Театр кукол: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Куличкина А. П., Винокурова А. П. Театр кукол: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» // Юный ученый. — 2017. — №3.2. — С. 76-77. — URL https://moluch.ru/young/archive/12/963/ (дата обращения: 21.01.2020).



 

Дети в современном мире потребляют готовый продукт современных технологий, все больше времени проводя перед компьютером, чем наносят большой урон не только своему здоровью, но и развитию в целом. Альтернативой компьютерным играм и восприятию мира через экраны телевизоров может стать театр кукол, который может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Цель исследования: Создание театра кукол по сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».

Задачи: изучить историю театра кукол; выявить персонажей сказки; ознакомиться с различными технологиями создания кукол; сделать эскизы героев сказки; изготовить куклы персонажей, используя подручные материалы; отрепетировать и показать кукольный спектакль.

Объект исследования: театр кукол как один из методов воспитания детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Предмет исследования: алгоритм создания кукольного спектакля по мотивам якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках якутской литературы, культуры, на занятиях ДОУ. Театр кукол существует давно. Древние народы верили, что на земле, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. На протяжении тысяч лет во всех странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний.

Театр кукол – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами кукловодами, обычно скрытой от зрителя ширмой. Театры кукол различаются устройством кукол и системой их управления (куклы-марионетки, пальчиковые, перчаточные, тростевые и др.)

 Куклы – марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.

Пальчиковые куклы – те, которые надеваются на палец. Если кукла надевается на руку, как варежка, это уже кукла-перчатка.

Тростевые куклы – больше перчаточных. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня – "гапита". К рукам куклы прикреплены трости – палочки, которыми двигает кукловод.

Сказки – это увлекательная страна чудес, которая учит нас и любого человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и в свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелости. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Сказки – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребёнка. Мы выбрали якутскую народную сказку «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин». В сказке описывается быт, традиционные занятия, семейные обряды народа саха. Основная мысль сказки: предназначение человека в этом мире, жизнь в гармонии с природой. Отношение героев сказки к себе, к окружающему миру – любовь, доброта, восхищение прекрасным, доверие, осознание своей вины, умение прощать являются хорошим примером для подражания. Также действия, происходящие в сказке, помогают формировать культуру поведения: учат детей быть внимательными, добрыми, почтительно относиться к родителям. Еще одной привлекательной стороной данной сказки является волшебство – перевоплощение героев, говорящий конь. Также присутствуют символы: цветок – красота, процветание; звуки колокольчика – чистота; звуки ножниц – рождение девочки; шкура медведя – опасность, шкуры соболя и рыси – богатство и благополучие. Таким образом, сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказки.

Персонажи сказки: Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин; Бэрдьигэс от; Кэрэ Кыыс; Хаардьыт Бэргэн; Хайҕамсык Хара Хаан тойон; Чоочугур Чуоҕур маҥан ат; Абааһы кыыһа.

Технология изготовления кукол. Для этого необходимы: ткань (можно использовать старые вещи), нитки, иголки и немного фантазии.

1. Нарисовать эскизы персонажей.

2. Приложить свою ладонь на бумагу и обвести ее;

3. Полученную выкройку перенести на ткань (2 штуки);

4. Детали необходимо сшить;

5. Костюм куклы можно по желанию украсить аппликацией;

6. Головы кукол склеить из папье-маше.

Для этого нужно развести клейстер (добавить в муку немного теплой воды и размешать до получения однородной массы). Порвать на маленькие кусочки бумагу, и смачивая кусочки бумаги в клейстере обклеить специально заготовленную фигуру головы из пластилина. После того как клейстер высохнет, пластилин нужно убрать, а полученную заготовку раскрасить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Театр кукол имеет богатую историю, за все время существования он помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, является одним из самых эффективных методов воспитания и формирования личности ребенка. 2. Существует множество технологий изготовления кукол, которые можно использовать на практике. 3. В ходе работы выявлено семь основных персонажей сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», по ним сделаны эскизы. 4. Изготовление кукол персонажей и их использование развивает у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, способствует развитию общительности, развивает моторику рук и пальцев, двигательную активность. 5. У зрителей театра кукол развивается эмоциональная отзывчивость, способность различать «добро» и «зло», воспитывается чувство любви к человеку и окружающему миру, порядочность, сопереживание, сочувствие.

 

Литература:

 

  1.                Саха литературата / Филиппова Н.И.-Дьокуускай, 1999
  2.                Саха остуоруйалара/ Г.У.Эргис ред.-Дьокуускай: Бичик, 1996.
  3.                Куклы. Энциклопедический словарь/под ред. Б.Голдовского. – М., 2004
  4.                Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001
Основные термины (генерируются автоматически): театр кукол, сказка, воспитательное средство, кукольный спектакль, якутская народная сказка, народная практика воспитания, персонаж сказки, течение столетий, формирование личности ребенка, окружающий мир.


Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

Сама сказка становится объектом исследования-ребенок исследует волшебный мир и научается

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые

Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может...

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы

Для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунаемся в мир сказки с помощью «сказочного

Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что.

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Теа́тр кукол — это одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность, благодаря этому, с помощью театрализованной деятельности у детей формируется опыт социальных навыков поведения.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка

Некоторые дети пытались придумать собственное завершение сказки при помощи доброй

2. Театр кукол и игрушек в ДОУ. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3–7...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников...

Ключевыеслова: эстетические чувства, эстетическое воспитание, народная сказка.

Народные сказки демонстрируют нахождение личности в обществе, особенности

Так как с первых слов сказки вводят в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери...

Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

Сама сказка становится объектом исследования-ребенок исследует волшебный мир и научается

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые

Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может...

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств...

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы

Для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунаемся в мир сказки с помощью «сказочного

Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что.

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах...

Теа́тр кукол — это одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность, благодаря этому, с помощью театрализованной деятельности у детей формируется опыт социальных навыков поведения.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка

Некоторые дети пытались придумать собственное завершение сказки при помощи доброй

2. Театр кукол и игрушек в ДОУ. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3–7...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников...

Ключевыеслова: эстетические чувства, эстетическое воспитание, народная сказка.

Народные сказки демонстрируют нахождение личности в обществе, особенности

Так как с первых слов сказки вводят в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери...

Задать вопрос