Использование оптических иллюзий в живописи | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 2037 раз

Библиографическое описание:

Сусарева, А. С. Использование оптических иллюзий в живописи / А. С. Сусарева, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1462/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

Работа посвящена исследованию оптических иллюзий в изобразительном искусстве, рассмотренного в контексте связи науки, в частности оптических иллюзий, и искусства, в частности живописи. Приведена классификация работ на основе использования оптических иллюзий. Рассмотрены основные работы художников. Проведены исследования по осмыслению работ школьниками и студентами в области живописи, основанной на оптических иллюзиях.

Ключевые слова: оптические иллюзии, искусство, живопись.

 

В наше время использование оптических иллюзий в искусстве является одним из самых популярных и влиятельных видов визуальной культуры во всём мире. Однако до сих пор вопрос качественного изучения использования оптических иллюзий в искусстве все еще не изучен. В настоящее время практически не существует работ, посвященных глубинному изучению использования оптических иллюзий в искусстве.

Следует отметить следующие работы: 1) Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике, И. Г. Мосин [4]; 2) Атлас мировой живописи, Геташвили Н. В. [2].

Большое количество публикаций о применении оптических иллюзий существует в периодической печати. Однако эти статьи, как правило, ограничиваются сообщениями о появлении новых работ и имеют исключительно информационный и популяризаторский характер. Существуют работы в сети интернет, но в основном эти работы освещают только картины, основанных на оптических иллюзиях. Кроме этого, существуют работы, посвященные конкретным художникам, в работах которых можно найти использование оптических иллюзий: 1) Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. А. М. Петряков [5] 2) Магия М. К. Эшера. Ж. Л. Лошер, В. Ф. Вельдхуизен [3].

Объектом исследования является изобразительное искусство — живопись.

Предметом исследования является процесс возникновения, развития и эволюции живописи, основанной на использовании оптических иллюзий, его содержание и формы, творчество художников в этой области.

Цель исследования: рассмотреть процесс возникновения и эволюции изобразительного искусства с позиции использования оптических иллюзии и показать, что изучение изобразительного искусства школьников возможно используя вещи, которые им понятны и интересны.

Задачи исследования: изучить понятие оптических иллюзий; дать классификацию оптических иллюзий; рассмотреть картины художников и показать наиболее интересные работы живописи, созданные при помощи оптических иллюзий; провести анкетирование по картинам с оптическими иллюзиями; создать собственные картины, используя оптические иллюзии.

Методы исследования включают исторические методы исследования, междисциплинарный анализ, метод типологизации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию произведений изобразительного искусства, созданных с использованием оптических иллюзий.

Иллюзии — это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга.

Рассматривая картины, созданные с использованием оптических иллюзий, мы остановились на следующей классификации:

1) Картины-Перевертыши. Замысел заключается в том, что при повороте картин на 180 градусов менялся не только жанр, но и смысл изображения. Мы рассмотрели две картины: Игорь Лысенко «Чарльз Дарвин», Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами».

2) Деформированное изображение-анаморфозы. Анаморфоз -это деформированное изображение, при первом взгляде недоступное для восприятия, складывающееся в узнаваемый образ только под определенным углом, либо отражаясь в зеркальной поверхности (всевозможные кривые зеркала, а также стальные цилиндры и конусы) [1]. Мы рассмотрели две картины: Иштван Орос «Таинственный остров. Жюль Верн», Ганс Гольбейн Младший «Послы».

3) Иллюзии движения. Оптическое искусство разрушает стереотипы видения изображения, так как иллюзии создают у зрителей впечатление движения, пространственного колебания, перетекания объектов и изгибов, которых не существует в реальности. Зритель, будучи твёрдо убеждённым, что перед ним плоское неподвижное изображение, начинает «видеть», как оно движется в пространстве. Мы рассмотрели две картины: Акиоши Китаока «Лучи из глаза», Кая Нао «Плавающая звезда»

4) Двойственные картины, обманки. Двойственные картины, то есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый взгляд элементы. К таким изображениям относятся довольно большое количество картин. Среди них мы выделили картины Сальвадора Дали, Октавио Окампо и Роба Гонсалвеса. К этому же виду можно отнести картины-загадки, сделанные в стиле камуфляж, Стивена Майкла Гарднера. Нами рассмотрены картины Сальвадора Дали. Картина «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»,«Три знаменитые загадки Гала», Октавио Окампо «Семья генерала», «Птичье счастье», Роба Гонсалвеса «К горизонту», «Под-над рифом», «Отважные акробаты» и Стивена Майкла Гарднера «9 панд» и «8 фей».

5) Оп-арт. Оп-арт использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и объемных фигур. Мы рассмотрели картины Виктора Вазарели «Вега» и Бриджет Райли «Катаракта 3».

6) Имп-арт. Изображения, на которых иллюзорная, совершенно правильная перспектива, в реальности оказывается невозможной. Мы рассмотрели картины Оскара Ройтерсверда «Невозможный треугольник» и Маурица Эшера «Относительность».

Было проведено анкетирование, выбрано 8 картин художников. Составлены тестовые вопросы по картинам. Выбранные картины: «Голова и корзина с фруктами», «Лучи из глаза», «Катаракта 3», «Птичье счастье», «9 панд», «Отважные акробаты», «Три знаменитые загадки Гала», «Невозможный треугольник».

Опрос проводился для школьников 7–9 лет — 50 человек и студентов 20–22 лет — 50 человек. Сравнивая ответы студентов и школьников, можно сделать интересное наблюдение: в двойственных изображениях (картина «Птичье счастье», «Три знаменитые загадки Гала») школьники видят что-то одно. В картине «Птичье счастье» большинство школьников увидело только птичек, студенты видят уже и лицо. В картине «Три знаменитые загадки Гала» среди школьников лица увидели всего 2 человека из 50, а среди студентов 46 человек. Распределение ответов на вопрос: понравилось ли Вам это изображение также заслуживает внимания. Школьникам не понравились картины «Голова и корзина с фруктами» (6 человек), «Лучи из глаза» (13 человек), «Отважные акробаты» (11 человек), «Катаракта 3» (7человек), «Три знаменитые загадки Гала» (33 человека), «Невозможный треугольник» (14 человек). С учетом того, что все картины относились к живописи, как школьники, так и студенты ошибались при отнесении картины к изобразительному искусству.

На основании этих результатов можно сделать вывод: школьники не совсем всё воспринимают на картине и некоторые вещи пока ещё не видят, но всем понравились картины, и они хотят ещё посмотреть похожие. Это доказывает, что можно заинтересовать детей такими образами, тем самым побудить детей заниматься изучением искусства.

Мы создали 2 картины, основанных на принципах оптических иллюзий: 1) В основу первой картины лежит игры с орнаментом. Картину назвали «Звёздные птички»; 2) В основе второй картины лежит принцип деформированных изображений, часть картины появляется при помощи цилиндрического зеркала. Картину назвали «Алиса в сказочном мире иллюзий». При написании первой картины использовались рекомендации при написании картин, указанные в [6]. При создании второй картины использовалось специализированное программное обеспечение с последующим написанием картины собственными силами. Полученные картины показаны на рисунке 1.

Рис.1. Картины «Звездные птички» и «Алиса в сказочном мире иллюзий»

В нашей жизни иногда возникают ситуации, когда мы сомневаемся в том, что видят наши глаза, удивляемся тому, что объект при рассмотрении с разных сторон может быть абсолютно разным. Большинство детей не видят смысла в изучении и понимании изобразительного искусства, поэтому рассматривая искусство с помощью интересных для них тем, можно вызвать интерес к изучению искусства. Искусство расширяет наш кругозор и формирует нравственные ценности.

 

Литература:

 

  1. Анаморфоз в изобразительном искусстве. Электронный ресурс. URL: https://artwishenka.livejournal.com/44257.html Дата обращения 1.02.2019
  2. Геташвили, Нина Викторовна. Атлас мировой живописи. XI-XX век [Текст] / Н. В. Геташвили. — Москва: Абрис: ОЛМА, 2017. — 358, [1] с.: цв. ил.; 31 см. — (Шедевры живописи).
  3. Магия М. К. Эшера [Текст]: альбом / Ж. Л. Лошер; авт. предисл. В. Ф. Вельдхуизен; худ. Э. Те; пер. с фр. О. Е. Иванова. — М.: Арт-Родник, 2008. — 196 с.: ил., цв.ил.
  4. Оптические иллюзии в живописи и графике [Текст] / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: ОНИКС, 2007. — 175 с.: ил.
  5. Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество [Текст] / Петряков А. М. — Санкт-Петербург: Нева, 2006. — 311, [3] с.; 20 cм. — (Серия «Тайны великих» / ОЛМА медиагрупп).
  6. Сиретт Н. Рисуем оптические иллюзии / Натали Сиретт; [пер. с англ.А. Н. Степановой]. — М.: Эксмо, 2011. — 128 с. C.56–75.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, иллюзия, изобразительное искусство, изучение искусства, картин Сальвадора Дали, процесс возникновения, изображение, искусство, работа, студент.


Ключевые слова

искусство, живопись, оптические иллюзии

Похожие статьи

Психологические и художественные особенности картины мира...

В статье рассматривается структура визуальной картины мира, процесс ее формирования.

В работе со студентами кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Студент-художник выбирает свой путь, по которому он будет развивать и структурировать...

Человек — многогранный источник творчества художника

Ключевые слова: человек, изобразительное искусство, история, творчество, художник

Изображение человека было в основном заключено в барельефах, где увековечивались

XV век в истории древнерусского искусства по праву называется золотым веком иконописи.

Моделирование художественно-творческого процесса...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют...

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

В процессе изучения изобразительного искусства недостатки существующей системы

В данном случае дети, опираясь на живое воображение, склонны к восприятию картины в целом и в тоже

Следовательно, в процессе проведения уроков по изобразительному искусству у...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В основе всех существующих видов изобразительного искусства лежит рисунок. С него начинается замысел картины художника-живописца

Обращаясь к истории происхождения и развития изобразительного искусства, следует обратить внимание на его роль в обществе и...

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов.

Копирование следует рассматривать как обязательную подготовительную ступень для овладения разными видами искусства.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В данной статье рассказывается о широком опыте в области рисования по памяти и воображению. Так же говорится о рисовании с натуры и по представлению, как о едином процессе изучения формы.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в

Овладение живописным мастерством невозможно без изучения колорита, как наиболее

Поскольку понимание и видение колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне в...

Зарождение компьютерной графики в 50-60-х годах ХХ века

Началом признания компьютерной графики как искусства традиционно принято считать конкурс, проведенный журналом

В данной работе Чарльз Зури показал склонность к экспрессионизму, он деформировал изображение для

Место компьютерной графики в виртуальном искусстве.

Похожие статьи

Психологические и художественные особенности картины мира...

В статье рассматривается структура визуальной картины мира, процесс ее формирования.

В работе со студентами кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Студент-художник выбирает свой путь, по которому он будет развивать и структурировать...

Человек — многогранный источник творчества художника

Ключевые слова: человек, изобразительное искусство, история, творчество, художник

Изображение человека было в основном заключено в барельефах, где увековечивались

XV век в истории древнерусского искусства по праву называется золотым веком иконописи.

Моделирование художественно-творческого процесса...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют...

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

В процессе изучения изобразительного искусства недостатки существующей системы

В данном случае дети, опираясь на живое воображение, склонны к восприятию картины в целом и в тоже

Следовательно, в процессе проведения уроков по изобразительному искусству у...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В основе всех существующих видов изобразительного искусства лежит рисунок. С него начинается замысел картины художника-живописца

Обращаясь к истории происхождения и развития изобразительного искусства, следует обратить внимание на его роль в обществе и...

Основы копийного мастерства как формы обучения...

В данной статье рассматриваются методика обучения техники копирования монументальной религиозной живописи студентов.

Копирование следует рассматривать как обязательную подготовительную ступень для овладения разными видами искусства.

Рисование с натуры и по представлению — единый процесс...

В данной статье рассказывается о широком опыте в области рисования по памяти и воображению. Так же говорится о рисовании с натуры и по представлению, как о едином процессе изучения формы.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в

Овладение живописным мастерством невозможно без изучения колорита, как наиболее

Поскольку понимание и видение колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне в...

Зарождение компьютерной графики в 50-60-х годах ХХ века

Началом признания компьютерной графики как искусства традиционно принято считать конкурс, проведенный журналом

В данной работе Чарльз Зури показал склонность к экспрессионизму, он деформировал изображение для

Место компьютерной графики в виртуальном искусстве.

Задать вопрос