Версаль и Петергоф. Легенды и история | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: , ,

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №4 (13) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.09.2017

Статья просмотрена: 6732 раза

Библиографическое описание:

Зиновьев, И. С. Версаль и Петергоф. Легенды и история / И. С. Зиновьев, Е. В. Мартемьянова, В. Н. Токарева, В. А. Зендлер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1038/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Петергоф (Россия)Версаль (Франция)

 

Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то можно заметить, что во многом они очень схожи. Поскольку Петергоф был по большей части скопирован с Версаля, то соответственно и архитектурные стили у них были примерно одинаковые. В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма. Поскольку классицизм — это изображение мифологических сюжетов, то на фасаде здания можно увидеть различные сюжеты из истории Древней Греции. В Петергофе (частично скопированном с Версаля) были использованы несколько другие стили. Нельзя отрицать, что большая часть зданий выполнена в стиле классицизма, но также присутствует более практичный, но менее дорогой стиль — неоготика, а так же барокко и необарокко.

Версаль — это величественный дворец, который был построен с головокружительной роскошью. Над его созданием трудились архитекторы Луи Лево (1612–1670), Жюль Ардуэн-Монсар (1646–1748), Андре Ленотр (1613–1700) и др. Первое упоминание о Версале, как о местности, относится к 1037 году. Версаль заложил (если можно так сказать) Людовик XIII. Изначально Версаль представлял собой небольшой охотничий домик (на самом деле это был небольшой скромный замок) в котором можно было отдохнуть после одного из главных развлечений королевского двора — охоты. Этот замок был настолько мал, что в нём не было даже спальни для матери-королевы и жены-королевы.

Людовику XIV очень понравилось это место, но, разумеется, слишком скромный, по королевским меркам, охотничий домик, его не устроил. Король солнце, как называли Людовика XIV, затеял на его месте грандиозное строительство и превратил этот скромный замок в величественный дворец. Позднее, в 1664 году он перенес из Парижа в Версаль свою королевскую резиденцию. Идеалы государственности во Франции потребовали такие художественные формы при строительстве Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции. Так как строгий стиль классицизма казался недостаточно пышным для Людовика XIV, было решено обратиться к стилю барокко. В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко. В результате загородная резиденция короля стала воплощением «великого царства и синонимом абсолютизма».

Тем же целям служила солнечная символика, которая связывала образ короля солнца Людовика XIV с богом солнца Аполлоном. Эта аналогия прослеживается в убранстве внутренних интерьеров. Особый интерес представляют центральная часть версальского дворца, где находятся королевские покои, и знаменита Версальская галерея, выходящая на террасу. В Большие королевские покои вводит зал Геркулеса — главная придворная бальная зала. Огромная картина в потолке изображает «Апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых грандиозных в мире: оно достигает 18 метром в высоту и 17 метров в ширину.

Но начинается анфилада королевских покоев с салона Изобилия. Свое название он получил из-за того, что являлся буфетной комнатой. На столах в этой комнате всегда стояли самые дорогие вина и экзотические фрукты. Также этот салон являлся салоном Медалей, в нем хранились всякие редкости, которые собирал король Людовик XIV. Дальше шел салон Дианы, названный так в честь римской богини охоты — Дианы. Салон бы довольно скромный и, как ни странно, являлся бильярдной короля (Людовику XIV очень любил этот вид развлечений). После салона Дианы шел салон Меркурия. Этот салон являлся спальней короля и олицетворял собой абсолютное богатство и величие. Посередине, под пурпурным бархатным пологом, стояла кровать. Сам полог, а также все одеяла и подушки были вышиты золотыми нитями. На их вышивку уходило 12 килограмм золота. И это лишь маленькая деталь, маленький штрих к портрету короля Людовик XIV. Все в этой комнате говорило о богатстве её владельца, все было из серебра и золота, начиная от столовых приборов и заканчивая чеканкой на кровати.

Самое удивительное помещение всего дворца — Зеркальная галерея. Зеркальную галерею проектировал знаменитый французский архитектор того времени — Жюль Ардуэн-Мансар. Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646–1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

Петергоф Легенда гласит, что место для этого города выбрал сам Петр I. В 1705 году небольшое судно «Мюнкер» пристало к берегу Финского залива в 40 км от строящегося Санкт-Петербурга. Отсюда хорошо просматривались горизонты Балтийского моря и обширный остров, где в то время велось строительство грозной крепости — Кронштадта. В 1710 году были предприняты первые действия по преобразованию «хоромцев» в роскошный дворцовый ансамбль — Петергоф. История рассказывает, что Петр I после победы над Швецией (в Северной войне) совершил путешествие во Францию. Там он изучил планировки блистательных французских королевских резиденций — Шуази, Трианона, Версаля. При этом особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям и деталям устройства парков и фонтанов

В 1716 году Петр I выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы — Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов — венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини. Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие.

В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя, как блестящий архитектор. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нем были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф.

К началу 19 века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения — конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков. При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I — Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк. Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.

Интересные факты. Версаль.

1)        Итальянцы во Франции. Расходы на строительства Версаля (пожалуй, самой дорогой стройки своего времени) буквально опустошали государственную казну, а идеи Людовика XIV лишь ширились. Для сокращения расходов министр финансов Кольбер решил использовать только “отечественные” материалы. Но возникла проблема: в XVII веке монополия на изготовление зеркал принадлежала венецианцам и ревностно охранялась. Для Версаля требовалось множество зеркал. Тогда Кольбер переманил итальянских мастеров для работы во Франции. Узнав об этом, венецианцы пришли в бешенство и наняли наёмных убийц — чтобы те покончили с перебежчиками. Но остановить распространение технологии уже не удалось, во Франции благополучно наладилось собственное производство.

2)        Страна или дворец? Вот в чем вопрос. Печально, но сегодня зеркальная галерея уже не так красива (или, по крайней мере — пышна), как была некогда. Почему? Многие украшения переплавили! И сделали это не какие-то беспощадные вандалы, а сам Людовик XIV, идейный вдохновитель первоначальной роскоши. Серебряная мебель и бесчисленное множество других украшений, годами истощающих бюджет Франции, пали жертвой военных амбиций короля — их “переделали” в серебреные монеты для содержания армии. Такова была эпоха: щедро тратить, не думая о завтрашнем дне!

3)        Дипломатия и дворец. Людовик XIV использовал Зеркальную галерею для приёма послов с самого её завершения. И это было весьма ловким ходом — невероятный интерьер потрясал послов и, конечно, заставлял их испытывать уважение к владельцу дворца. Но, по-настоящему знаковые события в Зеркальной галерее произошли много позже, когда Версаль давно уже перестал быть королевским дворцом.

4)        Где мрамор? Большинство декоративных панелей и колонн, украшающих дворец, выглядят мраморными или выполненными из других ценных пород отделочных камней. Так изначально было задумано самим королем и его архитектором. Однако денег на это великолепие не хватило. Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью. Их даже вблизи зрительно крайне сложно отличить от настоящих мраморных колонн.

5)        Версаль — бывшая резиденция французских королей, дворец, парк с фонтанами, Большой Канал, дворцы Большой и Малый Трианон и парк Марии-Антуанетты с селом в миниатюре.

6)        Версаль был самым большим дворцом в Европе, где могли одновременно разместиться 20 тысяч человек.

7)        На территории Версаля 50 фонтанов, 52 000 квадратных метров зданий (2 153 окон, 700 комнат, 67 лестниц, 350 каминов, 6 000 полотен, 1 500 рисунков, 15 000 гравюр, 2 100 скульптур), 20 километров дорог, 200 000 деревьев и 210 000 цветов. Большой Канал занимает 23 гектара. Вокруг дворца 20 километров ограждающих стен.

8)        Идея строительства Версаля возникла у короля из зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов Виконта Фуке в Во-ле-Виконт. Король Солнце отравил Фуке и отобрал его владения.

9)        Парк Версаля, на площади в 101 гектар, был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения.

10)    Первый охотничий домик с прилегающим садом был построен по воле Людовика XIII в тридцатых годах XVIII века. Строительство Версаля началось при Людовике XIV.

11)    В Салоне войны стены увешаны монументальными полотнами, которые восхваляют самые значительные военные победы Франции. Под огромными полотнами битв зрителям представлены черно-белые фотографии, показывающие всю страшную правду о горестях, смертях, голоде и разрухи.

12)    После поражения Франции во франко-прусской войне Версальский дворец с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I.

13)    В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор с побежденной Германией. Последствия Версальского договора были основой для возникновения нацизма в Германии и Второй мировой войны.

14)    После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения.

15)    Многие дворцы Европы были построены под влиянием Версаля: Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине и др.

16)    Во времена Короля Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений и статуи, были отлиты из серебра.

17)    Рядом со спальней короля находился зал «Бычий глаз», где собирались придворные в ожидании пробуждения короля.

18)    Цветы в Версальском саду цветут круглый год. Чтобы Людовик ХIV не видел увядающих цветов, их выращивали в горшках. 2 млн. горшечных цветов позволяли быстро проводить замены «цветочных сцен».

19)    В северо-западной части парка расположены два загородных дворца: Большой Трианон и малый Трианон. Большой Трианон был возведен для Людовика XIV, а Малый Трианон создавался для фаворитки Людовика XV, мадам Помпадур.

20)    Система водоснабжения фонтанов разрабатывалась во времена Людовика XIV, и действует до сегодняшнего дня. Фонтаны действуют с апреля по начало октября по субботам и воскресениям 1–2 часа. На зиму фонтаны закрываются, вода откачивается.

21)    В Версале есть свой Большой канал, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией».

22)    Сады Версаля использовались для празднеств, во время которых ставили оперы Люлли и пьесы Расина и Мольера. Дворцово-парковый ансамбль был огромной сценой.

23)    Мария Антуанетта построила в Версале свой собственный театр и играла роли в пасторалях — представлениях, имитирующих крестьянскую жизнь.

24)    Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века.

25)    На строительстве Версаля работали 20 тысяч рабочих и 6 тысяч лошадей.

26)    Король-солнце Людовик XIV поместил в Версале символ солнца: аллеи Версаля расходятся из центра подобно лучам солнца, Аполлон — фонтан, из которого встает солнце и др.

27)    На первом этапе строительства дворца самым большим новшеством стала плоская крыша, созданная по желанию короля Людовика XIV. Плоские крыши были крайне неудобны, за ними нужно было постоянно следить, сливая воду, после дождя.

28)    9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

29)    Зеркальный зал Версаля длиной 73 метра, шириной 10 метров и высотой (12,8 м) с пятиэтажный дом.

30)    Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого — зеркало.

Петергоф. Здесь расположен дворец — коттедж. Этот дворец был очень интересным и в каком-то смысле даже мистическим местом. Петергоф известен большинству туристов по пышному дворцу и фонтанам. Мало кто знает об уютном красивом парке Александрия, в котором расположился дворец-коттедж — резиденция, где император Николай I и его супруга Александра Федоровна проводили лето. Существуют «призраки места», которые иногда возвращаются в любимые края. Говорят, Александра Федоровна любит посетить свой летний дворец. Дворец-коттедж построен в 1829 году в готическом стиле, который особенно любила императрица, увлекающаяся чтением английских готических романов.

Александра Федоровна интересовалась мистицизмом. Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о моде на спиритические сеансы при дворе: «…по возвращении двора в Царское все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы…. К одной из трех ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» «…Вечер у императрицы. Опять вертящиеся столы» Александра Федоровна получила прозвище Лалла-Рук, в честь героини романтической поэмы Томаса Мура. Молодые Александра и Николай играли в придворной постановке этой истории. По сюжету героиню-принцессу насильно выдают замуж за богатого принца, а она влюблена в простого певца. Но все заканчивается хорошо: певец и принц — один и тот же человек.

Пушкин, восхищавшийся императрицей, посвятил ей эти строки:

«И в зале яркой и богатой

Когда в умолкший, тесный круг

Подобна лилии крылатой,

Колеблясь входит Лалла-Рук

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою

И тихо вьется и скользит

Звезда-Харита меж Харит

И взор смущённых поколений

Стремится ревностью горя

То на нее, то на царя…»

Возможно, призрак императрицы иногда возвращается в его комнаты, проверяет всё ли в порядке. К счастью, дворец не пострадал. Даже его интерьеры удалось сохранить. Может, сама душа императрицы смогла защитить свой любимый коттедж?

Беды и потрясения. Версаль самым серьезным образом пострадал во время французской революции 1789 года. Буря Великой революции не обошла стороной великий дворец. Свой отпечаток, хотя и менее разрушительный оставила Вторая мировая война. Петергоф также серьезно пострадал во время революции 1917 года, а потом пережил очень серьезные разрушения во время Великой отечественной войны. С 1941 по 1944 годы он был оккупирован фашистской армией. Были сильно повреждены не только сооружения, но и парковый ансамбль и фонтаны. Оккупанты сожгли Большой дворец, похитили скульптурный ансамбль большого каскада, разорили и вывезли более 30 тысяч предметов искусства. несмотря на нанесенный урон, реставрация началась уже в 1944 году. Реставрационные работы закончились в 2000 году, после чего Петергоф предстал во всем великолепии.

В настоящее время и Версаль, и Петергоф является национальным музеями-заповедниками. Франция и Россия считают их своими национальными достояниями, берегут и охраняют не только дворцы, но и парковые ансамбли. Петергоф и Версаль — наивеличайшие дворцы за всю историю человечества. Эти дворцы очень разные, но оба дворца играли одну роль. Их можно смело назвать гимнами абсолютной монархии. Они были созданы, чтобы показать величие и великолепие двух стран. И по сей день туристы приезжают со всего света, чтобы посмотреть на эти шедевры архитектуры. Мы должны беречь историю, чтобы она не превратилась в легенды. Берегите и любите историю. Она не должна стать мифом.

 

Литература:

 

  1.      Путеводитель «Версаль» серия «Золотая книга» французский язык. Изд. Бонечи 2012 г. Италия
  2.      «Версаль и его история» Даниэль Мэйер французский язык. Изд. Арт Лис 2015 г. Италия
  3.      Путеводитель «Петергоф» на русском языке изд. «Золотой лев» 2015 г.
  4.      «Прогулки по Петергофу и Стрельне XIX века» Е. Юхнева изд. Паритет 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Версаль, петергоф, Зеркальная галерея, дворец, строительство Версаля, Версальский дворец, мировая война, быль, время, король.


Задать вопрос