Сравнительная характеристика описания осени в стихотворениях А. А. Фета и Ф. И. Тютчева из цикла «Позолоченное богатство серебряного периода» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научные руководители: ,

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 5966 раз

Библиографическое описание:

Галлямова, Р. Р. Сравнительная характеристика описания осени в стихотворениях А. А. Фета и Ф. И. Тютчева из цикла «Позолоченное богатство серебряного периода» / Р. Р. Галлямова, С. Ф. Имматуллина, А. А. Миниахметов, Г. Ф. Ахмадуллина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1052/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

  1.                Введение. Наш мир многообразен, наполнен разными оттенками событий, вобравшие всю красоту палитры счастливых мгновений. Но, к сожалению, нравственные качества человека перестали иметь значимость в современном обществе [1]. Пламень души, с которым жили наши деды и прадеды, перестал гореть с силой добросовестности, жажды помочь и поддержать других.

Пытаясь догнать последние новинки моды, мы рисуем себе лица, истребляя себя, совсем забывая о нашей внутренней красоте. Мы, словно сумасшедшие, бежим за стандартами общества, пытаясь быть в тренде и выглядеть богато.

В те далекие времена жить было просто. Именно в это время, когда каждый человек ценил миг прожитой жизни, когда каждый мечтал сделать благо во имя народа и совершить благородный подвиг, войдя в историю, стал рассветом серебряного века [2]. Мы живем один раз в жизни, и почему бы не прожить ее в удовольствие себе и всем окружающим, не причиняя боли, страданий, озаряя всех своей улыбкой.

По этому поводу Омар Хайям [3], пишет следующее в своих «Рубаи» [4]:

Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье –

его не подстеречь уж никогда потом.

Время несется с огромной скоростью и меняет людей, подчиняя своим правилам. Получается, что, имея плотный график работы, мы превращаемся в рабов времени, оплачивая ее полет драгоценными мечтами, живущими в нашем сердце.

Серебряный век — это не просто период, который раскрыл талантливых писателей и поэтов, а это бесценное богатство, наследие нашей культуры. Произведения, созданные легкой рукой наших собратьев, наделены волшебной силой. Чудеса, таинственность, пропитаны в каждой строчке их творения, пронзая каждую струну нашей души, размягчая материю нашего сердца.

Практически каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает важные проблемы нашего общества, но, несмотря на это каждый стих по-своему мил, прелестен и красив. Когда поэт брался за написание стихотворения, он мыслил. Но, мыслил по-своему, представлял определенный образ, картину.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, почему разные писатели, такие как А. А. Фет [5] и Ф. И. Тютчев [6], давали разные качества одному и тому же предмету?

  1.                Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткая характеристика стихотворений об осени известных русских поэтов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, установить связь между стихотворениями, доказать, что они имеют сходство и различие, убедиться, что красота своеобразия присутствуют у обоих поэтов.

Проблема исследования. В чем сходство и различие в описании осени у разных поэтов, в ее представлении и подаче материала читателю?

Объект и предмет исследования. Стихотворения А. А. Фета «Осень», «Задрожали листы, облетая», «Какая холодная осень!"; стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Обвеян вещею дремотой».

Задача исследования. Провести сравнительный анализ стихотворений поэтов.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в основу образа осени ложится восприятие каждым отдельным человеком окружающей среды.

Методы исследования. Сравнение и анализ.

Научная и практическая значимость. Данная работа представляет собой оригинальное сравнение и анализ стихотворений об осени указанных поэтов.

  1.                Анализ стихотворений Фета А. А. Афанасий Афанасьевич Фет — великий русский поэт, родился в 1820 году в посёлке Новосёлки. Настоящая фамилия Шеншин. Отцом его был Афанасий Шеншин, богатый дворянин. С матерью, Шарлоттой Фет, они поженились заграницей, так как в России это было сделать невозможно.

В 14 лет, документы признали недействительными, и мальчику пришлось взять фамилию мамы. После смены фамилии, вся привилегия богатой жизни были воспоминанием для Фета. Поэтому всю жизнь он ненавидел свою фамилию.

Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им — Фет».

Учился он в немецкой школе, далее поступил в пансион профессора Погодина, чтобы подготовиться к поступлению в университет на факультет филологии. Уже в студенческие годы Фет проявляет свой поэтический талант, и становится знаменит благодаря своим стихам. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди»... (1842 год) был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева [7], «песней, сделавшейся почти народною».

Внешность поэта была вызывающе антипоэтична: грузный, кряжистый, тяжёлый, с грубым и прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Нам кажется, что его характер и душевное состояние отразились на внешности поэта. Дело в том, что с ним случилось несчастье: его жена и единственная любовь всей его жизни погибла. Он очень сильно переживал о потери любимой, тем самым становился черствым человеком, который с трудом находил общий язык с людьми. У него было мрачное представление о жизни, что отразилось в стихах. Поэтому его поэтические шедевры стали печальными и тяжелыми.

Однако, природа всегда была интересна поэту. Возможно, именно в ней он находил силы и помощь жить дальше, после тяжелой утраты. Смотря на шумные реки, бескрайние поля и леса, ему было не так одиноко. Следовательно, если он любил природу и наблюдать за ней, значит, любил передавать её красоту в своих стихах. К таким произведениям относятся все три стихотворения, взятые нами за основу для анализа.

На момент написания стихотворения «Осень» (8 октября 1883 года) [8], поэту было шестьдесят три года. В своей несчастной и печальной жизни он добился многого. В его жизни наступила та пора, когда можно переосмыслить свой жизненный путь и начать наслаждаться жизнью.

Это стихотворение вторит и показывает нам о его состоянии и настроении в этот период. Хотя автор наслаждался осенью и восхищался ею, стихотворение «Осень» получилось довольно печальным. Хотя, здесь нельзя сказать однозначно. Стихотворение состоит из трёх строф, и каждому свойственно своё настроение, своя тональность. То она вызывает тоску, уныние и печаль — все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорается при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Тема данного произведения — осень. Автор хотел показать, что осень, как человек, способна жить и переживать печальные и счастливые моменты. В первой строфе мы наблюдаем всю печаль, одиночество, потерянность автора.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но, во второй строфе мысль с резкостью меняется, и осень предстает в другом образе, наполняясь цветом, теплом, счастьем. Контраст первой и второй картины, играя чувствами человека, заставляют увидеть ее самобытность, многоликость.

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

В третьей строфе стихотворения нет ни красок, ни печали. Автор рассказывает нейтрально, умеренно, без лишних окрасок. Особенность стихотворения в том, что автор не меняет действия или героев, а меняет эмоции, и стихотворение получается необычным и по-своему прекрасным.

Тропы и эпитеты здесь «сумрачные дни», осень «беззвучная, хладная», «золотолиственных» уборов. Также эпитетами являются дни «грустны», истома «безотрадная», «сумрачные» дни. Метафоры здесь «в крови золотолиственных уборов»; градация здесь «золотолиственных уборов», «горящих взоров», «и знойных прихотей любви».

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Нас немного удивило и озадачило появление образа любви в этом стихотворении. Нам казалось, что осень — это образ уныния, покоя, так называемая спячка души. Но А. А. Фет пишет «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Еще одним прекрасным творением служит стихотворение «Задрожали листы, облетая» (13 июля 1887 года) [9]. Образ осени, является для А. А. Фета временем ухода и прощания, тем самым временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Читая это стихотворение, невольно приходят мысли о пустоте и вечности, страхе и волнении, скрывающееся в осеннем пейзаже.

Первые строки посвящены образу бури с метафорами «злая буря», где глаголы «рвет» и «мечет», что говорит о неблагоприятной погоде. А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, жаждущей так и подхватить жертву в любой момент. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативом и отвращением. А в роли жертвы выступают зеленые листья. Они молоды, полны энергией и не чувствуют холод наступающей опасности, но узнав ее огненные порывы, пытаются уцепиться за каждую веточки, чтобы выжить.

Автор сопоставляет молодые, наивные листочки осенней поры с бунтующей, властолюбивой бурей, создавая контраст между двумя образами. Этот процесс говорит читателю о том, что за окном царствует поздняя осень, готовящая трон для царствования зимы. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, и, читая такие строки, как бы погружаешься в атмосферу холода, страха и переживания. Все это передано с помощью олицетворений «задрожали» листы, тучи «закрыли», буря «рвет и мечет и воет». Эпитет здесь буря «злая».

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшися, злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Во второй строфе А. А. Фет повествует о маленьком, теплом гнездышке, рассказывая о крохотной птичке, которая воплощает в себе образ храбрости, стойкости и мужества. Очень интересным нам показалось то, что по контексту получается, птица не напугана бурей, не боится ее свирепости. Происходит такое ощущение, что страх приравнивается к смерти, а жизнь к мужеству. Если сравнить первую и вторую строфу, то мы увидим изменения в настроении, в подаче информации. Первая строфа строгая, зловещая, от нее веет холодом, мраком, мрачностью. Вторая, наоборот, легкая, как полет птички, теплая и мягкая, как ее гнездо.

Таким образом, гнездышко становится символом защиты и спасения от невзгод. Если глубоко вникнуть, то мы поймем, что под словом гнездышко зашифровано более масштабный смысл, затаено значение дома, крепости, защиты. В описании бури автор использует глаголы («стремительность», «несущее хищническое разрушительное начало»), которые точно передают чувство и эмоции поэта, в описании птички же — краткие прилагательные («светлогруда», «легка», «невеличка»), что способствует созданию светлого, лучезарного образа.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

Третей строфе присуще тоска и одиночество, ну не многие же способны пережить сильную бурю? Несмотря на черные краски осеннего пейзажа, есть маленькая искра цвета, озаряющая стих светом, красотой, легкостью. Нам ее немного жаль, все же, она одна противостоит буре, одна капелька цвета во мраке тьмы, с помощью метафоры «грохочет» громов перекличка. Эпитеты здесь мгла «черна», гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Замысел этого стихотворение передается легко, просто и изящно, автор пытается убедить нас, что все трудности, которые мы испытываем, являются мелочами нашей жизни, словно туман над рекой по утрам. Если рано утром густой туман мешает выйти нам из его пелена, то через время, под огненными лучами небесного факела, он рассеется, и все будет еще лучше, чем бывало!

А ведь еще ранее, А. А. Фет в 1847 году пишет стихотворение «Какая холодная осень!" (1847 год) [10]. В первой строфе с первой же строчки, автор восклицает о негреющей, бессердечной, бесчувственной поре. При описании картины суровой и мерзлой осени, в нашей голове, в мгновение ока воспламеняется изображение туч, как с блеском искр, цвета благородного чёрного опала, она так и морщится, показывая свое уныние с неба. Картина, поджигает нас, пробирающим до костей ветром, уносящего в вальс листьев, невольным образом заставляющего листья плясать под его дудку, с помощью эпитета «холодная осень».

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот.

Во второй части первой строфы, автор преподносит контрастный пейзаж, где осень, вспыхнувшая пожаром, обретает теплые, яркие краски, с помощью эпитета «дремлющие сосны» и сравнения «как будто пожар восстает».

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Складывается ощущение, что поэт, рассказывая о природе, повествует о внутреннем мире человека. Горящий пожар, является не потухший страстью души, холод осени — болью человека, которого не выслушали, оттолкнули. Конечно, человек будет неловко себя чувствовать, томится, угнетать себя, но свои умения, свое пристрастие бросить не сможет. Как пианист не сможет расстаться с роялем, художник с мольбертом или садовод с огородом. А близкий человек, увидевший такую боль своего друга, и пытаясь разжечь в его душе огонь, стремится показать красоту осеннего мира, чтобы тот, взглянув на окружающее его богатство, поверил в себя и понял, как прекрасен его талант и умение!

Со второй строфы, поэт, яркими словами пишет картину, с помощью эпитета «фосфорные ночи», метафор «сияние северной ночи». Олицетворения «светят очи», «очи не греют», благодаря такой подборке выразительных средств, стих получился воздушным, насыщенным, хоть и вьется он с запахом мороза и люда.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Стихи А. А. Фета воспроизвели на нас большое впечатление, его творчество приукрашивает, обогащает стихотворный сборник в нашей истории и литературе, в его стихах отражается сущность природы, внутренний мир человека. Он способен заставить человека глубоко задуматься о многих вещах, окружающие нас каждый день, да еще с такой силой, что прочитав хотя бы одно его произведение, взгляд на какое-либо явление или процесс изменится.

Сам А. А. Фет стал нашим одним из любимых поэтов, его биография показала нам, какая она, настоящая любовь, наверно, не каждый сможет сохранить верность своей возлюбленной. Также он полюбился нам своим умением дарить читателю необычные образы и картины золотой поры!

  1.                Анализ стихотворений Тютчева Ф. И. Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование под руководством С. Е. Раича [11].

Юный Федор интересовался стихосложением и классическими языками, где его поддерживал преподаватель. Изучал древнеримскую поэзию, и уже к двенадцати годам он переводил оды Горация [12].

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами, небрежно одетый, часто рассеянный талантливый поэт, однако дипломат преображался во время салонного общения. Следовало Тютчеву заговорить, как окружающие замолкали, в его словах настолько было много разумного, образного и оригинального смысла.

Его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку, производило колоссальное впечатление на окружающих. Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Ф. И. Тютчев был близок с природой, и природа в его творчестве играет важную роль. Описывая пейзажи разных времен года, он оживляет явления, объекты природы, просто и ясно описывая качества, присущие предметам. В его творчестве присутствует философия. День, ночь, зима лето, в бесконечном круговороте заменяют друг друга, представая в новых образах перед читателями, открывая другие стороны своего характера.

Особенно тонко поэт в своих стихотворениях об осени, красиво описывает действия, происходящие в природе, дуновения ветра, хруст листьев, палитру осенних цветов. Но самое главное — это описание чувств. Оживляя предметы, он характеризует его со всех сторон, передает эмоции и чувства. Нежная пустота с холодной лаской осени, струится в порывах воздуха, и, подхватываясь порывами ветерка, одурманивают разум человека.

Именно подобные чувства, когда душа человека начинает снова осмысливать жизнь, когда сердце, успокаиваясь от ярких огней страсти лета, начинает остывать и смотреть на жизнь более глубокомысленно, переставая отдаваться амбициям, рождены в строчках настоящего шедевра.

Одним из таких примеров является стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 год) [13], которое окунает нас в мир удивительной легкости, неназойливой тревоги, прозрачной грусти и теплой надежды. Стихотворение заставляет нас задуматься о жизни. Если мы хорошо поразмыслим, то поймем, что автор сопоставляет различные проявления погоды. Вначале, он описывает тихую, спокойную погоду, а потом тревогу, страх, и заканчивает гармонией.

Нам стоит задуматься о мыслях, которые Ф. И. Тютчев пытался нам передать, а именно, умение верить и надеяться в любую неясную погоду, потому что когда-нибудь она точно прояснится. Пленительностью отмечены первые две строчки, в которых царят покой и тишина осеннего заката, озаряющие светом очаровательности. Он будто ухмыляется увяданием природы, зная, что после теплых, сухих деньков обязательно наступит суровость и дерзость непогоды.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

И на самом деле, уже в третьей строке, настроение поэта меняется. Он чувствует скрытую угрозу от движения воздуха падающей листвы, и для передачи столь тонкого предчувствия страха он использует звукописи, используя свист шипящих и ноющих согласных, а также добавляя контрастные, насыщенные цвета, добавляя капли беспокойства, используя антитезу.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Создается картина, пропитанная тревогой, страхом того, что можно будет ожидать в последующие минуты. Но вместо ожидаемого ветра, бури и дождя на смену приходит спокойствие, тишина и неподвижность. Все угомонилось. Страх и тревога развеялись вместе с лучами пылкого солнца, и на место багряному и оранжевому цвету пришла лазурь, блеск лучей сменяется легкой дымкой тумана.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Поэт олицетворяет саму жизнь, показывая насколько легко, она может измениться в любую секунду. Из сонного и неподвижного состояния порывы холодного ветра становятся предвестником будущей суровой зимы, хотя автор наполнен позитивом и пишет с чувством теплоты.

Последние строчки уже не вызывают печали, страданья, хотя имеют в наличие слова с таким же смыслом. Но сердце автора спокойно, не волнуется и не переживает, а лишь живет верой, что все закончится, все пройдет. Потому что, как бы ни была ночь темна, и сколько страхов она в себе не таила, пройдет время, и лучи солнца растворят ужас мрака, одаряя всех улыбкой своего света!

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Стихотворный размер текста — пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге, с перекрёстной рифмовкой. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Эпитеты здесь «зловещий блеск» и «пестрота дерев», «багряных» листьев, «грустно-сиротеющей» землею.

Также эпитетами являются «умильная, таинственная» прелесть, «туманная и тихая» лазурь, «порывистый, холодный» ветер. Имеется в данном стихотворении и аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев — «багряных листьев томный шепот», свежее дыхание ветра — «и, как предчувствие сходящих бурь», «порывистый, холодный ветер». Олицетворение здесь — багряных листьев «шелест».

Еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (22 августа 1857 года, по дороге из Овстуга в Москву) [14], которое при чтении вызывает приятное чувство, наслаждение эмоциями. Он любит природу и понимает ее. Стихотворение легкое, приятное. Автор рассуждает о взаимоотношение природы с человеком, о красоте, о необычайности этого времени года, но самое главное, он затрагивает проблему вечности.

Сравнивая дни, когда люди усердно работали на поле и осеннюю пору, когда уже на поле ни одной живой души, показывает, как быстротечно время, как изменчива наша жизнь, что через год, два или три все повторится, и так будет вечно. С первых строк мы убеждаемся его восхищением первой порой осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Указывая на красоту осени в этот момент, когда еще сухо, и осень только вступила в свои права, наделяет вечер теплом, и с трепетом использует сравнение «хрустальный день», показывая чистоту, свежесть этих мгновений.

Большое внимание на себя приковывает поле. Автор показывает тесную связь между природой и человеком, при этом, рассуждая о вечности, о вечных процессах, которые раз за разом выполняется в нашей жизни.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустота. Холод. Первая строчка содержит грусть, будто опустошается, обезвоживается, но к счастью, завершающие три строчки наполняют нас радостью, мы понимаем, что до зимы далеко, и радуемся теплым, летним денькам.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Тема данного стихотворения ранняя осень. Идея — показать особенную прелесть ранней осени, стих написан с помощью средства художественной изобразительности. Например, эпитеты «бодрый» серп, «дивная» пора, «праздная» борозда, день «хрустальный», вечера «лучезарны». Метафоры здесь «и льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле. Метонимия здесь «бодрый серп». Олицетворение здесь серп «гулял». Синекдоха здесь «блестит волос», «падал колос». Рифма здесь перекрестная. Звукопись и аллитерация в двух строчках: (1) Весь день стоит как бы хрустальный, и (2) И лучезарны вечера...

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» (15 сентября 1850 года, Петербург) [15] в авторстве Ф. И. Тютчева не менее насыщено чувствами осенних красок. Нестандартное описание заставляет глубоко вникнуть в смысл его стихотворения, он рассматривает красоту через уродство, и возрождение через хаос, хотя первый куплет спокоен и смирён, не предвещает бурных изменений и страстей.

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Словно усмехаясь над явлениями природы, он смеется, не видя повода, грустит и огорчается, несмотря на то, что хочет первых молниевидных туч.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч!

Третий куплет очень необычен в отличие от остальных. Если мы прочитаем эти строки поверхностно, то не осмыслим его, не поймем глубины этой строфы. Автор, олицетворяя предметы, превращает их в образы людей. Философствуя над жизнью, он сопоставляет совсем разные понятия о красоте и об уродстве. Складывается ощущение, что речь идет о периоде чувств одного человека, который любил, был привязан, и доверял близкому им человеку, но спустя время, он разочаровался в нем.

Вспомнив счастливые моменты, проведенные с этим, близким ему человеком, он осознал его важность в своей жизни. Но понял, как в одно мгновение он стал чужим человеком, как теперь стала отвратительно, мерзко общение с ним, что отзыв его чувств становится примерно таким.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!..

Стих своеобразен, чем и очень интересен с помощью средств художественной выразительности. Метафоры здесь «обвеян вещею дремотой», «гляжу с участьем умиленным», «блестя осенней позолотой». Эпитеты здесь «вещая» дремота, «полураздетый» лес, деревьям «испещренным», листьям «изнуренным». Олицетворение здесь лес «грустит», из летних листьев разве сотой «шелестит», «брызнет» луч, что так «цвело и жило», «улыбнется» раз. Размер здесь, это первые две стопы — ямб, а третья стопа — это анапест. Такие размеры придают стихотворению быструю смену событий.

Ф. И. Тютчев имеет очень своеобразный стиль, совмещая разные виды размеров, продевая одни художественные средства в другие. Поверхностно читая его стихотворения, не всегда удается понять замысел автора, прочувствовать атмосферу стихотворения, но это только улучшает его оригинальность и желание читать его стихи.

Мы были рады работать с творчеством Ф. И. Тютчева, именно через его стихи мы открывали осень в другом свете, в других красках. Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева, как яркий отпечаток будет светить в нашем сердце при виде осени, золотого листопада в золотых рощах, и при лазурном небосводе между легкими прикосновениями ветра.

  1.                Сходства в описании осени. Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Эти поэты, представители «чистого искусства», сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, то есть описывается как пейзаж.

Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна». Если мы сравним по три стихотворения каждого из двух поэтов, то увидим как общие черты написания, так и особые черты. В частности, осень у обоих писателей склонена к раннему периоду, когда еще позолоченные листочки плавно махают нам, в знак приветствия, а небо в лучезарности своей красоты одурманивает людям головы.

По характеру, у А. А. Фета осень давит грузом тяжести угрозы, холода и льда. Несмотря на то, что его стихи словно морозная погода, проникая во все, преображают в белый иней, и до глубины души щиплет сердце, он растворяет в строчках своего стихотворения капельку любви, но не к людям, а к природе, к ее изменениям, и ее объектам.

Нам так и хочется сравнить творчество А. А. Фета в литературе с творчеством Бетховена [16] в музыке. Но это не из-за внешнего грустного, угрюмого вида, а из-за того, что они оба имеют одинаковый стиль, как в музыке, так и в литературе. Своими массивными произведениями они утягивают человека вглубь пространства человеческого сознания, не давая никакого повода для веселья и радости. Точными аккордами, играя на струнах души, оглушают посторонние мысли и звуки, проносящие вокруг, они прямой передачей, простым звуком души доносят до нас свои чувства, которые они хотят нам передать.

Зато Ф. И. Тютчев по характеру более мягок по отношению к природе, она для него в образе легкой красоты, от которой несет обворожительностью. В его стихотворениях больше запутанности, рассеянности и сопоставления. Но, его стихи чудесны, невесомы. Он, в отличие от А. А. Фета, видит красоту в уродстве, и, восхищаясь уродством, видит отблеск прекрасного.

А. А. Фет и Ф. И. Тютчев очень глубоко философствуют в своих стихотворениях, при этом имея как общие, так и особенные черты в своих потрясающих, очаровательных, немыслимо глубоких, сногсшибательных стихотворениях.

  1.                Выводы и заключение. А. А. Фет и Тютчев Ф. И. подарили нам незабываемые, бесценные сокровища. Мы должны любить и ценить каждое их произведение. Именно в стихотворениях подобных поэтов мы черпаем бесценные знания и умения.

В этой работе мы выяснили, что по Тютчеву Ф. И. любовь губит человека, она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь, приносящая только страдания. Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма и считает, что для истинной любви есть особенный суд — его с любимой нельзя разлучить.

Оба поэта пытаются познать Создателя через природу, потому что мир — это создание Творца как для первого, так и для второго поэта. Но если Фет А. А. смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то Тютчев Ф. И. как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Мы полагаем, что имеется особенная связь между рассмотренными стихотворениями, они имеют как различия, так и сходства, причем в каждом стихотворении наблюдается свой стиль, своя красота и изюминка.

Поэтому, несмотря на то, что каждый поэт по-своему богат особенным литературным мастерством слова, каждый из них останется на страничках истории и литературы из-за того, что роль каждого поэта велика и огромна. Содержание их стихотворений имеет большую, драгоценную роль для нашего развития и воспитания.

Однако, людей, которые не знают русскую классику очень много. Мы, проделывая подобные исследования и изыскания, учимся не только анализировать и сравнивать, например, стихи. Мы узнаем больше интересного о жизни и творчестве русских поэтов.

Почему? Потому, что стихотворения русских классиков имеют скрытые богатства, одаривающее читателей, позволяют прочувствовать настроение природы, видеть прекрасное во всем окружающем.

Мы горды тем, что наша страна богата такими великими, мудрыми поэтами-философами, которые оставили после себя множество красивых стихотворений.

Поэтому, современной молодежи необходимо больше изучать и читать классику, ибо в ней открываются врата честности, доброты, умение видеть в обыденных вещах маленькое и прекрасное.

 

Литература:

 

1.                  Луков В. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания.// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — М.: Издательство «Московский гуманитарный университет», 2008. — № 1. — С.1.

2.                  Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. — СПб.: Издательство «Гиперион», 2005. — 228 с.

3.                  Омар Хайям. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям (дата обращения 01.11.2017).

4.                  Омар Хайям. Рубаи. — М.: Издательство «Новая Нива», 2009. — 112 с.

5.                  Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. — СПб.: Издательство «Наука. Ленинградское отделение», 1990. — 138 с.

6.                  Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. — М.: Издательство «АН СССР», 1962. — 376 с.

7.                  Григорьев Аполлон Александрович. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Аполлон_Александрович (дата обращения 01.11.2017).

8.                  Фет А. А. Осень. // Стихотворения. Проза. Письма. — М.: Издательство «Советская Россия», 1988. — с.128.

9.                  Фет А. А. Задрожали листы, облетая. // Стихотворения. Проза. Письма. — М.: Издательство «Советская Россия», 1988. — с.153.

10.              Фет А. А. Какая холодная осень! // Стихотворения. Проза. Письма. — М.: Издательство «Советская Россия», 1988. — с.71.

11.              Раич Семён Егорович. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раич,_Семён_Егорович (дата обращения 02.11.2017).

12.              Гораций. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гораций (дата обращения 05.11.2017).

13.              Тютчев Ф. И. Осенний вечер. // Весенние воды. Лирика. — М.: Издательство «Детская литература», 1983. — с.20.

14.              Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной. // Весенние воды. Лирика. — М.: Издательство «Детская литература», 1983. — с.79.

15.              Тютчев Ф. И. Обвеян вещею дремотой. // Весенние воды. Лирика. — М.: Издательство «Детская литература», 1983. — с.93.

16.              Людвиг ван Бетховен. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен,_Людвиг_ван (дата обращения 05.11.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, осень, поэт, автор, жизнь, природа, стих, вещая дремота, буря, день.


Похожие статьи

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении? - Сравни осенний день, о котором писал М.Пришвин в рассказе «Хрустальный день»

Этот комплекс заданий позволяет ребенку целенаправленно проработать текст стихотворения, стать сопричастным автору в его мыслях...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Осенняя поэзия пропитана эмоциями, настроением авторов, поэтому она

Осень в нашей поэзии задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве

Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только дважды делает намек на то, что в сердце героя господствует осень. В первый раз мы это ощущаем, когда поэтесса говорит о памяти, где солнце слабеет.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания..

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

В стихотворении поэт отображает человеческую гордыню, устами стихии лирический герой

Стихотворение «Безветрие» - реминисценция на последние строфы пушкинской «Осени»

В стихотворении «В дни, когда над сонным морем…» мотив сна создает фигуру контраста...

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов...

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной

Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому...

Родина, природа, семья в художественной аксиологии...

Природу и поэзию сближает божественное начало. Природа — творение Бога, а «душой» поэзии является вдохновение, имеющее божественную сущность. Созерцая, как разнообразен и неповторим мир природы, поэт запечатлевает видимую красоту в летучем слове стиха.

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина...

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром: она воздействует на человека, делая его лучше, чище, помогая разобраться в путанице мыслей, чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет...

Похожие статьи

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

- О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении? - Сравни осенний день, о котором писал М.Пришвин в рассказе «Хрустальный день»

Этот комплекс заданий позволяет ребенку целенаправленно проработать текст стихотворения, стать сопричастным автору в его мыслях...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

Осенняя поэзия пропитана эмоциями, настроением авторов, поэтому она

Осень в нашей поэзии задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве

Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только дважды делает намек на то, что в сердце героя господствует осень. В первый раз мы это ощущаем, когда поэтесса говорит о памяти, где солнце слабеет.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания..

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

В стихотворении поэт отображает человеческую гордыню, устами стихии лирический герой

Стихотворение «Безветрие» - реминисценция на последние строфы пушкинской «Осени»

В стихотворении «В дни, когда над сонным морем…» мотив сна создает фигуру контраста...

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов...

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной

Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому...

Родина, природа, семья в художественной аксиологии...

Природу и поэзию сближает божественное начало. Природа — творение Бога, а «душой» поэзии является вдохновение, имеющее божественную сущность. Созерцая, как разнообразен и неповторим мир природы, поэт запечатлевает видимую красоту в летучем слове стиха.

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина...

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром: она воздействует на человека, делая его лучше, чище, помогая разобраться в путанице мыслей, чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет...

Задать вопрос