«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Дымникова Е. И., Гулевская С. В. «Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза») // Юный ученый. — 2018. — №6. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/young/archive/20/1328/ (дата обращения: 23.01.2020).



 

Арсений Тарковский — талантливый поэт двадцатого века, отец известного кинорежиссёра Андрея Тарковского.

 

С детства воспитанный на классической литературе, в совершенстве владевший несколькими языками, он считал, что поэзия может преобразить человека: сделать его светлее, чище, благороднее. Своё творчество Арсений Тарковский неразрывно связывал с Россией, которую бесконечно любил:

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть её…

Стихи поэта наполнены красками и звуками:

Я учился траве, раскрывая тетрадь,

И трава начинала как флейта звучать,

Я ловил соответствие звука и цвета

(«Я учился траве…»)

Очень интересно сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза».

Оно написано в 1967 году, когда поэту было 60 лет.

 

Стихотворение начинается с эпитетов «лиловая» в Крыму и «белая» в Париже, которые, словно красками, рисуют приход весны. Начинает строку прилагательное «лиловая» — это цвет фиалки или тёмных соцветий сирени. Читатель представляет богатую природу Крыма и роскошный, утопающий в белых цветах, Париж. Но для лирического героя ощущение весны как радости бытия и пробуждения дорого только в России, в Москве:

Лиловая в Крыму и белая в Париже,

В Москве моя весна родней и сердцу ближе…

Удивительно сравнение, которое здесь же использует автор: «как девочка в слезах». Девичья скромность и непосредственность созвучны весне как символу новой жизни. А слёзы читатель может воспринимать как капли дождя, сопровождающего первую грозу. Ведь в такой прекрасный день нельзя плакать:

Но там, где туфелькой скользнула изумрудной,

Беречься ни к чему и плакать безрассудно.

Как будто акварелью Тарковский рисует картину тихой московской улицы, наполненной лужами с отражающимися в них плывущими по небу облаками, бегущую домой девочку.

По лужам облака проходят косяком,

Павлиньи радуги плывут под каблуком,

И девочка бежит по гребню светотени.

 

Предложение, данное автором в скобках, поражает — «(А это жизнь моя)». Коротко и ёмко светотень сравнивается с жизнью лирического героя, а может быть, каждого из нас: то свет, то тень; то взлёт, то падение; то поражение, то победа…

Просторечные слова «авоськой», «машучи» вносят в текст элемент простоты, ощущения детского беспричинного счастья и тихой радости, когда можно бежать «по лестнице винтом», оставляя «город весь внизу», принося в дом с открывшейся дверью раскаты грома. Это радостные звуки, вещающие начало пробуждения, юности, непокоя… Эти раскаты первого весеннего грома напоминают стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета и провозглашают, что жизнь прекрасна.

Звук грома соседствует в стихотворении с ощущением весны, тепла, расцветающей природы. Именно поэтому в финале стихотворения Арсений Тарковский использует зелёный цвет, окрашивая строки зеленью первой травы и ещё не распустившихся городских цветов:

И девочка бежит по гребню светотени

(А это жизнь моя) в зелёном по колени,

Авоськой машучи, по лестнице винтом,

И город весь внизу, и гром — за нею в дом…

Итак, мы видим, что цветовая гамма и звуки, которые слышны в стихотворении, находятся в прямой зависимости от центральных художественных образов и друг друга. Читатель видит полотно мастера, художника, слышит музыку строк стихов Арсения Тарковского.

 

Литература:

 

  1.      Тарковский А. А. Избранное: Стихотворения; Поэмы; Переводы. 1929–1979. Вступительная статья С. Чупринина. — М.: Худож. лит., 1982. — 736 с.
  2.      Тарковский А. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2000. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Париж, стихотворение, жизнь, ощущение весны, гребень светотени, Россия, Москва, Крым, лирический герой.


Похожие статьи

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур...

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Мотив бездомности в лирике Николая Оцупа 1930-х годов

лирический герой, Бог, стихотворение, поэт, земная жизнь, Мой Господь, духовная поэзия

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная

Основные термины (генерируются автоматически): Париж, лирический герой, Россия, стих...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Стихотворение «Телега жизни» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1823 году — в период, когда в настроении прогрессивных людей того времени назревала уверенность в необходимости переустройства общества. Подобные идеи, витавшие в воздухе...

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов...

Анализ сонета Камило Пессаньи «У надгробной плиты»

Основные термины (генерируются автоматически): Париж, лирический герой, Россия, стих, русский человек, культура, герой, нет

Основные термины (генерируются автоматически): солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В стихотворении «Пришла весна, пришёл апрель…», посвященном теме прихода весны, создается образ идеального по типу пейзажа: каждая строчка буквально дышит жизнью и энергией, всё, что не было замечено раньше, зимой, вдруг стало прекрасным и удивительным.

М.Ю. Лермонтов и К.П. Брюллов: жизненные и творческие связи

Лирический герой ощущает статус экзистенциальной заданности [5]: он находится в порубежном пространстве России — и Европы и Азии; живёт в промежуточном временном этапе между Отечественной войной и мирной «перестройкой», на пути от социализма к коммунизму.

Любовь как идеал в творчестве И.А. Бунина | Статья в журнале...

В эмиграции не только не прервалась внутренняя связь Бунина с Россией, но и еще более обострилась любовь к родной земле и страшное чувство потери дома. Россия навсегда останется не только «материалом», но и сердцем бунинского творчества, его идеалом.

Похожие статьи

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур...

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Мотив бездомности в лирике Николая Оцупа 1930-х годов

лирический герой, Бог, стихотворение, поэт, земная жизнь, Мой Господь, духовная поэзия

клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная

Основные термины (генерируются автоматически): Париж, лирический герой, Россия, стих...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Стихотворение «Телега жизни» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1823 году — в период, когда в настроении прогрессивных людей того времени назревала уверенность в необходимости переустройства общества. Подобные идеи, витавшие в воздухе...

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов...

Анализ сонета Камило Пессаньи «У надгробной плиты»

Основные термины (генерируются автоматически): Париж, лирический герой, Россия, стих, русский человек, культура, герой, нет

Основные термины (генерируются автоматически): солнце, лирический герой, образ солнца, мир, стихотворение, солнечная сила, символ...

Пейзажная поэзия Н. Е. Ряшенцевой | Статья в журнале...

В стихотворении «Пришла весна, пришёл апрель…», посвященном теме прихода весны, создается образ идеального по типу пейзажа: каждая строчка буквально дышит жизнью и энергией, всё, что не было замечено раньше, зимой, вдруг стало прекрасным и удивительным.

М.Ю. Лермонтов и К.П. Брюллов: жизненные и творческие связи

Лирический герой ощущает статус экзистенциальной заданности [5]: он находится в порубежном пространстве России — и Европы и Азии; живёт в промежуточном временном этапе между Отечественной войной и мирной «перестройкой», на пути от социализма к коммунизму.

Любовь как идеал в творчестве И.А. Бунина | Статья в журнале...

В эмиграции не только не прервалась внутренняя связь Бунина с Россией, но и еще более обострилась любовь к родной земле и страшное чувство потери дома. Россия навсегда останется не только «материалом», но и сердцем бунинского творчества, его идеалом.

Задать вопрос