Пётр I: тиран или реформатор? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №4 (18) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 1951 раз

Библиографическое описание:

Киданова Е. А., Гордон Э. В. Пётр I: тиран или реформатор? // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/young/archive/18/1262/ (дата обращения: 24.01.2020).



 

Пётр I (1672–1725) принадлежит к числу крупнейших исторических деятелей и, одновременно, к самым противоречивым. Споры о решающей роли Петра Великого в истории России — положительной или отрицательной — не утихают и сегодня [8, с. 243].

Так, известный историк С. М. Соловьёв считал, что Пётр I заслуживает звания «великий» [9, с. 332]. Свою оценку личности Петра даёт Н. М. Карамзин, который, признавая величие императора, указывает в то же время и на ряд его недостатков, к примеру, на чрезмерное увлечение иностранным и утрату в связи с этим «благоразумия» [5, с. 257].

Известные поэты XVIII-XIX вв. буквально обожествляли Петра Первого. Так, М. В. Ломоносов посвятил императору такие строки: «Он Бог, он Бог твой был, Россия» [7, с. 18]. Позже ему вторил Г. Р. Державин: «Не Бог ли в нём сходил с небес?» [4, с. 24].

Цель исследовательской работы: используя различные материалы проанализировать факты деятельности и взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников императора.

Задачи исследовательской работы:

1)     рассмотреть личность Петра I;

2)     изучить и сравнить работы известных историков, философов разных времён и современников Петра I;

3)     проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.

Для проведения своего исследования я использовала историко-системный метод. Суть такого метода заключается в обобщении исторических фактов и создании единой системы, а также рассмотрение и оценивание отдельных фактов с позиции всей системы.

Мой интерес к жизни и деятельности Петра I вызван тем, что его деятельность продолжает и в настоящее время вызывать резкие споры у историков, философов.

Данная тема является актуальной, так как у многих школьников возникает вопрос: кто он Пётр I — великий реформатор или великий тиран? Реформы Петра I — это прогресс в истории России или откат назад?

С одной стороны, реформы имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости.

С другой стороны — осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.

Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты.

Вся его внутренняя политика была направлена на укрепление государства. Пётр I коренным образом изменил внутреннее устройство государства, проведя ряд реформ: экономическую, сословную, военную, церковную, управленческую и др. [11, с. 225].

Провёл перепись населения, распределил подать с помещиков, крестьян и прочих. Начал производить военную технику, сформировал российский флот, сделал Санкт-Петербург главным портом (в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану).

Было сокращено отставало Российского государства и в области духовной культуры. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий [10, c. 67].

В 1724 г. была основана Академия наук (открылась в 1725 г.). Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности.

В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы — светская и духовная [1, c. 272].

При правлении Петра активно проникали в русскую жизнь элементы светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета «Ведомости» [6, c. 140].

Реформы преодолели экономическое отставание страны от других европейских государств. Так, вводились беспроцентные ссуды, рассрочка платежей, беспошлинный ввоз нужного товара из-за границы, привилегии. Таким образом, проявлялась политика протекционизма и меркантилизма в России.

Уделялось внимание усовершенствованию сельхозтехники. В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития.

Появились новые денежные единицы — копейка, полушки, денежки, червонцы [3, c. 125].

Словом, полностью преобразовал, укрепил Россию, и превратил в великую империю.

Но нужно отметить и другой аспект. Несмотря на то что Пётр I естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными, носили во многом импровизационный характер. Они не были результатом тщательного продуманного плана или кабинетной работы. Напротив, они выросли из проблем современности, из самой жизни, из насущных потребностей общества.

По этой причине часть задуманного изменялась, часть отменялась или, напротив, совершенствовалась. Таким образом, в преобразованиях Петра I есть много незавершённого и противоречивого.

Таким образом, проанализировав все существующие исторические факты деятельности Петра Великого, я пришла к выводу, что несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны.

Пётр Великий, не жалея ни душевных, ни физических сил, посвятил всю свою жизнь процветанию Российской Империи.

Можно привести слова известного российского историка И. Буганова, что с Петра I «начинается новая эпоха — преобразователя России, выведшего её на новые пути». [2, c. 113].

 

Литература:

 

  1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого [Текст] / М. Аксенова. Аванта +, Москва 2000.
  2. Буганов, В. И. Пётр Великий и его время [Текст] / В. И. Буганов. — М.: Наука, 1989.
  3. Гайдуков, П. Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки XIV-XVII вв. [Текст] / П. Г. Гайдуков. — М.: Палеограф, 2006.
  4. Державин, Г. Р. Стихотворения [Текст]/ Г. Р. Державин. — Петрозаводск: Карелия, 1984.
  5. Карамзин, Н. М. История государства российского [Текст] /Н. М. Карамзин. — М.: Эксмо, 2009.
  6. Кононенко, Б. И. Культура. Цивилизация. Россия. [Текст]/ Б. И. Кононенко. Издательство «Щит-М», Москва 2003.
  7. Ломоносов, М. В. Избранные произведения [Текст] /М. В. Ломоносов. — Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1980.
  8. Митрофанов, В. В. Пётр Великий в оценках С. Ф. Платонова [Текст] // Историк и историческая память. — 2015. — № 11.
  9. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен [Текст] / С. М. Соловьёв. — М.: Эксмо, 2009.
  10. Цечоев, В.К. и др. Отечественная история. [Текст] / В. Е. Асташин, В. К. Цечоев. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004.
  11. Шмурло, Е. Ф. История России 862–1917 гг. [Текст] / Е. Ф. Шмурло. — М.: Аграф, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, исследовательская работа, XVIII-XIX, Великое, история России.


Похожие статьи

Развитие школьного исторического образования в странах Европы...

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального

Курсы Истории России, разработанные по историко-культурному стандарту, и по всеобщей

Страны Востока в XVI—XVIII вв. Россия вxvi— XVII веках: от Великого княжества кцарству.

Проблемы истории российской цензуры в отечественной...

Первая работа представляет собой очерк истории цензурных учреждений в России ХVШ-ХIХ вв., написанный с охранительных позиций, автор

К концу ХIХ-началу ХХ в. был накоплен достаточный источниковый и исследовательский материал по истории отечественной...

Величие немки, полюбившей Россию | Статья в журнале...

Энциклопедия Истории России. www.encyclopaedia-russia.ru. Сумароков А.П. Избранные

В период XVII–XIX веков в России помимо массового привлечения. По поручению Петра I

русский язык, курсовая работа, Великое, время, заимствование, Первое, время правления...

Технология эффективной организации...

В статье раскрыта структура учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории, показана руководящая роль учителя в ее организации и выявлены возможности

Технология эффективной организации учебно-исследовательской работы учащихся по истории.

История развития проблемы исследовательского метода...

Организация исследовательской деятельности и привлечение к ней школьников дает

Проблема развития исследовательских умений у учащихся имеет давнюю историю.

«Великая дидактика» Я. А. Коменского в XVII веке заложила основы нового взгляда на цели...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIIIXIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений...

Школьное дело при Петре I | Статья в журнале «Молодой ученый»

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы светского...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое. Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное...

Похожие статьи

Развитие школьного исторического образования в странах Европы...

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории...

Проблемы обучения по новому учебнику истории. Из опыта работы

Выбор учебника по истории России должен осуществляться на основе федерального

Курсы Истории России, разработанные по историко-культурному стандарту, и по всеобщей

Страны Востока в XVI—XVIII вв. Россия вxvi— XVII веках: от Великого княжества кцарству.

Проблемы истории российской цензуры в отечественной...

Первая работа представляет собой очерк истории цензурных учреждений в России ХVШ-ХIХ вв., написанный с охранительных позиций, автор

К концу ХIХ-началу ХХ в. был накоплен достаточный источниковый и исследовательский материал по истории отечественной...

Величие немки, полюбившей Россию | Статья в журнале...

Энциклопедия Истории России. www.encyclopaedia-russia.ru. Сумароков А.П. Избранные

В период XVII–XIX веков в России помимо массового привлечения. По поручению Петра I

русский язык, курсовая работа, Великое, время, заимствование, Первое, время правления...

Технология эффективной организации...

В статье раскрыта структура учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории, показана руководящая роль учителя в ее организации и выявлены возможности

Технология эффективной организации учебно-исследовательской работы учащихся по истории.

История развития проблемы исследовательского метода...

Организация исследовательской деятельности и привлечение к ней школьников дает

Проблема развития исследовательских умений у учащихся имеет давнюю историю.

«Великая дидактика» Я. А. Коменского в XVII веке заложила основы нового взгляда на цели...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIIIXIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений...

Школьное дело при Петре I | Статья в журнале «Молодой ученый»

начальная школа, русский язык, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность учащихся, программный...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы светского...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое. Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное...

Задать вопрос