Кукушка: разрушаем стереотипы... | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 2813 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, М. А. Кукушка: разрушаем стереотипы... / М. А. Бурцева, О. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1182/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В статье автор рассматривает образ кукушки в фольклорных и литературных произведениях.

Ключевые слова: кукушка, фольклор, литература.

 

В июне я получила экземпляр журнала «Юный ученый», в котором была напечатана моя статья, и, просматривая его, наткнулась на статью Алены Соловьевой «Хорошая ли мать кукушка?» Прочитав ее, я узнала много нового и интересного про, казалось бы, всем известную обитательницу наших лесов – кукушку. Благодаря статье Алены, я узнала про особенности кукушки – «матери», ее заботе о своих птенцах и о том, как много пользы эта птица приносит лесу.

И мне стало очень интересно узнать, а как кукушку изображают в литературе: народном фольклоре, стихах, сказках и других произведениях.

Отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. В языческой мифологии птица связана с весенними и летними праздничными ритуалами, предсказаниями жизни и смерти. Прослеживается связь кукушки с судьбой человека. В художественном сознании народа кукушка – птица вещая. Она колдунья – предсказательница.

Поверья о кукушке слагались на протяжении нескольких веков благодаря длительным наблюдениям людей за поведением птицы. Кукушка одна из самых поэтических мифологических персонажей. С образом кукушки связывают целый ряд обрядов, поверий и представлений.

Сколько связано с образом кукушки поэтических метафор, ассоциаций, заставляющих вспомнить детские сказки, басни, народные песни, пословицы. В давние времена образ кукушки был символичен. Многие народы признавали кукушку олицетворением души, пророчицей и вестницей весны. До сих пор ведь имеет место полушутливое вопрошание ее насчет того, сколько человеку жить осталось. А раньше спрашивали и о том, будет ли удачным брак, каков будет урожай и т.д. Это свидетельствует об особой роли персонажа, связи с Судьбой.

Образ кукушки присутствовал во многих народных обрядах.
В культуре восточных славян — в фольклоре, поверьях, обрядовой практике и быту — кукушка наделялась женской символикой. В некоторых местностях у русских слово «кукуша» использовалось для ласкового называния женщины.

Одиночество и несчастная судьба кукушки связывались в народных представлениях также с отсутствием у нее своего гнезда. «День и ночь она плачет и кокует всю весну и все лето, докуль не созреет в поле ячмень. Как ячмень поспеет, тогда кукушка подавится ячменным зернышком и замолчит до будущей весны». Об этой примете говорит Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Есть немало пословиц, добрых и недобрых обычаев, примет, связанных с кукушкой: 

Сколько бы кукушка ни куковала, а к зиме отлетает.
Закуковала кукушка — морозу больше не бывать.

Закуковала кукушка — пошли грибы.

Ночная кукушка дневную всегда перекукует (влияние жены на мужчину сильнее материнского влияния).

Кукушку на ястреба сменять (плохое на ещё худшее).

Чаще всего люди подсчитывают, сколько раз кукушка прокукует. Одни верят, что этим она сообщает человеку, сколько ему осталось жить. Такому человеку стоит «спросить» кукушку весной. Тогда у нее песня длинная, и она щедро обещает всем долголетие. Другие убеждены, что кукушка сообщает девушкам, сколько лет им ждать суженого. В этом случае весной кукушку спрашивать не стоит – лучше к середине лета. Тогда кукушка почти умолкает или если поет, то совсем коротко.

Кукушка в русской народной традиции олицетворяет старую деву, незаботливую мать, несчастную молодую женщину. Ей сочувствуют, возможно, потому что с кукушкой связан мотив одиночества.

Про кукушку народ сложил много песен, связанных с ее образом жизни, поведением.

Кукушка – популярный образ сказок: «Сказка о ленивой кукушке», «Почему у кукушки нет гнезда» (русские сказки). В них видны попытки оправдать поведение кукушки и предостеречь будущее поколение от ошибок.

В ненецкой сказке «Кукушка» сюжет сообщает, что одна женщина обернулась кукушкой из-за жестокосердных сыновей, не подавших больной матери воды, будучи занятыми игрой. За жестокость, бесчувствие, легкомыслие кукушка наказывает своих детей и улетает.

В сказке «Царевна-лягушка» девушка оборачивается кукушкой серой и улетает в царство Кощея.

Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь, верность. В «Слове о полку Игореве» кукушка является посредницей между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя. Ярославна называет себя зегзица (кукушка). Она находится в Путивле у старшего брата, против которого не смели воевать, так он был достаточно силен. Ярославна, словно кукушка, находится в чужом гнезде. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки.

«Полечу кукушкою по Дунаю,

омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле» [10, C.92].

Автор использует в произведении эпитеты, сравнения «как кукушка», «кличет на юру». Ярославне надо заклясть, заколдовать силы природы, обратить их на помощь Игорю и его воинам.

Со временем представление о кукушке меняется. Уже с конца 18 века об этой птице русские писатели отзывались нелестно.

А.С.Пушкин считал кукушку бестолковой птицей. В 1825 г. он написал басню-эпиграмму «Соловей и кукушка».

В лесах, во мраке ночи праздной

Весны певец разнообразный

Урчит, и свищет, и гремит;

Но бестолковая кукушка,

Самолюбивая болтушка,

Одно куку свое твердит,

И эхо вслед за нею то же.

Накуковали нам тоску!

Хоть убежать. Избавь нас, Боже,

От элегических ку-ку!

В эпиграмме противопоставил песни соловья монотонным «ку-ку» «самолюбивой болтушки» — кукушки, иронически приравнивая к ним унылые произведения многочисленных поэтов школы Батюшкова — Жуковского. Призывом «избавить» современную поэзию от их «элегических ку-ку» и заканчивается это небольшое, шутливое по форме, но важное по существу, стихотворение.

В славянских преданиях часто прослеживается соединение образов кукушки и соловья. И с этим связано появление примет, например: услышать соловья раньше кукушки — к счастливому лету, а, наоборот — к несчастливому.

У М.Е.Салтыкова-Щедрина в сказке «Медведь на воеводстве» кукушка является гадалкой. Образ кукушки, как и других птиц и зверей, ассоциируется с «профессией», заложенной природой и человеческим восприятием.

Демьян Бедный в стихотворении «Кукушка» указывал на такой недостаток птицы как хвастовство.

Кукушка,

Хвастливая болтушка,

Однажды, сидя на суку,

Перед собранием кукушечьим болтала,

О чем попало,

Что ни взбрело в башку.

И.А.Крылов данной птице посвятил много басен, – «Кукушка и Горлинка», «Кукушка и Орёл», «Волк и Кукушка», «Кукушка и Петух».

Кукушка и Орёл

Орёл пожаловал Кукушку в Соловьи.

Кукушка, в новом чине,

Усевшись важно на осине,

Таланты в музыке свои

Высказывать пустилась;

Одни смеются ей, а те её бранят.

У баснописца льстивые Петух и Кукушка – бездарность. Персонажи басен действуют по-своему, в сфере своих забот и интересов. Фраза «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку» стала пословицей. И.А.Крылов в лёгкой и ироничной форме указывал на общечеловеческие недостатки и пороки, но показывал их с точки зрения именно русского человека, с его характером и складом ума.

Анна Ахматова сравнивала свой ритм жизни с кукушкой в часах.

Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах.

Заведут — и кукую.

Знаешь, долю такую

Лишь врагу

Пожелать я могу.

Может быть, поэтесса, как и эта птица в часах, вынуждена напоминать нам о чем-то? В произведении явно ощущается скрытая тоска, неудовлетворенность чем-то. Фраза «заведут — и кукую» наводит на мысль, что Ахматова в какой-то мере зависит от народного мнения. Ведь именно люди определяют судьбу её стихов, и это сковывает её. Любой «завод» рано или поздно кончается, а значит, за подъёмом обязательно последует спад. Это стихотворение одно из ранних. Написанное в 1911 г., оно словно отражает настроение А. Ахматовой в этот период.

В стихотворении А.А.Фета «Кукушка» предметом лирики Фета становится не только пение кукушки, но и душевный мир человека. Именно лирическое волнение самого поэта предает смысл явлениям природы, сообщает им жизнь. Для поэта характерно ощущение внутреннего единства природы и человеческой души.

Пышные гнутся макушки,

Млея в весеннем соку;

Где-то вдали от опушки

Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! – вот утро – люби же

Все, чем жило на веку;

Слышится ближе и ближе,

Как золотое, ку-ку.

Или кто вспомнил утраты,

Вешнюю вспомнил тоску?

И раздается трехкратно

Ясно и томно: ку-ку.

А есть значения слова «кукушка», которые многие не знают:

«Куку́шка» — фильм Александра Рогожкина, вышедший в 2002 году.

Куку́шка — короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский поезд местного сообщения. Курсирует не на интенсивных пригородных участках, а на разного рода дополнительных малодеятельных в смысле пригородного или местного сообщения участках и малозагруженных железнодорожных ветках.

Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы — тендерные и танки — узкоколейных железных дорог.

Еще одним значением слова «Кукушка» на русских железных дорогах является прозвище быстроходного пассажирского паровоза серии К. Паровозы серии К строились с 1907 по 1912 гг. и в 1910 г. были перепроектированы. Новый вариант 1910 г. получил в дополнение к литере «К» надстрочный индекс «У» — К, что означало «Коломенский усиленный». Вероятно, локомотивы именно этого, нового, типа стали называться в обиходе «Кукушками».

«Кукушка» — сленговое название финских военнослужащих — снайперов и автоматчиков, во время советско-финской войны 1939—1940 гг., использовавших замаскированные позиции на деревьях.

«Куку́шка» — песня группы «Кино».

Кукушка — река в России, протекает в Томской области. Устье реки находится в 112 км по левому берегу реки Орловка. Длина реки составляет 11 км.

Кукушка — деревня в Приморском районе Архангельской области. Входит в состав Лисестровского сельского поселения.

Кукушка — деревня в Кочёвском районе Пермского края. Входит в состав Кочёвского сельского поселения.

В ходе анализа материала выявлено, что отношение к образу кукушки неоднозначно. В народных сказках кукушка выступает в роли несчастной женщины, вынужденной бросить своих жестоких детей. Ее можно понять и простить. В художественной литературе одни поэты считают птицу хвастливой и бестолковой, другие ассоциируют себя с одинокой кукушкой, третьи считают, что кукушка извещает о любви.

Конечно, сейчас никто не воспринимает поверье о куковании кукушки всерьёз, но, услышав «ку-ку» в лесу, останавливаются и спрашивают: «Кукушка, сколько мне жить осталось?»

 

Литература:

 

  1.                http://yun.moluch.ru/archive/12/584
  2.                http://www.symbolarium.ru/index.php/Кукушка
  3.                Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 682—709.
  4.                Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография, 1982. – № 1.
  5.                https://www.liveinternet.ru/users
  6.                Эриашвили Н., Мадлевская Е., Павловский В. Русская мифология. Энциклопедия
  7.                Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Сов. Россия, 1988. – 464 с., с.143.
Основные термины (генерируются автоматически): Кукушка, образ кукушки, птица, местное сообщение, Русь, значение слова, сила природы, лес, произведение, сказка.


Ключевые слова

литература, фольклор, кукушка

Похожие статьи

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Скульптура, посвященная героям мультфильма «Ёжик в тумане»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — вандализму против памятников архитектуры и скульптур.

Сказка как транслятор ценностей

В данной статье рассматривается проблема восприятия детьми различных видов сказок. Авторы обращают внимание на то, почему сказки могут использоваться в качестве трансляторов ценностей для подрастающего поколения.

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе

В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Специфика детской поэзии в исследованиях лингвистов

В статье автор пытается определить специфику использования онимов в детской литературе.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Похожие статьи

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Скульптура, посвященная героям мультфильма «Ёжик в тумане»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — вандализму против памятников архитектуры и скульптур.

Сказка как транслятор ценностей

В данной статье рассматривается проблема восприятия детьми различных видов сказок. Авторы обращают внимание на то, почему сказки могут использоваться в качестве трансляторов ценностей для подрастающего поколения.

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе

В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Специфика детской поэзии в исследованиях лингвистов

В статье автор пытается определить специфику использования онимов в детской литературе.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Задать вопрос