Мифы о всемирном потопе у разных народов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 17586 раз

Библиографическое описание:

Королев, И. Е. Мифы о всемирном потопе у разных народов / И. Е. Королев, О. М. Бабаянц. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1214/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Еврейский миф

Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить все живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трехпалубный корабль — ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и «всякой твари по паре». Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить.

Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей — 150 дней) и ночей, и вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли. Спустя много дней, бог закрыл «шлюзы небесные» двумя звездами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он все же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал черным.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

Вавилонский миф

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Греческий миф

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Девять дней плыли они по безбрежной воде, пока не увидели гору Парнас и не высадились на ней. Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Тогда спросили они у Зевса: «Как нам вновь создать людей?» Зевс ответил: «Кидайте за спину кости вашей праматери». Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли — это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, — женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, согласно легенде, стал родоначальником всех греков [2, с. 44].

Индийский миф

Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершал ритуальное омовение в реке и поймал эту рыбку. Рыбка попросила Ману: «Спаси меня от тех, кто хочет меня съесть, а я спасу тебя. Налей в кувшин воды и возьми меня с собой». Ману забрал рыбку, кормил ее, пока она не выросла, а потом отпустил в море. И тогда она сказала Ману: «Скоро будет страшный потоп. Снаряди корабль, возьми с собой детей, по одному животному каждого вида и семена растений». Манну так и сделал. Когда начался потоп, у рыбы вырос рог, к которому Ману привязал корабль, и рыба привела его в безопасное место — к высокой горе.

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Китайский миф

Это самый распространенный сюжет в китайской мифологии. Жители Поднебесной не воспринимали его как наказание за грехи, а видели в нем просто хаос водной стихии. В давние времена воды потопа обрушились на землю, неся неисчислимые беды и разрушения. Верховное божество Ди велело Гуню укротить потоп. Гунь — герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как «огромная рыба». Возможно, рыба — это его животное воплощение. Гунь должен был спасти землю от потопа, девять лет он возводил дамбы, но безуспешно. Тогда он похитил у Верховного Владыки волшебную землю сижан, способную увеличиваться в размерах, чтобы построить из нее плотину, но опять не справился с наводнением. Верховный Владыка, узнав о похищении, разгневался (как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!) и приказал казнить Гуня [1, с. 231].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Австралийские мифы

У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Один из мифов рассказывает о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона: «Дай мне попить». Ворон привел его к реке и сказал: «Выпей всю реку». Соколенок пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Финно-угорский миф

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

Выводы

  1.                  Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2.                  Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3.                  Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4.                  Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

 

Литература:

 

  1.                  Баландин Р. К. 100 великих богов. М.: Вече, 2014.
  2.                  Мифы и легенды народов мира. М.: «Махаон», 2013.
  3.                  Мифы народов мира. Энциклопедия ОЛМА. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  4.                  Эсхил. Прометей Прикованный. Мифы Древней Греции. Приключения Тесея. М.: Стрекоза, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): потоп, Мана, земля, миф, Каменный Кроншнеп, конец света, бог, вод, корабль, австралийский миф.


Похожие статьи

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

Мифы о всемирном потопе у разных народов. Вавилонский миф. От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Мифы народов мира. Энциклопедия ОЛМА.

Матсьяватарам — сюжет о воплощении Вишну в фольклорном...

Дальше излагается миф о потопе, как в Махабхарате, с той разницей, что спасается царь Сатьяврата, а не Ману. Весь мир гибнет, погрузившись в океан, а царь Сатьяврата и еще несколько риши спасаются на корабле, который привязан к рогу гигантской рыбы.

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

Миф уходит корнями в далекое прошлое и мифологии разных народов имеют много общего и отличительного.

В персидской мифологии мир создан Ахуромаздом богом-творцом.

«Впервые на имя Анахита было указано в каменных надписях времен Хахаманешйана.

Эсхатологические представления жителей Месоамерики и роль...

Ключевые слова: жертвоприношения, каннибализм, боги, жертва, император, баланс сил, гармония, конец света. В наше время наиболее известным учением о конце света являются эсхатологические представления индейцев майя.

Культурное сравнение русско-славянского и китайского язычества

Славянские мифологии, особенно русские мифы очень древние, многие прямо из народов древнего индоевропейского языка. Например, Перун — главнейший бог славянского пантеона, бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии.

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

В статье рассматриваются древние свидетельства о плаваниях древнегреческого мореплавателя и философа Пифея из Массалии под новым углом зрения. Из этих свидетельств можно заключить, что Пифей первый определял не только широту, но и долготу во время плавания.

Звучание света в исихазме, или возможность созерцания оттенков...

Миф здесь состоит в том, что заданная реальность в полном смысле становится реальностью выраженной, что, в свою очередь, дает возможность говорить о глубинной символичности мира, о его чудесности. И в этом чудесном мире (именно в этом, который опрометчиво называют...

К вопросу о появлении образа реального человека в африканской...

Земля и небо, судя по мифам, существовали искони [6]. Бытует немалое количество мифов о происхождении воды, человека, животных

Появление реального человека в африканской мифологии связывают с образом Хубеане. В энциклопедии «Мифы народов мира» под ред. С...

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Согласно мифу, именно Прометей создал человека «смешав землю с водой» [1, I, 7, 1]. Он сделал это по воле Зевса, по подобию богов, смотрящих в небо [8, I, 82–86]. По другой версии Прометей со своим братом Эпиметеем, который был его полной противоположностью...

Похожие статьи

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

Мифы о всемирном потопе у разных народов. Вавилонский миф. От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Мифы народов мира. Энциклопедия ОЛМА.

Матсьяватарам — сюжет о воплощении Вишну в фольклорном...

Дальше излагается миф о потопе, как в Махабхарате, с той разницей, что спасается царь Сатьяврата, а не Ману. Весь мир гибнет, погрузившись в океан, а царь Сатьяврата и еще несколько риши спасаются на корабле, который привязан к рогу гигантской рыбы.

Природные стихии в персидской и русской мифологиях

Миф уходит корнями в далекое прошлое и мифологии разных народов имеют много общего и отличительного.

В персидской мифологии мир создан Ахуромаздом богом-творцом.

«Впервые на имя Анахита было указано в каменных надписях времен Хахаманешйана.

Эсхатологические представления жителей Месоамерики и роль...

Ключевые слова: жертвоприношения, каннибализм, боги, жертва, император, баланс сил, гармония, конец света. В наше время наиболее известным учением о конце света являются эсхатологические представления индейцев майя.

Культурное сравнение русско-славянского и китайского язычества

Славянские мифологии, особенно русские мифы очень древние, многие прямо из народов древнего индоевропейского языка. Например, Перун — главнейший бог славянского пантеона, бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии.

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

В статье рассматриваются древние свидетельства о плаваниях древнегреческого мореплавателя и философа Пифея из Массалии под новым углом зрения. Из этих свидетельств можно заключить, что Пифей первый определял не только широту, но и долготу во время плавания.

Звучание света в исихазме, или возможность созерцания оттенков...

Миф здесь состоит в том, что заданная реальность в полном смысле становится реальностью выраженной, что, в свою очередь, дает возможность говорить о глубинной символичности мира, о его чудесности. И в этом чудесном мире (именно в этом, который опрометчиво называют...

К вопросу о появлении образа реального человека в африканской...

Земля и небо, судя по мифам, существовали искони [6]. Бытует немалое количество мифов о происхождении воды, человека, животных

Появление реального человека в африканской мифологии связывают с образом Хубеане. В энциклопедии «Мифы народов мира» под ред. С...

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Согласно мифу, именно Прометей создал человека «смешав землю с водой» [1, I, 7, 1]. Он сделал это по воле Зевса, по подобию богов, смотрящих в небо [8, I, 82–86]. По другой версии Прометей со своим братом Эпиметеем, который был его полной противоположностью...

Задать вопрос