Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Метод коэффициентов при решении квадратных уравнений

Научный руководитель
Спецвыпуск
19.03.2018
29188
Поделиться
Библиографическое описание
Прямостанов, С. М. Метод коэффициентов при решении квадратных уравнений / С. М. Прямостанов, Л. В. Лысогорова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1165/.


 

В статье описываются нестандартные способы решения квадратных уравнений.

Ключевые слова: уравнения, квадратные уравнения, способы решения квадратных уравнений.

 

В школьном курсе математики изучается решение полных квадратных уравнений с помощью дискриминанта, теоремы обратной теореме Виета, выделения полного квадрата. Однако, имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения:

1. Прием переброски старшего коэффициента

ах2+вх+с=0

Коэффициент а умножается на с, таким образом «перебрасывается» к свободному члену. Получается следующее уравнение у2+ру+к=0, тогда

х1=, х2=.

Пример:2х2-9х-5=0

У2-9у-10=0. у1=10, у2=-1, тогда х1==5, х2=-0,5.

Данный метод удобен в том случае, когда после переброски корни находятся по т. Виета, или (а+в+с=0; а-в+с=0).

Пример: . При переброске старшего коэффициента получим уравнение . По теореме, обратной т.Виета, получим корни у1=-3, у2=-, тогда х1==, х2=.

2. Сумма коэффициентов квадратного уравнения: ах2+вх+с=0.

                     Если выполняется условие а+в+с=0, то х1=1, х2=.

Пример: 21х2-3940х+3919=0. Так как 21-3940+3919=0 то, х1=1, х2=.

                     Если а-в+с=0, то х1=-1, х2=.

Пример: х2+1357х+1356=0. Так как 1-1357+1356=0, то х1=-1, х2=-1356.

3. Метод решения квадратных уравнений вида: ах2± (а2+1)х ± а=0.

                     В уравнениях вида ах2+(а2+1)х+а=0 корни х1=- а, х2=-.

Пример: 25х2+626х+25=0, х1=- 25, х2= – .

                     В уравнениях вида ах2- (а2+1)х+а=0 корни х1= а, х2=.

Пример: 13х2- 170х+13=0, х1=13, х2= .

                     В уравнениях вида ах2+(а2+1)х- а=0 корни х1=- а, х2=.

Пример: 25х2+626х – 25=0, х1=- 25, х2= .

                     В уравнениях вида ах2- (а2+1)х- а=0 корни х1= а, х2=.

Пример: 13х2- 170х-13=0, х1=13, х2= .

В уравнениях вида ах2-(а2+1)х+а=0 можно перебросить старший коэффициент, получим уравнение вида у2-(а2+1)у+а2=0. Сумма коэффициентов 1-(а2+1)+а2=0, следовательно у1=1, у22, тогда х1=, х2=а.

Предлагаем решить следующие уравнения, используя рассмотренные приемы:

  1.       Решить квадратные уравнения с большими коэффициентами

 

2 – 13х + 9 =0

1978х2 – 1984х + 6=0

2 + 11х + 7 = 0

319х2 + 1988х +1669=0

1999х2 + 2000х+1=0

313х2 +326х+13=0

839х2– 448х -391=0

345х2 – 137х – 208=0

939х2+978х+39=0

2+65х+8=0

  1.             Решите уравнение

а) 20092008х2-20092009х+1 (Олимпиада 2009 г. для поступающих в СМАЛ)

б) x(x+ 1) = 2014·2015 (турнир Ломоносова)

  1.             Найди наиболее рациональным способом корни уравнения:

17х2+290х+17=0

23х2- 530х+23=0

37х2+1370х – 37=0

38х2+3365 – 38=0

69х2+4762х+69=0

69х2- 4762х+69=0

69х2+4762х – 69=0

69х2+4762х – 69=0

Каждое из этих уравнений может быть решено без использования формулы корней квадратного уравнения; без громоздких вычислений; каждое решение уравнения почти устное.

Умение быстро и рационально решать квадратные уравнения необходимо для решения более сложных уравнений, например, дробно-рациональных уравнений, уравнений высших степеней, биквадратных уравнений, а в старшей школе тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений.

 

Литература:

 

  1.                Галицкий М.Л., Гольдман М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики:4-е изд.-М.: Просвещение, 1997.
  2.                Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2001.
  3.                Штейнгауз В.Г. Математический калейдоскоп. – М.: Бюро «Квантум», 2005.
  4.                Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985.
  5.                Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.
  6.                Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
  7.                Лысогорова Л.В., Кочетова Н.Г., Зубова С.П. Реализация принципа обучения математике на повышенном уровне трудности. В сборнике: Научные проблемы образования третьего тысячелетия VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2013. С. 109-114.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
уравнения
квадратные уравнения
способы решения квадратных уравнений

Молодой учёный