Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.06.2018

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133. — URL https://moluch.ru/young/archive/17/1250/ (дата обращения: 18.01.2020).



 

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

 

 

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey.

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

 

Баба Яга — одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она — из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель — олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках — совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

 

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

«кричит громким голосом, свистит молодецким посвистом»

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж:

похитила братца

Баба-Яга

«костяная нога — холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж:

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога — на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

«толстый голос»

Отрицательный персонаж:

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

 

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % — отрицательный, 51 % — положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга — положительный или отрицательный персонаж?»

 

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня — злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

 

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

 

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга — очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

 

Литература:

 

  1.      Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. — Белый город: 2010, 364 с.
  2.      Науменко Г. Вся славянская мифология. — М.: АСТ, 2004. — 190 с.
  3.      Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.
  4.      https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5.      https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, начальная школа, положительный персонаж, отрицательный персонаж, Яга, костяная нога, сказка, Баба, мнение учеников, пользователь.


Похожие статьи

Образ Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале...

Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать

3.Волшебная нога. Общая характеристика Бабы Яги. Баба Яга- старая горбатая колдунья с...

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада...

Эзотерика в русских народных сказках | Статья в журнале...

Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими

Бабаяга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как

Кощей — бессмертный — ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого...

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Положи́тельный геро́й — литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные

Два других персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем

Любопытно, что общепринятое мнение в рассказах Сухомлинского может быть нарушено.

Осмысление языческого начала в христианском контексте сказок...

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты.

Поэтому природные «персонажи» в пушкинской сказке есть, но они лишены

И прощение ткачихи, поварихи, сватьи бабы-бабарихи уже не выглядит нелогичным: внутренний...

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

 индивидуальные, с космических событий на социальные. Появление в волшебной сказке

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки

Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то...

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы...

Благодаря этому у обучающихся в начальной школе развивается потребность в овладении

Учащийся становится способен осознать себя как социально активный элемент в большом

Преимущества использования сказок на занятиях по немецкому языку в начальной школе, по...

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Но начальный элемент сюжета выделен драматургом абсолютно четко: это завещание покойного короля страны, где происходит действие, требующее от наследной принцессы найти себе мужа, который отвечал бы определенным условиям и сумел бы хорошо управлять страной.

Похожие статьи

Образ Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале...

Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать

3.Волшебная нога. Общая характеристика Бабы Яги. Баба Яга- старая горбатая колдунья с...

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»: «БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада...

Эзотерика в русских народных сказках | Статья в журнале...

Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими

Бабаяга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как

Кощей — бессмертный — ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого...

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Положи́тельный геро́й — литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные

Два других персонажа могут появиться в ролях, которые являются злодейскими в более общем

Любопытно, что общепринятое мнение в рассказах Сухомлинского может быть нарушено.

Осмысление языческого начала в христианском контексте сказок...

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты.

Поэтому природные «персонажи» в пушкинской сказке есть, но они лишены

И прощение ткачихи, поварихи, сватьи бабы-бабарихи уже не выглядит нелогичным: внутренний...

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

 индивидуальные, с космических событий на социальные. Появление в волшебной сказке

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки

Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то...

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы...

Благодаря этому у обучающихся в начальной школе развивается потребность в овладении

Учащийся становится способен осознать себя как социально активный элемент в большом

Преимущества использования сказок на занятиях по немецкому языку в начальной школе, по...

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Но начальный элемент сюжета выделен драматургом абсолютно четко: это завещание покойного короля страны, где происходит действие, требующее от наследной принцессы найти себе мужа, который отвечал бы определенным условиям и сумел бы хорошо управлять страной.

Задать вопрос