Я часто ловлю себя на мысли о том, что начинаю замечать вещи, которым ранее не предавал никакого значения, в частности, довольно недавно ощутил внутри себя желание к изучению окружающего мира.
Объектом моего исследования стали природные трудоголики и существа не раз спасавшие многие народы от голода и болезней. Полосатые обитатели древних лесов и современных пасек. Существа, в массе своей, четко организованные и упорные, отчаянные по отдельности каждый. Готовые отдать собственную жизнь, ради защиты дома и благополучия собственной семьи. Как уже, наверное, стало понятно, существа эти, никто иные как, пчелы.
Будучи немного младше, я не обращал никакого внимания на то, как мой дед (по материнской линии) занимался пчелами, на загородном участке моего другого деда (по линии отцовской). Иногда мне даже казалось, что я их побаивался. Моя мама объяснила это тем, что ранее меня покусали пчелы.
Так, может быть, и было бы до сих пор, однако, прошлым летом я проводил время на описанном ранее загородном участке. Дед позвал меня на улицу и указал на дерево. На ветке, около его пасеки, висело что-то черное. Это нечто клубилось и жужжало и издавало звуки, которые вряд ли с чем можно перепутать. Это был пчелиный рой.
В этот момент я понял, что хочу знать, немного более чем знал до этого о пчелах.
Просмотрев литературу, которая была у моего деда-пчеловода, я пришел к выводу, что даже если и прочту все книги, в которых, так или иначе упоминаются пчёлы, этого будет недостаточно, чтобы понять этих существ. Необходимо увидеть их мир своими глазами и, так сказать, прочувствовать. В результате проведенной мною работы я пришел к выводу, что если пчелы известные насекомые, то все ли мы о них знаем? Это и стало гипотезой моего исследования.
На одном из уроков по окружающему миру в конце первого класса выяснилось, что мои одноклассники о пчелах почти ничего не знают. «Они повсюду и такие привычные» — сказала мне соседка по парте. Чтобы окончательно в этом убедиться, я решил провести опрос одноклассников: попросил их и их родителей ответить на несколько вопросов (раздал анкеты, а потом их с помощью своего учителя проанализировал). В процессе работы я опросил 20 человек 1-х классов и 20 человек — родителей. Результаты меня удивили и лишь подтвердили мою гипотезу. Наши знания о пчелах, к сожалению, весьма скудны. Если взрослые осведомлены о пользе, которую приносят пчелы, то мои одноклассники имеют скудные знания об этом. Есть даже смешные ответы: «Пчелы приносят еду, здоровье и медовое варенье». А продукты пчеловодства моим одноклассникам не знакомы вообще, кроме меда. А то, что пчелы — опылители растений, и, значит, продолжатели жизни на Земле, знают не все. Они считают, что мед только можно употреблять в пищу.
Любое существо, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому мне очень трудно было решить проблему отбора материала, хотя детской литературы о пчелах очень мало. При анализе литературы, я постоянно спрашивал у своего учителя лексические значения разных слов. Работая с литературными источниками, я познакомился с историей появления пчел на Земле. Пчелы появились на Земле 60–80 миллионов лет назад, т. е. задолго до появления человека. Однако переход от охоты за мёдом диких пчёл к одомашниванию насекомых-тружеников произошел 5–6 тыс. лет назад. Родиной медоносной пчелы считают Южную Азию. [1]
Медоносные пчёлы живут большими семьями. В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней (мужские особи). [3, c.10]
МАТКА — главнейшая особь внутри семьи. Она крупнее рабочих пчёл, масса её тела в 2,5–3 раза превышает массу тела пчелы. Из домашних пчел матка живет 3 года, максимально — 5 лет. Матка на фоне пчёл выделяется иной окраской и удлинённым брюшком. Практически всю жизнь матка проводит в гнезде. Основная её физическая деятельность — откладывать в ячейки яйца. [2, c. 13] Во время кладки матка усиленно питается. Её постоянно сопровождает «свита» пчёл. Матка откладывает оплодотворённые и неоплодотворённые яйца. Из оплодотворённых яиц, в зависимости от качества употребляемого корма, развиваются рабочие пчёлы или матки. Из неоплодотворённых яиц появляются мужские особи — трутни. [3, c.14]
РАБОЧИЕ ПЧЁЛЫ — это недоразвитые женские особи. Они составляют подавляющее большинство особей в пчелиной семье. Какую работу они выполняют, все зависит от их возраста, на слайде вы видите: чем занимаются молодые особи, зрелые и старые. [3, c.11]
ТРУТНИ — это самцы, нарождающиеся в пчелиных семьях в конце весны. Трутень, так же как и матка, не может добывать себе пищу. Единственное назначение трутней — осеменение молодых маток. Когда приходит срок и матка отправляется в брачный полет, мужское население улья устремляется следом. В воздухе они окружают самку плотным клубком. [3, c.17] В желудках птиц, питающихся пчелами, в это-время находят массу проглоченных трутней и почти никогда — маток. Так может быть, свита трутней защищает продолжательницу рода от врагов, жертвуя ради нее своей жизнью? И именно поэтому семья воспитывает их побольше, чтобы при необходимости было что принести в жертву? В общем, пока значение множества трутней в пчелиной семье остается все-таки не очень ясным. Эти данные являются подтверждением моей гипотезы. [2, c.12]
ГНЕЗДО. Пчёлы, как и другие насекомые общественных форм, живут в гнезде. А домашние — в ульях. [4, c. 18]
Каждый улей может содержать в себе до 40 000 пчел летом. У них много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улью, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как пропуск. Можно сказать, что пчелы — 'чемпионы' по обонянию. После того, как пчела — разведчица нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого танца на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. [3, c.26]
А если прилетит в пчелиный улей какое-нибудь другое насекомое, например, гигантская оса (шершень) — разведчик, которому очень интересно, где живет пчелиная семья с медом, чтобы сообщить другим осам. Пчелы жалом его убить не могут. Такая броня у шершня (он имеет размер с мизинец человека и жалом 1 см), то пчелы вокруг него собираются плотным густым комком и начинают быстро-быстро ерзать на месте и жужжать. При этом разогревается быстро воздух до 42–43 градусов, при этом шершень зажаривается. Между прочим, от укусов пчел ежегодно умирает в 3 раза больше людей, чем от укусов ядовитых змей. [4]
Вывод: дом пчел оборудован прекрасно. Но, чтобы содержать его в порядке и жильцы чувствовали себя нормально, нужна их совместная дружная работа. Жизнь пчелиной семьи регулируется сложными законами. Многие из них стали известны только недавно. А сколько нам еще не известно об этих насекомых. Получается наша гипотеза о том, что пчелы известные насекомые, но мы не все о них знаем подтверждается.
В ходе эволюционного развития пчелы выработали свойство предупреждать многие заболевания, бороться, если они уже возникли, и в какой-то мере справляться с ними. Антибиотики есть в перге, личинном корме, меде и даже на сотах. Стенки жилища и сотов пчёлы покрывают прополисом (растительной смолой), который так же сдерживает развитие патогенной микрофлоры. Ослабленных болезнью или уже погибших личинок они выносят из гнезда и этим уменьшают опасность более широкого распространения болезней. Кишечник они очищают вне своего жилища. Умирать так же уходят из своего гнезда. Пчелы нетерпимо относятся к соринкам, которые появляются от чистки сотов и удаляют их из гнезда. Врагов, проникших в улей, они убивают и трупы тут же выбрасывают, а тех, которых не в силах вынести (мышей и крупных бабочек), замуровывают в стенки прополисом.
Поистине для работников сельского хозяйства пчёлы стали незаменимыми помощниками в борьбе за высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Пчёлы в качестве опылителей крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи полей, садов и т. д.
Кроме меда пчелы дают нам еще массу не менее полезных продуктов: это и маточное молочко, и пчелиный яд, и прополис и воск, и цветочная пыльца, и перга. Пчелиный воск — удивительный материал! Воск входит в состав крема для обуви, лекарств, косметических средств. На Руси испокон веков занимались разведение пчёл и использовали продукты пчеловодства. Первым продуктом, о котором сохранились летописи, был воск. В 17–18 веках, если сборщик меда сдавал воск в церковь, ему отпускали грехи. Воск приравнивался к золоту. На Руси восковые пластины назывались «храминами». [5]
Итак, пчелы помогают жить другим, принося при опылении неоценимую пользу растениям. Неоценимы по своей пользе для человека и пчелопродукты.
Пчелы стали для меня образцом трудолюбия. Думаю, что я стал больше понимать пчел и перестал их бояться.
Очень многого о пчелах мы не знаем: например, отчего они стали исчезать. Есть только предположения. Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Это явление называется «Синдром разрушения колоний» неустановленной природы оно уничтожает миллионы пчелиных семей. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск распространения вируса. [6]
Не обошла стороной эта беда и наших пчел. Я провел наблюдение за пчелиной семьей на семейной пасеке в течение года (с конца октября 2016 года по конец октября 2017 года). После зимы 2017–2018 года у нас осталась одна семья кубанской широкопалой породы. Семья краинской породы пчел полностью погибла, хотя считается более выносливой. Но никто пока не может объяснить: что это за вирус, как избежать заражения. Опять мы видим подтверждение гипотезы.
В результате проделанной мною работы, я получил практические навыки работы с ульем. Выявил продукты пчеловодства и их полезные свойства. Принял участие в качании меда. Наблюдая за пчелиной семьей, определил периоды взятка; зафиксировал конфликт семей и вовремя предупредил разграбление и уничтожение одной из семей; выявил заражение одной из семей клещом, предпринял меры по устранению заражения и по устранению его последствий; определил дефицит меда (для зимовки) в одном из ульев, провел расчет и ввел дополнительное количество подкормки. Снял пробы меда.
Еще как положительный момент я хочу отметить, что после того как я провел эту работу, я стал с большим уважением относится к труду моего дедушки, оказалось, что уход за пчелиной семьей — это сложное и ответственное дело. Общение с пчелами поспособствовало выработке у меня наблюдательности, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.
О пчелах можно рассказывать без конца. И главная трудность — необходимость поставить точку. Сделаю это после слов известного Карла Фриша (Нобелевского лауреата, посвятившего жизнь изучению пчел): «Жизнь пчел похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется водой». Чем больше о них я узнаю, тем я понимаю, что еще больше о них не знаю.
Литература:
- Древняя история пчел [Электронный ресурс] — Режим доступа http://mfina.ru/drevnyaya-istoriya-pchyol
- Руцкая Т. Полный справочник пчеловода. М:АСТ, 2013г
- Родионов В.В, Шабашов И. А. Если вы имеете пчел. М: Колос, 1979г
- Воловник С. В. Наши знакомые незнакомцы. Днепропетровск: Проминь, 1983г
- Джарвис Д. С. Мед и другие естественные продукты. М: Норд, 1990г
- Гробов О. Ф., Смирнов А. М. Болезни и вредители медоносных пчёл. М: Агропромиздат, 1987.