Калуга как одна из ярких страниц отечественного кинематографа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.11.2017

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Марьенко Е. О., Ильина Д. А. Калуга как одна из ярких страниц отечественного кинематографа // Юный ученый. — 2017. — №5. — С. 32-36. — URL https://moluch.ru/young/archive/14/1051/ (дата обращения: 28.01.2020).



 

О фильмах, которые были сняты в Калуге, я задумалась случайно, увидев на осенних каникулах в далеком 2014 г. отрывок фантастической киноленты «Москва-Кассиопея», фильм с непростым интересным сюжетом. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что киногерои прогуливаются по знакомым улицам! Главным героем «Москва-Кассиопея», автором проекта «Заря» стал калужский школьник Виктор Середа. Подумать только, ученик одной из школ моего родного города, придумал космический корабль с двигателем принципиально нового типа, пусть лишь в кино.

Невозможно не заметить, что Калуга, город, где я родилась и живу 13 лет, часто мелькает на «голубом» экране. Нередко улицы Калуги превращаются в старую Москву, изображают провинциальный город или становятся вымышленными фантастическими городами.

Цель работы: изучение ярких страниц отечественного кинематографа на примере Калуги.

В рамках реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1)                 ознакомиться с материалами, посвященными развитию кинематографа в родном городе;

2)                 собрать сведения о Калуге кинематографической у участников съемочного процесса (актеры, режиссеры, калужане-участники массовки и т. д.);

3)                 проанализировать полученные данные.

При написании работы использовались следующие методы: библиографический, аналитический, а также метод интервьюирования и анкетирования. Материалов по данному вопросу достаточно, как и людей, которые готовы поделиться интересной информацией.

Актуальность работы заключается в том, что она поможет составить целостную картину развития кинематографа в родной Калуге.

Калуга и советский кинематограф

В недалеком прошлом киносъемки не были редкостью, к съемочному процессу привлекали горожан. Таков полный список фильмов, полностью или частично снимавшихся в Калуге до 1991 г.:

1930 г.- Крупная неприятность

1935 г. — Космический рейс

1936 г. — Бесприданница

1939г.- Член правительства

1957 г.- Дорога к звездам

1958 г.- Человек с планеты Земля

1965 г.- Двадцать лет спустя; Похождения зубного врача; Пакет

1967 г. — Ташкент-город хлебный

1973 г.- Москва-Кассиопея

1974 г. — Отроки во Вселенной; Ищу мою судьбу; Любовь земная; Птицы над городом

1975 г.- Потрясающий Берендеев

1976 г.- Белый Бим — Черное ухо, Победитель; Потрясающий Берендеев; Просто Саша

1977 г.- Судьба; Чужие письма

1978 г.- Последний шанс

1979 г.- Взлет

1980 г.- Крах операции «Террор»; Однажды 20 лет спустя; Иван да Марья

1981 г.– Карнавал; Золотые рыбки

1982 г.- Карнавал; Слезы капали

1983 г.- Взятка

1985 г.- Господин гимназист; От зарплаты до зарплаты

1986 г.- Шанс; Невероятное пари, или истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад; Если можешь, прости...; Белая лошадь — горе не моё

1987 г.- Катенька; Филер; Честь имею

1989 г.- В городе Сочи темные ночи.

Данный список явился итогом работы калужанина, занимающегося исследованиями истории архитектуры Калуги и Калужской области [4].

На довоенных фильмах, снятых в Калуге, улицы города мы видим черно-белыми. Первым кинофильмом, дошедших до нас, стал черно-белый фильм без слов «Крупная неприятность» (1930). К сожалению, сохранилась только вторая часть; первая, в которой и были основные съемки Калуги, утрачена. Немая кинокомедия повествует о жителях глухого провинциального городка, куда одновременно приезжают пропагандист и священник, с которыми происходят веселые недоразумения.

Калуга неразрывно связана с темой завоеваний космических пространств [6, стр.185]. Фильм «Космический рейс» (1935) рассказывает о подготовке полетов на Луну. Кинофильм «Дорога к звездам» был снят в 1957 г. Постановщики предлагают пофантазировать о том, как будет происходить освоение человеком космоса. Первая часть картины рассказывает об основоположнике космонавтики, ученом-изобретателе, ракетостроителе К. Э. Циолковском, об истории развития ракетной техники, о развитии и перспективах космонавтики, она снята в Калуге. На экранах зрители увидели первый в мире полет человека в космос, полет на Луну и запуск спутника. В 1958 г. на калужской земле был снят биографический фильм о К. Э. Циолковском «Человек с планеты Земля».

В 60-х гг. прошлого столетия в Калуге снимался фильм «Похождения зубного врача». Главная роль в этой ленте, неопытного дантиста Сергея Чеснокова, стала кинодебютом Андрей Мягкова. По воспоминаниям очевидцев, стоматологическую поликлинику в фильме перенесли в областной краеведческий музей [4].

Творческий путь нашего земляка, актера Валерия Хромушкина (1956–2012) начался с роли собаковода в картине «Белый Бим — Черное Ухо» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Кинофильм снят в Калуге режиссёром Сергеем Ростоцким в 1976 г.

Одним из самых известных фильмов, запечатлевших калужские улицы, можно считать «Карнавал» (1981). Главную роль провинциальной простушки, мечтающей «выучиться на артистку», в нем сыграла юная Наталья Муравьева. Ее партнерами стали звезды советского кинематографа Олег Янковский и Александр Абдулов. «Что за город, одни горы и пригорки», — эта фраза героини, с «неправильным» «гэ» стала крылатой. Пожалуй, с особым нетерпением этого события ждали калужане, ведь значительная часть фильма снималась в нашем городе. В сценах «Карнавала» мы видим калужские улицы и дворы, в том числе комплекс Гостиные ряды. Благодаря этой картине в историю советского кинематографа вошли улицы Смоленская и Ленина, кинотеатр «Пионер» и станция Калуга-2 [7].

Есть данные, что в Калуге также снимались сцены из очень известных фильмов, таких как фильм «33» (1987) с Евгением Леоновым в главной роли и «Москва слезам не верит» (1979). На озере Вырка снимали сцены фильма «Тайна Снежной королевы» (1986) с Алисой Фрейндлих. В 1980 году недалеко от села Ромоданова велась работа над детским фильмом «Иван да Марья». Пионерские лагеря Андреевского куста превратились в съемочную площадку фильма Сергея Соловьева «Сто дней после детства» (1975).

Калуга и российский кинематограф

После 1991 г. в Калуге, в основном, ведутся съемки телевизионных сериалов. Калужские улицы можно увидеть в фильмах «Граница» (2007), «День денег» (2006), «Королев» (2007) [7].

Великолепная лента «Ворошиловский стрелок» Сергея Говорухина снималась в 1999 г. в областном центре с участием калужских актеров: Михаила Каткова, Виталия Логвиновского, Елены Соколовой, Виталия Журавлева. Талантливый актер Калужского Драматического театра Вячеслав Голоднов (р. 1948) сыграл в фильме роль Славика «Скарлатины».

Все, кто работали в Калуге, отмечают архитектурное разнообразие областного центра: рядом с историческими зданиями и постройками разных эпох соседствуют новые кварталы и живописные парки. Директор проекта «Дальнобойщик и его жены», снимавшегося в Калуге в 2008 г, Алексей Синцов в интервью журналистам «Калужского перекрестка» так объясняет популярность Калуги и окрестностей у представителей киноиндустрии: «Ваш город очень многообразный. В нем есть и историческая часть, и промышленная, есть современные постройки. В Калуге запросто можно снять несколько разных городов! Вот, например, из вашей улицы Московской, если ее снять с определенной точки, можно получить классическую южную улицу» [3].

Жители города, пройдя нехитрый кастинг, чаще всего снимаются в массовке, достаются им и эпизодические роли. В сериалах снимаются актеры Калужского драматического театра: Игорь Корнилов, Сергей Мацвей, Захар Машненков, Анастасия Семесенко, Михаил Пахоменко. Актер Игорь Красовский, работающий в Театре кукол, снимался в сериале «Марьина роща» (2012). Его партнером по съемочному процессу стал известный российский актер Александр Домогаров. Съемки сериала о криминальном районе столицы проходили в старой части Калуги, Полотняном Заводе, Доме Щепочкина, Кондрове. Калужский Облиздат в фильме исполнил самого себя — типографию, где печатали продуктовые карточки. А старый дом № 96 на улице Суворова стал отделением милиции. Калужские улицы запечатлены в сериалах «Марьина роща», «Любовь не картошка» (2013), «Дальнобойщик и его жены» (2008), «Обнимая небо» (2013).

Снимают в Калуге и собственные проекты. В 2007 г. город был обклеен афишами первого калужского художественного фильма «Сырые дрова», рассказывающего о жителях деревни. Главную мужскую роль в нем сыграл актер, телевизионный и радиоведущий Игорь Корнилов. Он вжился в роль тракториста по имени Коля. Фильм снимали под Обнинском в селе Карповка. «За время съемок местные жители так привыкли к актерам, что встречали их, словно родных», — вспоминают актеры [2]. Тем не менее, в интервью моей маме, также работающей журналистом местных СМИ, Игорь Корнилов неодобрительно отозвался о проектах, снимающихся в Калуге в настоящее время. По словам актера, они не выдерживают никакой критики.

Последним фильмом, съемки которого велись в Калуге в 2014 г., является военная драма «Единичка». Перед началом работы над этим проектом художники киностудии нарисовали подробную карту местности с точным расположением всех объектов — окопов, реки, переправы и монастыря. Подходящее место нашли в Калужской области, однако моста через реку там не было. Его пришлось выстроить в натуральную величину. Кроме того, велись съемки кинофильма с рабочим название «Последний перелет» по пьесе Александра Вампилова «Утиная Охота». В 2014 г. улицы Калуги пустовали редко. До этого около десяти месяцев велись съемки сериала «Марьина роща-2».

Сериал «Временщик» (2014) — фантазия на тему путешествий во времени. На время съемок перекрыли улицы Калуги и часть Каменного моста. Действие в сериале происходит во время пяти различных эпох, в нем фигурируют такие исторические персонажи, как Екатерина II, Василий Чапаев, Владимир Маяковский, Александр Блок. Все исторические эпизоды были отсняты в Калуге и ее окрестностях. «В этом Калуга сегодня уникальна. Таких городов во всей России сохранились единицы. И, возможно, именно в этом и кроется ее привлекательность для новых кинопроектов», — говорят представители съемочной группы [Интервью моей маме].

В конце 2015 г. областной центр стал местом съемок нескольких телевизионных сериалов и полнометражных лент. Это кинофильм о балете «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли, сериалы «Чёрная кошка» и «Соната для Веры», детективного телесериала «Черта» и других.

Эпизоды мини-сериала «Соната для Веры» сняты на улицах и в ресторанах, концертном зале областной филармонии, у Хлюстинской больницы, а также в пригородах: птицефабрике во Льва Толстове и железнодорожной станции Тихонова Пустынь. Калуга в этом фильме стала провинциальным городом (без названия). В финальной сцене мини-сериала на сцене областной филармонии талантливая и скромная Вера сыграла перед восхищенной публикой сонату, написанную специально для нее любимым педагогом. Вместе с мамой и ее подругой мы приняли участие в съемках. Мне доверили принести цветы на сцену, только этот момент не вошел в фильм. Будни актеров массовки нелегки: эпизод продолжительностью 15 минут снимался более 4 часов.

В сериале «Черная кошка» (2016) Калуга стала Москвой и подмосковными городами середины прошлого века. Во время съемок не раз перекрывали улицы областного центра. Воскресенская улица и район Каменного моста, пожалуй, любимейшие места столичных кинематографистов в Калуге.

Выводы

Кинокритики считают Калугу одним из самых снимаемых городов России. Немало популярных советских и российских кинолент полностью или частично сняты в Калуге. Съемки ведутся и в наше время, правда, сейчас чаще калужские улицы можно увидеть в сериалах и многосерийных телевизионных фильмах. Не успевают закончиться съемки одного сериала, как на подходе тут же оказывается следующий. Популярностью пользуется исторические районы города: набережная Оки, Каменный мост и Гостиные ряды, улицы Воскресенская и К. Маркса. В областном центре ведется работа над фильмами самых разных жанров, в том числе масштабные исторически киноленты и художественные телесериалы. В год российского кино Калуга вошла в топ-10 рейтинга развития кинематографии России [8].

 

Приложение I

Кинокадры 1, 2, 3 из советских художественных фильмов, снятых в Калуге

«Крупная неприятность» (1930)

 

«Дорога к звездам» (1957)

 

«Похождения зубного врача» (1865)

 

Приложение 2

Фотографии 1, 2, 3, посвященные современному кинематографу в Калуге

https://pp.vk.me/c10684/u53425019/146427208/z_9ee8132a.jpg

Моя семья на фестивале фантастики «Поехали!» (2011)

 

G:\РаботаРерайты\АЛЕАН\Книги\Соната_для_Веры1.jpg

Съемки мини-сериала

 

images/foto/2015hronika/2015hronika254.jpg

Съемки сериала «Черная кошка (2016)

 

Литература:

 

  1.                Азбука кино. Коллекция книг и публикаций о кино. М. 2014
  2.                Газета «Весть». Ежедневная общественно-политическая газета Калужской области. 2008–2017
  3.                Калужский перекресток. Еженедельная семейная газета. 2002–2017 // http://old.kp40.ru/
  4.                Живой журнал // http://kaluga-apx.livejournal.com
  5.                Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. М.: изд. «Белый город». 2014 г.
  6.                Разлогов К. Э. Планета кино. М.: изд. Эксмо. 2014
  7.                Макеева Т., Спицына З. 70 фильмов, которые снимались в Калуге и Калужской области // http://kaluga4you.ru/
  8.                Новости культуры и искусства в Калуге и Калужской области // http://www.kp40.ru/news/culture/
Основные термины (генерируются автоматически): Калуга, главная роль, областной центр, фильм, время съемок, съемочный процесс, советский кинематограф, зубной врач, Каменный мост, улица Калуги.


Похожие статьи

Рецепция античности и топонимика советской Калуги

Когда и почему улицы в Калуги стали носить имена деятелей римской истории? Улицы переименовали после революции, в 1918 году. Они стали носить имена деятелей римской истории — Спартака, Марка Юния Брута и Тиберия Гракха.

Истоки и становление каскадерского искусства | Статья в журнале...

Но, следует помнить, что цирк долгое время оставался съемочной площадкой кинематографа.

При развитии советского кинематографа огромную роль сыграло становления каскадерского искусства как отдельной, общественно-значимой профессии.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены

В настоящее время в современных отечественных фильмах артисты, сыгравшие роли простых

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере...

Доктор с большой буквы на страницах летописи Пензенской истории

В рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» в г. Пензе по инициативе Президента РФ возведен Федеральный кардиологический центр, деятельность которого направлена на своевременное оказание оперативной хирургической помощи людям...

Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета

Жизнь каждой съёмочной группы начинается со сценария.

Сценарий — идейная и художественная основа фильма и работа кинодраматурга над ним — сложнейший

Первые советские фильмы не только принесли в кинематограф новое содержание, но и новую форму.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Сама сущность кино и все описанные выше процессы в становлении и развитии кинематографа определили его функциональную нагрузку. Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял кинематограф как «зеркало и молот...

Копытова Нина Ивановна — Информация об авторе

№41 (279) октябрь 2019 г. Авторы: Копытова Нина Ивановна. Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Копытова Н. И. Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации // Молодой ученый.

Покадровая съемка как прием показа динамики объектов...

Такая съемка производится с помощью устройства, которое автоматически задает съемку по одному кадру через определенные

Пример [3]. Процесс распускания цветка длится 2 часа (7200 с), время показа его на экране 10 секунд при частоте смены кадров 25 кадров/с.

Грибуцкая Ольга Владимировна — Информация об авторе

№41 (279) октябрь 2019 г. Авторы: Грибуцкая Ольга Владимировна. Рубрика: История. Страницы: Библиографическое описание: Грибуцкая О. В. Внутренние факторы кризиса Речи Посполитой // Молодой ученый. — 2019. — №41. Объем: 0,27 а.л. Статус: На верстке, платеж получен. №41...

Похожие статьи

Рецепция античности и топонимика советской Калуги

Когда и почему улицы в Калуги стали носить имена деятелей римской истории? Улицы переименовали после революции, в 1918 году. Они стали носить имена деятелей римской истории — Спартака, Марка Юния Брута и Тиберия Гракха.

Истоки и становление каскадерского искусства | Статья в журнале...

Но, следует помнить, что цирк долгое время оставался съемочной площадкой кинематографа.

При развитии советского кинематографа огромную роль сыграло становления каскадерского искусства как отдельной, общественно-значимой профессии.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены

В настоящее время в современных отечественных фильмах артисты, сыгравшие роли простых

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере...

Доктор с большой буквы на страницах летописи Пензенской истории

В рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» в г. Пензе по инициативе Президента РФ возведен Федеральный кардиологический центр, деятельность которого направлена на своевременное оказание оперативной хирургической помощи людям...

Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета

Жизнь каждой съёмочной группы начинается со сценария.

Сценарий — идейная и художественная основа фильма и работа кинодраматурга над ним — сложнейший

Первые советские фильмы не только принесли в кинематограф новое содержание, но и новую форму.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Сама сущность кино и все описанные выше процессы в становлении и развитии кинематографа определили его функциональную нагрузку. Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял кинематограф как «зеркало и молот...

Копытова Нина Ивановна — Информация об авторе

№41 (279) октябрь 2019 г. Авторы: Копытова Нина Ивановна. Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Копытова Н. И. Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации // Молодой ученый.

Покадровая съемка как прием показа динамики объектов...

Такая съемка производится с помощью устройства, которое автоматически задает съемку по одному кадру через определенные

Пример [3]. Процесс распускания цветка длится 2 часа (7200 с), время показа его на экране 10 секунд при частоте смены кадров 25 кадров/с.

Грибуцкая Ольга Владимировна — Информация об авторе

№41 (279) октябрь 2019 г. Авторы: Грибуцкая Ольга Владимировна. Рубрика: История. Страницы: Библиографическое описание: Грибуцкая О. В. Внутренние факторы кризиса Речи Посполитой // Молодой ученый. — 2019. — №41. Объем: 0,27 а.л. Статус: На верстке, платеж получен. №41...

Задать вопрос