Кукла: больше чем игрушка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (24) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Шихранова, А. В. Кукла: больше чем игрушка / А. В. Шихранова, Д. П. Круглова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1478/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Сегодня на вопрос «что такое кукла?» многие ответят очень просто — детская игрушка, считая, что её значимость на этом ограничивается. Однако, это далеко не так, о чём нам красноречиво повествует история, утверждая, что, например, шарнирные куклы появились уже за 200 лет до нашей эры и интересны тем, что до того, как сегодня дойти к нам в таком виде, они подверглись различным модификациям. Кукла являлась и игрушкой, и предметом творчества, а впоследствии и моделью для презентации нарядов.

17 век — это век французской моды. Именно эта страна задала тон в одежде всей Европе. Тогда ещё не было современных средств и возможностей распространять моду, однако, предприимчивые французы нашли выход из положения — появились красивые куколки, которые назывались Пандоры. Их особенность состояла в том, что они довольно точно передавали женский силуэт, были среднего размера и делались из фарфора. А название «шарнирные куклы» пошло от специальных приспособлений для крепления рук и ног — шарниров. Каждая Пандора имела отдельный гардероб, их одевали в новейшие модные одежды. Именно таких кукол рассылали мастера швейного дела модницам в Европе, прежде чем те закажут наряд.

Одной из первых в России была кукла большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Фёдоровне (супруге Павла I). Эта кукла хранится сейчас в Гатчинском дворце, на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн — придворная модистка французской королевы Марии — Антуанетты.

Шло время, с приходом 18 века наступила эпоха игривости, театральности и кукольности в обликах дам: эпоха рококо. Шарнирные куклы постепенно стали вытесняться манекенами, журналами, газетами, что не помешало им возродиться вскоре в другой интерпретации. Они становились частью декора, их охотно использовали для игр и рукоделия.

В начале 19-го столетия в Европе в изобилии появились куклы из папье-маше, а чуть позже мир увидел кукол, сделанных из неглазированного фарфора, имеющих структуру, похожую на человеческую кожу, и их лучшим производителем стала Германия, прочно закрепившая свой авторитет в области изготовления этих кукол на долгое время. А из Германии шарнирные куклы как товар попали и в Россию.

В нашей стране кукольный Императорский завод (фабрика Журавлёвъ и Кочешковъ) существовал наряду с европейскими с 19 века. Одетые в роскошные наряды с кружевами, шерстью, кожаной обувью, эти дорогие и хрупкие фарфоровые создания передавались из поколения в поколение.

Перед Второй мировой войной шарнирные куклы пользовались особой популярностью. Их начали использовать даже в качестве украшения для новогодней ёлки, но были они весьма миниатюрными.

К сожалению, после Великого октября 1917 года, склады Императорского завода были уничтожены как «ненужная роскошь»! Такому явлению, как шарнирная кукла не было места в социалистическом обществе. Когда закончилась война, шарнирные куклы почти утратили свою актуальность. Начались поиски новых, более современных и выгодных материалов, в магазинах стали появляться совершенно оригинальные и не похожие на предшественников экземпляры.

Современные BJD-куклы (от англ. Ball-Joined Doll — шарнирная кукла), как и в средние века, — это прежде всего предметы искусства, а не игрушки. Отдельные из них имеют такую ценность, что дети ими просто любуются.

Ознакомиться поближе с современными тенденциями данного вида прикладного творчества можно на примере Японии, ведь именно там получил своё возрождение тренд BJD, когда компания Volks выпустила серию кукол, получивших название Dolfie. Поступив в продажу, куклы вызвали небывалый интерес, который со времени не угосал, но возрастал. Поэтому Volks наладил выпуск кукол разных размеров (от 25 до 90 см), которые так же обрели признательность общественности. Примечательно, что произведя фурор в 1990-х годах, куклы Volks остаются популярными и сегодня.

Гигантский потенциал, что вообще свойственно нашему народу, не позволил остаться в стороне и нашей огромной стране. Главной особенностью кукольного искусства в России было то, что оно пошло не от хобби, не от дамского рукоделия, а стало результатом работы высокопрофессиональных художников. Для них Светлана Пчельникова устраивает очень активную общественную жизнь: под её руководством было основано несколько интернет-ресурсов, журнал, книга, посвящённые авторской шарнирной кукле, Международное Общество Авторов Кукол, их регулярные выставки, особенным гостем которых являются, например, куклы русско-канадской художницы Марины Бычковой. Своими уникальными творениями Марина увлекла в кукольную индустрию сотни соотечественников. Так, согласно данным сайта Международного Салона Авторских Кукол в Москве, в прошедшем году из заявленных 550 мастеров большинство было из России.

Но изготовление кукол в домашних условиях — процесс трудоёмкий. На вопрос «Почему появилась такая большая любовь к куклам?» Бычкова ответила: «Причина, почему я люблю делать куклы, потому что это такая междисциплинарная форма искусства. Я не хочу работать только в одной среде, такой как живопись или скульптура, и куклы предлагают мне очень разнообразный опыт работы в различных сферах. Чтобы создать куклу, мне необходимо заниматься: скульптурой, промышленным дизайном, живописью, гравировкой, литьем форм, рисованием, созданием изделий из металла, модой и дизайном ювелирных изделий…»

«Главное — это огромное желание научиться, тогда точно всё получится!» — так звучит подбадривающий слоган на страничке «RA-duet». По словам участников этого творческого союза, с каждой новой куклой они всё больше открывали для себя неизвестные ранее способы создания миниатюрных моделей. Что-то получалось с ходу, что-то требовало более длительного изучения. Интересно, что в деле производства кукол очень много простора для творчества.

Но и ограничения имеют место быть. Проектирование куклы — это создание новых выразительных форм с тщательно проработанными деталями: суставы должны иметь хороший объем движений и фиксироваться в каждой точке. Модель должна быть идеально симметричной и очень прочной. Поэтому мастера BJD находятся в постоянном поиске новых технологий и материалов, которые были бы оптимизированы для таких задач.

Настоящим новаторством на кукольном рынке всего несколько лет назад стала набирающая обороты технология 3D-печати. Искусство сегодня очень восприимчиво к обновкам в сфере технологий, поэтому всё, что ни заявится нового на рынке, оно стремиться познать и усвоить. Трехмерное моделирование и прототипирование как никакая другая технология позволяют искусству БЖД выйти на совершенно новый уровень.

Что же конкретного предлагает кукольникам 3D-печать?

Многие программы имеют функцию симметризации. В реальной жизни при лепке мастер-модели (по которой отливается тираж) люди тратят не один час, и не один день на проработку симметрии. В программе же это делается в один клик или прямо в процессе работы автоматически!

Часто люди скептически относятся к детализации при 3D-печати: при определённой настройке принтера и его ускоренной работе модели действительно печатаются грубо. Однако сегодня рынок 3D-принтеров предлагает нам массу вариантов машин с высотой слоя печати от 0,05мм, а порой ещё меньше. При должной настройке работа по печати проводится намного дольше и одна кукла по деталям может быть готова более чем за неделю непрерывной работы принтера.

Но это определённо того стоит. Работая вживую с мастер-моделью, мастера очень часто прибегают к использованию разного типа линз, что негативно сказывается на их зрении. В компьютере можно безболезненно приближать модель практически без пределов. В результате распечатанная кукла может выйти более детализированной, чем многие, сделанные вручную.

Однако, в отличие от полимерных глин, пластик, используемый при печати, не соответствует требованиям качества очень требовательных кукловодов. Поэтому такая кукла может служить лишь мастер-моделью.

Также, из личного опыта могу заметить, что сразу сделать механически корректную куклу в 3D без опыта моделирования вручную очень сложно. Программа, где всё летает в воздухе, может показать, насколько красивой вышла модель, но не её подлинную функциональность. Небольшие погрешности или отклонения в модели могут привести к вовсе некорректному сочленению шарниров и шарнироприёмников, поэтому с этой стороны 3D-моделирование куклы проигрывает традиционной скульптуре.

Высокие требования к подвижности, прочности и функциональности предъявляются любому мастеру, хотя BJD-куклы выпускаются не для детей, а для взрослых коллекционеров. Ведь это не те игрушки, которые ставят на полку и молча ими любуются: со слов выдающихся сестёр Поповых, одна кукла «играет множество ролей одновременно. Вот она сидит сдержанно, грациозно и скромно в кресле и вдруг она же, это милое скромное создание, превращается в капризницу, которая раскидала чашечки с чайником и не хочет вести себя прилично».

БЖД — это игровые куклы. Владельцы таких малышей придумывают для каждой своей игрушки историю, фотографируют её в различные моменты «жизни», иногда даже снимают небольшие ленты. Большая часть кукол BJD имеет облик, характерный для аниме — неправдоподобно длинные ноги и очень большие глаза. Фирмы, выпускающие эти игрушки, дают возможность коллекционерам собрать куклу своей мечты — они продают части тела по отдельности. При этом составные части разных производителей часто подходят друг к другу, что даёт больший простор для творчества. Все комплектующие можно не только приобрести готовыми, но и заказывать индивидуально. При этом вовсе не обязательно придерживаться только «человеческого» образа. БЖД-куклы могут быть и эльфами, и феями, и ангелами. В любом случае, все хорошие куклы во всём мире отличаются глубоким внутренним содержанием и более чем высоко ценятся.

Об этом свидетельствует одна из шарнирных коллекций сестёр Поповых, которая буквально взорвала уже немного устоявшийся мир авторских БЖД. Такого пока совершенно точно никто не делал. Кажется, что они воплотили в жизнь мечту самого взыскательного коллекционера БЖД — куклу не просто красивую, но высокохудожественную. И при этом — о чудо, игровую!

При этом, шарнирные куклы — не просто красивые и подвижные скульптуры.

По утверждению Саши Худяковой, авторская кукла является самостоятельным видом искусства. Она, по материалам блога на livejournal «Авторские шарнирные куклы», хорошо известна российским коллекционерам и галеристам как талантливая художница, занимающая активную позицию в деле кукольного ремесла. В течение нескольких лет Саша возглавляет Ассоциацию художников-кукольников при МСХ, однако общественная деятельность не мешает ей создавать новых кукол. Вот что можно узнать в одном из её интервью:

«— Поначалу, — говорит Саша, — я еще позволяла себе заниматься живописью параллельно с куклами, но теперь куклы занимают абсолютно все время. Но я не жалею об этом, потому что уверена, что полностью могу реализоваться в этом виде искусства.

Внутри меня постоянно идет творческий поиск. Я всегда благодарна коллекционерам за высказанное мнение.

Не так давно меня выбрали председателем Ассоциации художников-кукольников, созданной Еленой Языковой (она одна из первых в России стала делать авторских кукол). Ассоциация является частью Секции художественного проектирования МСХ. Внимание и постоянная поддержка этой очень уважаемой организации даёт нам надежды на развитие в правильном направлении. «Dollart.ru» стал проектом Ассоциации и дал ей возможность работать не только с членами Московского союза художников, но и с художниками других творческих объединений.

Целью нашей работы всегда было развитие кукольного искусства в профессиональном смысле.

Знаете, есть виды искусства, в которых уже все сказано; за свою историю они сделали все, что только могли. А вот искусство художественной куклы, как мне кажется, находится сейчас в самом начале своего развития, но в будущем имеет все шансы стать одним из серьезных видов искусства. Сейчас оно — все равно, что новорожденный. И от того, какие условия для развития этого «младенца» мы создадим, зависит то, каким он станет: вырастут ли из него пошлые дамские поделки или настоящие произведения искусства. Это очень важно. Наша задача — организовывать кукольные события высокого уровня насыщенности и профессионализма.

Кукольный рынок в стране развивается очень активно, хотя и несколько странно. Хороших художников становится чуть больше, но и количество событий в кукольном мире растет, причем многие из них носят все более интересный и профессиональный характер. Огромный вклад в этот процесс вносят три старейшие галереи: «Роза Азора», «Галерея Карины Шаншиевой» и «Кукольная галерея Вахтановъ» Ирины Мызиной. Это самые главные профессионалы, занимающиеся кукольным рынком».

Нужно быть готовым к тому, что успех одной коллекции не может гарантировать такой же интерес у публики к новому проекту. Начиная новую коллекцию, автор всегда идёт на риск, но это необходимая жертва каждого художника, который не хочет останавливаться на достигнутом, а хочет развиваться. Автор старается сделать шарнирную куклу таким образом, чтобы она могла принимать выразительные позы, добивается свободы движения, сохраняя при этом баланс и равновесие кукол. При этом далеко не всё напрямую связано с самими куклами. Это только со стороны кажется, что всё просто — мастер слепил куклу, расписал её и нарядил в одежду. Нет, в процессе создания идёт ещё поиск решений всевозможных технических задач, которые ставит перед кукольником его ремесло. Для каждой коллекции необходимо подобрать материал, кукла из которого максимально выразит идею и органично впишется в проект.

В общем, мозг всегда загружен.

Также, при проектировании нужно знать о принципиальных достоинствах шарнирной куклы:

–                    Способность стоять без поддержки и опор

–                    Способность принимать почти любую человеческую позу

–                    Возможность менять образ, она является отличной моделью для фотосъёмки.

Автор новой модели должен учитывать недостаток шарнирной куклы, который можно исправить при её создании. Толщина шарнира очень мала, ведь нужно обеспечивать внешнюю привлекательность. При интенсивном шевелении конечностями куклы, шарнир может сломаться, поэтому кукла требует очень аккуратного обращения.

О том, являются ли БЖД куклы коллекционными, многие спорят, и, видимо будут спорить ещё очень долго.

В заключение хочется сказать, что кукла больше, чем игрушка и всегда остаётся изображением человека. Законы этого изображения надо знать и относиться к созданию шарнирной куклы необходимо со всей серьёзностью, помня, что она — замечательный объект творчества для художников, фотографов, модельеров, а также прекрасный компаньон для тех, кому просто близки эти необычные и очень красивые существа. Ведь на одной кукле можно воплотить миллионы образов, тем более что макияж тоже при желании можно стереть и нарисовать новый. При этом элементы образа представляют особую ценность и имеют культурно-историческую значимость, если все они созданы кем-то из лучших мастеров. Сегодня развитие современных технологий помогает совершенствовать искусство БЖД, а иногда и упрощает работу авторов. Интеллектуальный подход к созданию кукол, их собиранию и экспонированию в конечном итоге обеспечит высокий уровень развития и искусства, и рынка.

 

Литература:

 

1.                 Кукла как произведение искусства // Livejournal. URL: https://doll-art-bjd.livejournal.com/30847.html (дата обращения: 22.03.2019).

2.                 Сестры Поповы «Эти куклы очень сильно затягивают…» // Livejournal. URL: https://doll-art-bjd.livejournal.com/57142.html (дата обращения: 22.03.2019).

3.                 Хочу всего, и всего боюсь! // Livejournal. URL: https://miumau.livejournal.com/1013565.html (дата обращения: 22.03.2019).

4.                 BJD куклы своими руками: размеры, фото // fb.ru. URL: http://fb.ru/article/223327/bjd-kuklyi-svoimi-rukami-razmeryi-foto (дата обращения: 22.03.2019).

5.                 // Одноклассники. URL: https://ok.ru/svamimaste/topic/65834288485652 (дата обращения: 22.03.2019).

6.                 Больше чем кукла // Выксунский рабочий. URL: https://vr-vyksa.ru/obshestvo/bolshe-chem-kukla/ (дата обращения: 22.03.2019).

7.                 Что такое куклы BJD (БЖД) история происхождения и просто интересные картинки // Livejournal. URL: https://sevtao.livejournal.com/61856.html (дата обращения: 22.03.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): кукла, шарнирная кукла, BJD, Россия, кукольный рынок, Европа, кукольное искусство, вид искусства, век, игрушка.


Задать вопрос