Исследовательская работа на тему «Усатый, полосатый…» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (19) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.10.2018

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Батний А. С., Гуляганова О. В. Исследовательская работа на тему «Усатый, полосатый…» // Юный ученый. — 2018. — №5. — С. 19-20. — URL https://moluch.ru/young/archive/19/1290/ (дата обращения: 17.01.2020).



 

Введение.

В детстве, все мы ребята бываем очень любознательны и задаём взрослым различные вопросы. Мы изучаем мир и многого в нем еще не знаем, и не понимаем. Недавно, я задался вопросом: «Зачем кошке нужны усы?" Какие функции они выполняют? Меня заинтересовала эта тема, и я решил провести исследование на соответствующую тему.

Теоретической основой моей работы послужили книги Брюса Фогля, В. Танасийчука и Л. Антоновой, в которых рассматриваются инстинкты, эмоции и поведение кошек.

Цель работы — изучить роль усов для кошки.

Объектом исследования стали домашние кошки.

Предмет исследования усы домашних кошек.

Задачи исследования:

‒                    анализ литературы по инстинктам и поведению кошек;

‒                    определение значимости усов для кошек;

‒                    изучение роли и функции усов кошек.

Гипотеза — усы необходимы кошкам для полноценного восприятия окружающего мира, то есть для осязания.

Методы:

‒                    анализ литературы по проблеме;

‒                    организационные методы — сравнительный метод полученных данных;

‒                    эмпирические методы — наблюдение, эксперимент, анкетирование одноклассников и родственников;

‒                    метод обработки данных — количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическое значение работы — лучше узнать наших любимых питомцев и объяснить их поведение.

1. Для чего кошке усы?

1.1.Что такое усы?

Усы кошки имеют и другое название — вибриссы. Их длина составляет примерно 6–7сантиметров. Некоторые породы кошек имеют более длинные, или, наоборот, короткие, закрученные усы. В отличие от шерсти, кошачьи усы толще и растут в три раза быстрее. Расположены они по четыре ряда с обоих сторон от носа, над верхней губой. Всего таких усика 24. Более короткие вибриссы растут над глазами, на щеках и на других участках тела.

Вибриссы — это орган осязания кошки, и он напрямую связан с мозгом. Ещё в древние времена люди знали, зачем нужны кошке усы. Я хочу выделить несколько важных функций усов и рассмотреть каждую из них.

Одной из главных задач усов является ориентация. Ещё в утробе матери у котят закладываются усы. Поэтому, рождаясь слепыми, котята уже могут распознавать предметы. С помощью невероятной чувствительности усов кошка отлично ориентируется в темноте и улавливает едва слышные звуки. Усы позволяют понять кошке, сможет ли она пройти в узкий проём, а также ориентироваться в неизвестной местности. Именно благодаря усам животное никогда не заблудится и всегда найдёт дорогу обратно. А ещё, с помощью усов, кошка может измерять расстояние во время прыжка. Поэтому, она легко забирается на малодоступные поверхности и преодолевает различные расстояния.

По направлению усов мы можем понять, как настроена кошка к другой кошке, незнакомцу или хозяину. Если усики кошки направлены вперёд, значит, животное дружелюбно и любознательно. Но если усы направлены назад, это означает, что кошка напугана, агрессивна или просто не хочет общаться.

Итак, теперь мы знаем, что усы нужны кошке не только как украшение её замечательной мордашки. Без усов кошка не смогла бы ориентироваться в пространстве, не смогла бы охотиться. Кроме того, усы кошке нужны для того, чтобы исследовать пищу: понимать, насколько свежа и вкусна еда, безопасен ли корм. Также, с помощью усов, кошки предсказывают погоду, ощущают магнитные бури.

Если вы верите в приметы и найдёте возле своего дома выпавший кошачий ус, то загадайте желание, и оно обязательно сбудется!

Я решил провести несколько экспериментальных исследований и анкетирование одноклассников. Сначала измерил, усы у моих кошек: у Муси — 10 см., а у Реми — 5 см. Я убедился, в том, что чем хуже зрение у кошки, тем длиннее её усы.

2. Значение усов для кошек.

2.1 Экспериментальные исследования.

Эксперимент первый. Я взял рыбу и стал дразнить кошек. Муся пыталась отобрать у меня рыбу, при этом ее усы были направлены вперед. Затем я подвёл к ней Реми и она начала проявлять настороженность, а усы прижала к щекам. Потом я положил рыбу под стеклянную чашу. Муся, которая плохо видит, потеряв добычу, расправила усы.

Эксперимент второй. Я поместил рыб в банку с водой. Кошки заинтересовались, увидев плавающих рыб. Они стали подходить к банке пытались их поймать. Потерпев неудачу, Муся и Реми попытались засунуть голову в банку. Известно, что кошки боятся воды, а об этом им «сообщили» усы. Кстати, это я узнал из новостей. В Американском университете проводили эксперимент с кошками и подтвердили мою догадку: они вообще не любят влагу. Поэтому они отказались от этой затей, но с интересом наблюдали за происходящим в банке.

Эксперимент третий. Три надувных шара, я приклеил на листы, чтобы они не разлетались. На них положил рыбу. Муся брала рыбу, не касаясь шаров даже усами. Все шары практически не шевелились. Исходя из этого, я понял, что кошка пользуется усами и всеми вибриссами для ориентировки в пространстве.

2.2 Анализ результатов исследования.

Из ситуаций, которые я наблюдал и из результатов эксперимента, можно сделать предположение о том, что усы жизненно необходимы кошкам. Они меняют положение. Когда кошка интересуется чем-то — направляются вперёд, при агрессии прижаты к щекам. Кошка прикасается к предметам, только когда это ей нужно. Благодаря своим усам она всегда знает, на каком расстоянии от неё находится предмет и даже его размер. У них много положений, так как они служат для ориентации и навигации в пространстве.

Заключение

Я наблюдал и провел исследование, смотрел новости и читал книги. У меня появилось предположение — возможно, усы кошке нужны для ориентации. Для подтверждения этой гипотезы я провел наблюдения и экспериментальные исследования: со стеклянным колпаком, рыбки в банке и с воздушными шарами. В результате было выявлено, что кошки на самом деле пользуются усами для осязания. Кошка воспринимает весь окружающий мир через усы. Они ей необходимы. Исходя из этого я считаю, что моя гипотеза — усы необходимы кошкам для полноценного восприятия окружающего мира, то есть для осязания — подтвердилась.

 

Литература:

 

  1. Антонова Л. В. Уход за домашними кошками. Изд-во Либрусск. 1992г.
  2. Фогль Б. 101 вопрос, который задала бы Ваша кошка своему ветеринару. Москва АСТ. 1996г.
  3. Танасийчук В. Для чего коту усы? Изд-во Малыш. Москва 1990г.
  4. Эти удивительные кошки. М.:ООО Изд-во Астель.1993г.
Основные термины (генерируются автоматически): кошка, ус, окружающий мир, рыба, помощь усов, полноценное восприятие, поведение кошек, банк, анкетирование одноклассников, анализ литературы.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

По Окружающему миру ребята проходили тему «Животные». И на уроке зашел разговор о кроте. Завязался спор.

С помощью проведенного мысленного эксперимента позволила разрешить возникшее противоречие и еще раз напомнила: изучая окружающий мир...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

1. Скорость, с которой появляются новые знания, неизбежно влияет на становление индивидуальной картины мира современного школьника, которая пишется различными представлениями, переживаниями, взаимоотношениями с ровесниками и взрослыми.

Роль художественной литературы в познании окружающего...

Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более

Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей...

Анализ современного состояния изучения вопросов...

Анализ ответов на вопрос «Может ли информация быть вредной?» позволяет установить: большинство школьников

Рис. 2. Результаты анкетирования детей на вопрос «Приходилось ли тебе видеть на афишах, дисках с

В современном мире объем потока информации огромен.

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии...

Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников. Для выявления мотивов учащихся к изучению предмета биология мы использовали тест — опросник на выявление мотивации учащихся [1,2].

Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности...

Через игру человек познает окружающий мир, играя, он вступает во взаимодействие с людьми, осуществляемое при помощи различных инструментов

Игровая форма создается на занятиях и внеаудиторных мероприятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной задачи, стоящей перед современной школой, ставят задачу повышения качества обучения.

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что в данном классе, преобладает высокий уровень когнитивного компонента, младшие

Низкий уровень — эмоционально-отрицательное восприятие «иных», подчеркивание значимости своей этнической группы, в...

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

По Окружающему миру ребята проходили тему «Животные». И на уроке зашел разговор о кроте. Завязался спор.

С помощью проведенного мысленного эксперимента позволила разрешить возникшее противоречие и еще раз напомнила: изучая окружающий мир...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

1. Скорость, с которой появляются новые знания, неизбежно влияет на становление индивидуальной картины мира современного школьника, которая пишется различными представлениями, переживаниями, взаимоотношениями с ровесниками и взрослыми.

Роль художественной литературы в познании окружающего...

Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более

Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей...

Анализ современного состояния изучения вопросов...

Анализ ответов на вопрос «Может ли информация быть вредной?» позволяет установить: большинство школьников

Рис. 2. Результаты анкетирования детей на вопрос «Приходилось ли тебе видеть на афишах, дисках с

В современном мире объем потока информации огромен.

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии...

Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников. Для выявления мотивов учащихся к изучению предмета биология мы использовали тест — опросник на выявление мотивации учащихся [1,2].

Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности...

Через игру человек познает окружающий мир, играя, он вступает во взаимодействие с людьми, осуществляемое при помощи различных инструментов

Игровая форма создается на занятиях и внеаудиторных мероприятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной задачи, стоящей перед современной школой, ставят задачу повышения качества обучения.

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что в данном классе, преобладает высокий уровень когнитивного компонента, младшие

Низкий уровень — эмоционально-отрицательное восприятие «иных», подчеркивание значимости своей этнической группы, в...

Задать вопрос