Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни выдающихся писателей.
Жизненный путь А. С. Пушкина оказался тесно связан со всеми наиболее значимыми событиями русской истории и литературно-общественным движением 1810–1830 годов.
Александр Сергеевич был широко образованным человеком своего времени, он изучал историю и культуру своего народа, других государств. В стихотворениях, написанных в Лицее, автор призывает к любви, свободе, дружбе. Во многих своих работах А. С. Пушкин выказывал недовольство правящим классом, подвергал критике государственное устройство того времени. Большое количество эпиграмм, посвященных Александру I и Аракчееву, привели к тому, что его много раз хотели отправить в ссылку в Сибирь. Однако благодаря помощи его друзей, они смогли добиться более лояльного наказания — ссылки на юг.
Во время пребывания Пушкина в Петербурге можно проследить, как его лирика становится мужественнее, обогащается жизненным опытом. Время пребывания Александра Сергеевича на юге ознаменовано тем, что в центре пушкинской поэзии находится противоречивый мир человеческой личности, испытывающей гнетущее воздействие окружающего мира. В элегии «Погасло дневное светило…» автор пытается показать трагедию современного человека, обращаясь к прошлому и будущему всего человечества.
Незадолго до своей смерти А. С. Пушкин заканчивает написание стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором он подводит итог всей своей жизни, размышляет над тем, какова же основная миссия автора в литературном мире. В сюжете стихотворения лежит настоящая судьба А. С. Пушкина, он осмысливает воздействие исторических событий того времени на жизнь населения, в том числе и на свою собственную. В данном стихотворении присутствуют грустные мотивы, Пушкин как бы предчувствует свою скорую гибель и желает оставить потомкам великое наследство, которое находится в его рукописях, произведениях. Он гордился, что его поэзия была свободной и призывала к свободе все население, каждого человека на Земле. Сам Александр Сергеевич считал, что произведения автора должны направлять человека на правильный путь, заставлять его задуматься, а самое главное: все произведения, которые создаются, будут создаваться, никогда не должны подвергаться цензуре, а авторы — гонениям только лишь потому, что правительству не понравилось содержание или им показалось, что в произведении содержится призыв к революции.
Тема пути встречается во многих произведениях русской литературы. Путь — это связь между двумя точками пространства. Одна из составляющих частей пути — его трудность. Чаще всего в произведениях точкой отправления служит дом, затем главный герой некоторое время скитается, преодолевает различные трудности и, наконец, возвращается домой. Выделяют такие типы пути: искупление, путь человеческой души, нравственный, духовный, путь к самопознанию самого человека.
Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, много путешествовали, и это нашло отражение в судьбах героев их произведений.
Например, Чацкий, герой рассказа «Горе от ума», только что вернулся из путешествия. Во время войны 1812 года многим офицерам удалось побывать за границей. Таким образом, мы можем увидеть, как жили люди того времени в других странах. Мы можем провести параллель и оценить плюсы и минусы, а также выяснить, почему в столь раздробленном обществе, где многое не нравится, все равно сохраняется население, надеявшееся на улучшение положения рабочего класса. Тем самым, в надежде на скорые преобразования, люди, проживающие в России, не спешили разменивать ее на другие неизведанные страны/государства.
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина также присутствует тема путешествия. Действие романа начинается в Петербурге, затем оно переносится в Псковскую губернию, где находилась деревня его дяди. Позже действие снова переносится в Москву, где проходит ярмарка невест. В этот период Онегин совершает путешествие по России. В романе можно выделить вынужденные переезды: отъезд Татьяны в Москву, поездка Онегина в деревню, путешествия Евгения по стране, скитания его души, которая ищет упокоения, облегчения.
К теме скитания души я могу отнести Печорина, главного героя произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». При встрече Максима Максимыча с Печориным, он почувствовал, что с этим человеком у него могут быть дружеские отношения. В дальнейшем, Максим Максимыч становится верным другом, наставником, помощником главного героя. Они много разговаривали о жизни, сам Печорин рассказал ему свою историю о том, почему был сослан на Кавказ [3, с. 156]. Позже Григорий Александрович влюбляется в Бэлу и, заключив сделку, привязывает ее к себе, сделав пленницей. Затем Бэла тоже влюбляется в Григория, но чувства молодого человека постепенно утихают, девушка же все чувствует и не понимает, почему это произошло. Но по воле судьбы Бэла умирает, Печорин находится рядом с ней последние минуты, часы ее жизни. И только потеряв ее навсегда, понимает, насколько сильно ее любил. Эта боль, утрата настолько сильны, что он не может больше оставаться на Кавказе. Собирает вещи и, попрощавшись с Максим Максимычем, уезжает. Через несколько лет они снова встретятся, но Григорий Александрович настолько углубится в свое горе, что не захочет более чем минутку общаться со старым товарищем, дабы не ворошить старую рану.
Наиболее ярким примером на тему моего исследования является причта о блудном сыне. Разумеется, под отцом подразумевается Бог, а под сыном — кающийся грешник. В притче рассказывается о семье. Жил человек, и было у него два сына. Старший — хозяйственный, всегда помогал отцу на поле. А младший — бездельник, всю жизнь мечтал путешествовать. Однажды, не выдержав такой скучной жизни, он сказал отцу, чтобы тот выдал ему его часть наследства, и он пойдет путешествовать. Отец выполнил просьбу сына. Купил он себе вороного коня, седло, шелковую рубаху и новую шапку, расшитую золотом. Отправился он путешествовать. Долго ехал он, да только не замечал, как время летело, вот и занесло его на чужую сторону. Вдруг на пути встретился ему прохожий. Спросил молодой человек у него, где можно снять здесь дорогой ночлег. Прохожий проводил юношу. На следующий день все жители знали о том, что объявился у них богач, стали они его комплиментами одаривать, а он и рад. Так они целый месяц за его счет и пропитались. Через месяц закончились у него деньги, тут он и подумал, что его новые знакомые его выручат, но все оказалось не так просто. Все его «друзья» отвернулись от него, когда узнали, что больше денег нет. Тогда решил он продать рубаху, седло и коня, за это он еще три месяца прожил на постоялом дворе. По истечении этого срока его выселили. Делать было нечего, и молодой человек пошел работать. Везде требовались работники, да только ничего наш герой не умел делать. Вот однажды подходит он к одному старику и спрашивает у него, не нужен ли ему работник, но с оговоркой, что ничего делать-то он не умеет. Старик предложил ему свиней пасти. Он согласился. Но наступил неурожай, и пришлось нашему герою за свиньями подъедать. Каждый день он вспоминал отцовский дом, отца, брата. Вспоминал, как они устраивали шумные пиры, на которые приходила вся округа. Вскоре юноша решил вернуться домой. Он не понимал, что после такого отец может его не принять, на что он хотел ответить, что согласен только на работу. Долго шел он, но добрался до деревни. Видит, сидит на крыльце отец его. Он немного помялся и пошел; отец, заметив сына, побежал ему навстречу и обнял. Все рассказал ему сын, сказал, что будет работать не покладая рук. Отец посмотрел на сына и устроил пир в честь его возращения, на который собралась вся деревня. В этот момент старший сын возвращался с работ на поле и не понял, по какому случаю праздник. Один из приглашенных рассказ ему, что брат его вернулся. Тогда на душе у него стало так грустно, тоскливо, обидно. Ведь старший сын всегда помогал отцу, делал все, о чем его просили, но в его честь никто не устраивал пиры. Подошел он к дому, вышел ему навстречу отец, сказал, что брат его вернулся, а в глазах отца счастье. Когда вошел старший брат, то он на пороге замер, не узнал он брата своего родного. Так сильно измотала жизнь его, исхудал он, весь грязный. Обнялись они и больше никогда не расставались.
Стоит отметить, что мотив возвращения на русскую землю получил свое завершение в последнем романе Тургенева «Новь», в котором автор парадоксальным образом соединяет западническую идею с евангельским императивом: Соломин — сын дьячка, отпущенный мудрым отцом «в обучение», учившийся в Англии, овладевший европейскими знаниями, вернулся «на родную почву» и основал свое дело в российской глубинке [2, с. 151].
Литература:
- Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. О русской литературе. — СПб.: Искусство-СПБ, 1997. С. 712–729.
- Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 151–158.
- Шайфетдинов Г. Ю. Куда наши герои держат путь? // Бориславский А. Н. Дороги наших героев — наши дороги… — Киев, 2010. С. 155–159.