Противоречия во взаимодействии человека и природы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 05.03.2019

Статья просмотрена: 8190 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Е. Л. Противоречия во взаимодействии человека и природы / Е. Л. Степанова, М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1413/ (дата обращения: 26.12.2024).



 

В данной статье рассматриваются противоречия в отношениях природы и человека, их взаимозависимость и связь в современных условиях. Автор поставил перед собой цель: рассмотреть основы взаимодействия человека и природы, выяснить, насколько сильна их взаимосвязь в современном мире. Также автор видит свои задачи в экологическом просвещении, чтобы все люди задумались о своем воздействии на природу, необходимости сохранения ее богатств.

Ключевые слова: природа, человек, окружающая среда, природный баланс, изменения, взаимосвязь, экология.

 

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в большей степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы — всего лишь крошечная частица в мире вещей. В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте своего проживания [1]. Весь наш мир — это природа. Человек всего лишь малая часть этого мира, но именно человек способен серьёзно преобразовать окружающую природную среду, разрушить уникальные природные системы. За последнее столетие это случалось неоднократно, человеку удалось иссушить целое море, полностью истребить не один вид животных, загрязнить и довести до критического состояния редкие и уникальные в своём роде природные объекты [3]. На этом остановимся немного поподробнее. Мы представили несколько фактов уничтожения окружающей среды:

  1.                Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов — это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Почти половина всех лесов в Великобритании исчезла за последние 80 лет. Половина тропических лесов Амазонки исчезнет в 2030 году.
  2.                По данным экологов, один житель Украины создает в среднем 0,5 кг мусора в день, то есть 182,5 кг за год. 46 миллионов украинцев оставляют ежегодно после себя 8 млн тонн мусора! В России 11 млн свалок, занимающих 260 тысяч гектаров, — это больше, чем государство Люксембург или составляет три столицы Украины.
  3.                Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки — до 90 лет, фильтра от сигареты — до 100 лет, полиэтиленового пакета — до 200 лет, пластмассы — до 500 лет, стекла — до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу. Для разложения фильтров сигарет требуется от пяти до 15 лет. За это время они могут оказаться в желудках рыб, птиц и морских млекопитающих.
  4.                За 50 лет на треть сократился список видов растений и животных на планете. В Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов. Земля теряет 30 000 видов живых организмов ежегодно. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть. С 1970 года численность диких животных и птиц на планете сократилась на 25–30 %. Каждый год человек уничтожает около 1 % всех животных.

Также экологи не советуют есть рыбу, т. к. из-за загрязнения мирового океана морепродукты насыщены многими отравляющими веществами, в частности, тяжёлыми металлами, ртутью. По всему миру погибают насекомые: комары, пчёлы и др. [4].

Вымирание многих видов животного мира объясняется различными природными причинами: ледниковые периоды, катастрофические столкновения метеоров и др. Однако постоянная угроза уничтожения вида происходит от самого опасного, отлично адаптируемого вида — человека разумного!

Вот примеры 10 видов животных, которые были уничтожены по вине человека:

  1.                Морская (Cтеллерова) корова названа в честь русского зоолога Стеллера, который первый открыл и описал этот вид животного в 1741 году. Морская корова была чуть больше ламантина, плавала у поверхности воды и питалась морской капустой (отсюда и название “морская”). Вес коров был до 10 тонн, а в длину — 25 метров. Вид с самого начала был под угрозой вымирания, так как мясо было очень вкусное и широко употреблялось в пищу коренным населением. Далее к охоте на морских коров присоединились рыболовы и охотники на тюленей. Шкуры коров применялись при изготовлении лодок. В итоге вид стеллеровой коровы полностью исчез менее чем за 30 лет.
  2.                Квагга обитала на юге Африки, окрасом спереди была похожа на зебру, а сзади — на лошадь. Это чуть ли не единственный истребленный вид, который был приручен людьми, чтобы охранять стада. Квагги имели способность быстрее коров, овец, кур замечать хищников и предупреждать хозяев об опасности криком “куаха” (отсюда и произошло их название). Квагги были уничтожены человеком ради мяса и шкуры в 1878 году.
  3.                Китайский речной дельфин относится к отряду млекопитающих, представитель речных дельфинов. Вид был открыт в Китае (река Янцзы) в 1918 году. Это светло серый дельфин с беловатым брюшком массой примерно 42–167 кг, в длину 1.4–2.5 метра. Экспедиция 2006 года не обнаружила особей китайского речного дельфина, вероятнее всего вид полностью исчез (хотя в 2007 г. было сообщено, что 30 особей осталось в заповеднике Тяньэчжоу).
  4.                Смилодоны — это вымерший вид саблезубых кошек, проживающих в северной и южной Америке весом от 160 до 280 кг, размером со льва. Отличительной особенностью семейства были клыки, длиной 28 см (вместе с корнями). Вида нет уже на Земле более 10.000 лет.
  5.                Крупный грызун Josephoartigasia monesi получил название в честь палеонтолога Альваро Монеса. Вид существовал 2–4 млн. лет назад в Южной Америке. Исследователи обнаружили череп грызуна длиной в 53 см, вес животного предположительно был более 450 кг. Это самый крупный вид грызунов на планете.
  6.                Тасманийский волк является единственным представителем сумчатых волков, его также называют тилацин. Вид родом из Австралии, в длину особи достигали размера 100–130 см; высота — 60 см; вес коло 25 кг. Первое упоминание о тасманийском волке было обнаружено на наскальных записях не позднее чем к 1000 году до н. э. Европейцы впервые столкнулись с сумчатым волком в 1642 году. В 30-х годах 19 века началось массовое истребление зверя фермерами, дабы защитить своих овец. Таким образом сумчатые волки сохранились только в труднодоступных районах Тасмании к 1863 году.
  7.                Бескрылая гагарка — крупная нелетающая птица достигала длины 75 до 85 см, весом около 5 кг, обитала в водах Северной Атлантики. Бескрылая гагарка известна людям более 100 000 лет, коренные жители ценили птиц за их вкусное мясо, яйца и пух для изготовления подушек. Из-за чрезмерного промысла птиц, численность бескрылой гагарки резко сократилась. К середине 16 века почти все гнездовые колонии птиц были систематически уничтожены. Последние особи были пойманы и уничтожены на островах в Шотландии в 1840 году.
  8.                Странствующий голубь относится к семейству голубиных, до конца 19 века являлась самой распространенной птицей на Земле (насчитывалось примерно 3–5 млрд особей). Птица достигала длину 35–40 см, массой 250–340 г, распространен в лесах Северной Америке. Вымирание вида происходило постепенно по причине множества факторов, главным из которых был человеческий — браконьерство. Последний голубь умер в 1914 году в зоологическом саду (США).
  9.                Динозары населяли Землю в мезозойскую эру — в течение более 160 миллионов лет. Всего существовало более 1000 видов, четко разделить которые можно на птицетазовых (тероподы — “звероногие” и зауроподоморфные “ящероногие”) и ящеротазовых (стегозавры, анкилозавры, цератопсы, пахицефалозавры и орнитоподы) динозавров. Самым крупным динозавром является спинозавр, длина которого 16–18 метров, высота — 8 метров. Но не все динозавры были большими — один из самых маленьких представителей весил всего 2 кг и был длиной 50 см. Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад, по одной из гипотез причиной явилось падение астероида.
  10.            Додо относится к вымершему виду нелетающих птиц, был высотой около 1 метра и весил примерно 10–18 кг, обитал в лесах Маврикия. С приходом человека вымерли многие животные Маврикия, так как была повреждена экосистема острова [5].

Всё это вряд ли можно назвать человеческим отношением, и уж тем более, как-либо оправдывать. В современном мире существует потребность с детства прививать людям любовь к окружающей среде, формировать правильное мировоззрение, ведь только так можно исправить сложившуюся экологическую ситуацию. Влияние человека на окружающую среду огромное и то, как будут складываться дальнейшие взаимоотношения полностью зависит от нас. С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты [1]. Человек и природа должны быть вместе. Мы привыкли получать от природы все, что нам захочется — это наслаждение теплой солнечной погодой, купание в водоемах, вкусные фрукты, овощи, орехи и семечки. Охотники убивают диких животных ради еды и вкусного мяса, рыбаки вылавливают в озерах, реках и морях рыб в большом количестве, забывая, что они все живые существа.

Но самое плохое даже не в этом. Нельзя забывать, что человек — дитя природы. Всегда необходимо помнить, что нельзя нарушать природный баланс. Если уничтожить животных, приносящих пользу природе, то взрастет численность вредителей, от которых пострадают зеленые насаждения. Люди вырубают леса, но они ведь нужны для очистки воздуха, и получения кислорода, так необходимого для дыхания всего живого вокруг.

Некоторая деятельность людей наносит огромный вред окружающей среде, особенно, если приходится загрязнять ее. Многие промышленные предприятия выбрасывают свои отходы в реки, что ведет к гибели рыб и водоплавающих птиц.

Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, создают машины, электронику. Получается, что «благодаря» цивилизации человек все дальше отделяется от природы, и забывает проявлять о ней заботу. Но нельзя забывать о том, что если человек наносит вред природе, то одновременно вредит и себе.

‌Для того, чтобы дышать чистым воздухом, пить воду из природных водоемов, есть экологически чистые продукты, необходимо потрудиться, позаботиться о сохранении окружающей среды. Самым первым, что должен сделать каждый человек — это посадить и вырастить дерево, которое сможет не только украсить все вокруг, но и сделать воздух чище. Можно позаботиться о домашних питомцах. Благодаря им люди чувствуют себя ближе к природе, становятся добрее.

Чтобы сохранить связь с природой, необходимо в выходные дни выезжать за город, гулять по лесу, купаться в озере и загорать. Не оставлять на месте пребывания мусор, пластиковые бутылки и пакеты. После таких прогулок, наша жизнь наполняется энергией, а настроение улучшается. Даже при большой занятости, человек обязательно должен находить уединение с природой, не забывать о своем происхождении. Ведь она нас кормит, согревает и наполняет жизнь приятными впечатлениями [2].

Взаимодействие человека с природой сможет быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно станем относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия. Таким образом, человек и природа находятся в неразрывной связи между собой, они оказывают влияние друг на друга. Человек– это часть материального мира, отделившаяся от природы, но он не сможет существовать без нее. Человек использует природные богатства для своих благ и если он по-настоящему не одумается, то похоже, сбудется мрачное пророчество Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах».

Поэтому, нужно помнить, что природа — это великое достояние и к ней нужно относиться бережно.

 

Литература:

 

  1.                http://www.vitamarg.com/eco/article/6707-svyaz-cheloveka-s-prirodoj
  2.                https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/sochinenija-o-prirode/sochinenie-na-temu-chelovek-i-priroda
  3.                http://ecologyproblems.ru/priroda/priroda-i-chelovek
  4.                http://www.vitamarg.com/eco/article/857-ecologia-fakty-cigry
  5.                http://t-fakt.ru/10-vyimershih-vidov-zhivotnyih-po-vine-cheloveka
  6.                Данин Д. Нильс Бор. https://www.e-reading.by/bookreader.php/135617/Danin_-_Nil %27s_Bor.html
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, природа, бескрылая гагарка, вид, длина, животное, Южная Америка, китайский речной дельфин, полиэтиленовый пакет, природный баланс.


Похожие статьи

Философские аспекты охраны окружающей среды

Проблема экологии является ключевой для человечества. Её решение возможно лишь в рамках философского осмысления взаимоотношений человека и природы. Всестороннее изучение окружающей среды может помочь нам лучше познать себя и мир. Кроме того, гармонич...

Соотношение социального и биологического аспектов в личности преступника

В статье автор рассматривает взаимосвязь социальной и биологической сторон личности преступника, что на сегодняшний день является спорным вопросом в криминологической науке. Биологические черты необходимы для их развития и формирования, тогда как соц...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики

Как известно, народная педагогика является основой воспитания и обучения. Она не поддается политическим, социальным, экономическим и др. изменениям, происходящим в обществе, и остается верной своим традициям. Народная мудрость, отраженная в устном на...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики

Статья рассматривает роль физики не только как науки о природе, но и как источника красоты и эстетического восприятия мира. Автор акцентирует внимание на важности понимания физических теорий и явлений, а также подчеркивает значение чувства красоты и ...

Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества

В данной статье дан обзор истории формирования взглядов о чести и достоинстве человека в общественном развитии. Дается значение категорий «честь» и «достоинство» в разные исторические периоды, а также их отражение в правовой действительности. Объект...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Похожие статьи

Философские аспекты охраны окружающей среды

Проблема экологии является ключевой для человечества. Её решение возможно лишь в рамках философского осмысления взаимоотношений человека и природы. Всестороннее изучение окружающей среды может помочь нам лучше познать себя и мир. Кроме того, гармонич...

Соотношение социального и биологического аспектов в личности преступника

В статье автор рассматривает взаимосвязь социальной и биологической сторон личности преступника, что на сегодняшний день является спорным вопросом в криминологической науке. Биологические черты необходимы для их развития и формирования, тогда как соц...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики

Как известно, народная педагогика является основой воспитания и обучения. Она не поддается политическим, социальным, экономическим и др. изменениям, происходящим в обществе, и остается верной своим традициям. Народная мудрость, отраженная в устном на...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики

Статья рассматривает роль физики не только как науки о природе, но и как источника красоты и эстетического восприятия мира. Автор акцентирует внимание на важности понимания физических теорий и явлений, а также подчеркивает значение чувства красоты и ...

Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества

В данной статье дан обзор истории формирования взглядов о чести и достоинстве человека в общественном развитии. Дается значение категорий «честь» и «достоинство» в разные исторические периоды, а также их отражение в правовой действительности. Объект...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Задать вопрос