Значение микроскопа и его возможности | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 7487 раз

Библиографическое описание:

Уфимцева, Я. П. Значение микроскопа и его возможности / Я. П. Уфимцева, И. В. Изюмова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1131/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Микроскоп представляет собой уникальный прибор, призванный увеличивать микроизображения и измерять размеры объектов или структурные образования, наблюдаемые через объектив. Эта разработка удивительна, а значение изобретения микроскопа чрезвычайно велико, ведь без него не существовало бы некоторых направлений современной науки.

Отметим, что изобретение микроскопа является, выдающимся событием в науке начиная от Средневековья и до настоящего времени, потому что при помощи устройства представилась возможность открыть множество новых предметов для научного обсуждения.

В XX в. появились различные виды микроскопов, имеющие разное назначение, конструкцию, позволяющие изучать объекты в широких диапазонах спектра. Современные микроскопы представляют собой совершенные приборы, позволяющие получать большие увеличения с высокой разрешающей способностью. Разрешающая способность определяется расстоянием, на котором два соседних элемента структуры могут быть еще видимы раздельно.

Современные разработки микроскопов позволили создать микроскопы разных видов: оптический, электронный, сканирующий зондовый, рентгеновский, дифференциальный интерференционно-контрастный.

Современный мир невозможно представить без использования микроскопа, каким образом бы развивались без него такие области человеческой деятельности как иммунология и генетика, металлургия и геология, биология и медицина, криминалистика и петрография, а также огромное число других.

Применение современных микроскопов в отраслях науки и экономики позволяет делать и осуществлять разработки и достижения невозможные без него, а именно: разрабатывать безопасные и эффективные медицинские препараты, ставить верный диагноз, помогающий излечить различные заболевания, создавать новые виды синтетических материалов, налаживать производство электронной техники и высокоточных приборов и др.

Во всех школах, университетах, академиях имеются лаборатории, оборудованные микроскопами. Микроскопы делают очень простым приобщение обучающихся к исследованиям, целью которых является активное познание окружающего нас материального мира [1]. При помощи наглядности, достигаемой только с микроскопом, освоение учебного материала получается более эффективным. Он выступает в качестве действительно незаменимого инструмента, без которого в современных условиях стало невозможно заниматься исследовательской и научной деятельностью. Любое лабораторное оборудование включает в свой перечень микроскоп.

Для выполнения практической части моей работы, целью которой является изучение микроскопа и его возможностей, мне понадобился микроскоп и опытные образцы. В качестве опытных образцов были взяты: гриб мукор, поперечный срез листа сосны, нитчатая водоросль, спороносный колосок хвоща, спорогоний кукушкиного льна, сорус папоротника, мужская шишка сосны. Я взяла образцы, поместила их под микроскоп, внимательно рассмотрела, затем сфотографировала их.

Этапы выполнения опыта:

  1. Подготовка микроскопа к работе: протираем объективы и окуляр чистой ватой, выбираем объектив, включаем лампу и направляем свет в объектив микроскопа.
  2. Приготовление опытных образцов: гриба мукор, поперечного среза листа сосны, нитчатой водоросли, спороносного колоска хвоща, спорогония кукушкиного льна, соруса папоротника, мужскую шишку сосны.

Подготавливаем предметное стекло, тщательно промыв его водой. Затем кладём поочередно каждый из опытных образцов на предметное стекло.

  1. Исследование опытных образцов под микроскопом. Помещаем поочередно каждый из указанных готовых опытных образцов на предметный столик микроскопа под зажимы. Рассматриваем объект.

В табл. 1 представлена краткая характеристика исследуемых образцов.

 

Таблица 1

Краткая характеристика опытных образцов, рассмотренных под микроскопом

Название препарата

Краткая характеристика

1. Гриб мукор

род низших плесневых грибов класса зигомицетов, который включает около 60 видов. Широко распространены в верхнем слое почвы, также развиваются на продуктах питания и органических остатках

2. Кукушкин лен

относится к мхам. Коробочка спорогона имеет удлиненный с заостренным концом колпачок. Внешне он сходен с кукушкой, откуда и произошло название данного мха

3. Лист сосны

у сосны, как и у большинства хвойных, лист имеет особую игольчатую форму и называется хвоей.

4. Нитчатая

водоросль

представляет собой тонкие зеленые нити. По текстуре они мягкие и склизкие на ощупь. При извлечении из воды сразу теряют форму и обвисают. Нитчатая водоросль — это причина цветения воды

5. Спороносный колосок хвоща

состоит из спорофиллов — видоизмененных листьев, имеющих форму многогранной пластинки в виде щитка на ножке. Хвощ — это многолетнее травянистое растение, прямостоячее, достигает в высоту иногда от 40 до 60 см.

6. Сорусы папоротников

особые структуры, расположенные обычно на нижней стороне листа.

 

7. Мужская шишка сосны

Шишка представляет собой видоизмененный побег. Мужские шишки сосны зеленовато-желтого цвета собраны в густые колосовидные «соцветия» у основания удлиненных молодых побегов.

 

Далее на рис. 1–7 проиллюстрированы сфотографированные в ходе выполнения опыта изображения опытных образцов под микроскопом.

http://mirnasos.ru/fb2/images4/chtotakoegribparazitmukorplesenosobennos_DEC7DB8E.jpgC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_133026.jpg

Рис. 1. Гриб мукор на хлебе и под микроскопом

 

http://kvetok.ru/wp-content/uploads/2015/12/Sosna-Pallasa.jpgC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_133127.jpg

Рис. 2. Лист сосны в природе и поперечный срез листа сосны под микроскопом

 

ИзображениеC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_133352.jpg

Рис. 3. Нитчатая водоросль в природе и под микроскопом

 

chvoshsh-polevoyC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_133645.jpg

Рис. 4. Спороносный колосок хвоща в природе и под микроскопом

 

Кукушкин ленC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_134003.jpg

Рис. 5. Спорогоний кукушкиного льна в природе и под микроскопом

 

http://www.sadovniki.info/wp-content/uploads/2015/04/2404a-39.jpgC:\Documents and Settings\Genja\Рабочий стол\яна\ПРОЕКТ\Биология\опытные образцы\P_20180202_134307.jpg

Рис. 6. Сорус папоротника в природе и под микроскопом

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/9256/77792453.44/0_a8778_9cb243a7_XL.jpg

Рис. 7. Мужская шишка сосны в природе и под микроскопом

 

Резюмируя результаты выполненного мною опыта, заключим следующее:

‒          научилась подготавливать опытные образцы для изучения их под микроскопом.

‒          научилась работать с микроскопом.

‒          увидела, как выглядят опытные образцы под микроскопом.

‒          узнала, что гриб мукор, поперечный срез листа сосны, нитчатая водоросль, спороносный колосок хвоща, спорогоний кукушкиного льна, сорус папоротника, мужская шишка сосны состоят из клеток и спор.

‒          поняла, что с помощью микроскопа можно узнать и увидеть много нового и интересного невидимого глазу человека.

На основе выше обозначенного отметим следующее:

‒          микроскопы позволяют определять размеры и форму, строение и иные характеристики невидимых невооруженным глазом тел;

‒          современные исследовательские приборы имеют мощный функционал;

‒          изобретение микроскопа подарило человечеству уникальную возможность заглянуть в микромир, увидеть своими глазами самых опасных врагов человечества — бактерий и вирусов, находить методы борьбы с ними, ставить правильные диагнозы при лечении сложных заболеваний;

‒          без наличия микроскопа научные исследования в любой отрасли науки невозможны. Более того, альтернативы микроскопу нет [2].

 

Литература:

 

  1.      Какое значение имело изобретения микроскопа — URL: http://fb.ru/article/191110/kakoe-znachenie-imelo-izobretenie-mikroskopa-istoriya-izobreteniya-mikroskopa (дата обращения: 17.01.2018).
  2.      Микроскопы вчера и сегодня — URL: http://www.more-letom.ru/shoping_4/mikroskopy-vchjera-i-sjegodnja.htm (дата обращения: 26.01.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): микроскоп, мужская шишка сосны, кукушкин лен, нитчатая водоросль, спороносный колосок хвоща, поперечный срез листа сосны, сорус папоротника, краткая характеристика, предметное стекло, изобретение микроскопа.


Похожие статьи

Временная изменчивость морфологических признаков хвои сосны...

Изучалась временная изменчивость количественных морфологических признаков хвои сосны обыкновенной: длина хвои, число смоляных ходов, длина и ширина поперечного сечения хвоинки. Отбор пробы производился на территории г. Бирск Республики Башкортостан.

Самодельная насадка-микроскоп для смартфона | Юный ученый

Рисунок 2. Самодельная насадка-микроскоп для смартфона. После сборки микроскопа мы приступили к исследованиям. Сначала приготовили микропрепарат препарат из кожицы лука (рисунок 3). Пипеткой капаем каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

О чем могут рассказать годичные кольца деревьев | Юный ученый

На срезе дерева она видна невооруженным глазом.

Поэтому в настоящее время основным способом определения возрастных характеристик дерева

Методика взятия керна (рис. 2) — для исследования были выбраны следующие породы деревьев: ель, сосна, лиственница, дуб...

Использование лабораторных работ при формировании системы...

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Как выбрать микроскоп для школьника | Статья в журнале...

Микроскоп – важнейший и полезнейший инструмент для ученых. И еще более важен он для юных ученых – для школьников. В юном школьном возрасте у детей растет интерес ко всему окружающему, к природе и каждой мелочи в повседневной жизни.

Микробные биопленки как объект изучения...

Приводятся данные о существовании микроорганизмов в виде иммобилизованных клеток — биопленок. Рассмотрена история изучения биопленок, особенности функционирования, механизмы регуляции общественных отношений в биопленке, а также биохимические...

Похожие статьи

Временная изменчивость морфологических признаков хвои сосны...

Изучалась временная изменчивость количественных морфологических признаков хвои сосны обыкновенной: длина хвои, число смоляных ходов, длина и ширина поперечного сечения хвоинки. Отбор пробы производился на территории г. Бирск Республики Башкортостан.

Самодельная насадка-микроскоп для смартфона | Юный ученый

Рисунок 2. Самодельная насадка-микроскоп для смартфона. После сборки микроскопа мы приступили к исследованиям. Сначала приготовили микропрепарат препарат из кожицы лука (рисунок 3). Пипеткой капаем каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

О чем могут рассказать годичные кольца деревьев | Юный ученый

На срезе дерева она видна невооруженным глазом.

Поэтому в настоящее время основным способом определения возрастных характеристик дерева

Методика взятия керна (рис. 2) — для исследования были выбраны следующие породы деревьев: ель, сосна, лиственница, дуб...

Использование лабораторных работ при формировании системы...

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Как выбрать микроскоп для школьника | Статья в журнале...

Микроскоп – важнейший и полезнейший инструмент для ученых. И еще более важен он для юных ученых – для школьников. В юном школьном возрасте у детей растет интерес ко всему окружающему, к природе и каждой мелочи в повседневной жизни.

Микробные биопленки как объект изучения...

Приводятся данные о существовании микроорганизмов в виде иммобилизованных клеток — биопленок. Рассмотрена история изучения биопленок, особенности функционирования, механизмы регуляции общественных отношений в биопленке, а также биохимические...

Задать вопрос