В статье подчёркивается необходимость бережного отношения к воде, выявляются факторы потери воды в быту и предлагаются «вредные советы» по их устранению.
Ключевые слова: экономия воды, использование воды в быту, исследование, экология.
Ни для кого не секрет, что без воды немыслима жизнь на земле, так как живые организмы на 70–80 % состоят из воды. При этом, количество пресной воды на Земле ограничено, а ее качество постоянно подвергается угрозам.
По данным Всемирной организации здравоохранения изменение климата, увеличение дефицита воды, рост численности населения, демографические изменения, урбанизация и нерациональное использование воды уже создают проблемы для систем водоснабжения. К 2025 году половина мирового населения будет проживать в районах, для которых будет характерен дефицит воды.
Проблема нерационального использования воды, приводящая к уменьшению её запасов, объясняет актуальность проводимого нами исследования, направленного на поиски путей её решения. Мы задумались над этим вопросом, когда, принимая участие в образовательном путешествии ДДТ Калининского района «Наша чистая планета», изучали и анализировали соответствующую литературу и материалы сети Internet.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные изучению проблемы нерационального использования воды вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере семей своего класса и в этом заключается новизна нашего исследования.
Основная цель работы — ответить на вопрос о рациональном расходовании воды в семье и разработать рекомендации по грамотному водопотреблению.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
‒ Рассчитать количество воды, употребляемой одной семьей для различных целей.
‒ Проанализировать полученные данные и представить их в виде диаграммы
‒ Разработать и предложить способы экономии воды в быту в форме «вредных советов». Определив объект нашего исследования — водопотребление, предмет — водопотребление в семье, выдвигаем гипотезу: если водопотребление в семье будет грамотным, это позволит сохранять природные ресурсы.
Гипотезу проверяем и обосновываем следующими методами: изучение и анализ литературы и материалов сети Internet, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение.
В ходе исследования предлагается одноклассникам заполнить «Таблицу наблюдений», ответив на главный вопрос: «Сколько воды тратит Ваша семья в течение одного дня»?
Таблица 1
На что потрачена вода
(дата) |
Количество потраченной воды Вашей семьёй в течение одного дня_________литров |
||||
Ваши имя, фамилия |
мама |
папа |
другие родственники (указать какие) |
домашние животные |
|
Чистка зубов (6–8 л) |
|
|
|
|
|
Умывание и мытьё рук (6–8 л) |
|
|
|
|
|
Слив воды из бачка унитаза (10 л) |
|
|
|
|
|
Принятие душа (150–200 л за 10 мин) |
|
|
|
|
|
Принятие ванны (150 л) |
|
|
|
|
|
Приготовление пищи (5–20 л) |
|
|
|
|
|
Мытьё посуды (5–10 л) |
|
|
|
|
|
Уборка квартиры (10 л) |
|
|
|
|
|
Стирка (30 л) |
|
|
|
|
|
Поливка комнатных растений (3л) |
|
|
|
|
|
ИТОГО (каждым членом семьи) |
|
|
|
|
|
Рассчитав количество воды, употребляемой одной семьей для различных целей и проанализировав полученные данные мы представили их в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1.
Увидев количество ежедневно потраченной воды, мы убедились в существовании проблемы нерационального использования воды в быту, о которой мы, дети, порой даже не задумываемся и составили правила в виде «вредных» советов.
Наливать в стакан не надо, чтобы рот прополоскать. Можно кран включить побольше Чистя зубы по утрам. |
Ты стирай почаще вещи, положив одну иль две. Вмиг машина постирает и не скопятся они. |
Если кран твой неисправен, часто капает вода, то сантехника напрасно не тревожь ты никогда! |
Средства моющие выбрать надо очень постараться, которые не позволяют хорошо и быстро смываться |
Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:
‒ Объем потребляемой воды в сутки одним человеком в исследуемой семье в среднем — 427 литров.
‒ Больше всего тратится воды: 37 % — на принятие ванны, душа, умывание; 30 % — на туалет.
‒ Воду необходимо экономить и бережно относиться к ней. Если мы экономим воду, мы экономим энергию, деньги и рационально используем полезные ископаемые.
‒ Выполнять правила по экономии воды — может даже школьник!
В перспективе было бы интересно изучить: сколько одноклассников стало следовать нашим советам, насколько уменьшилось в наших семьях потребление воды и привлекала ли наша работа внимание взрослых.
Мы считаем, что полученные в ходе исследования знания побудили нас к дальнейшему изучению проблемы и помогут стать более грамотными водопотребителями.
Литература:
- Ахманов М. С. Вода, которую мы пьем. — М.: Эксмо, 2002. — 192 с.
- Вода. // Сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/topics/water/ru/ (дата обращения: 12.12.2017).
- Руководство по обеспечению качества питьевой воды: 4-е изд. [Guidelines for drinking-water quality — 4th ed.]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2017 г. Лицензия: CC BY-NC-SA.
- Свинцов А. П., Тауфик М. Ю. Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях. / Вестник РУДН. 2000. № 1.