Зеркальное письмо: пути решения проблемы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 4265 раз

Библиографическое описание:

Егорова, В. В. Зеркальное письмо: пути решения проблемы / В. В. Егорова, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1144/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Работа посвящена изучению причин зеркального письма у детей и способов преодоления этой проблемы.

Ключевые слова: зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга.

 

Я люблю писать рассказы. Но боюсь, что мои книги не смогут прочитать, потому что буквы я часто пишу в зеркальном отражении («зеркалю»).

Далеко не все задумывались над тем, что представляет собой зеркальное письмо. Почему оно встречается у людей?

Зеркальным почерком психологи называют феномен, при котором человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и другое название – «почерк Леонардо».

Сегодня существуют две основные теории, объясняющие этот феномен Леонардо да Винчи. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения, то есть шифровать. Вторая объясняет эту особенность записей ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причина таких отклонений, по мнению ученых, – ведущее полушарие головного мозга. Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны (таблица 1).

Таблица 1

Функции полушарий мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на иллюстрации (рисунок 2)

 

Рис. 2. Различия функций полушарий головного мозга

Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае изучение окружающей картины происходит справа налево, отчего и происходит путаница. Позже, когда дети начинают учиться в школе, активней становится левое полушарие и все встает на свои места.

Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. По некоторым источникам, в общеобразовательных школах насчитывается около 1% детей, пишущих зеркально. В литературе подчеркивается связь зеркального письма с леворукостью. Зеркальное письмо обнаружено у 32 % леворуких мальчиков и у 33 % леворуких девочек. [Капустин А. Л., 1994].

Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь. Мы изучили и испробовали на себе различные способы и приёмы решения данного вопроса.

В русском алфавите 33 буквы и написание 22 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. 11 букв являются симметричными. Это А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, поэтому их написание не вызывает затруднений.

В русском языке из-за свойств зеркальности 22 буквы вызывают у детей затруднение:

– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.

– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Для исправления «зеркального» письма ученые рекомендуют использовать следующие виды упражнений:

                   воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

                   обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;

                   написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

                   узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнавание букв на ощупь;

                   моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;

                   письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».

На протяжении месяца я регулярно занималась с мамой этими упражнениями. Кроме того, мы вместе слепили трудные буквы из соленого теста. Над своим рабочим столом я вместе с папой развесила буквы, которые писала зеркально. Такая работа дала свой результат. С каждым днем я замечала, что все легче и легче пишу буквы, в которых раньше могла ошибаться. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что такие упражнения очень помогают, и рекомендую их всем ученикам, кто испытывает трудности с зеркальным письмом.

Изучив литературу, мы выяснили, что такое явление, как зеркальное письмо – не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе.

Причинами зеркального письма ученые называют особенности работы головного мозга человека. Постоянные специальные упражнения позволяют избавиться от этой особенности и писать буквы правильно.

 

Литература:

 

  1.                Гуковский М.А. Леонардо да Винчи, Л. – М.: Просвещение, 1967.
  2.                Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общей редакцией профессора Л.И. Скворцовой. – М.: Издательство Оникс, Издательство Мир образования, 2008.
  3.                Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.
  4.                http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5861.html
  5.                http://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  6.                http://www.kakprosto.ru/kak-250441-zerkalnoe-pismo-chto-takoe-pocherk-leonardo
  7.                http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.ru/2014/09/blog-post.html
Основные термины (генерируются автоматически): зеркальное письмо, левое полушарие, правое полушарие, головной мозг, буква, зеркальное отражение, временное явление, дошкольный возраст, неправильное направление, головной мозг человека.


Ключевые слова

зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга

Похожие статьи

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

В коре больших полушарий мозга ребенка возникают временные связи между звуками и

Специализация полушарий и их взаимодействие являются важным условием развития чтения.

Фарбер Д.А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте...

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё в раннем детстве и могут быть отчётливо выявлены специалистами.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание

К концу месяца были отмечены регресс большинства нейропсихологических синдромов левого и правого полушария головного мозга.

Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих...

Зеркальное рисование относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий...

Специфика речевых нарушений при поражении средних и задних...

Височные отделы мозга — это слуховая система с наличием первичных и вторичных зон.

При нарушении в работе такого аппарата в левом полушарии головного мозга появляется

Возникают сложности в определении направления звука в пространстве, длительности...

Ключевые слова: мышление, полушарие головного мозга...

мышление, полушарие головного мозга, чувство числа, математическая фобия.

Зеркальное письмо: пути решения проблемы. Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые

Здесь очевидно параллельное развитие левого и правого полушарий головного мозга при работе...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы...

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Правое полушарие несет подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг» [8, с.3]. Мы считаем, что для изобразительного искусства очень важно развивать правое полушарие. С ним связано целостное пространственное восприятие мира и художественное творчество.

Похожие статьи

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

В коре больших полушарий мозга ребенка возникают временные связи между звуками и

Специализация полушарий и их взаимодействие являются важным условием развития чтения.

Фарбер Д.А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте...

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё в раннем детстве и могут быть отчётливо выявлены специалистами.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание

К концу месяца были отмечены регресс большинства нейропсихологических синдромов левого и правого полушария головного мозга.

Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих...

Зеркальное рисование относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий...

Специфика речевых нарушений при поражении средних и задних...

Височные отделы мозга — это слуховая система с наличием первичных и вторичных зон.

При нарушении в работе такого аппарата в левом полушарии головного мозга появляется

Возникают сложности в определении направления звука в пространстве, длительности...

Ключевые слова: мышление, полушарие головного мозга...

мышление, полушарие головного мозга, чувство числа, математическая фобия.

Зеркальное письмо: пути решения проблемы. Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые

Здесь очевидно параллельное развитие левого и правого полушарий головного мозга при работе...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы...

Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи.

Психофизиологические основы процесса письма младшего...

Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Правое полушарие несет подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на...

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг» [8, с.3]. Мы считаем, что для изобразительного искусства очень важно развивать правое полушарие. С ним связано целостное пространственное восприятие мира и художественное творчество.

Задать вопрос