Робинзонада: уроки выживания в летнем лесу | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 04.03.2019

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Костылев В. Д., Плюснин Н. М., Полухина А. Д., Новикова О. А. Робинзонада: уроки выживания в летнем лесу // Юный ученый. — 2019. — №3. — С. 67-73. — URL https://moluch.ru/young/archive/23/1418/ (дата обращения: 26.01.2020).



 

Многие городские, и не только, жители мечтают оказаться на природе, в лесу, сидеть вечером около костра и слушать треск догорающих дров. Но если отправиться в лес без подготовки, то даже незначительные трудности и препятствия могут оказаться непреодолимыми.

В результате работы над проектом мы хотели собрать и систематизировать знания о самых важных правилах и моментах, которые помогут справиться с непредсказуемыми законами природы, оказавшись в наш век цифровых технологий в лесу без телефона, а, возможно, даже без спичек и еды. Как взять все возможное от природы и использовать это на все сто процентов. Как привлечь к себе внимание, чтобы Вас могли найти спасатели, как передвигаться по незнакомой территории в сторону цивилизации (если нет надежды на спасение со стороны) без карты и компаса.

Мы настолько заинтересовались этим, что возник вопрос: «Можно ли выжить в лесу, не имея ничего с собой?»

Задачи исследования рассмотреть следующие вопросы: ориентирование на местности, поиск и устройство укрытия, способы разведения костра, добыча воды и пищи, привлечение к себе внимания.

По завершении работы над нашим проектом мы составили «Памятку идущему в лес» с основными тезисами и правилами.

За две недели до нашего похода мы занялись его планированием и подготовкой. Было важно:

  1.                Учесть прогноз погоды.
  2.                Выбрать маршрут в соответствии с возрастом и уровнем подготовки участников похода.
  3.                Накануне назначенных дат оповестили родных и знакомых, куда и на какое время идем, чтобы они знали, где нас искать, если мы не вернемся вовремя.
  4.                Взяли с собой средства связи. Мобильный телефон с запасным аккумулятором — самый быстрый способ спастись, если заблудились или ранены. В случае беды с мобильного телефона можно будет сообщить о случившемся и обратиться за помощью по номеру 01 или 112.
  5.                Собрали самое необходимое: палатку, котелок, набор посуды индивидуальной (кружка, ложка, миска), топорик, компас, нож, спички (зажигалка), воду, продуктовый паек, запасную одежду, сотовый телефон, фонарь, защиту от насекомых.
  6.                Упаковали минимально необходимую аптечку:

Перекись водорода. Промывается любая рана; Йод. Обрабатывается кожа только вокруг раны; Стерильная марлевая салфетка, бинт. Применяется на кровоточащую рану; Лейкопластырь бактерицидный. Применяется на раны; Активированный уголь. Применяется при отравлении, запивая водой; Супрастин, зиртек. Применяется при аллергии; Обезболивающие. Парацетомол, нурофен; Пантенол. Применяется при ожогах; Мазь от ушибов.

 

  1.                Способы ориентирования на местности в летнем лесу

Заблудиться в лесу гораздо проще, чем после из него выбраться. Поэтому при заходе в лесополосу надо определить стороны света, запомнить в какую сторону идете, а возвращаясь, двигаться в обратном направлении.

 

Способ ориентирования

Правило ориентации

По солнцу

Солнце встает на востоке и заходит на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от солнца укажет направление на север, сзади будет направление на юг, справа — восток, слева — запад.

По муравейнику

Все муравьи ставят свои «дома» у дерева и не как придётся, а именно с южной стороны. И даже склоны у муравейника неодинаковые: с южной стороны он более пологий.

По коре березы

У берёзы кора более чистая и гладкая с южной стороны, а с северной стороны на коре много трещин и наростов, она шершавая и темная.

По мху и грибам на деревьях

У всех деревьев на стволах мох, лишайники и грибы с их северной стороны развиты гораздо лучше, чем с южной.

По кронам деревьев

У каждого дерева его крона всегда развита гораздо интенсивней именно с южной стороны.

По годовым кольцам на пне

Годовые кольца на пнях эксцентричны (или — округло-вытянуты) только с южной стороны.

 

Важно помнить, что ориентироваться надо не по одному признаку, а минимум по двум-трем. Мы использовали методы ориентирования по солнцу, по мху на деревьях и по коре берёзы. Также нам удалось найти несколько пней. С трудом, но мы смогли увидеть на них годовые кольца. Они действительно были шире с южной стороны.

  1.               Как укрыться в лесу.

Для устройства лагеря подойдёт ровная сухая лесная поляна. Хорошо, если место будет на небольшом склоне, чтобы дождевая вода не скапливалась, а стекала дальше, в низину. Не советуют ставить лагерь: в старице; в чащобе; в низине; возле муравейников, осиных гнёзд; под сухостоями или сильно наклонившимися над землей деревьями; у самой воды.

Для нашего первого похода мы выбрали Подмосковный лес недалеко от города. Он максимально безопасен, диких животных не должны были встретить. При заходе в лес мы обработали свою одежду и снаряжение спреем от клещей Mosquitall, а также соблюдали правила осторожности, чтобы избежать укуса змеи:

–                    Всегда закрывать палатку — змее хватит несколько минут, чтобы проскользнуть внутрь;

–                    Утром, перед сном или после отлучения из лагеря внимательно осматривать свои вещи, палатку, спальник — змея может притаиться под вещами.

Добравшись до места, мы осмотрелись. Перед нами была ровная, сухая, открытая, лесная поляна с небольшим склоном. Как раз то, что было нужно.

Естественных укрытий — пещер, утёсов, мощных поваленных деревьев мы не увидели. Но сразу же заметили два стоящих рядом дерева, на наш взгляд, идеально подходящих для сооружения укрытия.

Из теории мы знали, что походных шалашей очень много. Их конструкция зависит от фантазии и доступных материалов. В этот раз решили соорудить самое простое, надёжное и распространенное укрытие с одной наклонной стеной-крышей, своеобразный навес — односкатный шалаш.

Для этого собрали материал для постройки — ветки, палки разной длины и толщины. Сначала сооружали каркас. На разветвления мы положили перекладину — самую мощную и крупную палку. К этой палке мы прислонили палки и ветки потоньше. На их ответвления уложили самые тонкие ветки. Готовый каркас мы обложили найденными ветками. Внутри мы сделали подстилку из веток, принесли два крупных полена, на которых можно посидеть.

 

У нас получилось небольшое и очень уютное укрытие.

Затем мы поставили палатку. Поскольку наш поход носил тренировочный характер, главной задачей была отработка жизненно-необходимых в походе навыков, у нас не было цели заночевать в лесу. Поэтому и палатку мы выбрали небольшую, но достаточную, чтобы в ней можно было укрыться в случае дождя. Палатку ставили строго по инструкции с помощью взрослых.

  1. Костер. Способы разжигания костра

Огонь — спасательный круг в дикой природе. Он согреет, поможет приготовить еду, укажет путь в темноте, отпугнёт диких животных, служит средством сигнала о помощи.

В настоящее время, собираясь в поход, можно взять с собой готовые дрова — они продаются в любом супермаркете. Но мы сразу решили, что для костра будем использовать подручный материал, который найдём в лесу. Поэтому, первое, с чего мы начали, это поиск топлива. Вот что можно использовать для костра:

 

Для небольшого костра

Для долгого костра

Валежник

Валежины

Сухостой

- сухие ветки с земли;

— сушняк из низовых веток хвойного дерева. Правило: ветки должны ломаться легко, с треском.

старые поваленные деревья, но они лежат на земле и могут быть подгнившими.

засохшие на корню деревья с твердой корой и голыми веткам. Макушка должна быть цельной — острой и высокой, в обломленную макушку попадает влага.

 

Для костра насобирали на земле валежник — хворост (тонкие ветки) и крупные ветки. Попадался нам в лесу и сухостой, но мы не стали его использовать в костёр, так как это требует больших физических затрат, а в походе силы надо беречь, валежника было более, чем достаточно. Собирая топливо, мы помнили правила — ветки должны ломаться легко, с треском; если они просто гнутся — они живые, гореть не будут, и дров должно быть достаточно, чтобы не просто развести костёр, но и поддерживать его нужное походнику время.

Собранные дрова поделили на несколько частей:

 

трут — сухие листья и трава, кора с поваленных деревьев (береста с берёз), сухой мох, веточки с лишайником, затвердевшая смолы; перьевая палка-кудрянка.

растопка — хворост (маленькие веточки и щепки)

основное топливо — крупные ветки и поленья

 

Далее разложили трут, подожгли его спичками. Трут легко воспламенился, мы стали добавлять веточки — сначала потоньше, затем потолще. Укладывали веточки в виде шалаша (пирамидки). Костёр у нас получился!

При подготовке мы изучали способы добычи огня и разведения костра без спичек, поэтому решили испробовать разные способы. Кроме того, мы хотели развести ещё один костёр в форме звезды.

 

«Звезда» даёт мало тепла, но идеально подходит для приготовления пищи в кастрюле или котелке. Нам надо было прокипятить собранную воду. Также, как и в случае первого костра, сначала мы планировали поджечь трут. Было солнечно, и мы взяли линзу. Огонь этим способом у нас развести не получилось. Возможная тому причина — солнце недостаточно сильно грело в тот день. Мы испробовали всё, что можно было использовать в качестве трута, но не получалось, возможно ещё и по причине высокой влажности.

Тогда мы взяли захваченное с собой огниво. С его помощью сухая трава и другое природное сырье не горело: огонёк быстро потухал, но нам удалось поджечь с помощью огнива перьевую палку-кудрянку, которую мы заранее подготовили. Для этого с небольшой сухой палки срезали не до конца кору по бокам, чтобы получились длинные узкие полоски — «пёрышки», которые загорелись от высеченных искр.

Трут загорелся, добавили хворост — тонкие веточки. А затем мы взяли несколько достаточно крупных бревен и разместили их в форме звезды. В итоге горели только края брёвен. По мере сгорания, остатки брёвен продвигали к центру. В центре был котелок с водой, который успешно закипел.

Размышляя, почему мы не смогли поджечь траву и листья, мы сделали вывод, что холодный трут разжечь так же сложно, как и сырой, вся энергия пламени сначала уходит на согрев трута. Палка-кудрянка нагрелась, пока мы её делали. При необходимости в экстремальной ситуации трут можно сушить и греть на себе, и лучше всего под шапкой, ведь голова — самое теплое место человека.

Мы пришли к выводу, что когда отправимся в поход с ночёвкой, то лучше разводить несколько маленьких костров, чем один большой. Поддерживать маленькие костры удобнее и проще. И если один погаснет, другие будут гореть.

Важно помнить при разведении костра:

–                    Пилить и рубить сухостой и валежины должны только взрослые люди! Опасны не только колющие-режущие инструменты — пила и топорик, но и падающий сухостой.

–                    Ни в коем случае нельзя срезать кору с живого дерева! Кора защищает дерево от насекомых, болезней.

–                    не стоит использовать для разжигания огня керосин, бензин или метан!

–                    Костёр никогда не следует выпускать из виду. Уходя из леса, надо обязательно потушить костер: залить водой, засыпать песком, землей или камнями.

  1.               В поисках пищи и воды.

Главное правило — есть можно только то, что знаешь! Погуляв по лесу, мы обнаружили дикую малину. Ягода всем нам знакомая и съедобная. Нашли немного земляники, встретили даже съедобные грибы — сыроежки и свинушки. Ими мы не воспользовались, так как ситуация была не столь критическая. Хотя, сварив их, мы бы подкрепились и насытили свой организм пищей, которая долго переваривается.

https://pp.userapi.com/c851328/v851328670/42163/f6O-SUo03PU.jpg

 

Если под руками не окажется котелка, то можно воспользоваться консервной банкой. Такого добра в наших лесах достаточно!

Из растений в лесу мы увидели всем знакомый одуванчик, крапиву и дикий щавель. Встретили орешник.

Растения, выделяющие на изломе млечный сок, не рекомендуется употреблять в пищу.

Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т. п.

Ну и ещё одно важное правило: еду надо хранить в плотном контейнере, лучше всего в подвешенном виде, нескольких десятках метров от палатки, чтобы запахи еды не привлекали диких зверей. Это называется лабаз.

По ходу прогулки по лесу мы обнаружили в лесу ручей, вода текла чистая и холодная. Пластмассовую бутылку мы наполнили. Но сразу же заметили, что внутрь попал песок и мелкий мусор. Поэтому мы сделали фильтр для очищения воды от примесей. Мы срезали дно бутылки и стали заполнять ее слоями песка, мелкого гравия и угля. Для того, чтобы слои не перемешивались между ними мы положили кусочки чистой ткани. Профильтровав воду, мы убрали мусор и песчинки. Сырую воду все равно пить не безопасно. Самый простой и надежный способ обеззараживания воды — это кипячение.

Так как наш поход носил тренировочный характер, мы не стали пить воду из ручья. У нас с собой были необходимые запасы воды. Также мы соорудили устройство для сбора дождевой воды. Чистый кусок полиэтилена привязали к кольям. Один конец мы подвесили немного выше остальных для того, чтобы вода стекала. Когда пойдет дождь нужно лишь подставить контейнер для сбора.

 

  1.               Подручные средства сигнализации

Важно знать как подать сигнал о помощи, если все-таки заблудились в лесу.

Первое, и самое простое, это сигнальный костер. Костер следует располагать на открытой местности или на высоком холме для того, чтобы его было видно издалека. Разжечь сигнальный костёр нужно также, как и обычный, только сверху накрыть его зелёными «живыми» листьями. В этом случае пойдёт дым, который можно заметить издалека.

Если в лесу получится найти яркие куски ткани, то можно сделать сигнальный флаг, который необходимо повесить как можно выше на дерево или шест. На открытой местности можно растянуть ткань по земле.

Для обозначения своего местоположения использовать светоотражатели: косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа.

В походе в дикий лес могут пригодиться устройства сигнализации, издающие громкий звук, что может отпугнуть диких животных. Можно поляну, палатку обнести верёвкой, на которую повесить лязгающие предметы: котелки, миски, кружки, пустые консервные банки. В них положить камушки, вилки, ложки. При ветре будет издаваться звук, который отпугнёт диких животных.

Заключение

В ходе нашего проекта мы встретились с сотрудниками поисково- спасательного отряда. Мы узнали, что ежегодно в лесах России теряются до 120 тысяч человек, чаще это происходит летом во время грибного сезона. Многие потерявшиеся не обладали знаниями по ориентированию в лесной местности, не знали, как правильно подать сигнал бедствия, как вести себя в критической ситуации. Мы считаем, что наша тема важна и актуальна.

Мы рассмотрели те основные вопросы, без которых, потерявшись в лесу, мы не сможем спастись.

 

Нашей практической частью стал поход в подмосковный лес. В результате, мы отдохнули, набрались сил, получили новые знания и навыки по основам выживания в лесу.

Мы изучили вопросы: как привлечь к себе внимание, чтобы Вас могли найти спасатели, как передвигаться по незнакомой территории в сторону цивилизации (если нет надежды на спасение со стороны) без карты и компаса, как добыть воду и пропитание в лесу, устройство укрытия, способы разведения костра.

Наше предположение, что можно выжить в лесу, зная основные правила, оказалась верной. Результатом нашей работы стала «Памятка идущему в лес».

Приложение 1

ПАМЯТКА ИДУЩЕМУ В ЛЕС

Для того чтобы выжить в лесу, необходимы элементарные знания.

 

–                    Перед тем как войти в лес определите стороны света, чтобы знать в каком направлении возвращаться.

–                    Собираясь в лес, предупредите родных и знакомых о своих планах. В случае, если вы не вернетесь вовремя, они начнут вас искать.

Картинки по запросу сотовый телефон рисунок

 

–                    Наденьте яркую одежду. Она может пригодиться для подачи сигнала о вашем местонахождении.

–                    Возьмите минимально необходимую аптечку, компас, спички (лучше положить их в пакет), воду, еду (леденцы).

–                    Возьмите средство связи и дополнительный аккумулятор. Так вы сможете связаться с родственниками, службой спасения (тел. 112).

http://serpregion.ru/im1/smena/nov/2015/september/stolb01.jpg

 

–                    Научитесь ориентироваться в лесу по местным признакам: мох на деревьях, кора берез, кроны деревьев, муравейники, годовые кольца на пнях. Отличным ориентиром могут послужить столбы с номерами.

–                    Если вы потеряли ориентир, постарайтесь успокоиться. Специалисты рекомендуют просто обнять дерево.

–                    Прислушайтесь, возможно, вы услышите крики людей, звук работающего транспортного средства, лай собак.

http://mypresentation.ru/documents/91f78e33e0799c44a143d2eaa8c1afc9/img6.jpg

 

–                    В качестве сигнала SOS подойдут: дым от костра, стуки палкой по дереву, крики о помощи.

–                    Если ночевка в лесу неизбежна, обеспечьте поддержание огня на протяжении всей ночи, положите в костер пару толстых (но не слишком сухих) веток.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/11eb/000282ea-ae97d35a/hello_html_m7d0f57b.jpg

 

–                    Найдите временное укрытие: поваленное дерево, пещеру, утес или сделайте его сами.

–                    Будьте бдительны и внимательны, не попадите в лесу в трясину и болото. Не поддавайтесь панике и не делайте резких движений, провалившись в болото. Попытайтесь принять горизонтальное положение, используя поперечно лежащий шест (камыш, трава или свисающей ветки).

Не идите в лес, если не обладаете достаточными знаниями и навыками пребывания в лесу!

 

Литература:

 

  1.                Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. М., 2004, 400 стр.
  2.                Способы автономного выживания человека в природе. Учебник для вузов/ Под ред. Л. А. Михайлова. СПб.: Питер, 2008, 271с.
  3.                Экциклопедия выживания в лесу без компьютера и телефона. Т. Долматова, И. Усова. М.: Издательство АСТ, 2018, 125 с.
  4.                Б. Гриллс. Жизнь в дикой природе. М.: Центрполиграф, 2016, 316 с.
  5.                Е. Рудашевский. Экстремальный пикник. Книга 1. М.: КомпасГид, 2018. 162 с.
  6.                Е. Рудашевский. Экстремальный пикник. Книга 4. М.: КомпасГид, 2018. 178 с.
  7.                А. Щербаков «Робинзонада. От детского лагеря до кругосветного путешествия». М: Изд. «Анкил» 2011. 187 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лес, южная сторона, ветка, дерево, костер, вод, палатка, поход, трут, дождевая вода.


Похожие статьи

Вырубка лесов Амазонии: последствия и предотвращение

Лес — важное сосредоточение жизни на Земле, среда обитания большого числа живых организмов. Он является не только скоплением деревьев, но и экосистемой, соединяющей в себе растения, животных, грибы, микроорганизмы и действующей на климат...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Ключевые слова: здоровье, дети, прогулки-походы, экологическое воспитание. Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое...

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

Для жизни дереву нужно много воды, корни пьют воду из земли, дальше она идет по стволу, ветвям, попадает в листья.

Летом листочки крепко держатся за веточки, а осенью листья становятся хрупкими и даже небольшой ветерок легко срывает осенний листок с ветки, так...

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего...

Если ветку подвяжу

(Свет, вода, тепло). Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете фиолетовый лепесток со следующей

Закрепить знания детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (лиственный, хвойный).

Сохраним природу вместе! | Статья в журнале «Юный ученый»

Прекрасны её леса, поля, рощи и луга. В лесах средней полосы России произрастают деревья и кустарники, некоторые из которых занесены в

Не все люди бережно относятся к природе: разводят в лесах костры, вырубают ёлки к Новому году, бросают мусор в реки и озёра, отходы...

ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников...

III этап — это сам поход, в котором воспитанники, непосредственно в лесу, используют свои

Костер — надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем; он может

Площадка под костер выбирается на открытом месте (нельзя разводить костер под...

Вырубка лесов — экологическая катастрофа | Статья в журнале...

Показано негативное влияние вырубки лесов на окружающую среду. Установлены основные последствия, вызванные обезлесением в результате вырубки лесов. Установлено, что вследствие антропогенно обусловленного обезлесения происходят геоэкологические...

Трехмерная обучающая компьютерная игра «Симулятор...»

«Симулятор выживания в лесу» представляет собой игру, формирующую знания, умения, навыки, которые могут пригодиться в походах, в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной

Собрав ветки, персонаж может разжечь костер, чтобы согреться.

Основные медико-биологические проблемы личного состава...

В статье рассмотрены основные проблемы личного состава, с которыми сталкивается медицинская служба тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода. Выделены неустраняемые медико-биологические проблемы, связанные с особенностями...

Похожие статьи

Вырубка лесов Амазонии: последствия и предотвращение

Лес — важное сосредоточение жизни на Земле, среда обитания большого числа живых организмов. Он является не только скоплением деревьев, но и экосистемой, соединяющей в себе растения, животных, грибы, микроорганизмы и действующей на климат...

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного...

Ключевые слова: здоровье, дети, прогулки-походы, экологическое воспитание. Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое...

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в осенний лес»...

Для жизни дереву нужно много воды, корни пьют воду из земли, дальше она идет по стволу, ветвям, попадает в листья.

Летом листочки крепко держатся за веточки, а осенью листья становятся хрупкими и даже небольшой ветерок легко срывает осенний листок с ветки, так...

Сценарий экологической квест-игры для детей старшего...

Если ветку подвяжу

(Свет, вода, тепло). Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете фиолетовый лепесток со следующей

Закрепить знания детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (лиственный, хвойный).

Сохраним природу вместе! | Статья в журнале «Юный ученый»

Прекрасны её леса, поля, рощи и луга. В лесах средней полосы России произрастают деревья и кустарники, некоторые из которых занесены в

Не все люди бережно относятся к природе: разводят в лесах костры, вырубают ёлки к Новому году, бросают мусор в реки и озёра, отходы...

ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников...

III этап — это сам поход, в котором воспитанники, непосредственно в лесу, используют свои

Костер — надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем; он может

Площадка под костер выбирается на открытом месте (нельзя разводить костер под...

Вырубка лесов — экологическая катастрофа | Статья в журнале...

Показано негативное влияние вырубки лесов на окружающую среду. Установлены основные последствия, вызванные обезлесением в результате вырубки лесов. Установлено, что вследствие антропогенно обусловленного обезлесения происходят геоэкологические...

Трехмерная обучающая компьютерная игра «Симулятор...»

«Симулятор выживания в лесу» представляет собой игру, формирующую знания, умения, навыки, которые могут пригодиться в походах, в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной

Собрав ветки, персонаж может разжечь костер, чтобы согреться.

Основные медико-биологические проблемы личного состава...

В статье рассмотрены основные проблемы личного состава, с которыми сталкивается медицинская служба тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в период похода. Выделены неустраняемые медико-биологические проблемы, связанные с особенностями...

Задать вопрос