Красота архитектуры в одном числе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Тазетдинова, Э. Р. Красота архитектуры в одном числе / Э. Р. Тазетдинова, Е. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1062/ (дата обращения: 17.12.2024).



Красота архитектуры в одном числе

Тазетдинова Эльвина Руслановна, учащаяся

Число лежит в основе всякого восприятия красоты.

А. Августин

 

В древней Греции был один скульптор Фидий, который обладал удивительным талантом. Все восхищались его скульптурами и пытались разгадать, как этому творцу удается каждый раз делать настоящее произведение искусства. Позже стало известно, что в каждой своей скульптуре Фидий придерживается определенного числа в пропорциях.

Рис5

Рис. 1. Число φ в цветках тысячелистника

 

 

Пропорциональные отношения пронизывают все проявления жизни на земле. Даже рост любого растения подчиняется строгой логике пропорций. Вполне естественно, что изначально, еще интуитивно человек создавал любые предметы, руководствуясь чувством пропорции, данных ему в строении собственного тела.

Поэтому неудивительно, что оно было обнаружено в произведениях искусства художника Рафаэля, русского художника Шишкина, в музыкальных произведениях Бетховена, Шопена и Чайковского. Знаменитая картина Леонардо Да Винчи тоже содержит в себе пропорциональные отношения, которые сводятся к одному числу. Его еще называют золотым сечением. По математическим меркам это число имеет значение 1,618… и называется φ (“фи”).

Город Ульяновск, в котором я родилась и живу, с течением времени значительно менял свой архитектурный облик. Но его силуэт угадывается издалека — еще с левого берега Волги, сквозь кружевные конструкции волжского моста... Мне стало интересно, присутствует ли золотое сечение в архитектуре нашего города.

Поэтому основной целью моей работы является изучение числа φ в архитектуре города Ульяновска.

Задачи:

‒                    ознакомиться с историей золотого сечения;

‒                    рассмотреть различные области применения золотого сечения;

‒                    рассмотреть способ получения значения числа φ;

‒                    ознакомиться с применением золотого сечения в архитектуре

‒                    ознакомиться с архитектурой города Ульяновска;

‒                    проверить гипотезу на основе работ архитектора А. А. Шодэ (использовал ли он в своей работе золотое сечение).

Почему Шодэ? Обратившись в архив, я узнала, что одним из наиболее известных архитекторов (наряду с Ф. Ливчиком, И. Бенземаном и др) г. Ульяновска был Шодэ.

Здания, построенные по проектам А. А. Шодэ, и сегодня украшают Ульяновск. В краеведческой библиотеке я нашла чертежи фасадов.

В своей работе я рассмотрела следующие здания:

‒                    Симбирское отделение государственного банка;

‒                    Дом-памятник И. А. Гончарову;

‒                    Гончаровская беседка.

На основании чертежей зданий и беседки, мною были произведены расчеты соотношений элементов фасада. При подсчетах учитывались погрешности измерений. Но, несмотря на это можно утверждать о присутствии золотого сечения (числа φ≈1,618) в архитектурных сооружениях города Ульяновска.

Рис. 2. Проект музея и библиотеки имени И.А.Гончарова

 

Выявленные соотношения доказывают математическую красоту зданий архитектора А. А. Шодэ.

Долгое время считалось, что если соблюдать при проектировании своего дома архитектурные пропорции, принятые с древних времен, то жить в таком доме будет комфортно. Дом я, конечно, строить не стала, но родилась идея создать кормушку для птиц, в преддверии “Дня спонтанного проявления доброты”. Некоторые детали этой кормушки соблюдают числовое значение золотого сечения.

Золотое сечение встречается в архитектуре со времен древних египтян, хотя мы не можем с уверенностью сказать, что такие пропорции использовались умышленно. И возможно, для нашего поколения все эти детали могут выглядеть как предания давно минувших дней, но их не стоит забывать.

Ведь одни ученые заметили, что все в мире происходит хаотично. А другие подвели итог, что даже в хаосе, которому подвержен весь мир, можно найти свои конкретные закономерности. Эти самые закономерности рождают красоту. Математическую красоту всего лишь одного числа.

 

Литература:

 

  1.      Аржанцев Б. В., Митропольская М. Г. Архитектурная летопись Симбирска второй половины XVII — начала XX веков — Ульяновск, 1994
  2.      Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска. Каталог.- Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2006
  3.      Касаткина С. С., Свешникова О. А. Август Шодэ. Мастера архитектуры Симбирска. — Ульяновск: Издательство “Корпорация технологий продвижения”, 2009
  4.      Мир математики: Т.1: Фернандо Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты / Пер. с англ — М.: Де Агостини, 2014
  5.      http://sedora.ru/Proportions_in_architecture
Основные термины (генерируются автоматически): золотое сечение, Ульяновск, число, архитектура города Ульяновска.


Задать вопрос