Изучение восприятия мемов подростками | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (25) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Беляев Д. Д., Дайнега Д. В. Изучение восприятия мемов подростками // Юный ученый. — 2019. — №5. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/young/archive/25/1544/ (дата обращения: 23.01.2020).



 

В данной работе была выявлена особенность восприятия мемов среди учащихся-подростков 6, 8, 10 «А» классов 125 школы. Мы предположили, что подростки не одинаково понимают мемы. В ходе работы было проанализировано шесть источников информации, проанкетировано 3 параллели указанных классов.

Ключевые слова: «мем», меметика, социальные сети, подростки.

 

Впервые понятие «мем» («мнем») было использовано в 1904 году Ричардом Семоном. Через двадцать лет это слово появляется в книге Мориса Матерлинка [2]. В середине 1970-х годов Ричард Докинз (Доукинс) рассматривает мем с точки зрения биологии и приходит к пониманию того, что мем дублирующаяся информация [4]. В своей книге он пишет, что «Мем — это основная единица передачи культурной информации, то есть имитации» [цит. по 1]. Теория Докинза получила развитие в работах Д. Хофштадтера [6].

Особый интерес Запада к мемам приходится на середину 1990-х — начало 2000-х гг. Р. Броуди и А. Линч изучают ее различные аспекты. В 2001 г. Р. Онгер предлагает новую отрасль знаний — меметику [5]. Но в социальных науках споры о существовании таких единиц культуры как мемы и критика меметики продолжаются до сих пор [4, 51].

В то же самое время интернет-мемы являются частью интернет-культуры. Они несут отпечаток личных переживаний создателей; они отражают события действительности; они транслируют мировоззрение авторов другим пользователям. А. Г. Квят предлагает типологию Интернет-мемов и их воздействия на пользователей [6].

Подростки посвящают много времени социальным сетям и часто встречаются с мемами. Мы решили выявить особенности восприятия мемов подростками. Гипотеза — подростки не одинаково воспринимают мемы.

В феврале 2019 года проведено обследование, опрошено 84 респондента. На втором этапе данные анкет обрабатывались.

Остановимся подробнее на том, как указанные подростки воспринимают некоторые мемы. Мы их отобрали, основываясь на возрасте респондентов.

В первом меме была зашифрована химия и большинство узнали картинку (рисунок 1). Скорее всего, это связанно с простотой и наглядностью иллюстрации.

Рис. 1. Восприятие 1-й картинки

 

Во втором — о животных, но здесь уже не все поняли, о чем мем (рисунок 2). По графику видна особенность в возрастании узнаваемости по классам от шестого к десятому. Вероятно предположение — в расширении кругозора.

Рис. 2 Восприятие 2-й картинки

 

Жизненная ситуация была зашифрована в третьей картинке (рисунок 3). Большая часть респондентов ее узнали, потому что она часто встречается.

Рис. 3. Восприятие 3-й картинки

 

В четвертой картинке почти никто не увидел шутку, но в десятом классе многие поняли ее (рисунок 4). Предположительно это связано со восприятия шутки в шестых и восьмых классах.

Рис. 4. Восприятие 4-й картинки

 

А вот в последней картинке большинство определили, что она о проблеме отвлекания от книги (рис. 5). Значит, такая ситуация ближе восьмым и десятым классам, но не шестым.

Рис. 5. Восприятие 5-й картинки

 

Результаты:

−         проанализировано понятие «мем» с позиции системного подхода;

−         выявлены особенности мема как единицы информации — его однозначного толкования нет, но он основан на социальном знании;

−         по результатам анкетирования не все респонденты понимают значение слова мем и тем не менее встречают их в социальных сетях, из предложенных картинок большую часть узнали.

Выводы:

  1. Меметика не является общепризнанной наукой.
  2. Не все респонденты знают, что такое мем.
  3. Не все опрошенные одинаково понимают значение предоставленных картинок.
  4. Гипотеза о том, что подростки не одинаково воспринимают мемы подтверждена.

 

Литература:

 

  1.               Броуди Ричард. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. — М.: Поколение, 2007. — С. 29–195.
  2.               Гарнцева Н. М. Сознание как комплекс мемов // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. — М., Издатель Савин С. А., 2007. — С. 114–120.
  3.               Зиновьева Н.А. // Организационная коммуникация: материалы международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2014 г., Минск. С. 189–192.
  4.               Зиновьева Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов / Зиновьева Н.А // дисс… кандидата социологических наук, 2016 Санкт-Петербург. — 203 с.
  5.               Поляков Е. М. Меметика: наука или парадигма? // Вестник ВГУ. Серия: Философия. — № 2. — 2010. — С. 160–165.
  6.               Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // [электронный ресурс] http://www.mediascope.ru. Дата обращения к ресурсу 23.10.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, картинка, класс, восприятие, особенность восприятия.


Похожие статьи

Особенности восприятия подростком окружающего мира

В настоящее время существует множество подходов в сфере образования: от традиционного до программированного обучения. Очевидно, та среда, в которой обучается ребенок, несомненно влияет на его развитие, самоактуализацию и частично на самооценку.

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия. Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

С младшими подростками (5, 6 классы) нам видится целесообразным использование обучающих возможностей не только реалистического искусства, но формальной...

Особенности самопринятия подростками своего тела

Особенность положения тела (закрытая или открытая поза, расположение). – Мимические особенности (расположение бровей, форма рта

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что в группе подростков 8 клacca пo критерию «Осознание образа...

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия...

И еще одной специфичной особенностью социального восприятия является формирование не только внешнего облика воспринимаемого человека, но и его психических, личностных и поведенческих характеристик. То есть, на основе внешних характеристик человек как бы...

Особенности восприятия интернета

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, особенность восприятия интернета, ведущий канал восприятия, интернет

Завадская М. В. Особенности восприятия. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для...

Влияние психологических особенностей формирования личности...

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника

Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством.

Психологические особенности восприятия незрячих.

Модальность восприятия представляется как целостное переживание определенного фрагмента действительности и качественная характеристика восприятия, как субъективное психологическое перцептивное пространство индивида с модальными характеристиками.

Особенности восприятия морального выбора сельскими...

Библиографическое описание: Аникина Н. С. Особенности восприятия морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся

В нашей статье речь пойдет об особенностях осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением.

Похожие статьи

Особенности восприятия подростком окружающего мира

В настоящее время существует множество подходов в сфере образования: от традиционного до программированного обучения. Очевидно, та среда, в которой обучается ребенок, несомненно влияет на его развитие, самоактуализацию и частично на самооценку.

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия. Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

С младшими подростками (5, 6 классы) нам видится целесообразным использование обучающих возможностей не только реалистического искусства, но формальной...

Особенности самопринятия подростками своего тела

Особенность положения тела (закрытая или открытая поза, расположение). – Мимические особенности (расположение бровей, форма рта

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что в группе подростков 8 клacca пo критерию «Осознание образа...

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия...

И еще одной специфичной особенностью социального восприятия является формирование не только внешнего облика воспринимаемого человека, но и его психических, личностных и поведенческих характеристик. То есть, на основе внешних характеристик человек как бы...

Особенности восприятия интернета

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, особенность восприятия интернета, ведущий канал восприятия, интернет

Завадская М. В. Особенности восприятия. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для...

Влияние психологических особенностей формирования личности...

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника

Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством.

Психологические особенности восприятия незрячих.

Модальность восприятия представляется как целостное переживание определенного фрагмента действительности и качественная характеристика восприятия, как субъективное психологическое перцептивное пространство индивида с модальными характеристиками.

Особенности восприятия морального выбора сельскими...

Библиографическое описание: Аникина Н. С. Особенности восприятия морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся

В нашей статье речь пойдет об особенностях осознания морального выбора сельскими подростками с отклоняющимся поведением.

Задать вопрос