Учителя-фронтовики Северо-Енисейской школы № 1 имени Е. С. Белинского | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 659 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Ю. П. Учителя-фронтовики Северо-Енисейской школы № 1 имени Е. С. Белинского / Ю. П. Мельникова, С. Н. Блинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 30-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1248/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Введение

Копия Изображение 003

В условиях современного общества все более актуальными становятся задачи воспитания патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, родного края. Стремительно, словно куда-то спешат, пролетают год за годом. Вот и век двадцатый, насыщенный великими историческими событиями, уже в прошлом. Каждый год любого века оставляет в людской памяти незабываемые даты, такой в жизни нашей страны стала самая главная, самая чтимая — День Победы. Сейчас мы стоим в преддверии 73 годовщины Великой Победы. Тем, кто проявлял в годы войны чудеса героизма на фронте и в тылу уже далеко за девяносто, многих уже нет в живых. Среди них фронтовики, бывшие учителя МБОУ ССШ № 1. Меня особенно интересовали боевые судьбы этих людей. Кто же они, учителя-фронтовики? Как сложились их судьбы? Это интереснейшая тема. Поэтому я и решила свою работу посвятить теме: «Учителя-фронтовики моей родной школы». Они учили моих родителей патриотизму, мужеству на своих уроках. А каковы были сами? Как сложились их судьбы после войны? Я поставила задачу: узнать подробнее о наших замечательных ветеранах, чьи имена многократно повторяются в воспоминаниях выпускников, североенисейцев. На мой взгляд, на фронтовиках, пришедших в школьные классы, лежала особая миссия. В них дети видели спасителей. В глазах же тех мальчишек и девчонок, чьих отцов отняла война, они воспринимались как люди, жизненные советы и наставления которых закрепились в сознании как отцовские наказы.

Целью моего исследования является восстановление биографии учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1, которые внесли неоценимый вклад в развитие образования, культуры и спорта в Северо-Енисейском районе, Не допустить того, чтобы вклад учителей нашего района забывался и стирался из памяти людей. Увековечить их на стендах музея боевой славы школы № 1, чтобы будущее молодое поколение знало и помнило наших героев не только войны, но и послевоенных годов.

Задачи, которые должна выполнить моя работа:

‒                    способствовать развитию интереса у подрастающего поколения к

‒                    изучению истории страны через практическое участие в работе

‒                    школьного музея;

‒                    воспитывать чувство гордости за страну, за свой народ;

‒                    шефство над ветеранами Великой Отечественной войны;

‒                    сохранение и увековечение памяти о подвигах наших земляков.

Задачи, которые должна выполнить я для достижения цели:

‒                    изучить военные события, в которых принимали участие наши учителя-фронтовики,

‒                    провести встречи с людьми, через судьбы которых прошла война, записать их воспоминания.

‒                    Проанализировать и сгруппировать теоретический материал, который находиться в районном и школьном музеях

‒                    Изучить литературу, связанную с фронтовиками нашего района.

Актуальность темы обусловлена стремлением сохранить имеющийся материал из истории учительства «МБОУ ССШ № 1 им. Е. С. Белинского» гп. Северо-Енисейского. Рассказать о людях, которые прошли Великую Отечественную войну и до конца жизни посвятили себя детям. Ведь в условиях современного общества все более актуальными становятся задачи воспитания патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, родного края.

Описание объектов исследования.

В работе исследуются военные годы и послевоенный период жизни Александра Анатольевича Кржижановского, Владимира Ивановича Власенко, Павла Ильича Гусева, Павла Федоровича Климова, Марии Федоровны Федоровой. Из имеющегося материала, из бесед с близкими, жителями поселка, жившими и работающими с ними в одно время, я узнала о жизненном пути этих людей, как прожили они военные и послевоенные годы. На долю этих людей выпало немало испытаний. Им пришлось жить не только в военное время, но в голодные и холодные послевоенные годы. Они прожили трудную жизнь, но учили детей и несли в народ знания.

Предмет исследования.

Военные и послевоенные годы учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1

Основная часть

Учителя-фронтовики ССШ № 1 в Великой Отечественной войне

Двадцать второго июня одна тысяча девятьсот сорок первого года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением гитлеровской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. На борьбу с ним поднялась вся наша огромная страна. В первых рядах добровольцев и призванных на службу оказались учителя, о которых пойдёт речь в нашем повествовании.

 

 


Александр Анатольевич Кржижановский

Фронтовик, директор, писатель…

http://ldd.ucoz.ru/Letopis/Veterani/2/krzhizhanovskij_a.a..jpg

Кржижановский А.А.

 

Свою работу по восстановлении биографий учителей я начала с директора школы с 1955 по 1961 г. Александра Анатольевича Кржижановского.

Александр Анатольевич Кржижановский родился 10 сентября 1918 года в Южно-Енисейской тайге, поселке Старая Печенга. Позже жил на руднике Аяхта в посёлке Пит-Городок Северо-Енисейского района. В 1936 году уже стал работать учителем.

А. А. Кржижановский был призван на службу в Красную Армию в 1943 году. Часть формировалась в городе Ачинске. По прибытии в часть его назначили комиссаром второго стрелкового батальона. Его дивизия была резервной и обучала солдат военному искусству. Вскоре он был зачислен в штаб полка в этой же должности, то есть комиссара батальона.

В 1944 году был принят кандидатом в члены ВКП–Всесоюзной коммунистической партии. В этом же году в мае его дивизия была отправлена на фронт. Но судьба распорядилась по-иному: вместо фронта и боев с немцами дивизия направилась на Западную Украину, в Закарпатье для борьбы с бандеровцами. Служба здесь была особенно опасной, так как в любую минуту из любого окна, чердака могла вылететь смертельная пуля.

«9 мая была закончена Великая Отечественная война, а наша дивизия продолжала боевые операции против бандеровцев весь 1945 год: прочёсывала леса от засевших там врагов Советской власти, диверсантов, террористов», — вспоминал Александр Анатольевич.

В январе после демобилизации вернулся в Пит-Городок и в 1947 году уже работал директором школы. Слухи о нём ходили, как о хорошем руководителе. Для детей он был как отец. Некоторые его так и называли «батя». Сам он очень любил детей, но был требователен и строг, ничего не оставлял безнаказанным. Был очень порядочным человеком и большим патриотом.

С 1950 года директором северо-Енисейской ШРМ (школы рабочей молодёжи). С 1955 года он курировал строительство новой каменной школы в посёлке. И с 1956 года, открыв новую красавицу на улице Ленина, был директором поселковой средней школы 5 лет.

А. А. Кржижановский, вспоминают его ученики, был замечательным учителем литературы. Многие произведения великих русских поэтов он читал наизусть: «Евгений Онегин»- роман в стихах А. С. Пушкина, поэма «Хорошо» В. В. Маяковского. Именно он организовал в школе драматический кружок. Учащиеся школы с постановками выступали на сцене клуба поселка. В число постановок входили такие как: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Свадьба» А. П. Чехова, " Золушка» И. Шварца и другие. Кроме того он замечательно играл на баяне.

А. А. Кржижановский- автор книги «Реквием у обелиска» (1995г.) о североенисейцах, а точнее, о жителях Пит-Городка, Кондуяка, рудников Аяхта, Ильинский, Дорогой, Ериминский. Сам защищавший Родину в годы фашистского лихолетье, он считал своим долгом перед невернувшимися земляками, их вдовами и детьми, увековечить их имена своеобразным обелиском. Начался многолетний поиск. И Диплом лауреата краевого литературного конкурса на лучшее произведение о войне, посвященное 50-летию Великой Победы — высокая оценка благородного нравственного подвига Александра Анатольевича. Эту книгу Александр Анатольевич посвятил своему другу Владимиру Варыгину, который погиб под Калинковичами.

Переехав в Новоенисейск, супруги Кржижановские продолжали педагогическую деятельность до 1982 г. Находясь на заслуженном отдыхе, Александр Анатольевич ведет огромную общественно значимую работу. Он депутат Лесосибирского горсовета, активист городского совета ветеранов, принял самое непосредственное участие в организации городского музея. Завершил свой трудовой путь тем, что преподавал русский язык и литературу, основы государства и права в Лесосибирской школе № 2.

По состоянию здоровья Александр Анатольевич уже не может вести прежнюю активную общественную работу, но в меру своих сил продолжает работать над книгой о земляках-североенисейцах.

В 1997 году супруги Кржижановские отпраздновали 50 юбилей совместной жизни.

Жена Александра Анатольевича, Людмила Георгиевна Катаева в довоенном 1938 году работает учителем Питской средней школы, новый учебный год победоносного 1945 года она начала завучем. Проявила себя инициативным, грамотным педагогом, и ее выдвигают на ответственную работу — заведующий Северо-Енисейским РОНО (1949–1956 гг.). Затем перевод на партийную работу.

Л. Г. Катаева награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовое отличие», двумя медалями «За трудовую доблесть», юбилейными медалями.

А. А. Кржижановский имеет множество наград, в том числе медаль «За победу над Германией», орден «Великой Отечественной войны», медаль «За трудовое отличие», значком «Фронтовик 1941–1945 гг.», юбилейные награды.

Владимир Иванович Власенко

C:\Users\1\Desktop\ноу 2018 Мельникова\Власенко\IMG_4768.JPG

В.И. Власенко. Вырезка из газеты.

 

Власенко Владимир родился 1922 году.

Едва отшумел школьный бал десятиклассников 1941 году, где выпускником был Владимир Власенко, как пришло грозное известие о начале войны. Однако, война обходилась пока без северо-енисейских парней. И только 28 июня 1942 оправились в Красноярск юноши Северо-Енисейского района, в том числе и 19-летний Владимир Власенко. Несколько дней обучения, и батальон связистов отбывает эшелоном под Сталинград. Это были очень тяжелые дни для нашей Родины. Фашисты во что бы то ни стало, хотели взять твердыню на Волге. Но мужество и стойкость защитников были превыше боевой мощи врага: фашисты были разбиты. Там погибло немало наших земляков, а Власенко продолжал тянуть тысячные метры телефонного провода долгие месяцы войны.

Хмурой осенью 1943 года наши войска подошли к Днепру. Помощник командира взвода сержант Власенко получил приказ обеспечить бесперебойную связь передовой линии со штабом. Прямо напротив расположения их части находилась знаменитая сильно укрепленная врагом крепость- остров Хортица. С острова прямой наводкой била артиллерия фашистов. В таких условиях очень трудно было обеспечить связь. По ходу сообщения сержант Власенко и его друг-одноклассник Петр Батькин добрались до намеченного участка. «Вот здесь»- сказал Власенко. «Будет сделано, сержант, не беспокойтесь»- ответил связист Батькин и с катушкой провода выскочил из окопа. Через несколько минут он был убит крупным осколком снаряда. Но приказ был выполнен, бесперебойная связь обеспечена. В эти трудные погибло еще много наших солдат.

Но сибиряки продолжали с боями идти вперед. Продолжали тянуться тысячные метры телефонного провода дни и месяцы войны. В один из осенних дней 1944 года батальон связи перешагнул границу Югославии. Остановились под городом Великая Кикинда. Командование разрабатывало план наступления. Взвод сержанта получил приказ немедленно обеспечить связь. Всю ночь «мессершмитты» вешали «фонари», на утро артобстрел и бомбежка еще более усилились. Один за другими падали убитыми и раненными связисты, но приказ был выполнен. За эту трудную операцию сержант Власенко получил награду- медаль «За боевые заслуги». И снова вперед. Через разрывы снарядов, пули и бомбы, сквозь грозные дни и ночи войны тянули связисты провод жизни, живые заступали место мертвым. Позади оставалась родная земля с незаметными холмиками над могилами умерших. И как память об этих днях грудь сержанта-связиста украшают боевые награды: медали «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За победу над Германией». По дорогам Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии ступала нога солдата-сибиряка, принося в эти земли покой и мир, освобождая страны от ужаса порабощения. За мирную жизнь на землях народов-братьев они платили самой дорогой ценой- своими жизнями. Все эти земли усеяны их могилами. Лишь немногие связисты батальона из 250 остались живы и вернулись на Родину. [6]

Но в 1946 году Владимир Иванович Власенко демобилизовался и пришел в школу. Уже 21 год его жизни неразлучно связан с ней. За это время он окончил учительский и педагогический институты. 8 лет работает директором школы с 1961–1969 гг. Власенко вспоминают, как умного, требовательного, но справедливого директора школы, как талантливого и творческого учителя математики. Владимир Иванович хорошо пел. Был солистом и участником учительского хора. Хор учителей в 60-е годы занимал первые места в слетах художественной самодеятельности.

Это достойный путь бывшего солдата, отстоявшего мирную жизнь на земле для всего справедливого, юного, для счастья сотен миллионов людей.

Жена Власенко В. И. Антонина Петровна была учителем географии, ее сестра Екатерина Петровна Тороповская — учителем литературы. Это была семья истинных учителей. Две дочери Власенко В. И. тоже стали учителями.

Павел Ильич Гусев

Изображение 001

1949 г.

 

Павел Ильич Гусев родился в Новосибирской области в 1917 году (число и месяц неизвестны, поэтому считают 1 июля). В 1937 году приехали «на разведку» за лучшей жизнью в Северо-Енисейск его родители Илья Тихонович и Екатерина Прокопьевна Гусевы. А уже в 1939 году в Северо-Енисейский район родители Павла привезли в район молодую жену сына с 10-месячной дочкой Альбиной, потому что их сына после окончания педучилища забрали служить в Красную Армию.

Служба заканчивалась, надо было возвращаться к дочери, которую не видел 2 года. Но началась война. Павел Гусев ушел защищать Родину, пройдя дорогами войны до Победы. Он воевал в звании сержанта. Служил на Западном и Белорусском фронтах. Павел Ильич — командир отделения связи 3 батареи 1091 Корпусного Артиллерийского полка.

В наградном листе от 4.04.1945 года описан подвиг связиста:

«В период боев с 26 по 30 марта 1945 года., по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе Кюстрин, тов. Гусев умело организовал работу своего отделения по связи с НП и ОП батареи. Несмотря на сильный обстрел противником, т. Гусев только на первый день боя лично исправил 16 порывов по линии и этим вовлек все свое отделение. Телефонисты его отделения, также бесстрашно действовали на линии, не допуская перебоев в работе связи. За эти дни боев, батареей уничтожено: 2 зенитных батареи, до 10 пулеметных точек и разбит один блиндаж.

Тов. Гусев дисциплинированный младший командир, опытный связист свои знания умело передает подчиненным, у которых пользуется авторитетом и уважением.

Представляю сержанта Гусева Павла Ильича к Правительственной награде Орденом Славы 3 степени».

Павел Ильич имеет большое количество наград, таких как: медаль «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Отвагу», юбилейные награды. Также имеет дипломы и наградные листы как военного времени, так и «За многолетний и добросовестный труд» в послевоенное время (см. приложение).

Только в 1946 году Павел Ильич вернулся в Северо-Енисейский, где его приняли учителем начальных классов в поселковую школу.

Сначала работал в маленькой трудпоселковой школе в Сухом Логу, впоследствии перешел работать в новую начальную школу на ул. Маяковского (на месте нынешнего ЦРБ). Павлу Ильичу неоднократно предлагали стать директором, как школы, так и пионерских лагерей. Но, со слов дочери Павла Ильича, Гриченко Альбины Павловны, он начальствовать не любил, он просто хотел учить детей.

Павел Ильич отдал школе более 30 лет, он был замечательным учителем, и родители стремились устроить своих детей именно в класс учителя-фронтовика. Трое детей П. Ф. Климова учились именно у Павла Ильича. Павел Ильич умел дружить, его любили и уважали в коллективе. А лучшим другом его был учитель русского языка и литературы, фронтовик, старший по возрасту Почекутов Василий Николаевич, бывший директором школы в 1947 году. Павел Ильич любил читать. Его любимым писателем был М. А. Шолохов и его книга «Судьба человека»

Он занимался с детьми и после уроков: показывал кино на аппарате «Украина» (этот факт вспоминают все его ученики), ходил на лыжах, просто гулял. Уехав в Красноярск, долго получал приглашения на выпускные вечера.

А сейчас его династия в нашей школе продолжается. В школе учителем математики работает его внучка Ловягина Марина Владимировна

 

Павел Федорович Климов

C:\Users\1\Desktop\ноу 2018 Мельникова\Климов\IMG_4884.JPG

Климов П.Ф. 1951 г.

 

Родился он 1 января 1920 года в г. Иванове. Окончил десятилетку. Одному Богу известно, откуда у мальчишки, выросшего в маленьком сухопутном городке Иваново, появилась мечта о море. Могучая, вольная стихия манила парня настолько, что вопроса о том, куда Павел Климов будет поступать после окончания школы, даже не стояло — Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Но у судьбы был свой хитрый план. В 1937 году Климов в училище не поступил, не хватило двух баллов. Но это не остановило упрямого мечтателя, в 1938-м он едет в Севастополь и поступает в Высшее военно-морское училище имени Нахимова. А в 1940-м году неожиданно даже для самого Павла Фёдоровича сбывается его заветная мечта: часть курса перевели в Ленинград из-за нехватки студентов, и Климов стал учиться там, где так сильно хотел.

В 1941 году курсант Климов проходил практику на крейсере «Днепр», где его и застигла война. Всех курсантов в срочном порядке высадили на берег и эвакуировали в Ленинград. Через некоторое время пришлось эвакуироваться и оттуда, местом дислокации училища назначили Астрахань. «И мы из Ленинграда через Кобону, Ладожское озеро, по железной дороге почти месяц добирались до Астрахани. Был голод, на тот момент мы уже полтора месяца прожили в блокаде, многие умерли по дороге, многие болели и по прибытии в саму Астрахань долго приходили в себя, набирали форму», — рассказывает Павел Фёдорович.

В 1942 году поступил приказ о досрочном выпуске курса, и весь курс, все 62 человека, среди которых был и мой собеседник, ушли в Сталинград. «Я попал на канонерскую лодку «Ларин», — вспоминает фронтовик, — прослужил на ней два месяца, участвовал в нескольких операциях, в одной из которых получил тяжелое ранение, меня эвакуировали в Москву, в госпиталь. А после пришло распоряжение о моем переводе на Балтийский флот. Ленинград в блокаде, я с большим трудом добрался туда, а там получил назначение на катер БМО (большой морской охотник) старшим помощником командира. Корабль мы принимали в Ленинграде, последние испытания проводили на Неве, потому как Финский залив уже обстреливался. На реке вообще нельзя проводить замеры, течение не позволяет. Но выбора у нас не было. Война…»

Спецоперации шли одна за другой, медленно, но верно наши били немцев, отвоевывая потом и кровью километры родной земли. В 1943 году дивизион, в котором служил Климов, перевели на остров Лавенсари, который располагался на стыке Балтики с Нарвским заливом. Там, в тылу у немцев, Павел Фёдорович провоевал еще два года. После, в 1944 году, когда штурмом взяли Таллин, дивизион Климова перебазировался в столицу Эстонии. Последнюю операцию он проводил, уже будучи командиром отряда БМО, который должен был прорваться в Клайпеду и обеспечить артиллерийскую поддержку торпедным катерам. Это уже был апрель-май 1945 года. Именно там, недалеко от Курляндии, Павел Фёдорович и встретил победу. О конце войны узнал в ходе операции, от немцев. Среди военных наград присутствуют — орден Красной Звезды и Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени.

После войны Павел Фёдорович хотел поступить на географический факультет, но не получилось. Демобилизовался в 1946 году и уехал в Горький, где работал на служебном министерском судне «Плёс» (бывшая царская яхта «Орел) Китель фронтовика сплошь увешан орденами и медалями, но сам ветеран говорит об этом очень сдержанно. До сих пор в этом пожилом человеке, в каждом его слове и движении читается мужество, достоинство и выдержка настоящего морского офицера, боевая молодость которого говорит сама за себя.

Из красноярской респектабельной газеты «Конкурент» в разделе «Честь и мужество» от 15.02.2012 года напечатано интервью с Климовым П. Ф., внёсшим большой вклад в развитие спорта Красноярского края.

— Павел Фёдорович, в этом году исполняется 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. Это большой праздник для всех, но для вас — особенно. Как-то готовитесь к 9 Мая?

Да, большая дата, конечно. Много лет прошло, но тот самый День Победы я не забуду никогда. Мы участвовали в операции, шли близ немецких берегов с затемненными огнями, как говорится, крадучись. О том, что война кончилась, мы узнали от немцев! Представляете? Мы пересекали линию фронта, шли медленно и тихо, как вдруг на берегу у немцев увидели фейерверки. У немцев, не у нас! У нас по фронту сразу даже не объявляли, что война кончилась. Мы смотрим и понять не можем, в чём дело. Чуть позже было обращение Военного совета флота Балтики, мы получили приказ возвращаться. Но из Курляндии немец не сразу капитулировал, до 16 мая шли ожесточенные бои по линии фронта! Немцы старались вывезти всё ценное в Швецию. И с 9 по 16 мая мы выходили в море, искали их корабли и пленили. Вот так 16 мая и кончилась для нас война. На этот День Победы я планирую съездить в Петербург, повидаться с катерниками, каждые два года у нас проводятся встречи фронтовиков, приём у командующего флотом, обязательно съезжу в Кронштадт.

Павел Фёдорович, какое напутствие можете дать молодёжи?

Хотелось бы, конечно, попросить их не забывать о той войне, о той победе, которая досталась нам невероятно тяжело. Мы выстояли, мы бились за будущее, наше будущее, ваше будущее. Хочется, чтобы вы позаботились о нашем прошлом, о тех, кто погиб, сражаясь за Родину. У нас много могил фронтовиков, которые нуждаются в уходе. Не хочется, чтобы они были стерты с лица земли бесследно. Именно с этой просьбой хотелось бы обратиться к молодым. Давайте вместе сохраним добрую память о тех, кто отстоял нашу землю ценой своей жизни. [8]

В 2012 году Павлу Фёдоровичу было 92 года. Жизнь его была наполнена великими событиями.

В 1939–1940 гг. — двукратный чемпион Черноморского флота по боксу в легчайшем весе. В 1948 г. в связи с направлением жены Павел Федорович прибыл в пос. Северо-Енисейский. Выпускники 1950–1960 гг. до сих пор уважительно и сердечно вспоминают учителя истории, географии, физкультуры, преподавателя военного дела Павла Федоровича Климова.

В 1961 г. избран председателем ДСО (добровольно-спортивного общества) «Труд» и председателем райспорткомитета. И первое, что он делает, начинает обучение спортивного актива. Климов и северо-енисейский спорт понятия где-то синонимические. 1948 года по инициативе Климова были разобраны 3 учебных кабинета и создан первый школьный спортзал. Был учителем физкультуры и классным руководителем, а по вечерам проводил различные секции — лыжную, бокс и волейбол. И увлек туда не только учеников, но и рабочих шахты и фабрики. Он активно занимается созданием материально-технической базы спорта в районе. По инициативе Климова были приобретены лыжи, боксерский ринг, гимнастические снаряды. Как бывший военный, Климов не терпит неразберихи и компанейщины. Урок физкультуры становится одним из основных в школе. появляется много спортивных секций, дети сдают нормативы на получение спортивных разрядов.

Он стремится поставить спортивную работу на плановую основу. На одном из заседаний совета учителей физкультуры района в 1948 году составляется годовой план спортивных мероприятий, в котором главное место отводят проведению спартакиад школьников. И этот план становится основой спортивной работы с учащейся молодежью. Вспоминает, как в 1948–1949 учебном году провел лыжный агитпробег по маршруту Северо-Енисейский — Золотой Бугорок — Елизаветка — Суворовский — Северо-Енисейский. В составе группы лектор-редактор газеты «Северный рабочий» Н. И. Черепанов, 12 старшеклассников-спортсменов. Они проводили разъяснительную работу о предстоящих выборах народных заседателей и выступают на приисках с концертами. Большую помощь инициатору похода и руководителю группы П. Ф. Климову оказали руководители приисков, директор Соврудника Е. И. Бодягин даже выделил лошадь для перевозки костюмов и декораций. Особенно запомнился 1961 год, вспоминает Павел Федорович, когда сборная района по лыжным гонкам впервые заняла первое место в краевых соревнованиях. Победу тогда принес Николай Жарков — бурильщик шахты «Советская» и Челноков — инженер ЗИФ.

Традицией в Северо-Енисейском районе стало ежегодное зональное соревнование по футболу на кубок «Север». Среди дудинцев, игарчан, енисейцев, маклаковцев, мотыгинцев северяне чаще всего побеждали не потому что были хозяевами поля, а потому что было упорство, натренированность североенисейских игроков.

Роль Павла Федоровича Климова в жизни района оценил И. М. Гайнутдинов(Глава Северо-Ениесейского района) так: «Павел Федорович внес дух настоящего спорта в жизнь района: сплоченность команды, честность борьбы и воля к победе».

П. Ф. Климов-«Отличник физической культуры РСФСР»(1968г.), «Ветеран профсоюзного движения»(1972г.) Впоследствии, уезжает в Красноярск и там продолжает заниматься развитием спорта. Он становится руководителем краевого спорткомитета.

Мария Федоровна Федорова

Копия Изображение 013

М.Ф. Федорова

 

В школе не только мужчины защищали Родину. Лихая година заставила смотреть в глаза войне и совсем ещё молодых девушек. Так волею судьбы оказалась в прифронтовой полосе учительница, завуч северо-Енисейской школы № 1 Фёдорова М. Ф.

Родилась Мария Федоровна в 1924 году в Старорусском районе Новгородской области в семье крестьянина. Семья была большая: шестеро детей. Во время войны попала под немецкую оккупацию, видела все ужасы войны. Начала учиться в Валдайском педучилище в 1939 году, а закончила только в 1947 году. «Всё война виновата!» Работать же учительницей начала в 44-м, сразу после освобождения Старой Руссы от фашистских захватчиков. Надо было учить детей.

В 1948 году вышла замуж за Фёдорова Ивана. А через 4 года с двумя маленькими детьми (дочке 2 года, сын — грудной младенец) отправилась за мужем в ссылку в Северо-Енисейский район. Время было такое: всюду мерещились враги народа. Добирались целый месяц: долго, трудно, голодно и холодно.

С 1952 года — учитель начальных классов, а потом завуч в ставшей для неё родной Северо-Енисейской средней школе № 1. С 1963 года — член КПСС, несколько раз избиралась членом райкома, председателем народного контроля. 46 лет отдано школе, посёлку, району.

За это время выросли дети, появились внуки, умер любимый муж. Вспоминалась прожитая жизнь, казалось, такая длинная. А на самом деле… Описание её уместилось на двух листах бумаги. Но в этих коротких предложениях передано всё: счастье и горе, радость и боль. Одним словом, жизнь. А ещё — наказ самым близким и дорогим.

Мария Федоровна писала:

«Детство…Самая прекрасная пора. Шумной гурьбой на речку: купаться, ловить рыбу. В лес: за грибами и ягодами.

Школа, первый класс. Писали на грифельных досках. Каждый урок интересен. Лепка из глины. Катание с горки на ледяшках-самоделках.

3–4 класс. За три километра. Новый коллектив. Новый учитель. Помощь колхозу. Вся школа, все работали. Подводили итоги. Весело, интересно, здорово.

1939 год. Деревня Речные-Катцы. Экзамены. Самая прекрасная пора. Весна. Цвет черёмухи, подснежники. Букеты цветов на столе учителя. Как это здорово! Прощание со школой, учителями. Сколько слёз при расставании…

Город Старая Русса. Педучилище Вступительные экзамены. Общежитие. Слёзы. На берегу Лавати аэродром. Парашютисты. Всё впервые. Здорово, интересно: учёба, походы на лыжах, бег в противогазах. Тревога в 12 часов ночи перед войной.

Война. Страшно. Бомбы летят. Лес. Окопы. Раненые, убитые. Прячемся. Мёртвых подбираем, хороним. Голод, холод. Работа в школе. Дети, измученные, старались учиться.

Победа. Как это здорово. Станция, вокзал, речь Молотова, об окончании войны. Крики, поцелуи от радости. Восстановление разрушенного. Работа в колхозе, дома после школы.

1952 год. Посёлок Северо-Енисейский. Работа. Очень здорово видеть результаты своей работы (Саша Иванов, Валентин Едунов, Геннадий Павлов — лётчики. Надя Деньгина. Таня Шутова. Витя Кирилов. И многие другие).

Награды. Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» (1966г.). Орден «Трудового Красного Знамени» (1977г.). Медаль «Ветеран труда» (1977г.). Похвальные грамоты. За всю свою жизнь взысканий и наказаний не имею.

Пенсия. Старость. Работа в интернате. Но за прожитое мне не страшно. Я отдавала всё, что могла, и семье, и школе.

«Вы, ребята, будете жить при коммунизме. Надо быть честными, трудолюбивыми. Уважать труд, свой и товарищей. Вы вырастете настоящими гражданами нашей Родины. Будьте смелыми, трудитесь на славу. Будьте примером везде и всюду».

Уже нет Марии Фёдоровны. Но североенисейцы помнят её, она осталась в сердцах тех, кого учила, с кем работала, кого любила. Жизнь продолжается в её детях, внуках и правнуках. Династия учительская нашла продолжение в её дочери и внуке. более 40 лет работает учителем физики Наталья Ивановна Свиридова. Егор Свиридов пошёл по её стопам.

Заключение

К сожалению, всех тех, кому посвящена данная работа, нет в живых, но добрая память о них не угаснет в сердцах благодарных учеников.

Я склоняю голову перед ним и всеми ветеранами войны и тружениками тыла вынесших с честью все испытания, выпавшие на их, в то время молодые плечи.

Говорят, что жизнь не прожита зря, если человек построил дом, вырастил дерево, воспитал детей. Все это было выполнено нашим учителем. Они построили свой дом и помогали строить другим, они вырастили свой и школьный сад, они воспитали своих детей и большое число сельских ребят.

Поэтому и память русских северо-енисейских учителях, русских солдатах навсегда останется в памяти, благодарных учеников. А также теперь их жизненных путь будет увековечен в музее Боевой Славы «ССШ № 1" с помощью стендов, которые сделаем мы, благодарные старшеклассники. Данную работу необходимо продолжить, рассказав про Ощепкова И. М., Макаревича Н. В., Почекутова Н. В., Дрокина А. И., Филиппова А. А., Кузнецова А. И. и других учителях-фронтовиках.

Проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперёд, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый должен помнить, кому он обязан за то, что у него мирное небо над головой, спокойная жизнь. Человек должен помнить историю своей страны, своей малой родины, должен знать имена героев, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны.

 

Литература:

 

  1.                Васильева Л., Кириллова Р..Люди. События. Годы. Северо-Енисейская фотохроника./ Красноярск: Изд-во: «Горница»,2001- 600с.
  2.                Кржижановский А. А. Реквием у обелиска ./ Типография электрохимического завода, 1995–208с.
  3.                Спожакина. Т., В. Горлов. Золотое сердце Сибири, в двух частях. 1часть./Красноярск: Изд-во: «Горница», 2002–350с.
  4.                Тяжлова Р. Г. Образование района за 80 лет./ Северо-Енисейский: Изд-во «Семис», 2012–85с.
  5.                Газета Северо-Енисейский вестник № 117 от 30 сентября 1967г.
  6.                Иванова О. П. Респектабельная газета «Конкурент»/«Честь и мужество» от 15.05.2012.
  7.                Документы из личного архива Ловягиной Марины Владимировны, Свиридовой Натальи Ивановны, Федотовой Натальи Александровны, музея Боевой Славы ССШ № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): гусев, Великая Отечественная война, владимир, ребенок, школа, Ленинград, война, Северо-Енисейский район, директор школы, победа.


Похожие статьи

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой...

Ключевые слова:Великая Отечественная война, дети войны, история повседневности, тимуровское движение.

В годы войны ведущими школами города были средние школы № 7 и № 8.

Военные и послевоенные годы учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1.

Сохраним ради будущего (из опыта Северо-Енисейского района...)

Тему своей работы считаю очень актуальной. История Великой Отечественной войны вызывала и продолжает вызывать огромный интерес общественности. Победа в ней по-прежнему рассматривается как судьбоносное предопределение не только существования...

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики...)

Сегодня дети, а завтра народ, говорил автор Государственного Гимна России Сергей Михалков.

В годы советской власти в патриотическом воспитании детей и молодежи впервые особое

Невелика Североенисейская земля, но в годы Великой Отечественной войны она...

Патриотизм — национальная идея России | Статья в журнале...

В числе покинувших район, — ветеран Великой Отечественной войны, участник первого

Дети войны» — 2013 г. Подготовка к акции стартовала за два месяца до выезда в краевую

С февраля по апрель в Северо-Енисейском районе проводился конкурс творческих работ...

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

С первых дней Великой Отечественной войны многие учителя района.

Зав. РОНО: Булдаков. При школах и детских домах района организовывались подсобные хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны в районе резко снизился уровень профессиональной...

Кто ты, Катя Безруких? | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. История Великой Отечественной войны вызывала и продолжает вызывать огромный интерес общественности. Победа в ней рассматривается как судьбоносное предопределение существования всей мировой цивилизации.

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

История Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет

Для выполнения этого решения ГорОНО и директора школ города были обязаны до 1 сентября 1943 года

В дни Великой Отечественной войны школы воспитывали в своих питомцах мужество, храбрость и...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты...

Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений

Одним из самых страшных периодов Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, его героическая оборона является самым потрясающим массовым подвигом народа и армии во всей истории войн на земле.

Похожие статьи

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой...

Ключевые слова:Великая Отечественная война, дети войны, история повседневности, тимуровское движение.

В годы войны ведущими школами города были средние школы № 7 и № 8.

Военные и послевоенные годы учителей-фронтовиков Северо-Енисейской школы № 1.

Сохраним ради будущего (из опыта Северо-Енисейского района...)

Тему своей работы считаю очень актуальной. История Великой Отечественной войны вызывала и продолжает вызывать огромный интерес общественности. Победа в ней по-прежнему рассматривается как судьбоносное предопределение не только существования...

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики...)

Сегодня дети, а завтра народ, говорил автор Государственного Гимна России Сергей Михалков.

В годы советской власти в патриотическом воспитании детей и молодежи впервые особое

Невелика Североенисейская земля, но в годы Великой Отечественной войны она...

Патриотизм — национальная идея России | Статья в журнале...

В числе покинувших район, — ветеран Великой Отечественной войны, участник первого

Дети войны» — 2013 г. Подготовка к акции стартовала за два месяца до выезда в краевую

С февраля по апрель в Северо-Енисейском районе проводился конкурс творческих работ...

Книга приказов по Тисульскому РОНО о школьном обучении...

С первых дней Великой Отечественной войны многие учителя района.

Зав. РОНО: Булдаков. При школах и детских домах района организовывались подсобные хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны в районе резко снизился уровень профессиональной...

Кто ты, Катя Безруких? | Статья в журнале «Юный ученый»

Введение. История Великой Отечественной войны вызывала и продолжает вызывать огромный интерес общественности. Победа в ней рассматривается как судьбоносное предопределение существования всей мировой цивилизации.

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

История Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет

Для выполнения этого решения ГорОНО и директора школ города были обязаны до 1 сентября 1943 года

В дни Великой Отечественной войны школы воспитывали в своих питомцах мужество, храбрость и...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты...

Блокада Ленинграда как героический опыт в памяти поколений

Одним из самых страшных периодов Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, его героическая оборона является самым потрясающим массовым подвигом народа и армии во всей истории войн на земле.

Задать вопрос