О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физика

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 20.01.2018

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Вент К. Э., Макеева О. Н. О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/young/archive/15/1087/ (дата обращения: 07.12.2019).



 

Последнее время большое внимание уделяется возможности пилотируемого полета на Марс. Речь идет уже не только о прожектах и мечтах, но и серьезных технических изысканиях на эту тему. Тем не менее, остаются не решенными несколько проблем, которые могут помешать или, по крайней мере, серьёзно отложить экспедицию. Одной из важнейших и сложно решаемых считаю поражение космонавтов радиацией в результате длительного пребывания в межпланетном пространстве. За время обычного полета на корабль может воздействовать как жесткие космические лучи, так и излучение Солнца. А так как предсказать солнечную активность и защитить экипаж в случае неожиданной вспышки и выброса в сторону корабля достаточно сложно, это видится одним из важнейших препятствий к подобной экспедиции. Это подтвердил космонавт Авдеев Сергей Васильевич, которому я задавал этот вопрос.

Цель исследования: предложить схему пилотируемого полета на Марс со сниженным временем пребывания экипажа в межпланетном пространстве.

Задачи:

  1.                Ознакомиться с осуществленными и планируемыми схемами пилотируемых полетов на Луну и Марс
  2.                Ознакомиться со схемами межпланетных полетов автоматических станций.
  3.                Рассмотреть схему с присоединяемой (обратной) ступенью.

Гипотеза: время пребывания экипажа в межпланетном пространстве может быть снижено с помощью использования присоединяемой (обратной) ступени.

Практическая значимость

Для защиты экипажа в межпланетном путешествии придется строить массивные корабли и «тащить» толстую, мощную броню, которую невозможно использовать по прибытии, что крайне нерационально. Можно до минимума сократить время путешествия, т. е. сделать так, чтобы ракета набрала максимально возможную скорость. Но и такой вариант сложен, т. к. требует большого расхода топлива и сложности ракеты. Между тем уже не одна автоматическая экспедиция использует в качестве «бесплатного» ускорителя другие небесные тела: планеты и спутники. Это так называемые гравитационные маневры. Проблема в том, что гравитационный маневр очень продолжительная штука, поэтому использовать их для пилотируемой экспедиции невозможно по все той же причине: радиация. Для разгона используется также эффект Оберта, который заключается в том, что ускоряющие импульсы ракета делает в гравитационным поле небесного тела, и резко повышает эффективность разгона. Но этот эффект работает на небольшом участке траектории, поэтому на разгон опять же потребуется много времени.

На лицо противоречие: корабль должен находиться в пути долго, чтобы накопить энергию от нескольких маневров, например, вокруг Земли, Луны, Венеры, но при этом и не долго, чтобы космонавты не подверглись риску облучения.

Предлагаемые сейчас схемы предполагают длительный полет в межпланетном пространстве. Т. е. пилотируемые варианты не будут сильно отличаться от беспилотных. Разве что старт может проводиться не непосредственно с Земли, а с поверхности или орбиты Луны.

Ниже представлен короткий список межпланетных станций и время пути до красной планеты (Таблица 1)

 

Таблица 1

Год

Станция

Время в пути

1964

«Маринер-4»

228 дней

1969

«Маринер-6»

155 дней

1969

«Маринер-6»

128 дней

1971

«Маринер-9»

168 дней

1975

«Викинг-1»

304 дней

1975

«Викинг-2»

333 дня

1996

Марс ГлобалСервейор

308 дней

1997

Марс Патфайндер

212 дней

2005

МРС

210 дней

 

Как видите, существующие схемы полетов не слишком подходят для пилотируемых экспедиций. За полгода-год на Солнце может произойти вспышка, которая повредит экипажу. Нужно «тащить с собой» большое кол-во еды и других ресурсов. В настоящей работе мы хотим предложить свой вариант выхода из сложившегося тупика.

По расчетам в одном из источников в классическом варианте траектории кораблю требуется скорость 11,567 км/с и тогда для перелета потребуется 259 суток. Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если он наберет 16,7 км/с, то за 70 суток. Сравните, траектории первого и последнего вариантов.

http://forum.topwar.ru/uploads/monthly_2016_11/18132_html_m7157e1b.png.5a03cf67412c64ea8c3e201e8f6ffa20.pnghttp://forum.topwar.ru/uploads/monthly_2016_11/18132_html_m6f87d44c.png.4b1668eb6fc40cd160ab8b4f7c258e51.png

 

Для решения мы предлагаем сделать корабль, который полетит к Марсу, составным, как бы многоступенчатым наоборот. Т. е. в начале, за несколько месяцев (или лет) до начала пилотируемой экспедиции стартуют нежилые блоки, которые начинают своё путешествие с использованием гравитационных манёвров и эффекта Оберта.

Для примера приведу схему, которую использовал индийский аппарат «Мангальян». Он 6 раз ускорялся в гравитационном поле Земли, прежде чем отправился в Марсу.

http://forum.topwar.ru/uploads/monthly_2016_11/Mars_Orbiter_Mission_ISRO-ru.svg.png.46aad7a266a7d8757e47e2cd58af28ce.png

 

А ведь можно использовать для таких маневров не только Землю, но и Луну и даже Венеру. К сожалению, мы не обладаем достаточными ресурсами, чтобы представить такую траекторию, но уверены, что рассчитать её возможно.

Заключение

Итак, набрав скорость и пролетая в очередной раз мимо Земли, автоматические модули стыкуются с обитаемым кораблем. Легким кораблем, который стартует с Земли, орбиты Земли или даже Луны. Кораблем, который легко разогнать до необходимой скорости, но не годящийся для длительного путешествия. По сути это просто ракетный лифт. Таким образом, проблема решена: большая тяжелая ракета разогнана с разумным расходом топлива, а люди не участвовали в этом процессе и не подвергались воздействию вредных факторов.

К сожалению, мы не можем рассчитать траектории и даже определить какие небесные тела лучше использовать для разгона автоматической части миссии. Но если работа будет принята уважаемым жюри благосклонно, то мы можем в следующей работе рассчитать, например, некоторые характеристики легкого пилотируемого модуля.

 

Литература:

 

  1.                http://forum.topwar.ru/topic/8422-вперед-на-марс-часть-4миссия-к-красной-планете-как-её-видим-мы/
  2.                https://nauchforum.ru/studconf/tech/xvii/4567
  3.                http://forum.topwar.ru/topic/8422-вперед-на-марс-часть-4миссия-к-красной-планете-как-её-видим-мы/
  4.                https://equity.today/polet-na-mars.html
Основные термины (генерируются автоматически): межпланетное пространство, день, Марс, схема, корабль, Земля, пилотируемый полет, пилотируемая экспедиция, Венера.


Похожие статьи

Парадигма полета на Марс | Статья в журнале «Молодой ученый»

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. За время обычного полета на корабль может воздействовать как жесткие космические лучи. Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если он наберет 16,7 км/с, то за 70 суток.

На пути к созданию орбитальной космической станции...

- история освоения космического пространства и процесс создания орбитальной космической станции.

При полете Ю.А. Гагарина на корабле «Восток-1» были проведены наблюдения Земли с космоса, опробованы

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс.

Многоразовые космические корабли Спейс-Шаттл и Буран

В данной работе рассматриваются многоразовые космические корабли Спейс Шаттл (США) и Буран (СССР), сравниваются их технические характеристики, анализируются цели и задачи создания данных космических аппаратов, а также принимаются во внимание перспективы их...

Применение реголита при возведении базы на Луне

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. На лицо противоречие: корабль должен находиться в пути долго, чтобы накопить энергию от нескольких маневров, например, вокруг Земли, Луны, Венеры, но при этом и не долго. Разве что старт может проводиться не...

Марс российский и апостол Петр | Статья в журнале...

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если

На войне они столь же страстны и одержимы как Адонис и Венера.

В этот момент Марс всего в пятидесяти пяти миллионах километров от Земли.

Расчет биэллиптических траекторий космических аппаратов...

Прямолинейный полет от Земли к другой планете энергетически крайне невыгоден.

В межпланетных полетах задача несколько осложняется необходимостью учитывать притяжение Земли и планеты назначения соответственно на начальном конечном участках траектории.

Моделирование движения космических тел для исследования...

1) Траектория полётов от Земли к Марсу или Венере; 2) Необходимая стартовая скорость с орбиты Земли для покидания гравитационного поля Солнца с использованием гравитационного манёвра у Юпитера. Заметим, что аппараты Вояджер — 1 и Вояджер...

Гипотеза механизма закономерности Тициуса-Боде

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс.

Моделирование внешнего гравитационного поля Земли важно для вычисления траекторий естественных и искусственных тел.

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. Он 6 раз ускорялся в...

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

В статье рассматриваются древние свидетельства о плаваниях древнегреческого мореплавателя и философа Пифея из Массалии под новым углом зрения. Из этих свидетельств можно заключить, что Пифей первый определял не только широту, но и долготу во время плавания.

Похожие статьи

Парадигма полета на Марс | Статья в журнале «Молодой ученый»

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. За время обычного полета на корабль может воздействовать как жесткие космические лучи. Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если он наберет 16,7 км/с, то за 70 суток.

На пути к созданию орбитальной космической станции...

- история освоения космического пространства и процесс создания орбитальной космической станции.

При полете Ю.А. Гагарина на корабле «Восток-1» были проведены наблюдения Земли с космоса, опробованы

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс.

Многоразовые космические корабли Спейс-Шаттл и Буран

В данной работе рассматриваются многоразовые космические корабли Спейс Шаттл (США) и Буран (СССР), сравниваются их технические характеристики, анализируются цели и задачи создания данных космических аппаратов, а также принимаются во внимание перспективы их...

Применение реголита при возведении базы на Луне

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. На лицо противоречие: корабль должен находиться в пути долго, чтобы накопить энергию от нескольких маневров, например, вокруг Земли, Луны, Венеры, но при этом и не долго. Разве что старт может проводиться не...

Марс российский и апостол Петр | Статья в журнале...

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если

На войне они столь же страстны и одержимы как Адонис и Венера.

В этот момент Марс всего в пятидесяти пяти миллионах километров от Земли.

Расчет биэллиптических траекторий космических аппаратов...

Прямолинейный полет от Земли к другой планете энергетически крайне невыгоден.

В межпланетных полетах задача несколько осложняется необходимостью учитывать притяжение Земли и планеты назначения соответственно на начальном конечном участках траектории.

Моделирование движения космических тел для исследования...

1) Траектория полётов от Земли к Марсу или Венере; 2) Необходимая стартовая скорость с орбиты Земли для покидания гравитационного поля Солнца с использованием гравитационного манёвра у Юпитера. Заметим, что аппараты Вояджер — 1 и Вояджер...

Гипотеза механизма закономерности Тициуса-Боде

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс.

Моделирование внешнего гравитационного поля Земли важно для вычисления траекторий естественных и искусственных тел.

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс. Он 6 раз ускорялся в...

Дополнение к анализу плаваний Пифея | Статья в журнале...

В статье рассматриваются древние свидетельства о плаваниях древнегреческого мореплавателя и философа Пифея из Массалии под новым углом зрения. Из этих свидетельств можно заключить, что Пифей первый определял не только широту, но и долготу во время плавания.

Задать вопрос