1. Введение
1.1 Постановка проблемы
В 1 классе я прочитала русскую народную сказку «Лиса и волк». Мне стало интересно узнать, а умеет ли лиса ловить рыбу? Или, как в сказке, добывает ее хитростью.
Разрешите представить мою исследовательскую работу «Умеет ли лиса ловить рыбу?».
Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!
В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему бобровая хатка похоже на крепость? Зачем ежу яблоки? Какой зверь бегает быстрее всех?
Умеет ли лиса ловить рыбу?
На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах лиса любит рыбку. В сказочных историях рассказывается о том, как лиса лакомится рыбой и учит волка ловить её. Значит, лиса питается рыбой и умеет ее ловить?!. Зачем ей рыба, если ее корм — мыши? Как она её ловит?
В результате возникла тема исследования «Умеет ли лиса ловить рыбу?»
1.2 Лиса — этообъект нашего исследования.
1.3 Предмет исследования — образ жизни лисы, её питание и привычки.
1.4 Цель работы — собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам о жизни лисы.
1.5Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования.
- выявить знания учащихся по данной проблеме
- изучить образ жизни лисы, её питание, привычки и роль в жизни человека
- выяснить связь «лиса — рыба»
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
- Подумать самостоятельно
- Получить информацию из книг
- Посмотреть в Интернете
1.6 Гипотеза исследования: если даже основной корм у лисы грызуны, то она может питаться и рыбой.
1.7 Практическое применение: рассказать ребятам на уроках окружающего мира и в кружковой работе «Юный исследователь».
Основная часть
Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности лисы.
2.1. Научная классификация лисы
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Хищники
Семейство: Псовые
Род: Лисы
Вид: Обыкновенная лисица
2.2. Описание внешнего вида
У всех представителей семейства псовых есть общее отличие — острые уши и морда, тонкие ноги, не втяжные когти и пушистый хвост. Лисицы же используют хвост еще и в качестве «одеяла», прикрывая им нос и передние лапы во время сна зимой.
Вообще рыжая лисица — зверь среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами. Грудь у лисиц белая, тело в длину 60–90 см, хвост 50–60 см. Уши с задней стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Окрас рыжий, иногда с темным крестиком на плечах.
Окрас и размеры лис различаются в разной местности. Всего насчитывается 40–50 их подвидов, есть еще и мелкие формы. В целом, по мере продвижения на север лисицы становятся крупнее и светлее, на юг — мельче и тусклее. Но наиболее распространён такой окрас: спина ярко-рыжая, белое брюхо, лапы тёмные. У лисиц часто есть бурые полосы на лопатках и хребте, похожие на крест.
Линька у лисиц начинается весной — в феврале-марте, а заканчивается в конце лета. После этого у нее сразу же начинает отрастать густой зимний мех, в который животное облачается полностью к ноябрю или началу декабря. В этот период она и есть наиболее рыжая, животного подобной расцветки в наших лесах больше нет. Летний мех всегда более редкий и короткий, а зимний, наоборот, более густой и пышный.
2.3. Особенности жизнедеятельности
Лиса распространена весьма широко: на всей территории Европы, Северной Африки, большей части Азии, в Северной Америке, Австралии. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, выбирая участки с песчаным грунтом, защищённые от заливания дождевыми, грунтовыми и талыми водами. Иногда лисицы используют укрытия- пещеры, расщелины скал, дуплах толстых деревьев. Используют постоянные укрытия лишь в период воспитания детёнышей. Весной у лисы появляется потомство. Беременность длится 49–58 суток. Рождается в среднем 7–8 щенков, покрытых тёмно-бурой шерстью и только кончик хвоста белый. Через две недели лисята начинают видеть и слышать. у них прорезаются первые зубы. Полтора месяца мать кормит лисят молоком, постепенно приучая к обычной пище, а так же к её добыванию. После шести месяцев детёныши уходят и живут самостоятельно. Лисица имеет большое хозяйственное значение, как ценный пушной зверь, а также регулятор численности грызунов и насекомых. Она приносит большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая грызунов — потребителей зерна. Продолжительность жизни в дикой природе не превышает трёх лет, в неволе звери доживают до 20–25 лет.
2.4. Это интересно
1. Сувенир с изображением лисы. очень изысканный и оригинальный подарок. Поэтому такой подарок лучше сделать женщине, чтобы лишний раз подчеркнуть в ней главное качество — красоту и женскую логику. В Китае образ лиса символизирует долголетие, а женщины лисы считаются опасно-красивыми.
2. В Древнем Риме лиса считалась демоном огня. На празднике богини Цереры, чтобы защитить зерновые культуры от пожара, к хвосту лисы привязывали зажженный факел и гоняли ее по полям. Как средство против колдовства к дверям прибивали морскую звезду окропляли кровью лисы
3. Лисы — первые животные на планете, которых наука подозревает в том, что они рассчитывают не только направление, но и расстояние до добычи с помощью магнитного поля Земли.
Заключение
3.1 Социологический опрос
Далее я решила узнать, какими сведениями о лисах владеют мои одноклассники. Я провела социологический опрос:
1. Кто такая лиса?
2. Чем питается лиса?
3. Умеет ли лиса ловить рыбу?
3.2 Результаты
Проанализировав, я убедилась, что в среднем около 60 % опрошенных имеют представление о лисе, но мало кто точно знает, чем питается лиса, и так же, как и я, не знают, умеет ли лиса ловить рыбу?
3.3 Мои исследования
Эти же вопросы я задала учителю биологии Елисеевой Вере Ивановне. И вот, что выяснила: лисица, хотя и принадлежит к хищникам, но питается разнообразными кормами. Более 400 видов одних только животных (70 %) и несколько десятков видов растений (30 %). Основу ее питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевки. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полевых мышей: зверь, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом делает красивый прыжок и падает на все четыре лапы, настигая добычу или выкапывая её из-под снега. Этот способ охоты называется мышкование. Птицы в питании лисицы не так важны, как грызуны, хотя этот хищник никогда не упустит случая поймать птицу, которая оказалась на земле. А также лисица охотится на более крупных млекопитающих — это зайцы, детёныши косули, белки.
Много интересного о лисе я узнала от педагога дополнительного образования Стецко Натальи Александровны. Молодой лис прожил у нее на даче все лето. Он выпрашивал пищу каждое утро и вечер. Она кормила его хлебом и варенной рыбой с кашей. Наталью Александровну лис отблагодарил, выловив всех мышей. Старший инспектор Государственного заповедника «Поронайский» Олег Геннадьевич Василенко пояснил мне, что лисы Сахалина отличаются своей доверчивостью к людям. Они не доятся подойди к жилью человека на определенных территориях Сахалина и у попросить пищу у человека. Наталья Александровна и Олег Геннадьевич поделись своими фотографиями, где лисица выпрашивает корм у человека.
Вывод: Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о лисах, о роли и значении лис в природе, в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, умеет ли лиса ловить рыбу? Она как в сказке, лакомится ей за счет своей хитрости. Рыба — является сезонным кормом лисы на Сахалине, при условии ее доступности. Таким образом, моя гипотеза верна: если даже основной корм у лисы грызуны, то на Сахалине рыба является доступным кормом для нее в отдельных районах Сахалина, и, конечно же, она не откажется ей полакомиться.
В дальнейшем хотелось бы узнать: о жизни лис на Сахалине.
Литература:
1. О. К. Гусев Журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 12, 2003; № 3 2007; № 2 2004; № 2 1999.
2. Г. Лучков Энциклопедия охоты — М: РИПОЛ — КЛАССИК, 2003: — 528 с.
3. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.
4. Издательство: Аст, 2007.
5. Детская энциклопедия «Я ПОЗНАЮ МИР».
6. Джексон Том. Кто есть, кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.
7. Интернет-ресурсы: http://www.wikihunt.ru
11. Ухарцева А. В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.
12. Хомич Е. О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.