Здоровье ученика — за его спиной. Правильная осанка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 24.11.2017

Статья просмотрена: 1481 раз

Библиографическое описание:

Сотников, И. А. Здоровье ученика — за его спиной. Правильная осанка / И. А. Сотников, Н. А. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 121-127. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1061/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Здоровая спинка — к успеху тропинка. Мы живем в бурно развивающее время, связанное с развитием информатики и компьютерных технологий. Инновационные технологии развиваются с такой скоростью, что уже слышны разговоры о том, что в ближайшем будущем все школьные учебники станут электронными. Пока же ученикам начальной школы приходиться носить с собой в школу много учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей.

Я обозначил проблему: Мы носим слишком тяжелые портфели.

Основополагающие вопросы: Что же лучше, портфель или ранец? Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Как правильно выбрать портфель? Как снизить вес портфеля?

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники проекта: ученики 3 класса, родители, учителя нашей школы.

Цель проекта: Создание здоровьесберегающих условий для сохранения своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля весовой нагрузки за своей спиной.

Задачи проекта:

  1.      Выяснить, что такое осанка и особенности осанки детей младших классов.
  2.      Узнать о правильной и неправильной осанке и её значении для здоровья учащихся.
  3.      Изучить виды школьных портфелей.
  4.      Изучить возникновение школьных ранцев.
  5.      Изучить требования к портфелю школьника (вес, строение).
  6.      Выяснить вес полных портфелей одноклассников.
  7.      Изучить содержимое портфелей одноклассников с целью обнаружения лишних предметов.
  8.      Создание списка рекомендаций для родителей, учащихся.
  9.      Составить комплекс упражнений для сохранения правильной осанки.

Объект и предмет объекта:

Объект: ученики начальной школы, их осанка, как основа здоровья.

Предмет: школьный портфель ученика начальной школы.

Гипотеза: Если правильно подобрать вес школьного портфеля (соответствующим гигиеническим нормам), то его ношение не повредит осанке ученика и его здоровью.

Этапы работы над проектом:

  1.      Подготовительный этап:

‒                    Определение темы и ее актуальность.

‒                    Сбор информации.

‒                    Проведение опроса среди учеников начальной школы и родителей.

  1.      Основной этап:

‒                    Знакомство с историей портфелей.

‒                    Привлечение родителей и старшее поколение.

  1.      Заключительный этап:

‒                    Заключения и выводы.

‒                    Оформление материала проекта.

Методы исследования: опрос; наблюдение; беседа; сбор информации из книг, журналов, Интернета; эксперимент; фотографирование.

 

Понятие осанки. Свое исследования я начал с медицинского словаря: Осанка — это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника. Также в словаре Ушакова: осанка — это внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Беседа с медицинской сестрой. Из беседы я узнал, что ребенок рождается с ровным позвоночником. В процессе жизни начинаются появляться изгибы: шейный, грудной, поясничный. У младшего школьника жизненные изгибы не зафиксированные и непрочные. Поэтому все нарушения: неправильная мебель, обувь, одежда могут эти изгибы сделать неправильными. Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный ранец. В классе 2 человека с нарушением осанки.

Вывод: Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Основная задача осанки — сохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.

Малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей.

Из истории портфеля. Портфель — слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.

Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель (рис.1), (рис.2).

Reshetnikov

Рис. 1. Ранец

 

02b

Рис. 2. Ранец

 

Портфель наших прапрабабушек и прапрадедушек. Такой портфель был у всех школьников с 1 по последний класс. Обладать портфелем для детей, послевоенного времени, было большой радостью и гордостью!

Как правило, портфели были очень легкими, в связи с дефицитом детской литературы и учебных изданий (рис. 3)

0_17f03_8b882351_L

Рис. 3. Портфель 40-50-х годов

 

А это портфель современного школьника младших классов (рис.4)

 

.

Рис. 4. Портфель современного школьника

 

Во время исследования мои друзья выложили в электронный дневник фотографии со своим портфелями «Я и мой портфель». Провели конкурс рисунков в классе «Любимый друг — портфель».

Результаты исследования по анкетированию «Ранец, рюкзак, портфель или сумка» показали:

93 % учащихся выбрали для переноса школьных принадлежностей ранец,

7 %- школьный рюкзак.

В 3 классе дети не используют для переноса школьных принадлежностей портфели и сумки.

Почему вы выбрали именно этот портфель?

Результаты исследования показали: что портфель — вместительный, удобный, понравился.

Далее идут ответы: красивый, отличается от всех, подарок.

 

Идеальный портфель ученика начальной школы (рис.5)

Рис. 5. Идеальный портфель

 

Портфели взвешивали наши родители (рис.6)

C:\Users\admin\Desktop\d8bdc1f18aaf4f8487f4b163355bf3f7.jpg

Рис. 6. Портфель взвешивают родители

 

Вес школьного пустого портфеля: (норма 600–700 грамм)

Ознакомившись с гигиеническими требованиями к школьному ранцу, мы взвесили пустые ранцы учеников.

Результат: 74 % школьных изделий соответствуют нормам, а 26 % превышают рекомендуемый вес, равный 700 грамм. Самым легким школьным изделием в первом классе оказался рюкзак весом 550 грамм, самым тяжёлым — весом 1000 грамм или 1 кг.

Вес школьного портфеля со школьными принадлежностями: (10 % от веса ребенка)

36 % школьных изделий превышают допустимое значение. У одного ученика вес школьного рюкзака превысил рекомендуемое значение в два раза. У остальных детей превышение веса школьного «портфеля» составило от 1 % до 77 %. 64 % соответствуют значению.

Соответствуют ли размеры ранца? Измерили высоту передней стенки, длину и ширину школьных ранцев и рюкзаков. В результате измерения выяснили: длина изделия 36 %- превышает норму. Высота изделия 66 %- превышает норму. Ширина превышает допустимое значение 96 %.

 

Таблица 1

Чем наполнен школьный портфель?

Наименование предмета

Комплект

Вес (грамм)

Математика

Учебник + тетрадь

475

Русский язык

Учебник + прописи

487

Окружающий мир

Учебник + тетрадь

410

Физкультура

Спортивная форма

-

ИТОГО

 

1372

 

Очень хотелось узнать, какой цвет предпочитают ученики для своего портфеля! Мы устроили радугу школьных портфелей. Сделали вывод: Преобладают следующие цвета радуги — фиолетовый, синий и красный. Далее идут — зеленый, голубой, оранжевый и жёлтый.

В результате исследования мы выяснили, что 86 % школьников не умеют правильно пользоваться портфелем. Дети носят в портфеле лишние вещи или просто забывают выкладывать ненужные школьные принадлежности. Вес лишних вещей в портфеле школьников колеблется от 100 граммов до двух килограммов (не считая физкультурной формы и сменной обуви). В школьном портфеле можно найти массу вещей, которые не связаны с учебным процессом. Это игрушки, карточки, журналы, зеркала, сотовые телефоны и многое другое.

Лучший выбор — это ранец с ортопедической спинкой (рис.7).

http://www.eka-roditeli.ru/img/ranec/ranec-small-03.jpg

Рис. 7. Ранец с ортопедической спинкой

 

Важный момент — это безопасность. Ранец со светоотражателями сделает школьника заметным на проезжей части в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

Рекомендации при покупке портфеля:

  1.      Вес портфеля — не более 10 % от веса ребенка.
  2.      В идеале — это ранец, с лямками 4 см.
  3.      Материал — экологически чистый, влагостойкий.
  4.      Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы ребенок не потел.
  5.      На сумке должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте.

Рекомендации ученикам начальной школы:

‒                    Складывать учебники заново каждый день согласно расписанию.

‒                    Не класть лишние вещи.

‒                    Нужно равномерно распределять нагрузку в самом ранце между левой и правой стороной.

‒                    Тяжелые книги лучше класть вплотную к спинке и параллельно ей.

‒                    Ранец нужно носить за спиной.

‒                    Не носить ранец в одной руке или на одной лямке (рис.8)

Рис. 8. Рекомендации ученикам.

 

Наши действия: Папки для уроков изобразительного искусства и уроков технологии, а также папки для дополнительных занятий мы оставляем в своих шкафчиках. Спортивную форму для уроков физической культуры мы оставляем в своих шкафчиках.

В мире интересного. В России существует единственный во всем мире памятник портфелю — ранцу! Автор этой скульптуры — Александр Беликов, учитель изобразительного искусства. Помогали ему его ученики, шестиклассники Венгеровской сельской школы Ракитянского района Белгородской области (рис.9).

93400785

Рис. 9. Памятник портфелю

 

Выводы: Гипотеза, которую выдвинули, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес портфелей учащихся начальной школы превышает норму (2–4кг), которую рекомендуют врачи. В ходе исследования убедились, что при выборе портфеля не все учащиеся задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным. А вот родители более ответственно подошли к выбору портфеля и приобрели ранцы и рюкзаки.

Чтобы ещё и вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих. Считаем, что цель, которую поставили перед началом работы, достигнута и задачи выполнены. Наша работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год.

 

Литература:

 

  1. Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С. И. Ожегова, медицинский словарь.
  2. Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
  3. Протасов Б. И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
  4. Федотова В. А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru
  5. «Лечебная физическая культура» 2013г С. Н. Попов;
  6. Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2015г.
  7. Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И. Степановой И. 2015г.
Основные термины (генерируются автоматически): портфель, начальная школа, ранец, школьный портфель, выбор портфеля, вес, ученик, допустимое значение, изобразительное искусство, неправильная осанка.


Похожие статьи

Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника

Проанализировать зависимость веса портфеля и здоровье школьников в нашей школе на

Предмет исследования: портфель и его вес. База исследования: МКОУ Аношкинская СОШ.

Не носите лишнего в ранцах. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются документы и работы, демонстрирующие усилия, прогресс и индивидуальные достижения в разнообразных видах...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Языковой портфель — это неотъемлемая часть любого европейского ЯП, только для младших школьников он имеет несколько меньшее значение, чем для учеников старшей школы. Никитенко З. Н. утверждает, что основная ценность ЯП для младшей школы заключается в...

Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей...

...портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные

Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Как правильно выбрать портфель? Вывод: Неправильные привычные положения тела...

Сменная обувь в школе | Статья в журнале «Юный ученый»

Вес тела распределяется по стопе неправильно, что ведёт к болям и деформации — например, появлению так называемой «косточки».

Е.Л.- Неправильная обувь может вызвать плоскостопие, отклонение первых пальцев, натоптыши, развитие ювенального остеохондроза.

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и

Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и

5. Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в...

Языковой портфель как инструмент формирования...

Социально-экономические и культурные реформы в России существенно повлияли на перечень функций иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Для осуществления успешной коммуникации с зарубежными странами требуются специалисты...

Европейский языковой портфель как средство организации...

В статье рассматривается эффективность и необходимость автономной работы учащихся при обучении иностранному языку. Одним из основных средств организации автономной работы учащихся является Европейский языковой портфель.

Похожие статьи

Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника

Проанализировать зависимость веса портфеля и здоровье школьников в нашей школе на

Предмет исследования: портфель и его вес. База исследования: МКОУ Аношкинская СОШ.

Не носите лишнего в ранцах. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются документы и работы, демонстрирующие усилия, прогресс и индивидуальные достижения в разнообразных видах...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

Языковой портфель — это неотъемлемая часть любого европейского ЯП, только для младших школьников он имеет несколько меньшее значение, чем для учеников старшей школы. Никитенко З. Н. утверждает, что основная ценность ЯП для младшей школы заключается в...

Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей...

...портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные

Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Как правильно выбрать портфель? Вывод: Неправильные привычные положения тела...

Сменная обувь в школе | Статья в журнале «Юный ученый»

Вес тела распределяется по стопе неправильно, что ведёт к болям и деформации — например, появлению так называемой «косточки».

Е.Л.- Неправильная обувь может вызвать плоскостопие, отклонение первых пальцев, натоптыши, развитие ювенального остеохондроза.

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного...

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и

Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и

5. Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в...

Языковой портфель как инструмент формирования...

Социально-экономические и культурные реформы в России существенно повлияли на перечень функций иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Для осуществления успешной коммуникации с зарубежными странами требуются специалисты...

Европейский языковой портфель как средство организации...

В статье рассматривается эффективность и необходимость автономной работы учащихся при обучении иностранному языку. Одним из основных средств организации автономной работы учащихся является Европейский языковой портфель.

Задать вопрос