Новый взгляд на книги о Гарри Поттере: школьный буллинг | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (13) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Ганоцкий Д. В., Лебедева Е. А. Новый взгляд на книги о Гарри Поттере: школьный буллинг // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/young/archive/13/1041/ (дата обращения: 19.01.2020).



 

Двадцать лет назад вышла первая из семи книг о Гарри Поттере «Гарри Поттер и философский камень». С тех пор книги о юном волшебнике переведены на 67 языков, и продано более 500 миллионов экземпляров. Так в чем же секрет популярности этой книги?

Конечно, это фантастический мир чародейства и волшебства с необычными существами, растениями, захватывающим Квидичем. Но, на наш взгляд, книга пользуется такой популярностью, потому что у героев книги возникают те же ситуации и проблемы, с которыми сталкиваются все подростки. Среди них особое место занимает проблема буллинга.

В традиционном понимании буллинг — это групповая или индивидуальная травля, при которой жертву подвергают моральным и физическим издевательствам.

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50 % учеников сталкиваются с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.

Проект «Дети Mail.Ru» провел опрос на тему травли. У 55 % опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18 % пользователей указали, что это происходит регулярно.

80 % опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка [1].

В «Гарри Поттере» описаны все самые распространенные случаи буллинга:

  1. Физический — физические издевательства, побои.
  2. Поведенческий — распространение ложной информации о человеке, сплетни, бойкот, шантаж, вымогательство.
  3. Вербальная агрессия — подколы, насмешки, проклятия, оскорбления.

В книгах, как и в реальной жизни, буллинг чаще всего встречается между учениками. Однако он может возникнуть между учеником и учителем, причем жертвой может быть как и ученик, так и учитель.

Чаще всего жертва — это слабый человек, который не может постоять за себя. В «Гарри Поттере» жертвой буллинга становится Невилл, тихий, робкий, неуклюжий мальчик из Гриффиндора. Причем, он подвергается буллингу не только со стороны учеников, например, Драко Малфоя и его друзей, но и со стороны учителя зельеваренья Снейпа:

… Тут в гостиную вниз головой свалился Невилл. Как ему вообще удалось пробраться в дыру за портретом, осталось загадкой — с первого взгляда было ясно, что его ноги скованы Кандальным Проклятием. Ему, наверное, пришлось как зайцу вспрыгивать по многочисленным ступенькам гриффиндорской башни.

Разумеется, все начали дико хохотать, и только Гермиона бросилась к нему и произнесла контр-заклятие. Ноги Невилла отскочили одна от другой, как будто между ними лопнула пружина, и бедняга, трясущийся с головы до ног, смог наконец встать.

 — Это Малфой, — дрожащим голосом начал рассказывать Невилл. — Я наткнулся на него около библиотеки. Он сказал, что ему нужен подопытный кролик, чтобы попрактиковаться.

— Иди и расскажи все профессору МакГонаголл! — с силой воскликнула Гермиона.

Невилл замотал головой.

— Не хочу лишних неприятностей, — промямлил он [1]. (физический буллинг, группа учеников — ученик)

Но жертвой буллинга может стать не только слабохарактерный человек, как Невилл, но и человек, который может за себя постоять. Например, в книге жертвой буллинга стал и главный герой Гарри Поттер.

Так, в книге Гарри Поттер и Кубок Огня, когда Гарри стал четвертым чемпионом, все, кроме Гермионы, отвернулись от него и стали подвергать его поведенческой травле:

После обеда они с Гермионой спустились в подземелье, возле двери лаборатории толпились слизеринцы, у каждого на груди большой значок. «Неужели ГАВНЭ?» — мелькнула безумная догадка. И тут же ее опровергла ярко горевшая в полутьме коридора надпись: Седрика поддержим — он Настоящий чемпион. — Нравится, Поттер? — заметив Гарри, воскликнул Малфой. — Но это еще не все! Полюбуйся! Он нажал на значок, красная надпись исчезла, ее сменила зеленая: Гарри Поттер, ты смердяк, Задавала и дурак. Слизеринцы загоготали. Все, как один, нажали на значки, и на Гарри отовсюду теперь смотрели блестящие зеленые буквы. Гарри невольно залился краской (поведенческий буллинг, группа учеников — ученик).

Как мы уже упоминали, буллингу может подвергаться не только обучающийся, но и учитель.

Лесничий ожидал учеников перед дверью хижины. Он стоял в своей кротовой шубе, сзади него — охотничий пес Клык. Весь его вид выражал нетерпение — ведь это был первый в его жизни урок.

— Скорее идемте! — закричал он, когда ученики подошли метров на десять. — Какой урок я для вас приготовил! … А теперь первым делом откройте книжки...

— Что? — изумился Малфой. — Как это откройте? Как мы будем их открывать? — Он вынул свой учебник, который был крепко-накрепко перевязан длинной веревкой…

— Это совсем просто... Надо только ее погладить...

— Ах, какие мы все глупые! — насмешливо воскликнул Малфой. — Оказывается, всего только надо погладить! А мы и не знали!

— Я... я... думал, они такие милые, — неуверенно сказал Хагрид, взглянув на Гермиону.

— Просто милашки! — издевался Малфой. — Хороша шутка, рекомендовать учебник, готовый оттяпать руку…

У Хагрида был такой несчастный вид, а Гарри очень хотелось, чтобы его первый урок прошел как нельзя лучше.

— Ну... ну вот... — Хагрид, очевидно, потерял нить дальнейших действий. — Теперь у вас... это, значит... есть учебники. Но главное — волшебные существа. Пойду сейчас приведу. Подождите...

Лесничий пошел в лес и скоро скрылся за деревьями.

— Ну и ну! — воскликнул Малфой. — Школа летит ко всем чертям! Этот олух будет нас учить! Я расскажу отцу, его удар хватит! (вербально-поведенческий, ученик (булли) — учитель (жертва))

Бесспорно, буллинг имеет негативные последствия. Жертва буллинга испытывает страх перед обществом, неуверенность в собственных силах, недоверие к окружающим, становится замкнутыми. Иногда в жертвах проявляется ненависть и жестокость, и часто они в дальнейшем сами становятся булли. В «Гарри Поттере» ярким примером является Снейп, который сам подвергался травли в подростковом возрасте со стороны отца Гарри Поттера и его друзей.

Так как же предотвратить и остановить буллинг? На наш взгляд, надо сразу искать поддержку и помощь у друзей и родных, как это делали герои Гарри Поттера. И, несомненно, надо показать булли, что ты сможешь постоять за себя.

У Невилла был такой вид, будто он вот-вот заплачет. Гарри порылся в кармане робы, достал шоколадку… и протянул ее Невиллу.

— Ты стоишь двенадцати таких, как Малфой, — сказал Гарри. …

 — Знаете, по какому, на мой взгляд, принципу отбирают игроков в команду «Гриффиндора»? — громко спросил Малфой через несколько минут, как раз тогда, когда Снейп безо всяких видимых причин присудил «Хуффльпуффу» еще одно пенальти. — Туда берут людей, которых жалко. Вот, например, Поттер, у него нет родителей. Потом Уизли, у них нет денег. Тебе, Долгопупс, тоже прямая дорога в команду — у тебя нет мозгов.

Невилл сделался ярко-красным, но тем не менее смело повернулся к Малфою лицом.

— Я стою двенадцати таких как ты, Малфой, — запинаясь, сказал он.

Малфой вместе с Краббом и Гойлом покатились со смеху, а Рон, не решаясь оторвать взгляд от игры, подбодрил:

— Скажи, скажи ему, Невилл.

— Долгопупс, если бы мозги были золотом, ты был бы беднее Уизли... И это еще слабо сказано.

… Рон вздрогнул. Малфой еще не успел ничего понять, а Рон уже сидел на нем и закручивал ему руки за спину. Невилл поколебался, затем перелез через спинку своего сидения и пришел на помощь.

Таким образом, Гарри Поттер — это не просто книга о мире магии, в ней подняты реальные проблемы, актуальные для подростков, и в героях каждый может узнать самого себя. А главное — даются ответы на волнующие вопросы. Надеемся, что если кто-то из подростков столкнулся с проблемой буллинга, то, прочитав Гарри Поттера, он сможет найти выход из этой ситуации.

 

Литература:

 

  1.                URL: https://deti.mail.ru/teenager/chto-delat-esli-vashego-rebenka-travyat-v-shkole/
  2.                Все примеры в статье взяты: URL: http://booksonline.com.ua/review.php?book=17026
Основные термины (генерируются автоматически): жертва, невилл, ученик, группа учеников, книга.


Похожие статьи

Буллинг в школе | Статья в сборнике международной научной...

Властолюбивые ученики делятся на активных и пассивных властолюбцев. Первые постоянно задевают не только одноклассников, но и

Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. В роли жертвы может...

Конфликт «учитель — ученик» | Статья в журнале «Юный ученый»

Основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки общения. По этому поводу я хочу привести слова Б. Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

Тогда он отнес к группе агрессоров около 7 % школьников, а 15 % учеников к группе жертв. Аналогичные данные были получены в США: 15-20 % учеников испытывают постоянное преследование в виде изоляции, запугивания или физического насилия со стороны своих...

Детская агрессия – результат становления характера

Те учащиеся, которые были склонны к проактивной агрессии, не ошибались подобным образом при интерпретации поведения своих соучеников.

В самом общем виде эти концепции можно отнести к трем основным группам. Первой из них будет группа теорий врожденной агрессии.

Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных...

Среди учащихся класса выделили для наблюдения трех учеников А, В, С. В таблице 1 представлены характеристики учеников и результаты диагностики этих учащихся. У всех трех учеников уровень познавательной активности — высокий, однако в других показателях они...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание.

Изучение особенностей и причин подростковой лжи

Ученики коррекционного класса значительно отстают по данному показателю от нормативно развивающихся сверстников.

Для подростков с нарушениями поведения и с трудностями в обучении (ученики классов КРО), более значимыми оказались связи между показателями...

Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза...

Этот ученик стал прототипом главного персонажа рассказа — Чарли Гордона. Другие персонажи из книги так же основаны на людях из жизни Киза. Элджернон был вдохновлён занятиями по препарированию в университете, а его имя было взято от поэта Алджернона Чарльза Суинберна.

Похожие статьи

Буллинг в школе | Статья в сборнике международной научной...

Властолюбивые ученики делятся на активных и пассивных властолюбцев. Первые постоянно задевают не только одноклассников, но и

Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. В роли жертвы может...

Конфликт «учитель — ученик» | Статья в журнале «Юный ученый»

Основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки общения. По этому поводу я хочу привести слова Б. Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

Тогда он отнес к группе агрессоров около 7 % школьников, а 15 % учеников к группе жертв. Аналогичные данные были получены в США: 15-20 % учеников испытывают постоянное преследование в виде изоляции, запугивания или физического насилия со стороны своих...

Детская агрессия – результат становления характера

Те учащиеся, которые были склонны к проактивной агрессии, не ошибались подобным образом при интерпретации поведения своих соучеников.

В самом общем виде эти концепции можно отнести к трем основным группам. Первой из них будет группа теорий врожденной агрессии.

Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных...

Среди учащихся класса выделили для наблюдения трех учеников А, В, С. В таблице 1 представлены характеристики учеников и результаты диагностики этих учащихся. У всех трех учеников уровень познавательной активности — высокий, однако в других показателях они...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание.

Изучение особенностей и причин подростковой лжи

Ученики коррекционного класса значительно отстают по данному показателю от нормативно развивающихся сверстников.

Для подростков с нарушениями поведения и с трудностями в обучении (ученики классов КРО), более значимыми оказались связи между показателями...

Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза...

Этот ученик стал прототипом главного персонажа рассказа — Чарли Гордона. Другие персонажи из книги так же основаны на людях из жизни Киза. Элджернон был вдохновлён занятиями по препарированию в университете, а его имя было взято от поэта Алджернона Чарльза Суинберна.

Задать вопрос