журнале «Юный ученый»

Принять Положение «о символах Сергиевского района». Произвести регистрацию герба Сергиевского района в Геральдическом Совете при Президенте РФ. Из архивных материалов мы узнали историю герба Сергиевска. Всем известно, что Сергиевск основан по указу ПетраI в...

Научный журнал «Молодой ученый» №16 (120) август-2 2016 г.

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности. Краснова С. А.

Оказание паллиативной помощи спинальным больным на базе медицинского реабилитационного центра «Сергиевские минеральные воды».

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Сергиевский район. Древность и средневековье.

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол, дошкольный возраст...

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

ГБОУ СОШ № 1 пгт Суходол структурное подразделение...

Адрес: Россия, Самарская область, Сергиевский район, поселок городского типа Суходол, Школьная улица

Родительское собрание в подготовительной группе на тему «С конструктором на пороге школы».

Квест-игра с детьми подготовительной группы на тему «Спасите кубики!»

Совершенствование механизма обеспечения экономической...

Минусом этой работы является то, что внутренний анализ не подходит для посторонних участников хозяйственной деятельности, т. к. в том числе отражает информацию, не подлежащую выходу за пределы анализируемого предприятия.

Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом...

Общенаучным подходом, активно используемом разными науками, является системный подход.

Чтобы студент “технического склада ума” активно участвовал в иноязычном общении на занятиях

Как отмечают исследователи В. В. Шестаков и В. П. Сергиевский, «методология...

Научный журнал «Молодой ученый» №22 (126) ноябрь 2016 г.

Сергиевская И. Л., Мишин Д. А., Пайгин Р. Р.

Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике.

Активная автомобильная система, способствующая безаварийному вождению.

Сравнительный анализ способов энергообеспечения индивидуального жилого дома.

Специальные военные училища российской армии в XIX в.

В 1863 г. Школа топографов была преобразована в Училище топографов или Военно-топографическое училище. По положению 1866 г. для Военно-топографического училища был установлен двухлетний курс обучения и штат в тех же 40 человек.

Задать вопрос